Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Персоналии





АмонашвилиШалва Александрович (род. 1931)- крупный грузинский педагог и психолог, развивающий идеи гуманно-личностного подхода к детям. Основал лабораторию экспериментальной дидактики при НИИ педагогики Грузии. Разрабатывал проблемы оценки знаний учащихся, гуманного построения образовательного процесса.

АнаньевБорис Герасимович (1907-1972) - доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, основатель ленинградской школы психологии. Развивая традиции В.М. Бехтерева, создал единую концепцию человекознания, как комплексной дисциплины. Планомерно исследовал механизмы чувственного познания.

БабанскийЮрий Константинович (1927-1987) - доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР. Разработал теорию оптимизации обучения. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанных на всестороннем изучении причин неудач школьников.

БандураАльберт (род. 1925) - американский психолог, представитель социально-когнитивного направления в психологической науке, создатель теории социального (викарного) научения.

БасовМихаил Яковлевич (1892-1931) - профессор педологии и психологии в НИИ и вузах Петрограда. Исследовал проблему воли, стремился изучать личность ребёнка в процессе деятельности. Интересовался вопросами объективного изучения детей в системе педагогического образования.

БехтеревВладимир Михайлович (1857-1927) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, морфолог и психолог. Основал первую в России психофизиологическую лабораторию (1855, Казанский университет), а затем Психоневрологический институт (1908), где проводилось комплексное изучение человека. Основатель объективной рефлексологии.

БлонскийПавел Петрович (1884-1942) - российский педагог, психолог и философ. Развивая традиции Л.С. Выготского, рассматривал поведение как функцию сознательной жизни («сознательное поведение»). Автор одной из признанных классификаций видов памяти. Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей, был приверженцем новых форм обучения.



Богоявленская Диана Борисовна (род. 1935) - доктор психологических наук, профессор. Разрабатывает проблемы креативности, психологии творчества и творческих способностей.

БодалёвАлексей Александрович (род. 1923) - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает проблемы психологии об­щения, в которых раскрывает общие, возрастные, индивидуальные, профессиональные и др. особенности межличностного восприятия и познания.

Рассматривает роль общения в воспитании; разрабатывает комплексный подход к воспитанию личности.

БожовичЛидия Ильинична (1908-1981) - известный российский психолог, доктор педагогических наук, профессор. Ученица Л.С. Выготского. Внесла значительный вклад в разработку проблем развития личности в онтогенезе.

БолдуинДжеймс Марк (1861-1934) - американский психолог, социолог, историк. В педагогике стремился обосновать необходимость индивидуального подхода к учащимся, опираясь на данные экспериментальной психологии.

БрунерДжером Сеймур (род. 1915) - американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Разрабатывал проблемы познавательной деятельности (восприятия и мышления), психологические основы обучения.

БуеваЛюдмила Пантелеевна (род. 1926) - доктор философских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области социальной психологии личности и философской антропологии.

ВыготскийЛев Семенович (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог, основатель культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций. Автор основополагающих работ по проблемам мышления и речи, развития нормального и аномального ребенка, психологии искусства.

ГальперинПётр Яковлевич (1902-1988) - крупный отечественный психолог, доктор педагогических наук, профессор. Сформировал систему представлений о психологии, как науке об ориентировочной деятельности субъекта. Автор концепции планомерного поэтапного формирования умственных действий.

ГербартИоганн Фридрих (1776-1841) - крупный немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Теоретически обоснован педагогику, при этом большое значение придавал воспитывающему обучению, разработан методические приемы, учитывающие воспитательные возможности учебных предметов.

ДавыдовВасилий Васильевич (1930-1999) - крупный отечественный исследователь и организатор науки, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разработал психологическую теорию учебной деятельности, создал систему развивающего обучения, в которой целенаправленно формируется теоретическое мышление.

ДжемсВильям (1842-1910) - крупный американский психолог и философ, создатель первой американской психологической лаборатории. Рассматривал «поток сознания» как целостное, динамическое, избирательное приспособление личности к среде.

ДубровинаИрина Владимировна (род. 1935)-доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Специалист в области возрастной и педагогической психологии, практической психологии образования.



ДьюиДжон (1859-1952) - американский философ, психолог и педагог. Развивал концепцию прагматизма в психологии познания и образования.

ЗанковЛеонид Владимирович (1901-1977) - советский педагог, психолог и дефектолог. Доктор педагогических наук, действительный член АПН СССР. Разработал дидактическую систему, обеспечивающую высокий уровень развития памяти и мышления школьников. Обосновал возможность применения в педагогическом исследовании разных видов педагогического эксперимента.

ЗапорожецАлександр Владимирович (1905-1981) - доктор педагогических наук, действительный член АПН СССР, профессор. Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологию сенсорных процессов и движения; внес вклад в психологическую теорию деятельности; разрабатывал проблемы эмоций. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребенка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников.

ИтельсонЛев Борисович (1926-1974) - занимался проблемами математического моделирования процессов обучения. Представил оригинальную разработку применения математических методов к количественному описанию психологических феноменов на основе своеобразного синтеза тео­рии информации и теоретико-множественного направления топологии.

КаптеревПётр Фёдорович (1849-1922) - педагог и психолог, профессор. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Внес серьезный вклад в решение проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования.

КолбергЛоренс (1927-1987) - американский психолог, профессор Гарвардского университета, последователь Ж.Пиаже. Изучал проблему формирования нравственности у детей, выявил взаимосвязь морального развития с интеллектом.

КоменскпйЯн Амос (1592-1670) - чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Посвятил свою деятельность проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами.

КорчакЯнуш (1879-1942) - польский педагог, детский писатель, врач, общественный деятель, гуманист. Разработал собственную концепцию детства и путей формирования ребенка как личности.

Костюк Григорий Силович (1899-1982) - доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР. Разрабатывал проблемы психического развития детей, формирования и развития способностей и мышления.

КоффкаКурт (1886-1941) - немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Автор большого числа работ по восприятию, памяти, мышлению, навыкам, содержащих ценный для психологии и педагогики материал. Первым из гештальтпсихологов обратился к проблеме психического развития ребёнка.

КрутецкийВадим Андреевич (1917-1989) - доктор психологических наук, профессор, видный специалист в области педагогической психологии, психологии способностей.

КузьминаНина Васильевна (род. 1932) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Специалист в области педагогики и педагогической психологии.

ЛазурскийАлександр Федорович (1874-1917) - русский врач и психолог. Ввел в психологию метод естественного эксперимента. Считается основателем естественно -научной характерологии.

ЛангеНиколай Николаевич (1858-1921) - русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Исследовал процессы восприятия, внимания и движений. Активный реформатор средней школы в России.

ЛевитовНиколай Дмитриевич (1900-1972) - выдающийся отечественный психолог и педагог, разрабатывал проблемы воли и характера, внес весомый вклад в педагогическую, возрастную психологию и психологию трудового обучения и воспитания.

ЛейтесНатан Семёнович (р. 1918) - доктор педагогических наук, изучал общие умственные способности, рассматривая их с позиции индивидуального стиля деятельности.

ЛеонтьевАлексей Николаевич (1903-1979) - доктор педагогических наук, профессор, академик АПН СССР. Выдающийся ученый и организатор науки, ученик и сотрудник Л.С. Выготского. Разработал психологическую теорию деятельности, изучал проблемы возникновения и развития психики в филогенезе, формирования образа мира, сознания и личности.

ЛернерИсаак Яковлевич (род. 1917) - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО. Развил теорию проблемного обучения, раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Разработал целостную концепцию учебно-воспитательного процесса как системы.

ЛисинаМайя Ивановна (1929-1980) - доктор педагогических наук, профессор, психолог. Исследователь проблем психологии младенчества, онтогенеза общения, его мотивации и средств.

МакаренкоАнтон Семёнович (1888-1939) - выдающийся педагог и русский писатель, разработавший и внедривший в воспитательную практику концепцию коллектива и законов его развития. Обосновал логику педагогического процесса. Разработал важнейшие вопросы семейного воспи­тания, в т.ч. структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Оказал существенное влияние на развитие социальной педагогики, педагогической психологии, исправительно-трудовой педагогики и др.

МарковаАэлита Капитоновна (род. 1934) - доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психологии мотивации и педагогической психологии.

МаслоуАбрахам Харольд (1908-1970) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал иерархическую модель мотивации, исследовал проблемы самоактуализации личности.

МатюшкинАлексей Михайлович (род. 1929) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разработал психологические основы проблемного обучения и детской одаренности. Изучал (под руководством С.Л. Рубинштейна) условия осуществления человеком анализа и обобщения, роль отношений при решении мыслительных задач.

МахмутовМирза Исмаилович (род. 1926)-доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР. Исследовал вопросы проблемного обучения, его роль в развитии творческих способностей учащихся. Автор трудов по дидактике, теории и практике образования.

МенчинскаяНаталия Александровна (1905-1984) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР. Изучала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости у школьников, формирования мировоззрения. Выявила основные закономерности процесса усвоения знаний, исследовала и психологически обосновала эффективные приемы работы над учебным материалом.

МитинаЛариса Максимовна - доктор психологических наук, профессор. Исследователь проблем профессионального развития учителя. Созданная ею технология направлена на развитие у учителей гуманистической направленности, компетентности, гибкости.

МухинаВалерия Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, академик РАО и РАЕН. Область научных интересов: возрастная психология; психология личности; человек в экстремальных условиях; психологическое сопровождение ребенка, подростка, юноши, взрослого, пожилого человека; этнопсихология; психоэтносемиотика.

МясищевВладимир Николаевич (1892-1973) - видный российский психолог, разработавший теорию отношений личности к внешнему миру и самому себе как основу формирования устойчивых черт личности и характера.

НечаевАлександр Петрович (1870-1948)- известный отечественный психолог, организатор науки, инициатор проведения Российских съездов по педагогической психологии. В 1901 г. открыл в Санкт-Петербурге первую в стране лабораторию экспериментальной педагогической психологии. Разрабатывал проблемы памяти и индивидуальных различий.

ПетровскийАртур Владимирович (1924-2001) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, организатор науки, известный специалист в области истории и методологии психологии, в сфере психологии коллектива.

ПиажеЖан (1896-1980) - выдающийся швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. Создатель операциональной периодизации интеллектуального развития ребенка.

РоджерсКарл Рэнсон (1902-1987) - американский психолог, один из создателей гуманистической психология. Разработал принципы терапии, центрированной на клиенте.

РубинштейнСергей Леонидович (1889-1960) - выдающийся отечественный психолог и философ, организатор науки, один из создателей деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологические принципы психологической науки, концепцию психического как процесса.

РубцовВиталий Владимирович - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, специалист в области возрастной, педагогической и обшей психологии. Разрабатывает проблему, связанную с психолого-педагогическим обеспечением современного образования - психологические основы новых образовательных технологий.

РуссоЖан Жак (1712-1778) - известный французский филантроп, теоретик воспитания, последователь Я.А. Коменского. Создал целостную картину природы ребёнка и его развития, предложил первую развернутую периодизацию психического развития.

СкиннерБерес Фредерик (1904-1990) - американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Создал теорию оперантного научения на основе инструментальных условных рефлексов. Разработал основы метода программированного обучения.

СлавинаЛия Соломоновна (род. 1906) - кандидат психологических наук, психолог и педагог-практик, ученица Л.И. Божович. Одна из первых отечественных психологов конкретно проанализировала проблему воспитания (и перевоспитания) школьников. Разработала эффективные воспитательные приемы, в которых нуждаются учителя, в целях существенного улучшения поведения недисциплинированных учащихся.

СмирновАнатолий Александрович (1894-1980) - доктор психологических наук, профессор. Видный исследователь в сфере общей и педагогической психологии, организатор науки. Систематически разрабатывал проблемы психологии памяти.

ТалызинаНина Фёдоровна (род. 1923) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает деятельностную теорию учения.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся исследователь в области психологии способностей, создатель школы отечественной дифференциальной психологии.

ТорндайкЭдуард (1874-1949) - американский психолог и педагог, основатель бихевиоризма, создатель теории научения методом «проб и ошибок, случайного успеха».

УотсонДжон Бродерс (1878-1958) - американский психолог, основатель бихевиоризма - одного из распространенных направлений психологии XX в.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - выдающийся русский педагог, основоположник педагогической психологии в России. Создал психолого-педагогическую концепцию развития личности на основе воспитывающего обучения.

Фельдштейн Давид Иосифович (род. 1929) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разработал концепцию поуровневого социального и психического развития личности.

Холл Гренвилл Стенли (1846-1924) - американский психолог, создатель теории психического развития ребенка, основанной на принципе рекапитуляции.

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии.

 

 

 

Литература

Основная:

1. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика. – М., 2006.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., 2001.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.

5. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ ред. В.А.Сластёнин. – М., 2007.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р н/Д., 2002.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2001.

 

Дополнительная:

  1. Баттерсворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ пер. с англ. – М., 2000.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1976.
  3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М., 1987.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003, С. 78-106.
  5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.
  6. Зайцева О.В. Формирование эмоциональной устойчивости учителя. – Коломна, 2004.
  7. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. - М., 2006.
  8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
  9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  10. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. – М., 2004.
  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К.Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.
  14. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  15. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя; учеб. пособие. – М., 2004.
  16. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
  17. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М., 1994.
  18. Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. - М., 2006.
  19. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М., 1998.
  20. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.ИАнцыферовой. М.: Наука, 1978.
  21. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 2007.
  22. Смирнова Е.И. Психология ребенка. М.: Просвещение, 1997.
  23. Флейвелл Д. Генетическая психология Ж.Пиаже: Послесловие // Галь­перин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о раз­витии детского мышления. М.: Просвещение, 1967.
  24. Формирование деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1982.
  25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т.2. – М., 1986.
  26. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  27. Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, М., 2001.
  28. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
  29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С.25-77, 177-199, 212-220, 258-280.

 

 


 

Содержание

 

1. Пояснительная записка  
2. Тематический план курса  
3. Содержание лекционного курса  
4. Программа семинарских занятий  
5. Темы и содержание лабораторных занятий  
6. Тематика контрольных и курсовых работ  
7. Критерии оценок знаний  
8. Контрольные тестовые задания  
9. Вопросы к экзамену  
1. Методические рекомендации преподавателю    
   
Список научных трудов для конспектирования    
Практикум. Педагогические задачи и ситуации  
Словарь основных понятий  
Персоналии  
Список рекомендуемой литературы  
  Содержание  
           
           

 

 








Date: 2015-12-13; view: 701; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию