Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тестовые задания
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию. 1.1 Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
1. Термин «педагогическая психология» был предложен: A) К.Д. Ушинским; Б) Дж. Дьюи; B) П.П. Блонским; Г) П.Ф. Каптеревым. 2. Предметом педагогической психологии является: A) закономерности психического развития ребенка; Б) поведение ребенка; B) закономерности психического развития в онтогенезе; Г) закономерности развития ребенка в обучении и воспитании. 3. Педагогическая психология как наука возникла: A) во второй половине XIX в.; Б) в начале XIX в.; B) в середине XIX в.; Г) в начале XX в. 4. Основоположником русской педагогической психологии является: A) П.Ф. Каптерев; Б) А.П. Нечаев; B) К.Д. Ушинский; Г) А.Ф. Лазурский. 5. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX - XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется: A) педагогика; Б) дидактика; B) педология; Г) психопедагогика. 6. Основоположником российской педологии является: A) Н.Н. Ланге; Б) В.М. Бехтерев; B) К.Д. Ушинский; Г) А.П. Нечаев. 7. Основателем зарубежной педологии считается: A) Дж. Дьюи; Б) С. Холл; B) Дж. Уотсон; Г) У. Джемс. 8. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях: A) комплексного подхода; Б) деятельностного подхода; B) практической направленности на диагностику психического развития; Г) кибернетического подхода. 9. Педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды рассматривал: А) П.П. Блонский; Б) В.М. Бехтерев; В) М.Я. Басов; Г) С. Холл. 10. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование в нашей стране: A) в 1928 г.; Б) в 1932 г.; B) в 1936 г.; Г) в 1939 г.
1.2. Методы исследования в педагогической психологии.
1. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится к: A) эмпирическим методам; Б) организационным методам; B) способам обработки данных; Г) интерпретационным методам. 2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных факторов в психолого-педагогических исследованиях, называется: A) констатирующим экспериментом; Б) формирующим экспериментом; B) наблюдением; Г) квазиэкспериментом. 3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости: A) от регулярности; Б) от упорядоченности; B) от активности наблюдателя; Г) от позиции наблюдателя. 4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при: A) наблюдении; Б) контент-анализе; B) методе анализа продуктов деятельности; Г) экспериментальном методе. 5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого - это: A) пилотажный эксперимент; Б) формирующий эксперимент; B) констатирующий эксперимент; Г) включенное наблюдение. 6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы: A) о наличии явления; Б) о наличии причинной связи между явлениями; B) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями; Г) о наличии связи между явлениями. 7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент: A) квазиэксперимент; Б) формирующий; B) констатирующий; Г) естественный. 8. Синонимами формирующего эксперимента являются: A) генетико-моделирующий эксперимент; Б) контрольный эксперимент; B) квазиэксперимент; Г) проективный эксперимент. 9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса: A) наблюдение; Б) формирующий эксперимент; B) лабораторный эксперимент; Г) метод анализа продуктов деятельности; 10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования: A) естественный эксперимент; Б) формирующий эксперимент; B) констатирующий эксперимент; Г) естественный эксперимент.
Раздел 2. Психология учения. 2.1. Учение как деятельность. Структура учебной деятельности.
1. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в: A) младшем школьном возрасте; Б) младшем подростковом возрасте; B) старшем подростковом возрасте; Г) юношеском возрасте. 2. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются: A) контрольными; Б) исполнительными; B) ориентировочными; Г) оценочными. 3. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия: действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции: A) отношения к предмету деятельности; Б) внутренних или внешних действий; B) субъектно-деятельностной; Г) доминирования продуктивности (репродуктивное). 4. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как: A) осознанность; Б) разумность; B) прочность; Г) освоенность. 5. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует: A) меру развернутости; Б) меру обобщенности; B) меру самостоятельности; Г) меру освоения. 6. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения: A) оценочных действий; Б) исполнительных действий; B) контрольных действий; Г) ориентировочных действий. 7. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает(ют): A) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов; Б) А.К. Маркова, Ю.М. Орлов: B) Н.Ф. Талызина; Г) Т.В. Габай. 8. Виды приемов учебной деятельности изучал(а): А) Л.В. Занков; Б) А.К. Маркова; В) Е.И. Кабанова-Меллер; Г) З.А. Решетова. 9. Учебная деятельность - это процесс: A) формирования учителем у учащихся сознания; Б) совместной деятельности учащегося и учителя; B) в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки; Г) все ответы верны. 10.Ориентировочная основа действия - это: A) система представлений о цели, плане и средствах; Б) совокупность ориентиров и указаний, задаваемых субъекту; B) система действий субъекта, направленных на ориентирование в системе; Г) все ответы верны.
2.2. Основные теории, концепции и технологии обучения в современном образовании.
1. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является: A) учение; Б) научение; B) обучение; Г) учебная деятельность. 2. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения - это: A) научение; Б) обучение; B) преподавание; Г) учение. 3. Сенсороное научение является разновидностью: A) ассоциатовно-рефлекторного научения; Б) когнитивно-ассоциативного научения; B) интеллектуально-рефлекторного научения; Г) интеллектуально-когнитивного научения. 4. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение - это: A) научение навыком; Б) научение знаниям; B) сенсомотороное научение; Г) научение действиям. 5. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, - это: А) оперантное научение; Б) условно-рефлекторное научение; В) импринтинг; Г) викарное научение. 6. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, - это: A) импринтинг; Б) условно-рефлекторное научение; B) оперантное научение; Г) викарное научение. 7. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал: A) Б. Скиннер; Б) И. Гербарт; B) Я.А. Коменский; Г) К. Коффка. 8. Работы Дж. Брунера относят к...теориям учения: А) бихевиористким; Б) деятельностным; В) когнитивным; Г) ассоциативным. 9. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках: A) ассоциативных теорий учения; Б) когнитивных теорий учения; B) деятельностных теорий учения; Г) бихевиористских теорий учения. 10. Учение в отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали как: A) приобретение знаний, умений и навыков; Б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий; B) вид деятельности; Г) специфический вид учебной деятельности. 11. Какое из этих понятий является самым широким: A) научение; Б) учебная деятельность; B) обучение; Г) учение. 12. Процесс человеческого обучения является: A) обусловленным врожденно; Б) организованным; B) стихийным: Г) неизбежным. 13.Термин «учение» означает: A) синоним познания; Б) взаимодействие преподавателя и учащегося; B) работу учителя; Г) деятельность учащегося в обучении. 14. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках: A) бихевиористского подхода; Б) когнитивного подхода: B) фактороного подхода: Г) функционалистического подхода; 15. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в: A) социологии; Б) физиологии; B) биологии; Г) психологии.
2.1 Развивающее обучение в образовательной среде.
1. По поводу соотношения обучения и развития Л.С. Выготский считал, что: A) обучение и есть развитие; Б) обучение - это только внешние условия созревания, развития; B) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка; Г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием. 2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал... подход к психическому развитию: А) биологизаторский; Б) социологизаторский; В) теория «двух» факторов; Г) когнитивистский. 3. Психическое развитие и обучение отождествлял: А) Ж. Пиаже; Б) Э. Торндайк; В) Дж. Брунер; Г) П.П. Блонский. 4. Один из концептуальных принципов современного обучения - «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал: А)Л.С. Выготский; Б) Л.С. Рубинштейн; В) Б.Г. Ананьев; Г) Дж. Брунер. 5. Уровень актуального развития характеризуют: А) обученность, воспитанность, развитость; Б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость; В) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость; Г) обученность, обучаемость. 6. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой - это показатели: A) обучаемости; Б) развитости; B) воспитуемости; Г) развиваемости. 7. Система развивающего обучения по Л.В. Занкову предполагает: A) обучение на высоком уровне трудности; Б) использование только в начальном звене; B) успешно применяется в преподавании отдельных учебных предметов; Г) не имеет широкого распространения. 8. Проблемное обучение опирается на: A) создание проблемной ситуации; Б) алгоритмизацию заданий; B) помощь учителя; Г) доступность любому педагогу. 9. «Зона ближайшего» психического развития: A) предложена Д.Б. Элькониным; Б) определяет потенциальные возможности ученика; B) раскрывает интеллектуальные способности; Г) поддается адекватной оценке. 10. Развивающее обучение - это: A) любое обучение; Б) специально организованное, по определенным принципам; B) существует в рамках традиционного; Г) ориентируется на сильных учеников. 11. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством... А) анализа ответов; Б) повторения; В) подкрепления; Г) упражнения. 12. Высший уровень проблемного обучения характеризуется... A) умением решать сложные задачи; Б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения; B) возникновением познавательной потребности; Г) быстрым темпом усвоения учебного материала. 13. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уровень трудности определяется... A) большим объемом учебного материала; Б) самостоятельным изучением учебного материала; B) необходимостью запоминания большого количества информации. 14. Научно-теоретический тип мышления характеризуется... A) усвоением логических форм; Б) формированием содержательных обобщений; B) овладением большой суммой знаний; Г) умением четко излагать свои мысли. 15. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели: A) обучаемости; Б) развитости; B) развиваемости; Г) воспитуемости.
2.4. Мотивы учения.
1. Мотивы учения: A) осознанные и неосознаваемые; Б) являются содержанием и процессом учебной деятельности; B) внеэкономические и экономические; Г) подразделяются по потребностям и действиям. 2. Специфическими мотивами учения считают: A) желание узнать больше нового; Б) желание не отставать от одноклассников; B) желание поступить в престижный институт; Г) желание получить похвалу родителей. 3. А.Н. Леонтьев выделял следующие мотивы учебной деятельности: A) понимаемые и реально действующие; Б) по потребностям и действиям; B) отрицательные и положительные; Г) социальные и материальные. 4. При отрицательной мотивации мотив: A) находится вне учебной деятельности; Б) связан с содержанием учебного процесса; B) находится в учебной деятельности и вне ее; Г) все ответы верны. 5. Проблема учебной мотивации анализировала(и): A) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов; Б) А.К. Маркова, Ю.М. Орлов; B) Н.Ф. Талызина; Г) И.А. Зимняя. 6. Психологические причины неуспеваемости установлены: A) З.А. Решетовой; Б) И.С. Якиманской; B) Н.А. Менчинской; Г) И.А. Лернером. 7. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом: A) понятие «мотив» у́же понятия «мотивация»; Б) понятие «мотивация» у́же понятия «мотив»; B) эти понятия – синонимы; Г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации». 8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями, называется: A) широкими познавательными мотивами; Б) широкими социальными мотивами; B) учебно-познавательными мотивами; Г) узкими социальными мотивами. 9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует: A) широкие социальные мотивы; Б) узкие социальные мотивы; B) мотивы социального сотрудничества; Г) учебно-познавательные мотивы. 10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления: A) широких познавательных мотивов; Б) учебно-познавательных мотивов; B) мотивов самообразования; Г) мотивов социального сотрудничества. 11. Главной функцией контроля знаний является... A) наказание - поощрение; Б) мотивация; B) проверка; Г) вмешательство. 12. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля? A) дисциплинированность; Б) знание; B) исполнительность; Г) внимание. 13. Что не входит в деятельность оценивания знаний? A) выбор контрольного задания; Б) проведение консультации; B) формулировка цели обучения; Г) выставление оценки. 14. Какая из перечисленных функций не относится к оценке? A) планирующая; Б) обучающая; B) контрольная; Г) воспитывающая. 15. Зависимость успешного формирования навыков от уровня мотивации учащегося называется: A) законом эффекта; Б) законом Иеркса-Додсона; B) законом упражнений; Г) законом плато в формировании навыка.
2.5. Эмпирическое и теоретическое познание в условиях обучения.
1. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо, - это: A) понятие; Б) суждение; B) умозаключение; Г) теория. 2. Понятие есть: A) форма мышления; Б) вид мышления; B) мыслительная операция; Г) уровень мышления. 3. Мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной, определяется как: A) понятие; Б) суждение; B) умозаключение; Г) объяснение. 4. Наиболее развитая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, - это: A) доказательство; Б) объяснение; B) гипотеза; Г) теория. 5. Способность выделить все признаки понятия и их связи друг с другом характеризуется как: A) гибкость знаний; Б) конкретность и обобщенность знаний; B) осознанность знаний; Г) полнота знаний. 6. Умение перегруппировать и преобразовывать материал, творчески применить описания явлений, законов, проявляется, как: А) глубина знаний; Б) гибкость знаний; В) системность знаний; Г) осознанность. 7. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть: A) навык; Б) умение; B) операция; Г) деятельность. 8. Проблемы механизмов и этапов овладения понятиями в отечественной психологии изучал(и): A) Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк; Б) И.И. Ильясов; B) Д.Б. Эльконин; Г) Л.Б. Ительсон. 9. Чтение, работа с книгой, конспектирование относятся к такой группе общеучебных умений и навыков, как: A) планирование учебной деятельности; Б) организация своей учебной деятельности; B) восприятие информации; Г) оценка и осмысление своих действий. 10. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при: A) импринтинге; Б) условно-рефлекторном научении; B) оперантном научении; Г) вербальном научении.
Раздел 3. Психология воспитания. 1. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, проявление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как: А) становление; Б) формирование; В) социализация; Г) воспитание. 2. Усвоение человеком социального опыта - это... A) поведение; Б) социализация; B) обучение; Г) воспитание. 3. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздействиям? A) личностный рост; Б) воспитуемость; B) воспитанность; Г) самовоспитание. 4. Воспитание как формирование системы поведения с помощью подкреплений является разновидностью...модели воспитания: A) антропоцентристской; Б) социетарной; B) технократической; Г) прагматической. 5. Человека как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как: A) субъект деятельности; Б) индивид; B) личность; Г) индивидуальность. 6. Понятие «задатки» характеризует: A) индивидные свойства; Б) субъектные свойства; B) личностные свойства; Г) свойства индивидуальности. 7. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований: A) А.В. Запорожца и его сотрудников; Б) Л.И. Божович и ее сотрудников; B) А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского; Г) Д.И. Фельдштейна. 8. Автором глобальной Я-концепции личности выступает: A) B.C. Агапов; Б) К. Роджерс; B) В.В. Сталин; Г) Р. Бернс. 9. Основанием выделения умственного воспитания является: A) институциональный признак; Б) содержание деятельности; B) аспект воспитательного процесса; Г) доминирующий принцип и стиль отношений воспитателей и воспитуемых. 10. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Колбергу является: A) мораль «хорошего» мальчика, сохранение добрых отношений; Б) мораль поддержания отношений; B) мораль индивидуальных принципов совести; Г) ориентация на наказание и покорность. 11. Согласно...подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми: A) биогенетическому; Б) социогенетическому; B) психогенетическому; Г) двухфакторному. 12. Основой теории и практики «свободного воспитания» является...подход к психическому развитию: A) биологизаторский; Б) социогизаторский; B) двухфакторный; Г) психогенетический. 13. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса: A) единство процессов обучения и воспитания; Б) единство не только процессов обучения и воспитания, но и, в свою очередь, воспитания как единства «частных» воспитательных дел; B) характер взаимодействия педагогов и учащихся; Г) деятельность педагога. 14. В 1950 - 70-х гг. на стыке социальной психологии и педагогической психологии...проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников: A) Д.И. Фельдштейном; Б) А.В. Петровским, Я.Л. Коломинским; B) Д.Б. Элькониным, Д.Н. Богоявленским; Г) Л.В. Занковым. 15. Одним из первых принцип «культуросообразности» выдвинул: A) Я.А. Коменский; Б) А. Дистерверг; B) К.Д.Ушинский; Г) П.Ф. Каптерев. 16. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул: A) Я.А. Коменский; Б) А. Дистерверг; B) К.Д. Ушинский; Г) Ж.Ж. Руссо. 17. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует: A) традиционное обучение; Б) проблемное обучение; B) программированное обучение; Г) догматическое обучение. 18. В воспитательном плане наиболее эффективен...тип обучения: Б) проблемный: В) программированный; Г) догматический. 19. На жесткую «модификацию поведения» предлагают ориентироваться представители...подхода к психическому развитию: A) биогенетического; Б) социогенетического; B) двухфакторного; Г) психогенетического. 20. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется: A) внушением; Б) подражанием; B) заражением; Г) убеждением. 21. Поощрение как вспомогательный метод: A) психологически безупречен; Б) имеет положительный эффект; B) обязателен в любом возрасте; Г) предполагает обязательное как индивидуальное, так и возрастное психологическое обоснование. 22. Воспитание - это: A) социализация; Б) до трех-пяти лет в основном подражание; B) формирование и развитие личности; Г) все ответы верны. 23. Цели воспитания: A) гармоническая личность; Б) формирование активного субъекта; B) вырастить высоконравственного человека; Г) все ответы верны. 24. Действия, направленные на изменение личности - это: А) средства воспитания; Б) методы воспитания; В) поступки; Г) все ответы верны. 25. К методам воспитания относятся: А) прямые и косвенные; Б) убеждения; В) личный пример; Г) все ответы верны. 26. Индивидуальный подход означает: А) индивидуальная работа с учеником; Б) учет индивидуальных психологических особенностей и состояния ребенка; В) педагогический прием: Г) реально действующий принцип в педагогическом процессе. 27. Предметом психологии воспитания является: A) способы передачи социального опыта; Б) изменения, происходящие в учащихся в результате педагогического воздействия; B) отношения педагог-ученик; Г) организация воспитательного процесса. 28. Основоположником теории коллективного воспитания считается... A) К.Д. Ушинский; Б) Л.С. Выготский; B) А.С. Макаренко; Г) А.В. Сухомлинский. 29. Внушение как воспитательное средство - это... A) убеждение; Б) поощрение; B) нравственное просвещение; Г) эмоциональное воздействие. 30. В философии образования и воспитания П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, относятся к: A) социально-рационалистическому направлению; Б) культурно-анропологическому направлению; B) социально-реформаторскому направлению; Г) технократического направлению.
Раздел 4. Психология личности и профессиональной деятельности преподавателя.
4.1. Психология профессиональной деятельности преподавателя. 4.2. Личностные качества субъекта педагогической деятельности.
1. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены: A) Н.Д. Левитовым; Б) Ф.Н. Гоноболиным; B) В.А. Крутецким; Г) Л.М. Митиной. 2. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н.В. Кузьминой, обладает...уровнем продуктивности деятельности учителя: А) репродуктивным; Б) адаптивным; В) локально-моделирующим; Г) системно-моделирующим. 3. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть...функции взаимодействия субъектов педагогического процесса: A) организационной; Б) конструктивной; B) коммуникативно-стимулирующей; Г) информационно-обучающей. 4. Ведущим ученым в области педагогических способностей является: A) А.Б. Орлов; Б) Л.М. Митина; B) В.В. Давыдов; Г) В.А. Крутецкий. 5. Проявление математических способностей изучал: A) В.А. Крутецкий; Б) Б.М. Теплов; B) В.И. Кириенко; Г) Л.М. Митина. 6. Проявление музыкальных способностей изучал: A) В.А. Крутецкий; Б) Б.М. Теплов; B) В.И. Кириенко; Г) Л.М. Митина. 7. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет...педагогические способности: A) гностические; Б) проектировочные; B) конструктивные; Г) коммуникативные. 8. Проективный и перцептивный уровни педагогических способностей выделила: A) Л.М. Митина; Б) Н.В. Кузьмина; B) А.К. Маркова; Г) Н.Ф. Талызина. 9. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т.п. составляют суть: A) дидактических способностей; Б) перцептивных способностей; B) коммуникативных способностей; Г) организаторских способностей. 10.Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разрабатывала: A) Л.М. Митина; Б) Н.Ф. Талызина; B) А.К. Маркова; Г) Н.В. Кузьмина. 11. Компоненты, входящие в состав перцептивных способностей: A) эмпатия; Б) профессиональная зоркость и наблюдательность: B) педагогическая интуиция; Г) все ответы верны. 12. Компоненты педагогической деятельности: A) конструктивные; Б) коммуникативные; B) организаторские; Г) все ответы верны. 13.Педагогические способности: A) специальные способности; Б) общие; B) комплекс профессиональных способностей; Г) качества личности. 14.Рассуждающее - методический стиль предполагает: A) ориентацию на общение; Б) чувствительность к изменениям педагогической ситуации на уроке; B) адекватную реакцию; Г) репродуктивную деятельность. 15.Требования к личности педагога - это: A) способность к творчеству; Б) педагогическая интуиция; B) гуманизм; Г) все ответы верны. 16.Чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения - это: A) педагогический такт; Б) выдержка; B) терпеливость; Г) вежливость. 17.Продуктом педагогической деятельности является: A) развитие способностей; Б) индивидуальный опыт ученика; B) сотрудничество учащихся; Г) развитие учащихся. 18.Педагогической профессии свойственны умения: A) руководить; Б) слушать; B) воспитывать; Г) все ответы верны. 19.Перцептивные способности педагога - это: А) впечатлительность; Б) хорошая память; В) сопереживание; Г) психологическая наблюдательность. 20.Основным признаком педагогической компетентности является... A) готовность и способность к решению разных типов педагогических задач; Б) эрудиция и осведомленность в области педагогики; B) самостоятельность и ответственность в педагогическом труде; Г) умение соответствовать требованиям профессионального педагогического сообщества. 21.При подборе форм и средств обучения, педагог должен учитывать: A) тему урока; Б) возрастные особенности детей; B) учебный план; Г) все ответы верны. 22. Копирование чужого педагогического опыта возможно: A) при совпадении характера преподавателей; Б) при работе в одном и том же классе; B) невозможно вообще; Г) возможно, при выделении главного в нем. 23. Каково основное содержание профессиограммы педагога? A) в профессиограмме указаны отличия профессии педагога от других профессий; Б) профессиограмма характеризует деловые и нравственные качества личности педагога; B) профессиограмма описывает условия труда педагога; Г) в профессиограмме отражены обобщенные требования к профессиональной деятельности, профессиональному общению и к личности успешного педагога. 24. Какая из сторон труда педагога в наибольшей мере определяет цели и задачи, нравственное содержание этого труда? A) педагогическое общение; Б) личность педагога; B) педагогическая деятельность; Г) социальная активность. 25. Профессиональная педагогическая направленность-это... A) желание освоить профессию учителя; Б) стремление быть и оставаться педагогом; B) гуманистическая ориентация на развитие личности взрослеющих обучающихся; Г) любовь к детям, эмоциональное сопереживание обучающимся.
4.4. Общение в образовательном процессе. 1. Общение как сторону совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а): A) А.А. Бодалёв; Б) М.C. Каган; B) М.И.Лисина; Г) Л.П. Буева. 2. Проблемы социальной перцепции изучали: A) В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев: Б) А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская; B) А.А. Смирнов, Г.А. Берулава; Г) Л.М. Митина, А.К. Маркова. 3. Функция фасилитации педагогического общения выделена: A) А.Б. Орловым; Б) А.К. Марковой; B) А. Маслоу; Г) К. Роджерсом. 4.... уровень коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизированным осознанием явлений педагогического общения: А) интуитивный; Б) житейский; В) сознательный; Г) рациональный. 5. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям: A) межличностной коммуникации; Б) восприятия и понимания друг друга; B) межличностного взаимодействия; Г) передачи информации. 6. Интересы и склонности учителя выступают показателем...плана общения: A) коммуникативного; Б) индивидуально-личностного; B) общего социально-психологического; Г) морально-политического. 7.... как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе: A) социально-психологическая рефлексия; Б) стереотипизация; B) эмпатия; Г) идентификация. 8. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть: A) эффекта ореола; Б) эффекта последовательности; B) эффекта интерционности; Г) эффекта стереотипизации. 9. Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к...педагогического общения: A) физическим барьерам; Б) социально-психологическим барьерам; B) барьерам неправильной установки сознания; Г) организационно-психологическим барьерам. 10.Педагогическое общение ориентировано: A) личностью; Б) социально; B) предметно; Г) все ответы верны. 11. Педагогическое общение в системе «человек-человек» ближе всего подходит к общению: A) врача и пациента; Б) психолога и клиента; B) психотерапевта и клиента; Г) родителя и ребенка. 12.Педагогический психолог: A) может иногда оказывать психологическую поддержку учащимся; Б) проводит собеседование и тесты; B) стремится вводить эффективные методы обучения; Г) все ответы верны. 13.Демократический стиль общения учителя предполагает: A) опору на мнение коллектива; Б) позицию невмешательства в жизнь коллектива; B) приказ, указания, выговор; Г) устранение от ответственности за происходящее. 14.Какой из стилей педагогического общения наиболее продуктивен: A) общение на основе дружеского расположения; Б) общение - дистанция; B) общение на основе совместной, увлекательной и творческой деятельности; Г) общение - устрашение. 15.Авторитарный стиль деятельности (общения) учителя предполагает: A) форма общения - просьба; Б) «учитель всегда прав»; B) учитывается мнение коллектива; Г) учитывает индивидуальные склонности и способности каждого. 16.Либеральный стиль деятельности учителя предполагает: А) не проявлять активность, не вмешиваться в жизнь коллектива; Б) видеть свою задачу не только в контроле, но и в воспитании; В) пресечение всякой инициативы учащихся; Г) все ответы верны. 17.Психологический климат - это: A) преобладающее эмоциональное состояние членов группы; Б) стиль общения; B) компонент педагогической деятельности; Г) способ коммуникации. 18.Индивидуальный стиль деятельности учителя предполагает: A) содержание; Б) динамику; B) результат; Г) все ответы верны. 19.Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной учебной деятельности соответствует... цели педагогического общения: А) информационной; Б) контактной; В) координационной; Г) эмотивной. 20.Профессиональная... - это сложная система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, которая не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности: A) эрудиция; Б) направленность; B) компетентность; Г) культура.
Вопросы к экзамену / зачёту 1. Педагогическая психология - предмет, объект. Основные задачи на современном этапе. 2. Методы исследования педагогической психологии. 3. Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. 4.Знания как предмет и результат учения. 5. Состав действий, умений и навыков как результата учения. 6. Ориентировочная основа действия и её типы. 7. Основные теории, концепции и технологии обучения. 8. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова. 9.Развивающее обучение в концепции В.В.Давыдова. Сравнительный анализ с системой обучения Л.В.Занкова. 10.Проблема управления процессом усвоения. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. 11.Психологические основы проблемного обучения. 12.Психологические основы культурно-исторической теории Л.С.Выготского в обучении. 13.Психологические основы личностно-ориентированного обучения. 14.Соотношение научения, обучения и учения. Виды, механизмы научения. Факторы, способствующие успешности научения. 15.Соотношение обучения и развития. Ориентация обучения на зону ближайшего развития. 16.Виды обобщения в обучении и проблемы формирования теоретического типа мышления. 17.Психологические основы видов контроля в обучении. 18.Функции оценки в процессе обучения. 19.Критерии оценки и уровни сформированности учебной деятельности. 20.Проблемы формирования учебной мотивации. Диагностика мотивов учения. 21.Развитие познавательных процессов в процессе обучения. 22.Психологическая характеристика педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. 23.Психология педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии. 24.Проблемы общения и взаимоотношений учеников и учителя в учебно-воспитательном процессе. 25.Психологические основы педагогических способностей, их структура. 26.Проблема стилей педагогической деятельности. 29.Психология личности учителя. 30.Профессиональная психологическая компетентность и профессиональный рост учителя. 31.Принципы и структура составления психолого-педагогической характеристики на личность ученика, на классный коллектив. 32.Психологический анализ урока. 33.Психологические причины школьной неуспеваемости. 34.Диагностика и коррекционно-развивающая работа по преодолению школьных трудностей. 35.Классификация и характеристика «трудных классов». Психолого-педагогические задачи в работе с «трудным классом», методы диагностики школьных классов на различных этапах школьного обучения. 36.Психология воспитания. Основные понятия. Цели, задачи, методы и средства воспитания. 37.Воспитание и развитие (влияние семьи, моральное развитие, воспитание личности в культуре, роль детского коллектива в воспитании личности). 38.Самовоспитание как условие развития личности. Психологические основы, методы самовоспитания. 39.Онтогенетические особенности учебной деятельности. 40.Онтогенетические особенности воспитания. 41.Проблема психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Диагностика готовности к школьному обучению.
Date: 2015-12-13; view: 3089; Нарушение авторских прав |