Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические задачи и ситуации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Для правильного решения педагогических задач необходимо знать и учитывать причины, вызывающие то или иное явление. Таких причин может быть много. Для решения задач требуется рассмотрение во взаимосвязи ряда обстоятельств и условий, в том числе и противоречивых. Очень полезно студенту при взаимодействии с другими людьми самому создавать ситуации, подобные тем, которые приведены ниже. Полезно проанализировать, какие психические качества личности могут быть сформированы у ребенка в тех или иных ситуациях. Важно ориентироваться не только на те психические особенности, которые четко определились у ребенка в настоящее время, но и на те особенности, которые только еще намечаются, т.е. предвидеть будущее развитие формирующейся личности. Знание этих вопросов поможет более целенаправленно организовать процесс воспитания и развития ребенка. В практикуме подобраны следующие задачи: • по изменению отношения к учебе; • на проявление и развитие творчества; • по педагогической диагностике; • на применение метода «пример»; • на выбор стиля поведения под «давлением среды»; • на выбор варианта ответа; • на переориентацию; • на оказание помощи в разрешении конфликта; • на рост самостоятельности; • на педагогическое стимулирование; • на стимулирование к самовоспитанию; • самовоспитания; • на развитие педагогических способностей; • на развитие педагогических техник общения. Психолого-педагогические задачи могут быть использованы на разных этапах обучения студентов: при изложении нового учебного материала для систематизации знаний соответствующих тем курса; при контроле за качеством усвоения учебного материала; при проведении семинарских, практических занятий, дифференцированном опросе, во время педагогической практики; на индивидуальных консультациях, в контрольных работах и пр. Задача но изменению отношения к учебе 3 а д а ч а № 1 «Какой упрямый этот Толя Толкачёв... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре. - Хочешь, скажу по секрету, о чем пойдет завтра речь на моем уроке? На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил: - Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать? Вопросы и задания: 1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха? 2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен? 3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?
Задача на проявление и развитие творчества 3 а д а ч а № 2 Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала: - Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз - книгу о русской живописи. - А где эти картины? - спросил кто-то из учащихся. - Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что же за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех нас посмотреть. Ученики начали искать живописные уголки парка, наводили свои рамки, выражали восторг, приглашали всех посмотреть. Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье. Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
Вопросы и задания: 1. Каков стиль деятельности и поведения учителя? 2. Оцените, обосновав, прием взаимодействия педагога с детьми. Задача по педагогической диагностике 3 а д а ч а № 3. На выявление характера взаимоотношении среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений. Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено четыре основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь - после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы - самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады. Вопросы и задания: 3. В чем ценность данного приема организации деятельности? 4. Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации? 5. Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию. 6. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?
Задача на применение метода «пример» 3 а д а ч а № 4 Отца у Саньки не было, он ушел из семьи два года назад. Мать работала сутками, чтобы прокормить троих детишек. Следить за мальчиком было некому. Он совсем отбился от рук, не слушал ни воспитателей, ни мать. Пожалуй, не было такого сада в поселке, в котором не побывал Санька. Впрочем, такой сад был - Матвея Петровича, его соседа. Парнишка боялся забраться в него, уж больно строг был хозяин, который сторожил свой сад с ружьем. Но однажды все-таки, решил Санька залезть в этот сад, и сразу был пойман бдительным стариком. Такого с ним никогда не случалось. Санька сжался в комок и дал себе слово не кричать, если его даже будут бить. А то, что ему сейчас здорово влетит, в этом он не сомневался. - Ну, здорово, богатырь, - услышат он голос Матвея Петровича. - Вот ты какой. Садись, гостем будешь. Легонько взяв Саньку за худенькое плечо, он усадил его за стол под яблоней. - Как яблоки-то? - ласково спросил Матвей Петрович мальчика. - Э-э, да ты, я вижу, и попробовать-то не успел. Ты с какой яблони сорвал, с этой? Эти яблоки самые вкусные. Давай угощайся, - потчевал он Саньку. - Сад-то я сам разводил, - скупо похвастался старик. - Нелегко было: зимы у нас больно холодные. Да ты ешь, тебе поправляться надо, ишь, кости-то как выпирают из-под рубашки. Матвей Петрович задумчиво посмотрел на сжавшегося, притихшего паренька. - Ты, вот что, - наклонился к нему Матвей Петрович, - захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, глядишь, впоследствии садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно, что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и хорошо, - обрадовался старик, хотя Санька не мог вымолвить ни одного слова, он был поражен словами и отношением к себе Матвея Петровича. - А яблоки, - продолжал тот, - возьми с собой, мать и сестренок угостишь. Я тебе сейчас еще нарву. Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и отдал Саньке. - Корзинку завтра или в другой раз принесешь. Ну, иди, - легонько потрепал грубой ладонью Санькины волосы и пошел за водой. А когда оглянулся, увидел... Санька, неисправимый озорник и хулиган, стоял и ясными, добрыми глазами смотрел ему вслед... Потом они стали друзьями, и Санька сильно к нему привязался, чувствуя заботу и понимание мудрого человека.
Вопросы и задания: 1. Какие педагогические задачи решил в этой ситуации Матвей Петрович? 2. Как ему удалось превратить причину конфликта в повод для зарождения добрых отношений с трудным подростком? 3. При каких условиях метод наказания приносит результаты? Задача на выбор стиля поведения под «давлением среды» 3 а д а ч а № 5 В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время, болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет, - у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются. Как вы думаете, что вы станете делать в подобного рода обстоятельствах? Выберете вариант возможных действий или предложите свой. Решения: A. Смеетесь с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете. Б. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним. B. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии за глаза.
Задача на выбор вариантов ответа З а д а ч а №6 - Мам, дай, пожалуйста. Деньги на дискотеку! Варианты ответов: 1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. 2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть захочешь там что-то купить или кого-то угостить. 3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать? 4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы! 5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы... Вопросы и задания: 1. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? 2. Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? 3. Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?
Задача на переориентацию З а д а ч а №7 Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю: - Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох... Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: - Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку... Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться. Вопросы и задания: 1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло? 2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? 3. О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?
З а д а ч а №8 Ребенок обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям. - Ясчитаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, - подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту. - То есть это метод борьбы с теми, кто неправ? - уточняет отец. - Да. - И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была неправа? Нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повториться. Вопросы и задания: 1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери? 2. Оцените средства педагогического воздействия отца на сына. 3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношений с людьми?
Задача на оказание помощи в разрешении конфликта З а д а ч а №9 Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает: - Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга. - Это секрет? - серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой. Тогда сделает так, даю вам 5 минут - поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы. Вопросы и задания: I. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? 2. Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? 3. Какое решение приняли бы вы в подобном случае? З а д а ч а № 10 ДИМА (Д): Леша сегодня не хочет со мной играть. Он не хочет делать то, что делаю я. МАМА (М): Ты сердишься на Лешу? Д: Еще бы! Не хочу больше с ним играть. Не буду с ним играть. М:Ты так на него сердишься, что не хочешь больше его видеть? Д: Именно так. Но если я перестану с ним дружить, с кем я буду играть во дворе? М: А тебе бы не хотелось остаться одному? Д: Конечно. Мне так и хочется на него броситься с кулаками. М: Ты хочешь поладить с ним, но тебе трудно на него не сердиться? Д: Он всегда охотно соглашался делать то, что предлагал я. А теперь он больше не хочет, чтобы я им командовал. М: Да, теперь тебе на него не так легко повлиять, как раньше. Д: Это точно. М: Такой он тебе, наверное, больше нравится? Д: Мне трудно перестать им командовать - я так к этому привык. Может быть мы с ним не будем ссориться, если я иногда соглашусь делать то, что он предлагает. Как ты думаешь? М: Ты думаешь, что если время от времени ты будешь ему уступать, ваши отношения станут лучше? Д: Может быть. Я попробую. М: Вот и молодец, попробуй. Вопросы и задания: 1. Носят ли вопросы и суждения мамы поучительный характер? 2. Какие высказывания вы бы убрали из диалога? Почему? 3. Дайте характеристику диалога с точки зрения поиска средств для разрешения конфликта. Какую позицию при этом выбрала мама? По каким признакам можно судить о ее ненавязчивой помощи сыну? Задача на рост самостоятельности 3 а д а ч а № 11 Выбери из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезны несамостоятельному человеку. • До глубокой мысли надо приподняться. • Не можешь жить, займись чем-нибудь другим. • Чтобы дойти до источника, нужно плыть против течения. • Мудрость бесконечна, можно и заблудиться. • Все в природе взаимосвязано, поэтому бес связей лучше не жить. • В жизни всегда есть место подвигу, нужно только быть подальше от этого места. • Не пляши под любой лейтмотив. • Если ты не самый близкий друг и товарищ самому себе, то ты не можешь быть ничьим другом. • Свободно только падение. • Чем больше переживаешь, тем меньше живешь. • Слишком светлое будущее непрактично. • Чтобы быть собой, нужно быть хоть кем-нибудь. • Занимая деньги, подумай, нужны ли тебе еще твои друзья. • Чувство собственного достоинства не всегда достойно. • Нет позиции, принимай позу. • Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться. • И пустое место борется за место под солнцем. • Карабкаться в гору еще не значит стремиться к возвышенному. • Идущий прямо к цели гнет свою линию. • Если вам хорошо и вы хотите, чтобы вашим друзьям было тоже хорошо, скажите им, что вам плохо. • Точка зрения не должна быть мертвой. • Не будь умнее, чем позволено. • Если поступать по совести, никогда не ошибешься на чужой счет. • Если все время мыслить, на что же существовать? • Безопаснее всех те пути, которые никуда не ведут. • Если стоять на нескольких точках зрения, обязательно займешь устойчивое положение.
Задача на педагогическое стимулирование З а д а ч а № 12 В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Эта игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома. Вопросы и задания: 1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? 2. Можно ли перенести этот приём на подростков? 3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
Задача на стимулирование к самовоспитанию З а д а ч а № 13 В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать - самоуверенный подросток, толково объяснял старшему брату, почему он хочет стать лётчиком-испытателем сверхзвукового самолёта… - Прости, пожалуйста, Игорь, - остановил его брат, - а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте? - А что я могу, - удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту… - Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь? - В хоккей иногда играю, а зарядку – нет, не успеваю… - А по математике, у тебя какие успехи? - Ничего, балла четыре, наверное, будет… - В авиамодельном кружке занимаешься? - Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко. - В радиотехнике разбираешься? Игорь молчал, а брат с огорчением ему сказал: - Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе математику, физику, черчение. Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу? Вопросы и задания: 1. Какие просчёты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? 2. В чём вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? 3. Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?
Задачи самовоспитания З а д а ч а № 14 Бенджамин Франклин (1706-1790) – выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс: · Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения. · Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому, избегать пустых разговоров. · Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах, для каждого занятия иметь своё место и время. · Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должен сделать, неукоснительно выполнять то, что решено. · Трудолюбие. Нельзя терять время попусту, нужно всегда быть занятым чем-то полезным, следует отказываться от всех ненужных действий и контактов. · Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы. · Справедливость. Нельзя причинять кому- бы то ни было вред, нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. · Умеренность. Следует избегать крайностей, сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей. · Чистота. Нужно не допускать телесной грязи, соблюдать опрятность в одежде и жилище. · Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам. · Скромность и т.д.
«Но в целом, - так Франклин подводил итог к концу жизни, - хотя я весьма далёк от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше, счастливее, чем я был бы без этого опыта…» (Франклин Б., 1956).
Вопросы и задания: 1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного. 2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «образ – Я».
З а д а ч а № 15 Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы: 1. Деятельность – обучение в вузе и самореализация личности. · Хорошо ли я представляю выбранную специальность? · Помогает ли мне обучение в вузе при достижении личных целей? · Какую работу я хотел (а) бы выполнять по окончании вуза? · Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет? · Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личным требованиям? 2. Человеческие отношения – в семье, в вузе, в общении с друзьями. · Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей? · Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? · Умею ли я слушать? · Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли? · Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье - психофизическое состояние. · Каково мое самочувствие? · Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха? · Занимаюсь ли я спортом? · Каков мой вес (масса тела)? · Достаточно ли я сплю? · Забочусь ли я о своем теле? · Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния? 4. Душевный комфорт - психическое состояние. · Занимаюсь ли я саморазвитием? · Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем? · Посещаю ли я выставки, концерты, театр? · Есть ли у меня какое-либо хобби? · Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями? · Достаточно ли развита моя воля? · Что я могу сделать для душевного комфорта? 3 ад а ч а № 16 Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания. 1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность с правом ответственности за поступок. 5. Не говорить себе без нужды ни одного слова. 6. Делать то, что хочется, а не то, что случится. 7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Вопросы и задания: 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? 2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то почему? 3. Какими правилами вы руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют? Задачи на развитие педагогических способностей 3 а д а ч а № 17 Шестнадцатилетний девятиклассник Виктор Дементьев стоит в кабинете завуча. Исподлобья и с недоверием смотрит он на классного руководителя и учителей: он ждет очередного наказания. Виктор бросил кусок льда в первоклассника и попал ему в лицо. Счастливая случайность, что не повредил глаз. - Родители малыша, возмущенные хулиганским поступком, подают жалобу в полицию и просят нас принять меры, - заявил классный руководитель. От этих слов лицо Дементьева исказилось, словно от физической боли; казалось, он сейчас закричит. - Не могу поверить, чтобы он так жестоко мог обидеть малыша. Здесь какое-то недоразумение, - сказал завуч. Провинившийся, не веря своим ушам, с удивлением и надеждой посмотрел на завуча. - Расскажи, Витя, как это случилось? Вместо ответа учителя услышали рыдание. Классный руководитель недоумевающе посмотрел на завуча, не поняв, почему разрыдался Дементьев, который всегда равнодушно относился к замечаниям учителей. Успокоившись, Виктор начал рассказ. Выйдя во двор, он увидел, что по крыше ветхого сарая бегала группа малышей. Виктор, боясь, что игра может кончиться несчастным случаем, закричал им: «Слезайте с крыши, провалитесь!». Но разыгравшиеся первоклассники ничего не слышали. Чтобы привлечь к себе внимание мальчиков, он бросил в них ком снега и нечаянно попал в лицо. Вот в чем состоял «хулиганский» поступок Дементьева. Вопросы и задания: 1. Почему истинное педагогическое воздействие невозможно без психологического контакта с ребенком? 2. Какие педагогические способности позволили завучу наладить контакт с ребенком? Обоснуйте ваш ответ. З а д а ч а № 18. Кто-то из ребят принес в школу магнитофон и включил его посреди урока. Учитель и ученики слышат музыку. Учительница понимает, какой реакции от нее ожидают, поэтому не торопится реагировать на выходку ученика. Неожиданно наступает пауза. Тогда учительница обращается к классу: - Я слышу музыку. Кажется, кассета закончилась, переверните, пусть негромко играет. Тот, у кого был магнитофон, опешил: - Это не кассета закончилась, это пауза. Урок успешно был доведен до конца, предполагаемый конфликт не произошел. Вопросы и задания: 1. Какие приемы педагогического воздействия были применены учителем? 2. Какие педагогические способности учителя проявились в этой ситуации?
Задачи на развитие педагогических техник общения 3 а д а ч а № 19 Вам позвонила ваша хорошая знакомая и печальным, убитым тоном пожаловалась, что чувствует себя очень одиноко, что больше не верит в жизнь и что постоянно думает о смерти. Вы обещали к ней вечером заехать. • Как и о чем, вы будете с ней разговаривать? Ваша задача- помочь ей. 3 а д а ч а № 20 Вы встретили на улице женщину, которая прямо на глазах у прохожих жестоко избивает своего ребенка. Ребенок отчаянно плачет. Если сделать женщине замечание, она еще больше разозлится, пройти мимо тоже невозможно. • Как быть?
З а д а ч а №21 Вы - Иван Иванович. А ваш друг, Иван Никифорович, человек крайне грубый и несдержанный, обозвал вас прилюдно «гусаком». Если прямо потребовать у Ивана Никифоровича извинений, то он больше раскипятится и наговорит еще каких-нибудь грубостей; а если ничего не сказать, оставить так, то Иван Никифорович подумает, что это ничего, и будет грубить и дальше. • Что вы будете делать? 3 а д а ч а № 22 Дети, которых баловали в детстве, часто отличаются болезненным честолюбием. • Почему? 3 а д а ч а № 23 Один мой знакомый учитель говорит: «Если у тебя появилось желание выгнать ученика из класса, выйди сам». • Что это - простое зубоскальство? Или здесь есть смысл? 3 а д а ч а № 24 Януш Корчак предлагал желающим написать трактат на тему «Бабушка как фактор воспитания в семье». • Попробуйте составить список основных ролей, которые играют бабушки, живущие вместе с детьми и внуками. 3 а д а ч а № 25 Вы - старший в семье (брат или сестра). Вы привыкли трудиться, считаете труд главной обязанностью. Вашего младшего брата родители, в отличие от вас, баловали. Он лентяй, разгильдяй, грубит родителям, прогуливает уроки в школе, плохо учится, хотя очень способный. Однажды, когда брат нагрубил матери, вы не выдержали и ударили его. С тех пор брат злится на вас, старается вас избегать. При встречах дерзит, насмехается над вами. • Как следует действовать, чтобы нормализовать отношения с братом и в тоже время принести ему пользу? 3 а д а ч а № 26 У вас дома есть пианино. Ваша соседка, маленькая девочка по имени Даша, очень любит приходить к вам в гости и «играть» на пианино. Однажды она пришла, поиграла и ушла. Когда вы закрывали пианино, то заметили на клавишах обсосанную конфетку и выбросили ее в мусор. Затем появляется Даша и говорит, что забыла на вашем пианино свою конфетку. Вы объясняете ей, что выбросили ее в мусор, теперь уже ничего не поделаешь. Даша, не слушая, что вы говорите, начинает ныть, плакать, а затем, потребовав вынуть конфетку из мусорного ведра и видя, что вы не слушаетесь ее, закатывает настоящую, мастерскую истерику. • Как вы поступите? Сделайте анализ: как воспитывают Дашу дома? 3 а д а ч а № 27 Карен Прайор утверждает, что хвалить за хорошую дисциплину в классе нужно ни в коем случае не педагога, а детей. • Почему? 3 а д а ч а № 28 Вот какой случай описывает в одной из своих книг американский профессор богословия Джош Мак-Дауэлл. Его отец был горький пьяница. И только когда Мак-Дауэлл стал верующим, он впервые смог совершенно искренне сказать отцу: «Папа, я люблю тебя». Сын был поражен тем, какое магическое действие это оказало: отец моментально бросил пить и абсолютно изменился. • В чем причина этого? 3 а д а ч а № 29 Среди детей очень много инфантилов. • Почему? Как решить эту проблему? 3 а д а ч а № 30 Вот несколько образных формул педагогической мудрости: 1. Огонь тушится не огнем, а водой. 2. Агрессия - крик о помощи. 3. Подготовка к обороне - это подготовка к нападению. 4. Хочешь рассеять тьму - включи свет. 5. Бунтовщик - это взбесившийся раб. 6. Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым. 7. Не спрашивай человека, совершившего ошибку, почему он так поступил: он этого не знает. • В чем их смысл? Верны ли они? 3 а д а ч а № 31 Так называемое золотое правило педагогики гласит: никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой. • Почему это так? 3 а д а ч а № 32 Существует так называемый закон Джемса - Ланге: мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам смешно, что мы смеемся. • Верно ли это? Самостоятельный ли это закон? 3 а д а ч а № 33 Существуют так называемые факторы педагогического риска, вот некоторые из них: 1. Дефицит общения. 2. Для мальчика - физическая слабость. 3. Для девочки - рано проявившаяся красота. 4. Явная, рано проявившаяся одаренность в чем-либо. • Почему это факторы педагогического риска? 3 а д а ч а № 34 Вот некоторые типичны ошибки «рядовых необученных»: 1. То, что я делаю - верно. 2. Я такой, и другим быть не могу. 3. Душевные страдания - признак высшей натуры. 4. Я хочу, чтобы он был хорошим, и пытаюсь что-то делать для этого, но он остается плохим - значит, он меня оскорбляет. 5. Я не могу ничего изменить, потому что другие делают плохо. 6. Он плохой, поэтому я не буду ему помогать. • Действительно ли это ошибки? Почему? З а д а ч а № 35 Психолог пришел в гости к своим друзьям - мужу и жене, у которых маленькая дочка. Они рассказали ему, как недавно дочка, сидя на горшке, играя дверью, прищемила палец и, конечно, стала плакать. Жанна (так зовут маму), испугавшись, бросилась к ней с криком, жалела, утешала. Олег (папа), напротив, проявил полное хладнокровие, посмеиваясь над женой и говоря, что девочка потому и плачет, что та ее так жалеет, а что на самом деле ей вовсе не больно. Вышел спор. Теперь они интересуются: кто из них поступил правильно? • Что ответит психолог? 3 а д а ч а № 36 Маленький Андрейка (ему 3 года) - очень живой и общительный мальчик. Но общительность его проявляется весьма в своеобразных формах, удивляющих его родителей. Дело в том, что иногда он всех просит, чтоб ему давали какие-то приказы, и точно выполняет их; а иногда, напротив, проявляет упрямство и непослушание, причем периоды упрямства чередуются с периодами послушания. • В чем причина? 3 а д а ч а № 37 Некоторые родители на Новый год и другие праздники дарят своим детям кучу подарков, а сами никаких подарков не получают. • Верно ли они поступают? Как можно исправить ситуацию? За д а ч а № 38 Молодой поэт, талантливый человек, весь ушел в свое творчество, бросил работу и уже полтора года не работает. Его жена испытывает финансовые трудности. У них маленький ребенок. Жена возмущается мужем, говорит ему колкости, устраивает сцены. Муж язвит над женой, упрекает ее в меркантильности, мещанстве и бездуховности. В семье намечается раскол. Вы - друг этой семьи. • Что вы можете сделать, чтобы им помочь? 3 а д а ч а № 39 В одной из школ драмкружком руководили две учительницы литературы: одна - опытная, другая - молодая, работавшая первый год после института. Когда подошло время смотра драмкружков, молодая учительница стала сильно волноваться. Тогда опытная учительница неожиданно отказалась ехать, хотя ее просили и дети, и дирекция, аргументировав свой отказ тем, что она сильно занята (на самом деле она совсем не была занята). • Почему она так поступила? Правильно ли она поступила?
З а д а ч а № 40 Вы шли по улице, никого не трогали, и вдруг к вам сзади подходит полицейский - огромный детина, берет вас за локоть и говорит: «Пройдемте со мной», на ваш же недоуменный вопрос ничего не отвечает и опять-таки требует, чтобы вы следовали за ним. • Как вы поведете себя?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ Знание возрастных особенностей учащихся, а также основ педагогического общения и владение воспитательными технологиями должно позволить начинающему учителю справиться с трудными ситуациями. Поэтому, представленные ниже педагогические ситуации, будут полезны для развития навыков бесконфликтного общения, педагогических способностей. Педагогические ситуации. Работа с педагогическими ситуациями может строиться следующим образом: группе студентов (3-5 человек) предлагается ситуация и конкретное задание к ней: необходимо найти свой вариант решения ситуации и охарактеризовать ее, по следующим критериям: • определение мотивов поведения учащихся; • оценка конструктивности действий учителя; • выбор способов взаимодействия учителя и ученика; • полученный результат и предполагаемое последействие. 1. В школе узнают, что мальчик написал в газету. Учителя в напряжении: что он там насочинял? А вдруг что-то о школе? Как вести себя учителям в этой ситуации? 2. Одна из учениц постоянно приходит в школу очень неопрятной. Девочки стараются облагородить неряху, но тщетно. А что делать учителю? 3. Ученица пришла в школу ярко накрашенная. Учительница взглянула на нее удивленно. Девочка призналась, что сегодня у нее день рождения и поэтому она хотела быть «красивой». Что делать? 4. Девочка из состоятельной семьи постоянно приносит в школу дорогую косметику - на зависть подружкам. Классный руководитель делает замечание, а девочка отвечает: «Ольга Николаевна, вас это не касается -родители мне разрешают». Как быть? 5. Пожилая учительница ругает девочек за слишком короткие и обтягивающие юбки. Девочки, смеясь, «защищаются»: «Вера Петровна, у нас ведь сексуальная революция!». 6. Старшеклассница приходит в школу в крупных серьгах с бриллиантами. Как реагировать на это? 7. В школе провели анонимное профориентационное анкетирование. Около трети мальчиков изъявили желание стать преступными авторитетами. Как на это реагировать? 8. Уходя зимним вечером из школы, учительница видит в раздевалке плачущую девочку. У нее украли новый меховой полушубок и ей не в чем идти домой. Звонить родителям бесполезно - их нет дома. Что делать? 9. В классе ЧП: у девочки украли кошелек. Девочка плачет, а одноклассники - одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата. Как вести себя учителю? 10.Один мальчик постоянно приносит в школу доллары и дразнит ими других детей. Что делать? 11.В классе мальчик - явный «коммерсант»: он все время пытается что-то выменять или продавать одноклассникам. Что с ним делать? 12.Перед Новым годом одна из учениц приносит учительнице бутылку шампанского и коробку конфет. Как реагировать на это? 13.Одна из старшеклассниц решила участвовать в конкурсе красоты, но с самого начала провалилась. Реакция одноклассников на ее появление в школе после всего этого была неоднозначной. А как реагировать учителю? 14.В школе решили поставить спектакль к Новому году. На роль главной героини претендуют две девочки: одна - отличница, ответственная, обязательная, другая - троечница, но внешне эффектная и очень способная. Кого из них предпочесть, но так, чтобы ни одну не обидеть? 15.На классном часе - слово за слово - дети разговорились с классным руководителем и вдруг одна из девочек спрашивает: «Анна Николаевна, а вы в Бога верите?». Что ответить? 16.Идет Великий пост. Не очень-то серьезно к нему относясь, ребята, тем не менее, спрашивают учительницу: «Галина Петровна, а вы поститесь?» Что им ответить? 17.Желая уязвить немолодую учительницу, мальчик спрашивает: «Вера Ивановна, а вам нравится Мумий Тролль? Я от него просто балдею!» Учительница в замешательстве. Как быть? 18.Накануне вечером по телевидению показан скандальный фильм с откровенными сексуальными сценами. Ребята шумно обсуждают увиденное. Спрашивают у учительницы, смотрела ли она и понравилось ли ей? Что ответить? 19.Случайно зайдя в туалет для девочек, молодая учительница видит, что все стены разрисованы и исписаны похабщиной. Что делать? 20.Проходя на перемене мимо группы учащихся, учительница слышит мат. Что делать? 21.Идя на перемене по коридору школы, молодая учительница замечает, что один из мальчиков сделал в ее адрес неприличный жест. Как поступить? 22.В классе - ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный курс. Родители просят не делать этого - мальчик не виноват в своей болезненности. Как быть? 23.Маленькая ученица, привязавшись к учительнице, говорит: «Если бы вы были моей мамой!» Что ей ответить? 24.У одного из учеников родилась маленькая сестренка. Учительница заметила, что мальчик стал подолгу задерживаться в школе, а потом признался, что не хочет идти домой, так как ревнует родителей к малышке и считает, что стал «ненужным». Как помочь мальчику? 25.В классе - «новый русский» мальчик, ленивый и безответственный ученик. Несколько лет он проучился в частной школе, а в IX классе родители перевели его в государственную школу, чтобы получше подготовиться к поступлению в вуз. После окончания IX класса в его аттестате одни лишь тройки, да и те натянуты. Увидев свой аттестат, мальчик спрашивает учительницу: «А почему у меня все тройки? Я думал, будут пятёрки». Что ответить? 26.Расстроенная молодая учительница в порыве чувств рассказала подросткам, что однажды совсем было, собралась выйти замуж, но не вышла. Рассказав, пожалела, что наговорила лишнего. Как вести себя после этого? 27.В классе - мальчик, освобожденный от экзаменов по состоянию здоровья. Он скрывает свою болезнь, а одноклассники считают его лодырем и говорят, что справка куплена. А как вести себя учителю? 28.Идет устный экзамен. Те, кто подготовился к нему плохо, как правило, ссылаются на болезнь- собственную или кого-то из членов семьи. Видя перед собой очередного «недомогающего», учительница, опережая его объяснения, спрашивает: «Ну, кому вчера «скорую» вызывали: маме, папе или бабушке?» «Нет, кошке моей», - не моргнув глазом, отвечает лодырь. Что делать? 29.В школе - дискотека. Ребята веселятся, танцуют. Вдруг учительница замечает одиноко стоящую в коридоре расстроенную девочку. Оказалось, что, желая принарядиться, девочка, несмотря на свою полноту, надела короткую юбку. Пришла, а над ней все смеются: «Вырядилась, тумба!» Что делать? 30.Идет субботник, дети убирают территорию вокруг школы. Вдруг один мальчик спрашивает: «Надежда Петровна, а сколько заплатит нам школа за работу?» Учительница в шоке: о какой плате может идти речь? Мальчик настаивает: «Но ведь любой труд должен быть оплачиваться!» К юному «коммерсанту» быстро присоединяются единомышленники... Как разрядить обстановку? 31.В школе молодой учитель, симпатизирующий старшеклассницам. Видя это, юные обольстительницы стараются изо всех сил: надевают короткие юбки, красятся, кокетничают с учителем. Особенно это «помогает» на контрольных и зачетах. Узнав про это, возмущенные родители приходят к директору. Как ему поступить? 32.Выйдя из школы, учительница видит во дворе группу старшеклассников, которые громко обсуждают девушек-одноклассниц. Учительница хочет пресечь похабщину, но как? 33.Одна из учениц, доверяя учительнице, рассказывает, что они с подругой увлеклись спиритизмом - вызыванием духов умерших. Девочка подробно описывает свои действия, рассказывает о результатах. Она увлечена. Однако учительница опасается за девочку. Что делать? 34.Девочка-подросток написала классному руководителю письменную жалобу на донимающего ее одноклассника. Учительница с ходу взялась за обидчика. Однако имя девочки, написавшей жалобу, остается тайной. А в классе - переполох, ищут «доносчицу». В конце концов, подозрения сошлись на девочке, не имеющей никакого отношения к жалобе. Что делать? 35.К директору школы пришла делегация жильцов близлежащего дома с жалобой на старшеклассников. Ребята обосновались в их подъезде, где проводят все вечера. Все бы ничего, но юноши шумят, курят, иногда выпивают, все стены изрисованы...Терпению жильцов пришел конец - они требуют принять срочные меры. Что делать? 36.К учительнице начальных классов пришла возмущенная мама. Ее дочь-первоклассница принесла из школы несколько матерных выражений, услышанных от соседа по парте. Мама требует оградить дочку от нецензурщины. Что делать? 37.Зайдя на перемене в класс, учительница видит девочку, рисующую в учебнике. Учительница возмущена: зачем же портить книгу? А девочка серьезно отвечает: «Так красивее...» Присмотревшись, учительница видит, что все рисунки в учебнике стали ярко-разноцветными, они расписаны цветами, украшены причудливым орнаментом...Что делать? 38.Дети вместе с учительницей приходят на завтрак в школьную столовую. Видя на столах чай с хлебом и сморщенными сосисками, один мальчик громко говорит: «Ольга Петровна, а я видел, как завхоз выходила из столовой с двумя пакетами яблок. Почему нам яблок не дали?» Как поступить? 39.Молодая учительница приходит в школу в модном парике. На первом же уроке мальчик-подросток громко говорит: «Наталья Ивановна, а парик Вам идет- просто класс!» Как реагировать? 40.Девочка жалуется учительнице на выходки соседа по парте: он то дернет девочку за косу, то отнимет портфель. Присмотревшись, учительница понимает, что девочка очень нравится забияке и его выходки -выражение неравнодушия, а не злонамеренности. Что делать? 41.У учительницы день рождения. Она пришла в школу в нарядных бусах. Девочки с нескрываемым интересом разглядывают украшение. На перемене одна девочка говорит: «Нина Александровна, какие у Вас красивые бусы! А можно мне их примерить?» Как быть? 42.В воскресенье учительница пошла на вещевой рынок. Там она встречает двух своих учениц. Понятно, что теперь весь класс будет знать, где бывает учительница и что покупает...Как быть? 43.Учитель заходит в кабинет и замечает, что один из слабо успевающих, но психически нормальных учеников стоит на подоконнике у открытого настежь окна. Всем своим видом, показывая, что намерен в любую минуту прыгнуть вниз с высокого этажа. Как поступить учителю? 44.Два ученика на соседних местах начинают довольно бурно выяснять отношения на уроке и в пылу не замечают, что привлекают внимание уже половины класса. Что предпринять учителю? 45.Учитель входит в класс. Ученики приветствуют его, стоя на партах в положении «смирно». Реакция учителя? 46.Учитель объясняет способ решения сложной задачи, но стоит ему отвернуться, как один из учеников начинает жестами передразнивать его. В классе - смех, оживление, учащиеся не следят за ходом урока. Что предпринять учителю? 47.Учитель объясняет тему урока в 10-м классе и собирается зафиксировать ее на доске, но, оказывается, что мел не пишет. При более внимательном рассмотрении оказалось, что вместо мела у него в руках покрашенный деревянный брусок. Что предпринять учителю? 48.Учитель отметил в журнале отсутствующих учеников, встал со стула и направился к доске для записи темы урока. При этом в классе раздался сдержанный смех учеников. Выяснилось, что на костюме учителя остался отпечаток от нарисованной мелом на спинке стула рожицы. Реакция учителя? 49.Петров замучил учителя вопросами. Он задает каверзные вопросы, пытаясь поймать учителя на неумении ответить на них, на недостатке знаний, эрудиции. На очередной вопрос учитель не может сразу ответить. Как поступить учителю? 50.Ученик успешно ответил у доски, получил высшую оценку, но затем учитель заметил у него шпаргалку. Как поступить учителю? 51.Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся. Как поступить учителю? 52.Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище. Как реагировать учителю? 53.Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать? 54.Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после чего он отказался отдать учителю то, чем играл. Как поступить учителю? 55.На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик. Что ответить? 56.Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди». Как педагогу выйти из такой ситуации? 57.Учительница, находясь в ЛТО, вместе с учащимися высаживала помидорную рассаду из парников в грунт. В конце дня оказалось, что они выкопали рассады больше, чем смогут посадить до конца окончания работы. «Давайте задержимся на полчаса и будем работать быстрее, иначе рассада пропадет», - сказала учительница и, засучив рукава, энергично принялась за работу. Через некоторое время она заметила, что работает одна, а ребята покинули поле. Как реагировать учительнице? 58.Мать одной из десятиклассниц обратилась к классному руководителю за помощью в воспитании дочери. У девушки появились новые подруги из более обеспеченных и образованных семей. Сравнивая бытовые условия, дочь стала предъявлять матери претензии в плохом обеспечении ее модной одеждой, обвинять в неумении жить. Мать обратилась за помощью к классной руководительнице. 59.Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске стерто. Что делать? 60.Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре. Ваши действия? 61.На уроке в пятом классе вы попросили двух мальчиков дать вам дневники, но они отказываются это сделать. С одной стороны, идет урок, с другой - нельзя психически травмировать этих мальчиков; а в то же время, раз вы потребовали дневники, значит, обязательно нужно добиться, чтобы вам их дали, иначе дети воспримут этот случай как сигнал к тому, чтобы вообще не слушаться вас. Как вы поступите? 62.Вы решили пойти со своим классом в поход. Возле вашей школы находятся два лесных массива, оба приблизительно на одинаковом расстоянии. Около половины детей живет возле одного леса, а другая половина - возле другого. Когда вы объявили детям, что намечается поход, одна половина сразу закричала: «Пойдемте в наш лес!», а другая: «Нет, в наш!». Когда же вы резонно возразили, что не можете разорваться на две части и пойти сразу в два места, то одна половина класса заявила: «Ну и идите себе в свой лес, а нам и дома хорошо!». Таким образом, если пойти в один лес, обидится одна половина класса, если в другой -другая; все это может привести к возникновению вражды между детьми. А если отменить поход, то обидится весь класс, а кроме того, это делать неудобно: родители уже взяли за свои деньги в прокате палатки и рюкзаки. Как вы поступите? 63. Один из мальчиков вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно бьет девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже. Как быть? 64. Учительница привела к директору ученика, который ей постоянно грубит на уроках; она просит принять меры, говорит, что не обязана выслушивать оскорбления. Как следует поступить директору? 65.Молодая учительница испытывает трудности в классе. Она позвала опытную учительницу «на помощь», но та отказалась. Правильно ли она поступила?
Date: 2015-12-13; view: 14947; Нарушение авторских прав |