Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных понятий





Адаптация - процесс, обеспечивающий безболезненное вхождение личности в социум, приспособление к нему на основе добровольного принятия общественных норм и требований, овладения практико-ориентированными знаниями и коммуникативными умениями, необходимыми для гармонизации межличностных отношений в социокультурной среде.

Активность личности - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности с помощью психолого-педагогических воздействий в соответствии с определёнными социальными идеалами и морально-духовными ценностями.

Воспитание духовное - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание умственное - формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.

Воспитуемость - подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Готовность профессиональная - готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности.

Гуманизация воспитания и обучения - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребёнка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Гуманизация образования - распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения: обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, её деятельного участия в жизни общества.

Гуманитаризация образования - установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Движущие силы процесса воспитания - объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию.

Деятельность педагогическая - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Педагогическая деятельность рассматривается также как система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности. Знание это также адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Зона ближайшего (потенциального) развития - это реально имеющиеся у ребёнка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей. ЗБР - это расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности.

Культурологический подход - общий метод познания и проектирования личностно-ориентированного образования, предписывающий поворот всех его компонентов к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Личностное развитие - развитие ценностно-смысловой сферы сознания личности, обеспечивающее становление её субъективности.

Личностный подход - принцип, предписывающий в качестве главной цели становление и развитие личности как субъекта собственной жизни, культуры и истории.

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Мотивация - это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей. Мотивация учения -это побудительные силы, движущие ученика к цели обучения.

Навык - действие, в составе которого отдельные операции стали ав­томатизированными в результате упражнения.

Научение - всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности ребёнка, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врождёнными физиологическими реакциями организма. Это процесс и результат формирования знаний, умений, навыков, опыта.

Образование - результат обучения, объём систематизированных знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил ипотенциальных возможностей обучаемых. Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей.

Обучаемость - это способность человека к научению. Под обучаемостью понимаются также индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе активного взаимодействия с преподавателем.

Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно-обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием. Обучение -процесс непосредственной передачи и приёма опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Ориентировочная основа действия - понятие, введённое в теории поэтапного формирования умственных действий. ООД обозначает процесс и результат первоначального ознакомления обучаемого с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями его успешного, правильного выполнения.

Педагогика - наука, занимающаяся изучением вопросов обучения, воспитания, развития человека и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в обществе.

Педагогическое взаимодействие - это процесс, происходящий между учителем и учениками в ходе учебно-воспитательной работы и направлен­ный на развитие личности ребёнка.

Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. Основой саморазвития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности –педагогические способности, средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности профессиональной деятельности педагога- умения в области педагогической техники.

Педагогическое мышление - это мышление педагога с позиции учащегося, проявляющееся в том, что преподаватель понимает мотивы поведения, стержневые интересы, потребности учащегося, его внутренний мир. С этих позиций педагог принимает решения, которые всегда должны быть в пользу учащегося, устанавливает с ним педагогическое сотрудничество. Педагогическое мышление - это мышление диалектическое, когда педагог видит в учащемся ростки нового, направляет свою деятельность на выяснение противоречий развития личности учащегося, на их разрешение.

Педагогическое наблюдение - это профессионально-ориентированное восприятие детей в естественных условиях их жизни и деятельности, анализирующее и фиксирующее многочисленные показатели проживаемого детьми отношения.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Педагогическая позиция - интегративный компонент педагогической культуры, определяющий процессы самодетерминации и самоактуализации личности в культуре и являющийся условием успешности профессиональной самореализации личности педагога в общении с учащимися в педагогической деятельности. Структура педагогической позиции включает: изначальную индивидуальную позицию, мировоззренческий компонент, творчески-рефлексивный компонент.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным препятствием для хода действия и мысли.

Педагогические способности - это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием её успешного выполнения. Педагогически способности - это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к принятым требованиям педагогической системы, к специфике их отражения соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.

Педагогический такт- мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение педагога устанавливать продуктивный стиль общения с учащимися.

Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Педагогическая техника - профессиональное владение педагогом собственным психофизическим аппаратом в процессе профессиональной деятельности как средством осознанного педагогического воздействия и. следовательно, как одним из факторов, определяющих характер взаимодействия педагога с детьми.

Педология - комплексная наука о ребенке, его обучении и развитии, которая возникла в результате распространения эволюционных идей и развития прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Профессиональная компетентность учителя - это достаточно высокий уровень осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося. Это владение учителем необходи­мой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Психология воспитания - это научное направление, отрасль педагогической психологии, исследующая развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребёнка, коллектива.

Психология обучения - это научное направление, отрасль педагогической психологии, исследующая закономерности процесса усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.

Психология учителя - это научное направление, отрасль педагогической психологии, исследующая психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности.

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Развивающее обучение - это построенная на основе качественно новых дидактических принципов методическая система обучения, направленная на общее развитие школьников.

Самовоспитание -это процесс усвоения человеком опыта предыдущих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Самоопределение - процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей, средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек должен принимать экзистенциальные или прагматические решения.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социально - психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Становление - это достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Умение - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.

Усвоение - процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений, навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности.

Учение - активность субъекта, его деятельность и фактор его психического развития. Учение- это двойной процесс: 1) накопление знаний и овладение способами оперирования ими, приёмами их добывания и применения; 2) развитие мышления.

Учебная деятельность - это воспроизведение накопленных человечеством знаний, умений и исторически возникших способностей (рефлексии, мыслительных операций).

Формирование - процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 1583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию