Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распределение занятых в экономике по предприятиям различных форм собственности
Продажа пакетов акций акционерных обществ ведет к поэтапному разгосударствлению целых отраслей экономики. ^ отраслевом разрезе процессы разгосударствления в наибольшей степени затронули предприятия топливно-энергетического комплекса, ряд отраслей промышленности, транспорта и связи. По состоянию на сентябрь 2001 г., степень разгосударствления предприятий по отраслям характеризуется следующим образом: в машиностроении — 70%, в металлургии — 80, в химическом комплексе — 90, в лесопромышленном комплексе — 95%. В"этих отраслях политика разгосударствления заключается в приближении доли приватизированных предприятий к 100%. Федеральные государственные предприятия нефтегазового комплекса практически полностью преобразованы в открытые акционерные общества. Из 332 государственных предприятий и производственных объединений нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, подлежащих приватизации, 326 преобразованы в акционерные общества. Создано и функционирует 17 вертикально интегрированных структур. Из 65 федеральных государственных предприятий газового хозяйства акционированы 64. Предприятия нефтегазового строительства полностью акционированы. В морском, речном и воздушном транспорте доля приватизированных предприятий составляет примерно 80%. В автомобильном транспорте приватизировано до 90% подлежащих приватизации предприятий. Анализ показывает, что в результате проведения приватизации в России в 1990-е годы поставленные задачи не были решены в полном объеме, поскольку: 1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников; 2) структурная перестройка экономики не привела к повышению эффективности деятельности предприятий; 3) привлеченных в процесс приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; 4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках. Во многом это объясняется тем, что в течение продолжительного периода эффективность приватизации оценивалась по темпам разгосударствления собственности, по числу приватизированных предприятий: При этом целям дальнейшего развития и эффективности функционирования приватизированных объектов в условиях рыночно-ори-ентированной экономики не уделялось должного внимания. Институциональные реформы не были подкреплены проведением соответствующей государственной политики в сфере приватизации. Приватизация должна рассматриваться не как изолированный этап решения отдельных задач, связанных с единовременным пополнением бюджета, а как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение экономического эффекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в форме расширения налогооблагаемой базы, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всех субъектов хозяйствования. ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Переход от государственной собственности к иным ее формам несовместим с шаблонным подходом к организационному построению субъектов хозяйственной деятельности. Коренные изменения происходят в структуре управления, когда предприятия преобразуются в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие предприятия с коллективной формой собственности. Меньшую ломку претерпевают формы управления при сдаче предприятий и другого государственного имущества в аренду с правом последующего выкупа трудовыми коллективами и юридическими лицами. Жесткие схемы управления вытесняются коллегиальными, демократическими процедурами при продаже предприятий и производств (прежде всего небольших) трудовым коллективам, а также акционерным обществам, кооперативам, Другим юридическим лицам и гражданам. Нетипичные ситуационные решения должны приниматься в условиях постепенного выкупа имущества государственного предприятия трудовым коллективом, в том числе за счет части остающейся в его распоряжении прибыли. Приоритетными задачами реформы предприятий в современных условиях являются: • защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления; • расширение участия в корпоративном управлении инвесторов, имеющих долгосрочные цели; • создание системы защиты контрактов, укрепление контрактного права; • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий; • обеспечение органов управления необходимой информацией и доступа к ней собственников, инвесторов, кредиторов; • создание эффективного механизма управления предприятиями; • реструктуризация либо ликвидация неэффективных>;убыточ-ных предприятий; • создание условий для рыночной оценки активов предприятий; • внесение изменений в амортизационную политику. Осуществляя реформирование предприятий, необходимо учитывать особенности современного этапа переходного периода и складывающейся внешней среды хозяйственных организаций (табл. 26.2). Весьма актуальны вопросы разработки концепции управления многоотраслевым комплексом, организации управления в условиях диверсификации производства. Возникает необходимость коренного пересмотра и в ряде случаев отказа от отраслевого принципа управления, поскольку предприятия и объединения, ориентированные только на одну отрасль, на один вид производства или продукт, не отвечают современному уровню научно-технического прогресса и требованиям рынка. Диверсификация производства, условия для которой расширяются благодаря приватизации, требует, в свою очередь, гибкого управления взаимосвязанными звеньями: маневрирования ресурсами, своевременного реагирования на многообразные потребности рынка, всемерной поддержки нововведений, рисковых инвестиций и т.п. На этой базе и развиваются горизонтальные межфирменные связи, управление которыми осуществляется экономическими методами на договорной основе. Таблица 26.2 Date: 2015-12-13; view: 490; Нарушение авторских прав |