Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение занятых в экономике по предприятиям различных форм собственности





 

Предприятия Среднегодовая числен­ность занятых, % к итогу
Государственные и муниципальные предприятия 38,1
Частные предприятия 45,0
Предприятия в собственности общественных и религиозных организаций 0,8
Предприятия смешанной (частно-государст­венной) собственности 14,1
Иностранные и совместные предприятия 2,0

Продажа пакетов акций акционерных обществ ведет к поэтап­ному разгосударствлению целых отраслей экономики. ^ отрасле­вом разрезе процессы разгосударствления в наибольшей степени затронули предприятия топливно-энергетического комплекса, ряд отраслей промышленности, транспорта и связи. По состоянию на сентябрь 2001 г., степень разгосударствления предприятий по от­раслям характеризуется следующим образом: в машиностроении — 70%, в металлургии — 80, в химическом комплексе — 90, в лесо­промышленном комплексе — 95%. В"этих отраслях политика раз­государствления заключается в приближении доли приватизиро­ванных предприятий к 100%.

Федеральные государственные предприятия нефтегазового комплекса практически полностью преобразованы в открытые акционерные общества. Из 332 государственных предприятий и производственных объединений нефтяной и нефтеперерабатываю­щей промышленности, подлежащих приватизации, 326 преобразо­ваны в акционерные общества. Создано и функционирует 17 вер­тикально интегрированных структур. Из 65 федеральных государ­ственных предприятий газового хозяйства акционированы 64. Предприятия нефтегазового строительства полностью акциониро­ваны. В морском, речном и воздушном транспорте доля привати­зированных предприятий составляет примерно 80%. В автомо­бильном транспорте приватизировано до 90% подлежащих при­ватизации предприятий.

Анализ показывает, что в результате проведения приватизации в России в 1990-е годы поставленные задачи не были решены в


полном объеме, поскольку: 1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников; 2) структурная перестрой­ка экономики не привела к повышению эффективности деятель­ности предприятий; 3) привлеченных в процесс приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; 4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предпри­ятий на отечественном и мировом рынках. Во многом это объяс­няется тем, что в течение продолжительного периода эффектив­ность приватизации оценивалась по темпам разгосударствления собственности, по числу приватизированных предприятий: При этом целям дальнейшего развития и эффективности функциони­рования приватизированных объектов в условиях рыночно-ори-ентированной экономики не уделялось должного внимания. Ин­ституциональные реформы не были подкреплены проведением со­ответствующей государственной политики в сфере приватизации. Приватизация должна рассматриваться не как изолированный этап решения отдельных задач, связанных с единовременным по­полнением бюджета, а как структурный элемент единой государ­ственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение экономического эффекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в форме расширения нало­гооблагаемой базы, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффек­тивности функционирования всех субъектов хозяйствования.

ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Переход от государственной собственности к иным ее формам несовместим с шаблонным подходом к организационному по­строению субъектов хозяйственной деятельности. Коренные из­менения происходят в структуре управления, когда предприятия преобразуются в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие предприятия с коллективной формой собственности. Меньшую ломку претерпевают формы управления при сдаче предприятий и другого государственного имущества в аренду с правом последующего выкупа трудовыми коллективами и юридическими лицами. Жесткие схемы управления вытесняются коллегиальными, демократическими процедурами при продаже предприятий и производств (прежде всего небольших) трудовым коллективам, а также акционерным обществам, кооперативам, Другим юридическим лицам и гражданам. Нетипичные ситуаци­онные решения должны приниматься в условиях постепенного


выкупа имущества государственного предприятия трудовым кол­лективом, в том числе за счет части остающейся в его распоряже­нии прибыли.

Приоритетными задачами реформы предприятий в современ­ных условиях являются:


• защита прав акционеров, четкое разграничение ответствен­ности собственников и управляющих, развитие механизмов кор­поративного управления;

• расширение участия в корпоративном управлении инвесто­ров, имеющих долгосрочные цели;

• создание системы защиты контрактов, укрепление контракт­ного права;

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприя­тий;

• обеспечение органов управления необходимой информацией и доступа к ней собственников, инвесторов, кредиторов;

• создание эффективного механизма управления предприяти­ями;

• реструктуризация либо ликвидация неэффективных>;убыточ-ных предприятий;

• создание условий для рыночной оценки активов предприя­тий;

• внесение изменений в амортизационную политику.

Осуществляя реформирование предприятий, необходимо учи­тывать особенности современного этапа переходного периода и складывающейся внешней среды хозяйственных организаций (табл. 26.2). Весьма актуальны вопросы разработки концепции управления многоотраслевым комплексом, организации управле­ния в условиях диверсификации производства. Возникает необхо­димость коренного пересмотра и в ряде случаев отказа от отрасле­вого принципа управления, поскольку предприятия и объединения, ориентированные только на одну отрасль, на один вид производ­ства или продукт, не отвечают современному уровню научно-техни­ческого прогресса и требованиям рынка. Диверсификация производ­ства, условия для которой расширяются благодаря приватизации, требует, в свою очередь, гибкого управления взаимосвязанными звеньями: маневрирования ресурсами, своевременного реагирова­ния на многообразные потребности рынка, всемерной поддерж­ки нововведений, рисковых инвестиций и т.п. На этой базе и раз­виваются горизонтальные межфирменные связи, управление ко­торыми осуществляется экономическими методами на договорной основе.


Таблица 26.2







Date: 2015-12-13; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию