Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешней среды
Особое значение в статусе управления приобретает функция координации. Чем выше уровень разделения труда и специализации предприятий (и их частей), чем теснее их взаимозависимость в Масштабе региона и страны в целом, тем значительнее потребность в координации независимо от формы собственности предприятия. Осуществление координации непосредственно связано 0 стилем управления, практикуемыми методами подготовки и реализации хозяйственных решений. Бюрократическая организация независимо от ее масштабов и сферы действия порождает централизованную координацию. Здесь больше формализации, типовых подходов и жестких структур. Демократическому стилю управления адекватна децентрализованная координация, горизонтальная и в известных случаях неформальная. При этом к минимуму сводятся стандартные приемы и методы. Приватизация государственных предприятий неизбежно приводит к разделению права собственности и функций управления. Профессиональный руководитель становится наемным работником. Решение о его найме и условиях деятельности принимает собственник, владеющий контрольным пакетом акций или основным паем. Главная форма взаимоотношений собственника и руководителя — контракт, в котором определяются система подотчетности последнего и пределы его самостоятельности в принятии и реализации хозяйственных решений. Этот принцип, отражающий объективные потребности профессионального управления, вовсе не исключает того, что при приватизации мелких предприятий в сфере торговли и услуг права собственника и функции руководителя могут совмещаться в одном лице, поскольку незначительные масштабы деловой активности в каждом отдельном случае делают экономически невыгодным формальное отделение функций управления. НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ОРГАНИЗАЦИЙ Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Широко распространен принцип делегирования оперативных полномочий на низшие уровни управления. На высшем уровне сосредоточиваются функции интеграции деятельности фирмы и разработки общих стратегий, связи с внешними организациями и оценки предложений нижних уровней. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата. Даже самые крупные корпорации практически не могут осуществить организационную перестройку без кооперации с другими компаниями. В частности, создаются и эффективно функционируют межотраслевые группировки компаний, картели по обнов- лению подотраслей и даже целых отраслей промышленности при финансовой поддержке правительства. Преобразование фирм значительно облегчается и ускоряется с использованием проектных форм организации. Для реализации проектов создаются новые компании, полностью ориентированные на внедряемый тип производства и управления. Это влечет за собой изменение большинства сложившихся технических и организационных систем — строительство новых заводов, освоение системы управления запасами и «плоских организационных структур, развитие технологических центров. Проведение организационных изменений предполагает повышение уровня компетентности руководителей. Не случайно в современных условиях наиболее эффективными являются капиталовложения в руководителей, их подготовку, тренировку, повышение уровня знаний и совершенствование навыков, развитие предприимчивости, которая проявляется в поиске новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, в обоснованном риске. Компетентность увязывается с необходимостью создания инновационного климата, стремлением достигать наилучшего результата на основе применения технических, структурных и иных нововведений. Образование концернов, хозяйственных ассоциаций, холдингов, консорциумов и других интеграционных структур позволяет формировать организационную систему рыночной экономики, создавать действительную альтернативу вертикально-командным структурам. Объединения предприятий, состав и управление которыми ориентированы на деятельность в условиях рыночной экономики, становятся заметным явлением в хозяйственной жизни России. Существенные изменения в построении и методах управления предприятиями происходят в связи с развитием практики арендных отношений. Такие предприятия расширяют масштабы деятельности, формируя рыночный характер связей и конкурентную среду. Вопросом принципиальной важности является обеспечение антимонопольной направленности всех организационных преобразований в управлении экономикой, в том числе предотвращение отраслевого и регионального монополизма. Если какие-либо Условия ограничивают конкуренцию и доступ на рынок потенциальных продавцов или покупателей, то эти ограничения должны быть устранены в предусмотренном законом порядке. Преодолению доминирующей роли отдельных хозяйствующих субъектов на Рьшке должно способствовать создание малых предприятий, раз-УкРУпнение сложившихся высокомонополизированных фирм (если это допустимо по производственным и технологическим условиям) и ассоциативных структур. Важное направление рыночных реформ — формирование конкурентной среды, т.е. создание новых предприятий (в том числе и малых), конкурирующих с монополистами. Государство призвано оказывать малым предприятиям всемерное содействие в организации материально-технического и информационного обеспечения, консультирования и подготовки кадров. Это становится важным условием демонополизации производства. Сохраняется ли в новых условиях функция вертикального управления отраслями, где продолжают функционировать государственные предприятия? Если да, то остается ли эта функция прежней или она претерпевает изменения? Дело в том, что целый ряд базовых отраслей промышленности характеризуется замкнутыми цепями взаимосвязанных и неразделимых технологических процессов, протекающих на огромных территориях в масштабе всей страны, крупных регионов. Это относится к таким секторам экономики, как добыча и транспортировка газа, единые энергетические системы, системы коммуникаций и связи, транспортные системы разных видов и т.п. В подобных отраслях сложились естественные монополии, когда основные технологические процессы осуществляются на базе развитой внутренней кооперации и специализации. Для них характерен режим четкого и единого технологического регулирования, диспетчеризации и маневрирования в использовании производственных мощностей и ресурсов, оперативного предотвращения кризисных ситуаций. Здесь технологический монополизм вызывает монополию организационную. Однако это вовсе не означает, что управление подобными отраслями предполагает использование только административных методов. Переход этих отраслей в сферу рыночных отношений неизбежен, но его масштабы и методы должны быть специфическими, нестандартными. Система управления крупными хозяйственными образованиями должна строиться на демократических началах и предполагает создание таких органов, как собрание учредителей, правление, контрольный совет и т.п., с соответствующим распределением полномочий между ними. При формировании концернов нового типа необходимо соблюдать принцип полного и безусловного соблюдения прав юридического лица хозяйствующих субъектов, входящих в эти объединения. Необходимую устойчивость и предсказуемость развитию акционерного общества придает стратегическое планирование и управление. Все многообразие стратегий компаний можно свести к таким вариантам: стратегии расширения, стабилизации, экономии и комбинированные. Избрав стратегию расширения, компания ориентируется на крупное увеличение масштабов деятельности в рамках определенной миссии или пересматривает свое предназначение путем освоения новой продукции, рынков или технологий. Стратегия расширения обычно требует значительных инвестиций и часто связана с большими рисками. Следуя стратегии стабилизации, компания нацелена на постоянные улучшения в оперативной деятельности в соответствии со своей миссией. Она ориентируется на последовательное совершенствование уже осуществляемых операций. Разработав стратегию экономии, компания направляет свою деятельность на улучшения посредством ликвидации убыточных или маловыгодных операций в рамках действующих целевых установок. Указанные установки также могут пересматриваться в связи с прекращением производства некоторых товаров, уходом с определенных рынков или отказом от тех или иных технологий. Этот вид стратегии берется на вооружение как временная мера при решении специфического круга проблем. В условиях же комбинированной стратегии компания одновременно осуществляет какие-либо две или даже три перечисленные стратегии. Каждый из видов стратегии учитывает внутренние и внешние аспекты деятельности предприятия. Наилучшим образом стратегия может быть осуществлена с помощью реализации ряда планов, указанных между собой и отвечающих содержанию стратегии в целом по всем основным областям хозяйственной активности предприятия. Речь прежде всего идет о планах финансовой политики, бухгалтерского учета, маркетинговых, производственно-оперативных, научных исследований и разработок, кадровых, правовых и др. После завершения планового процесса компании устанавливают механизм оценок и контроля, который должен включать определение критериев для оценки результатов, сопоставление фактических показателей с намеченными, анализ отклонений, внесение коррективов в стратегию в случае необходимости. Такой механизм подразумевает наличие системы обратной связи и в зависимости от результатов может служить для пересмотра миссии предприятия, стратегических целей или собственно стратегии. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРСИИ В проводимых экономических реформах и перестройке систе-мы управления важную роль играет реорганизация деятельности Предприятий военно-промышленного комплекса. Это — беспрецедентная по масштабам задача. В военно-промышленном ком- плексе, предприятия которого составляют основную часть государственного сектора экономики, выработаны особые критерии для принятия решения о приватизации: 1) минимальное наличие на предприятии мобилизационных мощностей или их отсутствие; 2) доля государственного оборонного заказа в общем объеме выпускаемой продукции, значительно меньшая 30%. Для продажи акций акционерных обществ критерием является также наличие в федеральной собственности пакета акций размером менее 25% от общего количества акций. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает сокращение производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг для удовлетворения нужд населения и общества в целом. С целью производства конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и внешнего рынков используются высокие технологии оборонного комплекса. Конверсия не может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на строительство и реконструкцию цехов, участков, модернизацию и замену оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т.д. Решение этой задачи предполагает использование методов государственного управления в сочетании с рыночными методами. Организационная структура отечественной военной промышленности, объем производства которой доходил до общего объема промышленного производства, довольно близка к корпоративной. Многие предприятия создавались и функционировали в составе конкретных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типа корпораций. Для многих предприятий военно-промышленного комплекса образование корпораций является условием выживания — сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции. Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении. Кроме того, принципиальное значение имеет представление государственных интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения «золотой акцией». Это соответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ. К настоящему времени в основном уже сформирована организационная структура гражданского сектора оборонного комплекса, начата реализация новых приоритетов в его развитии. Такими приоритетами в организационной сфере являются: • формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям; • создание финансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных на использовании технологий двойного назначения; • образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий (в том числе и в других странах) как форм участия в мировом разделении труда; • переход в полном объеме к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства; • нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса. Реконструкция и структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их на выпуск гражданской продукции, оптимальное использование их научно-технического потенциала — ключевой вопрос развития корпоративного управления в России, определяющий его судьбу в будущем. Date: 2015-12-13; view: 438; Нарушение авторских прав |