Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия эпохи Просвещения





Говоря и философии эпохи Просвещения имеют в виду прежде всего учения французских философов XVIII в.: Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо, Денни Дидро, Шарля Монтескье, Жюльена Ламетри, Поля Гольбаха и др.

Основная проблематика философии Просвещения – гносеологическая и антропологическая. Просвещение заимствует из Возрождения культ человека, из Нового времени – культ науки и разума, дополняет их верой в неограниченный процесс, идей всеобщего равенства людей перед законом. Характерная черта философии XVIII в. – исторический оптимизм. В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы детерминизма и механистического материализма. Природа понимается как часовой механизм, который может быть разобран по винтику, а затем вновь собран в нужном виде. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек – машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатывает мысль так же как печень желчь.

Центром эпохи Просвещения является Франция XVIII в. Философию этого периода можно разделить на две части:

а) деизм;

б) материализм.

Деизм – философское направление, трактующее Бога как абстрактное внеприродное начало, имеющее лишь первоначальное отношение к природе. Представители: Ш.Л.Монтескье, Ф.М.А.Вольтер, Ж.Ж.Руссо.

Ш. Монтескье. Его работа – «О духе законов». Неравенство людей связано с их имущественными интересами, что порождает социальную борьбу. Он считал, что закон и общество носят двоякий характер:

1) естественные законы порождены биологической природой человека;

2) общественные законы установленные государством. Свобода – право делать то, что дозволено законом.

Монтескье – один из родоначальников географического детерминизма, он считает, что определяющий фактор исторического развития связан с географической средой. Форма государственного устройства зависит от географической среды.

Ф. Вольтер. Его творчество связано с философией, публицистикой, историей культуры. Философские работы Вольтера - «Философские письма», «Трактат о метафизике». Он считает, что человек существо социальное, у людей есть врожденный инстинкт деятельности. Вольтер считал, что все люди равны. Свободу человека он понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. История – это борьба мнений, мнения правят миром.

Жан Жак Руссо. Его работы – «О влиянии наук на нравы», «Эмиль». Значительным влиянием пользовалась теория общест­венного договора, выдвинутая Руссо. Согласно этой теории, люди созна­тельно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но, в то же время, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое госу­дарство: в результате договора, а не насилия. Все люди равны по рождению. Неравенство связано с имуществом. Современное общество находится в кризисе, так как люди стараются казаться, а не быть. Государство поддерживает частную собственность, неравенство людей и порождает кризис. Необходимо вернуться к естественному состоянию, его лозунг: «Назад к природе». Видимо, философ первым постиг противоречивые стороны цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза.

Формирование совершенного человека связано с воспитанием, считает Руссо и создает целую педагогическую систему. Основой естественной морали должно стать трудовое воспитание личности.

К материалистам эпохи Просвещения относятся: Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций. Они считают, что мир существует реально и он материален. Материи присуще движение. Источник движения находится в самой материи. Материя и движение являются единственной существующей реальностью. Так как вся природа является ни чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Природа выступает как бесконечный ряд причин и следствий. В эту строго детерминистическую систему помещается и человек.

Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях. В области познания французские материалисты принимают принципы сенсуализма. О механическом подходе к пониманию человека свидетельствует название работы Ламетри «Человек-машина».

Творчество французских материалистов проникнуто атеизмом. Гольбах в популярной для его времени работе «Карманное богословие» заявляет, что «религия противоречит всем принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание».

Основные понятия

ДЕДУКЦИЯ («выведение») - путь мышления, который идет от обще­го положения - к частному.

ДЕИЗМ - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи сотворен, предостав­лен действию собственных законов. Деизм возник в Англии и выступал в виде естественной религии или религии разума, сыграв положительную роль в развитии свободомыслия XVII - XVIII вв.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) - учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в XVII - XVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людей действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, неза­висимо от времени и места и неизменно.

ИНДУКЦИЯ («наведение») - движение знания от отдельного - ко всеобщему. Противоположностью ин­дукции является дедукция. Индукция как способ исследования обосновы­вается и развивается Бэконом.

МЕХАНИЦИЗМ - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рас­сматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды ма­териального движения.

МОДУС («мера, способ») - термин в философии Спинозы, обозна­чающий все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах (неотъемлемых свой­ствах). В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. Модусы пассивны.

МОНАДА («единица») - в идеалистических учениях является духов­ной единицей бытия и антиподом материального атома. Наибольшее раз­витие термин получил в философии Лейбница, который утверждал, что все вещи обладают собственной силой, внутренней способностью непрерывно действовать. Согласно Лейбницу, эти силы всегда равновелики и являются их субстанциями. Число этих субстанций бесконечно, и все они - перво­элементы вещей. Монадами Лейбниц называет простые, телесные душев­ные, более или менее сознательные субстанции, а их действующие силы заключаются в их представлениях. Бог есть первомонада, а все другие мо­нады - её излучения. Тело - совокупность монад, душа - тоже монада. Минералы и растения - спящие монады с бессознательными представле­ниями. Монады делятся на простые, монады-духи и монады-души.

МОНАДОЛОГИЯ («учение о монадах») - философское учение Лейбница, названное по его одноименному произведению (1714 г.).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - учение о возникно­вении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Развернутую форму теория получила в XVII - XVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др.

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее единственным источником знания разум. Родоначальником является Р. Декарт.

СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объ­ективные законы природы и общества, един из гносеологических источни­ков идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, т.е. взгляда на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В край­них случаях он приводит к солипсизму, в этике - к эгоизму, в политике - к волюнтаризму.

ЭМПИРИЗМ (опыт) - направление в гносеологии, представители ко­торого считают чувственный опыт единственным источником познания. Сильная его сторона - детальный анализ чувственных знаний. Абсолюти­зация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. Различают ма­териалистические и идеалистические его разновидности.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - основатели и авторы французской «Энцикло­педии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), кото­рая дала систематический свод достижений своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного про­гресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.

 

 

Тема 5 «Немецкая философия XVIII – XIX вв.»

1. Философская система И. Канта

2. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха

4. Философия марксизма

 

Date: 2016-05-18; view: 3930; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию