Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тестовые задания





Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.

1.1 Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

 

1. Термин «педагогическая психология» был предложен:

A) К.Д. Ушинским;

Б) Дж. Дьюи;

B) П.П. Блонским;

Г) П.Ф. Каптеревым.

2. Предметом педагогической психологии является:

A) закономерности психического развития ребенка;

Б) поведение ребенка;

B) закономерности психического развития в онтогенезе;

Г) закономерности развития ребенка в обучении и воспитании.

3. Педагогическая психология как наука возникла:

A) во второй половине XIX в.;

Б) в начале XIX в.;

B) в середине XIX в.;

Г) в начале XX в.

4. Основоположником русской педагогической психологии является:

A) П.Ф. Каптерев;

Б) А.П. Нечаев;

B) К.Д. Ушинский;

Г) А.Ф. Лазурский.

5. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX - XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

A) педагогика;

Б) дидактика;

B) педология;

Г) психопедагогика.

6. Основоположником российской педологии является:

A) Н.Н. Ланге;

Б) В.М. Бехтерев;

B) К.Д. Ушинский;

Г) А.П. Нечаев.

7. Основателем зарубежной педологии считается:

A) Дж. Дьюи;

Б) С. Холл;

B) Дж. Уотсон;

Г) У. Джемс.

8. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

A) комплексного подхода;

Б) деятельностного подхода;

B) практической направленности на диагностику психического развития;

Г) кибернетического подхода.

9. Педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды рассматривал:

А) П.П. Блонский;

Б) В.М. Бехтерев;

В) М.Я. Басов;

Г) С. Холл.

10. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование в нашей стране:

A) в 1928 г.;

Б) в 1932 г.;

B) в 1936 г.;

Г) в 1939 г.

 

1.2. Методы исследования в педагогической психологии.

 

1. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится к:



A) эмпирическим методам;

Б) организационным методам;

B) способам обработки данных;

Г) интерпретационным методам.

2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных факторов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

A) констатирующим экспериментом;

Б) формирующим экспериментом;

B) наблюдением;

Г) квазиэкспериментом.

3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

A) от регулярности;

Б) от упорядоченности;

B) от активности наблюдателя;

Г) от позиции наблюдателя.

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

A) наблюдении;

Б) контент-анализе;

B) методе анализа продуктов деятельности;

Г) экспериментальном методе.

5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого - это:

A) пилотажный эксперимент;

Б) формирующий эксперимент;

B) констатирующий эксперимент;

Г) включенное наблюдение.

6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

A) о наличии явления;

Б) о наличии причинной связи между явлениями;

B) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;

Г) о наличии связи между явлениями.

7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

A) квазиэксперимент;

Б) формирующий;

B) констатирующий;

Г) естественный.

8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

A) генетико-моделирующий эксперимент;

Б) контрольный эксперимент;

B) квазиэксперимент;

Г) проективный эксперимент.

9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

A) наблюдение;

Б) формирующий эксперимент;

B) лабораторный эксперимент;

Г) метод анализа продуктов деятельности;

10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

A) естественный эксперимент;

Б) формирующий эксперимент;

B) констатирующий эксперимент;

Г) естественный эксперимент.

 

Раздел 2. Психология учения.

2.1. Учение как деятельность. Структура учебной деятельности.

 

1. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

A) младшем школьном возрасте;

Б) младшем подростковом возрасте;

B) старшем подростковом возрасте;

Г) юношеском возрасте.

2. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:

A) контрольными;

Б) исполнительными;

B) ориентировочными;

Г) оценочными.

3. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия: действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:



A) отношения к предмету деятельности;

Б) внутренних или внешних действий;

B) субъектно-деятельностной;

Г) доминирования продуктивности (репродуктивное).

4. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:

A) осознанность;

Б) разумность;

B) прочность;

Г) освоенность.

5. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

A) меру развернутости;

Б) меру обобщенности;

B) меру самостоятельности;

Г) меру освоения.

6. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

A) оценочных действий;

Б) исполнительных действий;

B) контрольных действий;

Г) ориентировочных действий.

7. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает(ют):

A) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов;

Б) А.К. Маркова, Ю.М. Орлов:

B) Н.Ф. Талызина;

Г) Т.В. Габай.

8. Виды приемов учебной деятельности изучал(а):

А) Л.В. Занков;

Б) А.К. Маркова;

В) Е.И. Кабанова-Меллер;

Г) З.А. Решетова.

9. Учебная деятельность - это процесс:

A) формирования учителем у учащихся сознания;

Б) совместной деятельности учащегося и учителя;

B) в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки;

Г) все ответы верны.

10.Ориентировочная основа действия - это:

A) система представлений о цели, плане и средствах;

Б) совокупность ориентиров и указаний, задаваемых субъекту;

B) система действий субъекта, направленных на ориентирование в системе;

Г) все ответы верны.

 

2.2. Основные теории, концепции и технологии обучения в современном образовании.

 

1. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

A) учение;

Б) научение;

B) обучение;

Г) учебная деятельность.

2. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения - это:

A) научение;

Б) обучение;

B) преподавание;

Г) учение.

3. Сенсороное научение является разновидностью:

A) ассоциатовно-рефлекторного научения;

Б) когнитивно-ассоциативного научения;

B) интеллектуально-рефлекторного научения;

Г) интеллектуально-когнитивного научения.

4. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение - это:

A) научение навыком;

Б) научение знаниям;

B) сенсомотороное научение;

Г) научение действиям.

5. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, - это:

А) оперантное научение;

Б) условно-рефлекторное научение;

В) импринтинг;

Г) викарное научение.

6. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, - это:

A) импринтинг;

Б) условно-рефлекторное научение;

B) оперантное научение;

Г) викарное научение.

7. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на из­меняющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал:

A) Б. Скиннер;

Б) И. Гербарт;

B) Я.А. Коменский;

Г) К. Коффка.

8. Работы Дж. Брунера относят к...теориям учения:

А) бихевиористким;

Б) деятельностным;

В) когнитивным;

Г) ассоциативным.

9. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках:

A) ассоциативных теорий учения;

Б) когнитивных теорий учения;

B) деятельностных теорий учения;

Г) бихевиористских теорий учения.

10. Учение в отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали как:

A) приобретение знаний, умений и навыков;

Б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

B) вид деятельности;

Г) специфический вид учебной деятельности.

11. Какое из этих понятий является самым широким:

A) научение;

Б) учебная деятельность;

B) обучение;

Г) учение.

12. Процесс человеческого обучения является:

A) обусловленным врожденно;

Б) организованным;

B) стихийным:

Г) неизбежным.

13.Термин «учение» означает:

A) синоним познания;

Б) взаимодействие преподавателя и учащегося;

B) работу учителя;

Г) деятельность учащегося в обучении.

14. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуется в рамках:

A) бихевиористского подхода;

Б) когнитивного подхода:

B) фактороного подхода:

Г) функционалистического подхода;

15. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

A) социологии;

Б) физиологии;

B) биологии;

Г) психологии.

 

2.1 Развивающее обучение в образовательной среде.

 

1. По поводу соотношения обучения и развития Л.С. Выготский считал, что:

A) обучение и есть развитие;

Б) обучение - это только внешние условия созревания, развития;

B) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка;

Г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием.

2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал... подход к психическому развитию:

А) биологизаторский;

Б) социологизаторский;

В) теория «двух» факторов;

Г) когнитивистский.

3. Психическое развитие и обучение отождествлял:

А) Ж. Пиаже;

Б) Э. Торндайк;

В) Дж. Брунер;

Г) П.П. Блонский.

4. Один из концептуальных принципов современного обучения - «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

А)Л.С. Выготский;

Б) Л.С. Рубинштейн;

В) Б.Г. Ананьев;

Г) Дж. Брунер.

5. Уровень актуального развития характеризуют:

А) обученность, воспитанность, развитость;

Б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;

В) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;

Г) обученность, обучаемость.

6. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой - это показатели:

A) обучаемости;

Б) развитости;

B) воспитуемости;

Г) развиваемости.

7. Система развивающего обучения по Л.В. Занкову предполагает:

A) обучение на высоком уровне трудности;

Б) использование только в начальном звене;

B) успешно применяется в преподавании отдельных учебных предметов;

Г) не имеет широкого распространения.

8. Проблемное обучение опирается на:

A) создание проблемной ситуации;

Б) алгоритмизацию заданий;

B) помощь учителя;

Г) доступность любому педагогу.

9. «Зона ближайшего» психического развития:

A) предложена Д.Б. Элькониным;

Б) определяет потенциальные возможности ученика;

B) раскрывает интеллектуальные способности;

Г) поддается адекватной оценке.

10. Развивающее обучение - это:

A) любое обучение;

Б) специально организованное, по определенным принципам;

B) существует в рамках традиционного;

Г) ориентируется на сильных учеников.

11. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством...

А) анализа ответов;

Б) повторения;

В) подкрепления;

Г) упражнения.

12. Высший уровень проблемного обучения характеризуется...

A) умением решать сложные задачи;

Б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;

B) возникновением познавательной потребности;

Г) быстрым темпом усвоения учебного материала.

13. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уровень трудности определяется...

A) большим объемом учебного материала;

Б) самостоятельным изучением учебного материала;

B) необходимостью запоминания большого количества информации.

14. Научно-теоретический тип мышления характеризуется...

A) усвоением логических форм;

Б) формированием содержательных обобщений;

B) овладением большой суммой знаний;

Г) умением четко излагать свои мысли.

15. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели:

A) обучаемости;

Б) развитости;

B) развиваемости;

Г) воспитуемости.

 

2.4. Мотивы учения.

 

1. Мотивы учения:

A) осознанные и неосознаваемые;

Б) являются содержанием и процессом учебной деятельности;

B) внеэкономические и экономические;

Г) подразделяются по потребностям и действиям.

2. Специфическими мотивами учения считают:

A) желание узнать больше нового;

Б) желание не отставать от одноклассников;

B) желание поступить в престижный институт;

Г) желание получить похвалу родителей.

3. А.Н. Леонтьев выделял следующие мотивы учебной деятельности:

A) понимаемые и реально действующие;

Б) по потребностям и действиям;

B) отрицательные и положительные;

Г) социальные и материальные.

4. При отрицательной мотивации мотив:

A) находится вне учебной деятельности;

Б) связан с содержанием учебного процесса;

B) находится в учебной деятельности и вне ее;

Г) все ответы верны.

5. Проблема учебной мотивации анализировала(и):

A) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов;

Б) А.К. Маркова, Ю.М. Орлов;

B) Н.Ф. Талызина;

Г) И.А. Зимняя.

6. Психологические причины неуспеваемости установлены:

A) З.А. Решетовой;

Б) И.С. Якиманской;

B) Н.А. Менчинской;

Г) И.А. Лернером.

7. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

A) понятие «мотив» у́же понятия «мотивация»;

Б) понятие «мотивация» у́же понятия «мотив»;

B) эти понятия – синонимы;

Г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации».

8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями, называется:

A) широкими познавательными мотивами;

Б) широкими социальными мотивами;

B) учебно-познавательными мотивами;

Г) узкими социальными мотивами.

9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок ха­рактеризует:

A) широкие социальные мотивы;

Б) узкие социальные мотивы;

B) мотивы социального сотрудничества;

Г) учебно-познавательные мотивы.

10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

A) широких познавательных мотивов;

Б) учебно-познавательных мотивов;

B) мотивов самообразования;

Г) мотивов социального сотрудничества.

11. Главной функцией контроля знаний является...

A) наказание - поощрение;

Б) мотивация;

B) проверка;

Г) вмешательство.

12. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля?

A) дисциплинированность;

Б) знание;

B) исполнительность;

Г) внимание.

13. Что не входит в деятельность оценивания знаний?

A) выбор контрольного задания;

Б) проведение консультации;

B) формулировка цели обучения;

Г) выставление оценки.

14. Какая из перечисленных функций не относится к оценке?

A) планирующая;

Б) обучающая;

B) контрольная;

Г) воспитывающая.

15. Зависимость успешного формирования навыков от уровня мотивации учащегося называется:

A) законом эффекта;

Б) законом Иеркса-Додсона;

B) законом упражнений;

Г) законом плато в формировании навыка.

 

2.5. Эмпирическое и теоретическое познание в условиях обучения.

 

1. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо, - это:

A) понятие;

Б) суждение;

B) умозаключение;

Г) теория.

2. Понятие есть:

A) форма мышления;

Б) вид мышления;

B) мыслительная операция;

Г) уровень мышления.

3. Мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной, определяется как:

A) понятие;

Б) суждение;

B) умозаключение;

Г) объяснение.

4. Наиболее развитая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, - это:

A) доказательство;

Б) объяснение;

B) гипотеза;

Г) теория.

5. Способность выделить все признаки понятия и их связи друг с другом характеризуется как:

A) гибкость знаний;

Б) конкретность и обобщенность знаний;

B) осознанность знаний;

Г) полнота знаний.

6. Умение перегруппировать и преобразовывать материал, творчески применить описания явлений, законов, проявляется, как:

А) глубина знаний;

Б) гибкость знаний;

В) системность знаний;

Г) осознанность.

7. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

A) навык;

Б) умение;

B) операция;

Г) деятельность.

8. Проблемы механизмов и этапов овладения понятиями в отечественной психологии изучал(и):

A) Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк;

Б) И.И. Ильясов;

B) Д.Б. Эльконин;

Г) Л.Б. Ительсон.

9. Чтение, работа с книгой, конспектирование относятся к такой группе общеучебных умений и навыков, как:

A) планирование учебной деятельности;

Б) организация своей учебной деятельности;

B) восприятие информации;

Г) оценка и осмысление своих действий.

10. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

A) импринтинге;

Б) условно-рефлекторном научении;

B) оперантном научении;

Г) вербальном научении.

 

Раздел 3. Психология воспитания.

1. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, проявление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:

А) становление;

Б) формирование;

В) социализация;

Г) воспитание.

2. Усвоение человеком социального опыта - это...

A) поведение;

Б) социализация;

B) обучение;

Г) воспитание.

3. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воз­действиям?

A) личностный рост;

Б) воспитуемость;

B) воспитанность;

Г) самовоспитание.

4. Воспитание как формирование системы поведения с помощью подкреплений является разновидностью ...модели воспитания:

A) антропоцентристской;

Б) социетарной;

B) технократической;

Г) прагматической.

5. Человека как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как:

A) субъект деятельности;

Б) индивид;

B) личность;

Г) индивидуальность.

6. Понятие «задатки» характеризует:

A) индивидные свойства;

Б) субъектные свойства;

B) личностные свойства;

Г) свойства индивидуальности.

7. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований:

A) А.В. Запорожца и его сотрудников;

Б) Л.И. Божович и ее сотрудников;

B) А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского;

Г) Д.И. Фельдштейна.

8. Автором глобальной Я-концепции личности выступает:

A) B.C. Агапов;

Б) К. Роджерс;

B) В.В. Сталин;

Г) Р. Бернс.

9. Основанием выделения умственного воспитания является:

A) институциональный признак;

Б) содержание деятельности;

B) аспект воспитательного процесса;

Г) доминирующий принцип и стиль отношений воспитателей и воспитуемых.

10. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Колбергу является:

A) мораль «хорошего» мальчика, сохранение добрых отношений;

Б) мораль поддержания отношений;

B) мораль индивидуальных принципов совести;

Г) ориентация на наказание и покорность.

11. Согласно ...подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружаю­щими людьми:

A) биогенетическому;

Б) социогенетическому;

B) психогенетическому;

Г) двухфакторному.

12. Основой теории и практики «свободного воспитания» является ...подход к психическому развитию:

A) биологизаторский;

Б) социогизаторский;

B) двухфакторный;

Г) психогенетический.

13. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

A) единство процессов обучения и воспитания;

Б) единство не только процессов обучения и воспитания, но и, в свою очередь, воспитания как единства «частных» воспитательных дел;

B) характер взаимодействия педагогов и учащихся;

Г) деятельность педагога.

14. В 1950 - 70-х гг. на стыке социальной психологии и педагогической психологии ...проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников:

A) Д.И. Фельдштейном;

Б) А.В. Петровским, Я.Л. Коломинским;

B) Д.Б. Элькониным, Д.Н. Богоявленским;

Г) Л.В. Занковым.

15. Одним из первых принцип «культуросообразности» выдвинул:

A) Я.А. Коменский;

Б) А. Дистерверг;

B) К.Д.Ушинский;

Г) П.Ф. Каптерев.

16. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:

A) Я.А. Коменский;

Б) А. Дистерверг;

B) К.Д. Ушинский;

Г) Ж.Ж. Руссо.

17. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

A) традиционное обучение;

Б) проблемное обучение;

B) программированное обучение;

Г) догматическое обучение.

18. В воспитательном плане наиболее эффективен ...тип обучения:

Б) проблемный:

В) программированный;

Г) догматический.

19. На жесткую «модификацию поведения» предлагают ориентироваться представители ...подхода к психическому развитию:

A) биогенетического;

Б) социогенетического;

B) двухфакторного;

Г) психогенетического.

20. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

A) внушением;

Б) подражанием;

B) заражением;

Г) убеждением.

21. Поощрение как вспомогательный метод:

A) психологически безупречен;

Б) имеет положительный эффект;

B) обязателен в любом возрасте;

Г) предполагает обязательное как индивидуальное, так и возрастное психологическое обоснование.

22. Воспитание - это:

A) социализация;

Б) до трех-пяти лет в основном подражание;

B) формирование и развитие личности;

Г) все ответы верны.

23. Цели воспитания:

A) гармоническая личность;

Б) формирование активного субъекта;

B) вырастить высоконравственного человека;

Г) все ответы верны.

24. Действия, направленные на изменение личности - это:

А) средства воспитания;

Б) методы воспитания;

В) поступки;

Г) все ответы верны.

25. К методам воспитания относятся:

А) прямые и косвенные;

Б) убеждения;

В) личный пример;

Г) все ответы верны.

26. Индивидуальный подход означает:

А) индивидуальная работа с учеником;

Б) учет индивидуальных психологических особенностей и состояния ребенка;

В) педагогический прием:

Г) реально действующий принцип в педагогическом процессе.

27. Предметом психологии воспитания является:

A) способы передачи социального опыта;

Б) изменения, происходящие в учащихся в результате педагогического воздействия;

B) отношения педагог-ученик;

Г) организация воспитательного процесса.

28. Основоположником теории коллективного воспитания считается...

A) К.Д. Ушинский;

Б) Л.С. Выготский;

B) А.С. Макаренко;

Г) А.В. Сухомлинский.

29. Внушение как воспитательное средство - это...

A) убеждение;

Б) поощрение;

B) нравственное просвещение;

Г) эмоциональное воздействие.

30. В философии образования и воспитания П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, относятся к:

A) социально-рационалистическому направлению;

Б) культурно-анропологическому направлению;

B) социально-реформаторскому направлению;

Г) технократического направлению.

 

Раздел 4. Психология личности и профессиональной деятельности преподавателя.

 

4.1. Психология профессиональной деятельности преподавателя.

4.2. Личностные качества субъекта педагогической деятельности.

 

1. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

A) Н.Д. Левитовым;

Б) Ф.Н. Гоноболиным;

B) В.А. Крутецким;

Г) Л.М. Митиной.

2. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н.В. Кузьминой, обладает ...уровнем продуктивности деятельности учителя:

А) репродуктивным;

Б) адаптивным;

В) локально-моделирующим;

Г) системно-моделирующим.

3. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть ...функции взаимодействия субъектов педагогического процесса:

A) организационной;

Б) конструктивной;

B) коммуникативно-стимулирующей;

Г) информационно-обучающей.

4. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:

A) А.Б. Орлов;

Б) Л.М. Митина;

B) В.В. Давыдов;

Г) В.А. Крутецкий.

5. Проявление математических способностей изучал:

A) В.А. Крутецкий;

Б) Б.М. Теплов;

B) В.И. Кириенко;

Г) Л.М. Митина.

6. Проявление музыкальных способностей изучал:

A) В.А. Крутецкий;

Б) Б.М. Теплов;

B) В.И. Кириенко;

Г) Л.М. Митина.

7. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобре­тательность способов обучения проявляет ...педагогические способности:

A) гностические;

Б) проектировочные;

B) конструктивные;

Г) коммуникативные.

8. Проективный и перцептивный уровни педагогических способностей выделила:

A) Л.М. Митина;

Б) Н.В. Кузьмина;

B) А.К. Маркова;

Г) Н.Ф. Талызина.

9. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т.п. составляют суть:

A) дидактических способностей;

Б) перцептивных способностей;

B) коммуникативных способностей;

Г) организаторских способностей.

10.Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разрабатывала:

A) Л.М. Митина;

Б) Н.Ф. Талызина;

B) А.К. Маркова;

Г) Н.В. Кузьмина.

11. Компоненты, входящие в состав перцептивных способностей:

A) эмпатия;

Б) профессиональная зоркость и наблюдательность:

B) педагогическая интуиция;

Г) все ответы верны.

12. Компоненты педагогической деятельности:

A) конструктивные;

Б) коммуникативные;

B) организаторские;

Г) все ответы верны.

13.Педагогические способности:

A) специальные способности;

Б) общие;

B) комплекс профессиональных способностей;

Г) качества личности.

14.Рассуждающее - методический стиль предполагает:

A) ориентацию на общение;

Б) чувствительность к изменениям педагогической ситуации на уроке;

B) адекватную реакцию;

Г) репродуктивную деятельность.

15.Требования к личности педагога - это:

A) способность к творчеству;

Б) педагогическая интуиция;

B) гуманизм;

Г) все ответы верны.

16.Чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения - это:

A) педагогический такт;

Б) выдержка;

B) терпеливость;

Г) вежливость.

17.Продуктом педагогической деятельности является:

A) развитие способностей;

Б) индивидуальный опыт ученика;

B) сотрудничество учащихся;

Г) развитие учащихся.

18.Педагогической профессии свойственны умения:

A) руководить;

Б) слушать;

B) воспитывать;

Г) все ответы верны.

19.Перцептивные способности педагога - это:

А) впечатлительность;

Б) хорошая память;

В) сопереживание;

Г) психологическая наблюдательность.

20.Основным признаком педагогической компетентности является...

A) готовность и способность к решению разных типов педагогических задач;

Б) эрудиция и осведомленность в области педагогики;

B) самостоятельность и ответственность в педагогическом труде;

Г) умение соответствовать требованиям профессионального педагогического сообщества.

21.При подборе форм и средств обучения, педагог должен учитывать:

A) тему урока;

Б) возрастные особенности детей;

B) учебный план;

Г) все ответы верны.

22. Копирование чужого педагогического опыта возможно:

A) при совпадении характера преподавателей;

Б) при работе в одном и том же классе;

B) невозможно вообще;

Г) возможно, при выделении главного в нем.

23. Каково основное содержание профессиограммы педагога?

A) в профессиограмме указаны отличия профессии педагога от других профессий;

Б) профессиограмма характеризует деловые и нравственные качества личности педагога;

B) профессиограмма описывает условия труда педагога;

Г) в профессиограмме отражены обобщенные требования к профессиональной деятельности, профессиональному общению и к личности успешного педагога.

24. Какая из сторон труда педагога в наибольшей мере определяет цели и задачи, нравственное содержание этого труда?

A) педагогическое общение; Б) личность педагога;

B) педагогическая деятельность; Г) социальная активность.

25. Профессиональная педагогическая направленность-это...

A) желание освоить профессию учителя;

Б) стремление быть и оставаться педагогом;

B) гуманистическая ориентация на развитие личности взрослеющих обучающихся;

Г) любовь к детям, эмоциональное сопереживание обучающимся.

 

4.4. Общение в образовательном процессе.

1. Общение как сторону совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а):

A) А.А. Бодалёв;

Б) М.C. Каган;

B) М.И.Лисина;

Г) Л.П. Буева.

2. Проблемы социальной перцепции изучали:

A) В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев:

Б) А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская;

B) А.А. Смирнов, Г.А. Берулава;

Г) Л.М. Митина, А.К. Маркова.

3. Функция фасилитации педагогического общения выделена:

A) А.Б. Орловым;

Б) А.К. Марковой;

B) А. Маслоу;

Г) К. Роджерсом.

4. ... уровень коммуникативных умений характеризуется частным и не­систематизированным осознанием явлений педагогического общения:

А) интуитивный;

Б) житейский;

В) сознательный;

Г) рациональный.

5. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:

A) межличностной коммуникации;

Б) восприятия и понимания друг друга;

B) межличностного взаимодействия;

Г) передачи информации.

6. Интересы и склонности учителя выступают показателем ...плана общения:

A) коммуникативного;

Б) индивидуально-личностного;

B) общего социально-психологического;

Г) морально-политического.

7. ... как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:

A) социально-психологическая рефлексия;

Б) стереотипизация;

B) эмпатия;

Г) идентификация.

8. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть:

A) эффекта ореола;

Б) эффекта последовательности;

B) эффекта интерционности;

Г) эффекта стереотипизации.

9. Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к ...педагогического общения:

A) физическим барьерам;

Б) социально-психологическим барьерам;

B) барьерам неправильной установки сознания;

Г) организационно-психологическим барьерам.

10.Педагогическое общение ориентировано:

A) личностью;

Б) социально;

B) предметно;

Г) все ответы верны.

11. Педагогическое общение в системе «человек-человек» ближе всего подходит к общению:

A) врача и пациента;

Б) психолога и клиента;

B) психотерапевта и клиента;

Г) родителя и ребенка.

12.Педагогический психолог:

A) может иногда оказывать психологическую поддержку учащимся;

Б) проводит собеседование и тесты;

B) стремится вводить эффективные методы обучения;

Г) все ответы верны.

13.Демократический стиль общения учителя предполагает:

A) опору на мнение коллектива;

Б) позицию невмешательства в жизнь коллектива;

B) приказ, указания, выговор;

Г) устранение от ответственности за происходящее.

14.Какой из стилей педагогического общения наиболее продуктивен:

A) общение на основе дружеского расположения;

Б) общение - дистанция;

B) общение на основе совместной, увлекательной и творческой деятельности;

Г) общение - устрашение.

15.Авторитарный стиль деятельности (общения) учителя предполагает:

A) форма общения - просьба;

Б) «учитель всегда прав»;

B) учитывается мнение коллектива;

Г) учитывает индивидуальные склонности и способности каждого.

16.Либеральный стиль деятельности учителя предполагает:

А) не проявлять активность, не вмешиваться в жизнь коллектива;

Б) видеть свою задачу не только в контроле, но и в воспитании;

В) пресечение всякой инициативы учащихся;

Г) все ответы верны.

17.Психологический климат - это:

A) преобладающее эмоциональное состояние членов группы;

Б) стиль общения;

B) компонент педагогической деятельности;

Г) способ коммуникации.

18.Индивидуальный стиль деятельности учителя предполагает:

A) содержание;

Б) динамику;

B) результат;

Г) все ответы верны.

19.Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной учебной деятельности соответствует ... цели педагогического общения:

А) информационной;

Б) контактной;

В) координационной;

Г) эмотивной.

20.Профессиональная ... - это сложная система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, которая не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности:

A) эрудиция;

Б) направленность;

B) компетентность;

Г) культура.

 

Вопросы к экзамену / зачёту

1. Педагогическая психология - предмет, объект. Основные задачи на современном этапе.

2. Методы исследования педагогической психологии.

3. Учение как деятельность. Структура учебной деятельности.

4.Знания как предмет и результат учения.

5. Состав действий, умений и навыков как результата учения.

6. Ориентировочная основа действия и её типы.

7. Основные теории, концепции и технологии обучения.

8. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова.

9.Развивающее обучение в концепции В.В.Давыдова. Сравнительный анализ с системой обучения Л.В.Занкова.

10.Проблема управления процессом усвоения. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

11.Психологические основы проблемного обучения.

12.Психологические основы культурно-исторической теории Л.С.Выготского в обучении.

13.Психологические основы личностно-ориентированного обучения.

14.Соотношение научения, обучения и учения. Виды, механизмы научения. Факторы, способствующие успешности научения.

15.Соотношение обучения и развития. Ориентация обучения на зону ближайшего развития.

16.Виды обобщения в обучении и проблемы формирования теоретического типа мышления.

17.Психологические основы видов контроля в обучении.

18.Функции оценки в процессе обучения.

19.Критерии оценки и уровни сформированности учебной деятельности.

20.Проблемы формирования учебной мотивации. Диагностика мотивов учения.

21.Развитие познавательных процессов в процессе обучения.

22.Психологическая характеристика педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности.

23.Психология педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.

24.Проблемы общения и взаимоотношений учеников и учителя в учебно-воспитательном процессе.

25.Психологические основы педагогических способностей, их структура.

26.Проблема стилей педагогической деятельности.

29.Психология личности учителя.

30.Профессиональная психологическая компетентность и профессиональный рост учителя.

31.Принципы и структура составления психолого-педагогической характеристики на личность ученика, на классный коллектив.

32.Психологический анализ урока.

33.Психологические причины школьной неуспеваемости.

34.Диагностика и коррекционно-развивающая работа по преодолению школьных трудностей.

35.Классификация и характеристика «трудных классов». Психолого-педагогические задачи в работе с «трудным классом», методы диагностики школьных классов на различных этапах школьного обучения.

36.Психология воспитания. Основные понятия. Цели, задачи, методы и средства воспитания.

37.Воспитание и развитие (влияние семьи, моральное развитие, воспитание личности в культуре, роль детского коллектива в воспитании личности).

38.Самовоспитание как условие развития личности. Психологические основы, методы самовоспитания.

39.Онтогенетические особенности учебной деятельности.

40.Онтогенетические особенности воспитания.

41.Проблема психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Диагностика готовности к школьному обучению.

 








Date: 2015-12-13; view: 1738; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.127 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию