Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизм в философии эпохи Возрождения





Эпоха Возрождения – это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи ценности человека в духе античности. Теоцентрическому мировоззрению Средневековья с конца XIV – начала XV в. противостояло гуманистическое движение, охватившее всю духовную культуру западноевропейских стран, в том числе философию.

В эпоху Возрождения формируется совершенно новый для европейской культуры тип человека; меняется экономика, образование, культура. В эпоху Возрождения в цент мира становиться человек. Характерной чертой этого времени становится гуманизм, т.е. человеколюбие. Человек у гуманистов ставится в центре вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Человек уподобляется Богу и творцу. Он обладает естественными правами, такими как равенство, свобода и право собственности. Гуманизм отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, требует учитывать специфические черты каждого отдельного человека.

Основными чертами философии эпохи Возрождения являются:

- во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

- во-вторых, использование материалистических произведение Античности – Демокрита, Эпикура;

- в-третьих, философия Возрождения тесно связана с естествознанием;

- в-четвертых, одной из центральных её проблем становиться человек и его добродетели, т.е. происходит превращение философии в философию гуманистического антропоцентризма.

Характерной чертой этого времени становится гуманизм, т.е. человеколюбие. Человек у гуманистов ставится в центре вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Человек уподобляется Богу и творцу. Он обладает естественными правами, такими как равенство, свобода и право собственности. Гуманизм отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, требует учитывать специфические черты каждого отдельного человека.

«Отцом гуманизма» называют Франческа Петрарка (1304-1374). Ф. Петрарка известен как великий гуманист своими произведениями – поэмой «Африка», книгой песен «Моя Италия», философскими работами – «Благородный дух», «О презрении к миру», «О моем собственном невежестве» и др. Ему принадлежит первенство в разработке концепции гуманистического индивидуализма, суть которого состояла в утверждении познания мира через познание человека. Философ специально исследует проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность и аффекты («страсти души»). К последователям Петрарка относятся Дж. Боккаччо, Колуччио Салутати, Лоренцо Валла.

К реальным проблемам человеческого бытия обратился Джованни Боккаччо (1313-1375), который, как и Петрарка стоит у истоков Раннего Возрождения. В своих произведения Д. Боккаччо высмеивает такие пороки как: алчность и прелюбодеяние, лень и коварство, воровство и пьянство, обман и др. и воспеваются добродетели: благочестие и справедливость, храбрость и познание истины, прощение, самообладание и др.

Яркое явление в культуре Возрождения – творчество итальянского гуманиста Лоренцо Валлы (1407-1457). Ко времени появления первой работы Л. Валлы гуманизм достиг определенных результатов в своем философском развитии. Человек, его мир стояли в центре этико-психологической проблематики. Источником гуманистических идей Лоренцо Валлы явилась поэма Лукреция Кара «О природе вещей» и трактат древнеримского оратора Квинтилиана «Об образовании оратора». Основа размышлений Л. Валлы о проблемах этики – мысль о стремлении всего живого к самосохранению и избежанию страданий. Жизнь – высшая ценность, а поэтому процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждению и благу как чувству радости. Л. Валла сблизил человека с животным, но и одновременно возвысил его над ними через предназначение человека к вечности, его восприятия полноты мира. Он отказывался рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой тот считал причастным к Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Л. Валла полагал, что душа есть нечто единое, хотя и выделял такие её функции как память, разум и воля. Все способности души распознаются в ощущениях - зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Он считал, что память – возможность воспринимать объекты; разум – способность выносить об объектах суждения, а воля – получать удовольствие и страдание. Лоренцо Валла – сенсуалист: он считал ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.

 







Date: 2016-05-18; view: 436; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию