Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные бизнес-модели предприятий электронной коммерции
Под термином В2В подразумеваются операции электронного бизнеса, в которых участвуют предприятия и компании. В сегменте В2В обращаются товары и услуги, которые компании продают друг другу и конечными потребителями которых они в большинстве случаев не являются. В настоящей главе не приводится полная классификация всех областей, бизнес-моделей и направлений электронного бизнеса. Дается лишь общее представление об основных особенностях электронного бизнеса на примере наиболее распространенных в настоящее время его форм. Первая модель С2С «потребитель — потребитель» — это бизнес-модель, подразумевающая получение прибыли от прямых продаж: через личные интернет-сайты. Интернет упрощает коммерческие Іильнер «Теория организации* отношения. Личные сайты позволяют их создателям распростп нять информацию, в том числе и коммерческого характера. Объяв' ления в Интернете на личных сайтах о продаже того или иногс товара (услуги), принадлежащего владельцу сайта, — не редкость° Объем рынка таких продаж оценить невозможно даже приблизительно. Зато тенденция к использованию личных сайтов для ре. шения вопросов коммерческого характера очевидна. Вторая модель С2С «потребитель — потребитель» — это бизнес-модель, ориентированная на получение прибыли от посреднических услуг, оказываемых в большинстве случаев физическим лицам Развитие электронных сетей не стало препятствием, а послужило дополнительным толчком для развития сервиса и бизнес-моделей ориентированных на получение прибыли от посредничества. Стратегия развития бизнеса неразрывно связана с решением задач своевременного получения и эффективного анализа информации. Делегировать функции продаж онлайн-аукциону или перепоручить поиск необходимой информации специальным компаниям зачастую оказывается дешевле создания собственных служб. В Интернете появилось немало онлайн-аукционов, комваний, за-нимающихся осуществлением электронных платежей, платных досок объявлений и коммерческих рассылок. Ведущий интернет-аукцион в России — molotok.ru. Концепция этого предприятия электронного бизнеса заключается в получении процента от сделок между участниками онлайн-аукциона. К сожалению, в связи с неразвитостью электронных платежных систем такой вид получения прибыли пока не обеспечивает окупаемости подобных проектов. В настоящее время в проекте ежедневно участвует 140 тыс. пользователей, представлено около 50 тыс. лотов; оборот аукциона (сумма сделок по успешно завершившимся торгам) — 800 тыс. долл. Первая модель В2С «бизнес — потребитель» — это бизнес-модель, при которой участниками сделки являются компания, оказывающая услугу (продающая товар), и конечный потребитель услуги (товара). Наиболее часто встречающийся представитель модели В2С — интернет-магазин. Самый быстрорастущий рынок не мог не породить множества легенд о низкой затратности и сверхприбыльности производства. Основанием стало представление о сокращении трансакционных издержек за счет централизации управления и затрат на доставку и складирование. Наиболее перспективной схемой логистики интернет-магазинов считалась организация доставки напрямую от поставщика покупателю, по возможное минуя склад, за счет использования более совершенных механи мов организации доставки и анализа информации. Случилось совершенно обратное. Интернет-магазины неожи-.но столкнулись с расходами, не характерными для традици-3 ных торговых систем (например, затратами на поддержание ограммного обеспечения, развитие функциональности сайтов). Интернет-маркетинг, хотя и является одним из наиболее тарге-ованных ВИДов рекламы, требовал затрат, не адекватных объ-му аудитории Интернета. Схема логистики без использования -кладских помещений не обеспечивала большего объема продаж и не выдерживала конкуренции со стандартами доставки в магазинах, торгующих с использованием каталогов. Основным преимуществом интернет-магазина над традиционными супермаркетами, с точки зрения потребителя, является сэкономленное время. Сервис, доставка, качество товара — предмет конкуренции с традиционными торговыми системами. Но последние полностью сдают позиции, если рассматривать время, затраченное на поход в магазин, выбор товара на полках супермаркета, стояние в очередях. Рассмотрим пример магазина 24x7.ru — победителя конкурса 2001 г. в номинации «Лучший интернет-магазин», проводимого журналом «Компьютерная элита». Магазин 24x7.ru продает книги, игрушки, аудио-и видеопродукцию. В магазине есть служба доставки, принимаются платежи через электронные платежные системы. Средняя посещаемость магазина составляет около 7 тыс. посетителей в день. Ассортимент, насчитывающий 25 тыс. позиций, сравним с ассортиментом ведущих традиционных продавцов аналогичной продукции. На сайте постоянно обновляются новости о новинках рынка и обзоры от литературных и музыкальных критиков. На примере магазина 24x7.ru очевидно, что Интернет задает новые стандарты розничной торговли, и традиционным продавцам придется им следовать, чтобы не уступить в конкурентной борьбе. Вторая модель В2С «бизнес — потребитель» — это бизнес-мо- <ь предприятия, получающего прибыль от посреднических услуг, взываемых юридическим лицам, ориентированным на розничную продажу товаров конечному потребителю. В Интернет переносятся !Мые разнообразные формы коммерческой деятельности, и в пер- 3 очеРедь те, в которых преимущество работы в формате элект- нньгх сетей очевидно. Электронные торговые площадки — ана- >адиционных гипермаркетов и рынков. Представим ситуацию, терную для любого большого рынка: аналогичные товары йются в различных местах по разной цене. В электронной сети это расстояние — один щелчок «мыши», т.е. для сравнения цр характеристик товаров нужно гораздо меньше времени. Компаниям, продающим свою продукцию в Интернете, по ключение к таким системам принципиально важно. Торговы площадки обеспечивают посещаемость интернет-магазинов и как следствие — заказы. Концепция таких предприятий заключается в предоставлении возможности традиционным магазинам и про изводителям размещать свои товары в электронной торговой системе. Способ получения дохода — платное размещение участников в торговой системе и получение процента со сделок, совершаемых на торговой площадке. Основные проблемы развития бизнес-модели В2С связаны с неразвитостью систем электронных платежей, о которых речь цойдет ниже. Перспективность данной бизнес-модели не вызывает сомнений, но динамика ее развития напрямую зависит от общей ситуации в банковской сфере. Рассмотрим пример торговой площадки torg.ru, обслуживающей 3 тыс. посетителей в день. На ее сайте размещены 150 тыс. товаров от 150 интернет-магазинов. В день на 1org.ru производятся покупки на 40 тыс. долл. Первая модель В2В «бизнес — бизнес» — это бизнес-модель, ориентированная на получение прибыли от прямых продаж юридическим лицам через корпоративный сайт. В настоящее время представительство в Интернете — непременная часть имиджа любой уважающей себя компании. Прямые продажи товаров и услуг компаниям-контрагентам и работа с дистрибьюторами — это лишь отдельные примеры моделей В2В электронного бизнеса, осуществляемого с помощью корпоративных сайтов. На основании последних исследований 89% российских производителей инвестит руют капитал или разрабатывают инвестиционные проекты развития информационных технологий. По прогнозу, к 2005 г. объем продаж по сделкам В2В в России превысит 2,5 млрд долл. Вторая модель В2В «бизнес — бизнес» — это бизнес-модель предприятия, получающего прибыль от посреднических услуг, оказываемых юридическим лицам, ориентированным на оптовую продажу товаров или услуг другим юридическим лицам. Развитие торговли с использованием электронных сетей привело к созданию межкорпоративных электронных торговых площадок и бирж. В реализа ции бизнес-моделей В2В лидируют нефтегазовая, металлургичес кая и машиностроительная отрасли. Электронные биржи позици онируются как самостоятельные предприятия, не опирающиеся поддержку и независимые от участников рынка. Участника- оННЫх бирж являются отраслевые компании и фирмы. Кон-Є пия электронных бирж заключается в предоставлении участям бирж комплекса услуг, уменьшающих трансакционные из-•пжки, связанные с услугами посредников. Основные задачи, ояшие перед менеджментом электронных бирж, связаны с созданием бизнес-сообщества в виртуальной среде. Пример такой системы — factura.ru, крупнейшая система оптовой торговли между предприятиями через Интернет, обслуживающая более 1500 предприятий из 72 регионов России. Участниками системы являются поставщики, покупатели и банки. Поставщики получают новый эффективный канал сбыта продукции с гарантированной оплатой сделок. Система позволяет значительно увеличить товарооборот и получать прибыль за счет роста объема продаж. Вступая в систему, поставщик гарантирует, что цены на его товары, размещенные в системе, включают максимальную оптовую скидку. За обслуживание в системе поставщик платит небольшую комиссию от суммы каждой совершенной сделки. Покупатели получают максимальные скидки с цены независимо от количества приобретаемого товара. Предприятия малого и среднего бизнеса могут покупать товары по ценам, которые обычно устанавливаются только для крупных предприятий при большом объеме заказа. Покупатели обслуживаются бесплатно. Банки предоставляют своим клиентам возможность участия в системе — право доступа определяется банком на основании деловой репутации и кредитной истории предприятия. Это обеспечивает доверие между участниками системы. Банки обслуживают расчеты по сделкам в системе. За услуги по приему и перечислению платежей клиентов банк получает вознаграждение в размере до 2,5% от суммы платежа. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА Потенциальные потребители товаров и услуг, предлагаемых редприятиями электронного бизнеса, характеризуются общим обязательным признаком — доступом к информационным сетям, 'фи разных вкусах или предпочтениях общим является способ олучения информации. Неудивительно, что предприятия электронного бизнеса предпочитают рекламу в сети, поскольку имен-там находится целевая аудитория, на которую направлены усилия маркетологов. Интернет позволяет фокусировать воздействие рекламы на третных потребителей — таргетцровать ее. В отличие от иссле-телей, использующих традиционные методы анализа рынка, этологов, изучающих потребителей с помощью средств Ин-ност6"3' существУет намного больше инструментов и возможна решить поставленные задачи (например, с большой долей вероятности определить географическую принадлежность посетителя сайта). Ведение статистики по посещениям интернет-сайта позволяет узнать, с какой частотой пользователь посещает данный сайт, какие разделы вызывают у него наибольший интерес, какие действия на сайте он совершал и в какое время. Получение такой информации позволяет добиться максимальной эффективности рекламы и адресовать ее конкретным пользователям, с наибольшей вероятностью попадающим в группу потенциальных потребителей. Основное преимущество Интернета как рекламного инстру Рост рынка интернет-рекламы в России отражает мировые тенденции, с одной стороны, и внутренние позитивные экономические показатели — с другой. В табл. 25.2 приведены данные исследовательской компании monitoring.ru об объеме сделок на рынке интернет-рекламы. Таблица 25.2 Date: 2015-12-13; view: 1643; Нарушение авторских прав |