Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акционерные общества





АКЦИОНЕРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Акционерное общество представляет собой организационно-пра­вовую форму предпринимательской деятельности. Капитал акцио­нерного общества разделен на определенное число акций, приобре­тенных его участниками (акционерами). Акционерное общество яв­ляется юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, выступает как самостоятельный субъект права, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде.

Собственность (капитал) акционерного общества определяет­ся уставным капиталом, равным номинальной стоимости акций общества, которые приобретены акционерами. При этом акции подразделяются на размещенные (приобретенные акционерами), объявленные (которые общество вправе размещать дополнитель­но в определенном количестве по номинальной стоимости) и оплаченные (приобретенные и полностью оплаченные акции в те­чение установленного срока). Особенность акционерной собствен­ности заключается в том, что акционерный капитал и другое иму­щество принадлежат обществу как юридическому лицу и не яв­ляются собственностью (совместной и долевой) его акционеров. Право на получение части имущества акционеры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры имеют право уча­ствовать в общем собрании с правом голоса, а также право на по­лучение дивидендов.

По сравнению с другими организационно-правовыми форма­ми (например, с обществом с ограниченной ответственностью, которое представляет собой объединение лиц) акционерное обще­ство — это объединение капиталов. Такая особенность акционер­ной собственности определяет всю систему отношений между акционерным обществом и его учредителями (акционерами), а так­же порядок управления им. В настоящее время нормативное ре­гулирование организации, деятельности и управления акционер-


 


ными обществами регламентировано законодательными актам которые могут быть объединены в три группы:

• нормы общеэкономического регулирования, устанавлива ющие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в ccbe" ре отношений с органами государственного управления, бюдже­том, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности-

• нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;

• нормы, непосредственно регламентирующие организацию деятельность акционерных обществ и управление ими.

В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение име­ют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы уста­новлены Гражданским кодексом Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995 г.) и Федеральным законом «Об акци­онерных обществах».

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав^Толо-жения этого закона развивают соответствующие статьи Граждан­ского кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для пра­вовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта дан­ной организационно-правовой формы. В соответствии с законом предусматриваются такие права акционеров, как право голоса на общем собрании (в зависимости от доли акций), право на полу­чение дивидендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакеты).

Для обеспечения организационного единства производствен­ных процессов (создания организационного единства технологи­ческих цепочек) законом предусматривается слияние двух или нескольких акционерных обществ с переходом всех прав и обя­занностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слия­ние обществ может происходить и с целью диверсификации про­изводства, совершенствования обслуживания производственных процессов и т.д. Эти же цели преследует и присоединение общества. В этом случае присоединяемые общества прекращают свое суще­ствование, а все их права и обязанности передаются другому об­ществу. Процедура присоединения, таким образом, не требуе создания нового общества и предусматривает внесение необходи­мых изменений в устав и другие документы.


В случае если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности либо нарушается ан­тимонопольное законодательство, может быть проведено разделе­ние общества. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь создан­ным обществам. Для аналогичной реорганизации законом преду­смотрена возможность выделения общества. В этом случае деятель­ность акционерного общества не прекращается, а вновь создава­емые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого обще­ства. В соответствии с законодательством акционерное общество может быть также преобразовано в общество с ограниченной от­ветственностью или в производственный кооператив (преобразо­вание общества).

Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров определяется порядок конвертации акций общества, а при преоб­разовании общества — обмена акций на вклады общества с огра­ниченной ответственностью или паевые взносы членов производ­ственного кооператива. Схематически способы создания акцио­нерного общества путем реорганизации показаны на рис. 28.1.

Рис. 28.1. Способы создания акционерного общества путем реорганизации

Законодательно закреплено требование об активном взаимо­действии акционерных обществ (особенно крупных) со специали­зированными внешними организациями, в состав которых входят общества, осуществившие размещение акций, или реестродержа­тели (специализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыноч-ной цены акций), а также средства массовой информации, пуб­ликующие информацию об общих собраниях, отчеты акционер-


ных обществ, результаты аудиторских проверок, сведения о реор ганизации обществ и т.п.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

В ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис. 28.2). В зависимости от кон­кретных условий эта система может быть упрощена или видоиз­менена. Так, имеется возможность использования двухзвенной системы управления, предусматривающей закрепление функций совета директоров за общим собранием, если число акционеров — владельцев голосующих акций не превышает 50 человек. Полно­мочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринима­телю (трастовое управление).

Рис. 28.2. Уровни и сферы управления в акционерном обществе Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров является высшим органом управ­ления акционерным обществом. Однако оно не может рассматри­вать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или ис-


полнительного органа, и не вправе принимать решения по этим вопросам. Общее собрание акционеров представляет собой не­однородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы:

1. Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; они стремятся к тому, чтобы их доля принесла максимум дохода. При возможно­сти увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.

2. Акционеры — работники предприятия (включая администра­цию). Интересы работника предприятия, как правило, не замы­каются на дивиденде. Ему не безразлична судьба предприятия, от которой зависят его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив ра­ботника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграж­дения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники — владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответ­ственные собственники.

3. Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринима­тельских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает предприятие (или ряд предприятий) с тем, чтобы развивать производство, в других — налаживает управление, са­нирует предприятие, а затем продает, в третьих — покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае ин­вестор выступает в определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитывать­ся исходя из интересов государства.

Влияние указанных категорий акционеров на решения, прини­маемые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций. Фактическая реализация права каждого акци­онера на управление акционерным обществом — проблема, не ре­шенная не только российским законодательством, но и законами Других стран. В США, например, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капитала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагается обеспечить инвесторам значительные преимущества перед биржевыми спеку­лянтами на общем собрании акционеров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры только после двух лет владе­ния акциями, причем на третьем году владения они будут иметь /3 голоса, на четвертом году — 2/г голоса и лишь на пятом — пол­ный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, кото-


рое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые вла­деют акциями в течение непродолжительного времени.

Необходимо также учитывать угрозу развала национальной экономики путем перепрофилирования приватизированных пред­приятий в процессе приватизации или дополнительной эмиссии акций. Иными словами, процесс приватизации каждого предпри­ятия должен проходить под контролем государственных органов. Последние должны следить за законностью сделок, тщательно проводить отбор участников конкурса и не менее тщательно раз­рабатывать условия продажи. При этом необходимо установить ответственность должностных лиц.

Совет директоров (наблюдательный совет)

Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдатель­ный совет). В зависимости от числа акционеров — владельцев обыкновенных или иных голосующих акций количественный со­став совета директоров варьирует от семи или девяти членов.

Введение в действие Закона «Об акционерных обществах» вне­сло существенные изменения в организацию и деятельность со­вета директоров. Прежде всего усилена роль этого органа управ­ления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизби­раться неограниченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров решением общего собрания могут быть прекращены досрочно. Усиление роли этого органа управления потребовало повышения ответственности (в некоторых случаях субсидиарной) его членов. Закон ограничивает участие в совете директоров чле­нов коллегиального исполнительного органа акционерного обще­ства, которые не могут составлять в нем большинство. Одновре­менно установлено, что руководитель единоличного исполнитель­ного органа не может быть одновременно председателем совета директоров. Этим достигается разделение функций стратегичес­кого управления и контроля и функций текущего управления (ис­полнения).

Совет директоров представляет собой не только полноправно­го представителя акционеров, но и стратегического управляюще­го по широкому кругу вопросов. Помимо организации общего собрания и вынесения на него вопросов реорганизации общества, дробления и консолидации акций и т.д., совет директоров обла­дает исключительной компетенцией по следующим вопросам:


• определение приоритетных направлений деятельности обще­ства;

• рост уставного капитала общества путем увеличения номи­нальной стоимости акций или размещения обществом акций в пределах количества и категории (типа) объявленных акций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собра­ния акционеров такое право ему предоставлено;

• размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества;

• определение рыночной стоимости имущества;

• приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;

• образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачи­ваемых ему вознаграждений и компенсаций, если уставом обще­ства это отнесено к его компетенции;

• принятие рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

• принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

• использование резервного и иных фондов обществом;

• утверждение внутренних документов общества, определя­ющих порядок деятельности органов управления обществом;

• создание филиалов и открытие представительств общества;

• принятие решения об участии общества в других организа­циях, за исключением участия в объединениях коммерческих орга­низаций;

• заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, стоимость которого состав­ляет до 50% балансовой стоимости активов общества (на дату при­нятия решения о совершении такой сделки), и иные вопросы, предусмотренные уставом.

Таким образом, совету директоров принадлежат широкие пра­ва в управлении акционерным обществом, однако законодатель­ство не определяет требований к его членам. Указано лишь, что требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета Директоров, могут устанавливаться уставом или другим докумен­том, утвержденным общим собранием акционеров. Практически единственной ограничительной нормой является порядок приня­тия решений о совершении сделки, согласно которому такое реше­ние принимается большинством членов совета директоров (неза-висимых директоров), не заинтересованных в совершении сделки.


Исполнительный орган

Все вопросы управления текущей деятельностью акционерно­го общества (кроме отнесенных законодательством к исключитель­ной компетенции общего собрания и совета директоров) решает исполнительный орган общества. На него же возложена органи­зация выполнения решений общих собраний и совета директоров. Образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий осуществляются в соответствии с уставом акци­онерного общества либо общим собранием, либо советом дирек­торов. Существуют два варианта организации исполнительного органа акционерного общества:

• единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор);

• единолично-коллегиальный исполнительный орган (дирек­тор, генеральный директор и правление, дирекция).

Компетенция исполнительного органа должна быть определе­на уставом общества, а также другими документами, утвержден­ными советом директоров. Права и обязанности единоличного исполнительного органа устанавливаются договором, заключа­емым с ним председателем совета директоров от имени общества.

Указанными нормами, по существу, исчерпывается регламен­тация вопросов управления текущей деятельностью акционерно­го общества. Если законодательство достаточно полно определя­ет управление капиталом (посредством норм, определяющих пра­ва, обязанности и компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров), то решение вопросов организации управления производственно-хозяйственной деятельностью предоставлено ак­ционерным обществам. Такое положение объясняется тем, что указанные вопросы должны решаться самим собственником. Кро­ме того, наличие акционерных обществ, различных по масштабу, сфере деятельности и другим конкретным характеристикам, практически не позволяет нормативно регламентировать текущее управление.

Во многих случаях правление акционерного общества состоит из двух типов представителей: 1) работающих на фирме (нынеш­них и бывших) должностных лиц компании; 2) аутсайдеров (по­сторонних членов правления), которые могут быть акционерами компании, но не имеют отношения к ее работе. Считается, что аутсайдеры выступают объективными наблюдателями в организа­ции, потенциальными источниками знания, навыков, компетен­ции и информации и идеально осуществляют мониторинг и над­зор. Члены правления, работающие в фирме, могут осуществлять


I

надзор и экспертизу специальных операционных вопросов, свя­занных с работой компании.

Правление призвано выполнять следующие основные функции и задачи:

• определять основные цели организации;

• выбирать, контролировать, консультировать, оценивать и оплачивать работу корпоративных руководителей и утверждать их действия;

• обеспечивать защиту корпоративных активов от обесценения;

• контролировать финансовое состояние фирмы и предостав­лять акционерам и регулирующим органам необходимые отчеты;

• делегировать полномочия в случае необходимости;

• гарантировать исполнение корпоративного устава, вносить в него изменения по мере необходимости и др.

Теоретически правление должно обеспечивать систему контро­ля и баланса оппозиционного поведения со стороны менеджмен­та. Однако на практике оно часто не может гарантировать объек­тивность и независимость своей работы. Отдельные члены прав­ления бывают тесно связаны с высшим руководством фирмы. Многие потенциальные директора выбираются руководством ком­пании и обычно выставляют свои кандидатуры, не имея оппози­ции. Акционеры нередко имеют ограниченные шансы получить членство в правлении. Не всегда оправданным является совмеще­ние функций председателя правления и главного исполнительного директора. У некоторых членов правления имеется своя програм­ма, которая не совпадает с программой руководства акционерно­го общества или собственника фирмы. Иногда члены правления не имеют необходимых навыков и компетентности для осуществ­ления контроля и разработки стратегии фирмы. Возникают раз­ные ситуации: независимое правление полностью обеспечивает контроль над руководством; состав и организация работы прав­ления таковы, что оно оказывается неспособным определять стра­тегию развития организации и контролировать руководство.

Создание эффективных систем управления текущей производ­ственно-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах может осуществляться несколькими путями. Прежде всего при Реализации государственной программы приватизации государ­ственных и муниципальных предприятий необходимо предусмат­ривать обязательные требования к перестройке систем управления приватизируемых предприятий. Эти требования должны учиты­вать конкретные особенности предприятий и устанавливаться на основе специально разработанных схем или других документов Рекомендательного характера. Государственные органы могут ока-


зать существенное влияние на перестройку систем управлени акционерных обществах, где преобладающая часть собственна ти закреплена за государством. В отношении акционерных or ществ с незначительной долей государственной собственност а также без государственного участия, находящихся в кризисно ' положении в связи с ненадлежащим управлением, может приме няться процедура внешнего управления.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ

Акционерные общества с государственным капиталом занима­ют обширный сектор российской экономики. Это выдвигает за­дачу научиться управлять такими обществами с учетом их специ­фики, стимулируя при этом в максимально возможной мере пред­принимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контррльным паке­том акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным..

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организа­ционно-правовой форме, создающей более широкие, нежели уни­тарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование орга­низационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет само­стоятельную имущественную ответственность, что создает возмож­ность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного по­ведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производ­ством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность свои, представителей в акционерном обществе. Все это является преД^ посылкой для коммерциализации деятельности рассматриваем обществ и повышения эффективности производства. Тем не м нее эффективность деятельности акционерного общества со ^"ПЙ центным государственным капиталом в значительной степе зависит от влияния аппарата государственного управления на v ководящие органы общества. Государственный орган в зависи


т конкретных обстоятельств может, например, настоять на ни­тровании средств в проекты, не обеспечивающие долговре-f ного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. тих условиях конкурентоспособность таких предприятий па-хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея со­вания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управ­ления таким обществом существенно отличается от трехзвеннои структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государ­ственным капиталом, где государство выступает в качестве един­ственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформирован­ный государственным органом. Такой совет контролирует деятель­ность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с госу­дарственными органами, сводится к разумному сочетанию «сво­боды рук» государственных представителей в компании с доста­точным контролем за их деятельностью со стороны государства. Более перспективны акционерные общества, в которых госу­дарству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой гоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступа-т значительное количество акций, и создаются условия для ши­рокого привлечения в экономику отечественного и иностранного шитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обес-іения интересов общества. Существуют производства, перевод торых в частные акционерные общества недопустим либо с точ­ения безопасности страны, либо по другим экономическим зам С011иальным мотивам. Они подвергаются частичной привати-f- о таких обществах, где государственный капитал превали-ним ИЛИ составляет весомую часть, роль государства в управле- п и возрастает.

контп аВление акнионерными обществами с государственным

пРедста1ЬНЫМ пакетом акций осуществляется главным образом

ителями государства (как правило, это государственные


служащие). В указанных компаниях существует собрание акцио­неров, причем для решения некоторых вопросов требуется квали­фицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считать­ся с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в лю­бое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным об­ществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества. Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не яв­ляющимся контрольным, имеют определенные отличия, посколь­ку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не все­гда предлагаемые им решения принимаются собранием акционе­ров или советом директоров.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АКЦИОНЕРОВ И МЕНЕДЖЕРОВ (ДИРЕКТОРОВ)

Текущее управление собственностью в акционерном обществе нередко затрудняется из-за противоречий между собственниками (акционерами) и управляющими (директорами). Среди основных проблем в сфере защиты прав и интересов акционеров можно выделить следующие:

• широкие права менеджеров акционерных обществ и слабая защита прав «простых» акционеров;

• недостаточный уровень развития рынка ценных бумаг — опе­рации проводятся с акциями лишь нескольких компаний;

• необоснованно большой разрыв (в отдельных случаях до со­тен раз) между стоимостью акций, приобретенных мелкими ак­ционерами согласно плану приватизации, и их реальной рыноч­ной стоимостью, даже с учетом переоценки основных фондов после приватизации;

• отсутствие гарантий защиты прав акционера на получение дивидендов, а также права на информацию о деятельности акци­онерного общества.


При отсутствии эффективных механизмов внутреннего регули­рования взаимоотношений собственников и менеджеров, а также институциональной структуры, гарантирующей дисциплину ука­занных отношений, крупные акционеры, менеджеры либо их аф­филированные лица имеют возможность получать доходы неле­гальными путями, используя трансфертное ценообразование и бартер, дифференцируя условия контрактов и т.д.

Все эти нерешенные вопросы не только сдерживают активность предпринимателей, но и способствуют появлению условий для незаконного передела собственности. Создание модели корпора­тивного управления в России позволит обеспечить «прозрачность» структур собственности и компаний, равноправие акционеров (включая мелких и иностранных), возможность всем акционерам прибегать к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав. Большое внимание также должно уделяться вопросам контроля и создания таких институциональных рамок, которые гарантировали бы соблюдение законов. Корпоративное управле­ние призвано сыграть важную роль в привлечении инвестиций (в том числе иностранных) в развитие производства, способствовать рос­ту местных рынков капитала.

Кроме того, назрела необходимость повысить ответственность менеджеров за результаты управления предприятием как имуще­ственным комплексом. Важно законодательно закрепить меры, направленные на предупреждение ненадлежащего руководства организациями и их имуществом, которое может повлечь за со­бой материальный ущерб и иные негативные последствия. В ка­честве мер, пресекающих подобные действия, должна быть пре­дусмотрена административная ответственность руководителей в виде штрафов, лишения права занимать руководящие должности и осуществлять деятельность по управлению предприятиями. Та­кие меры следует применять по отношению к несостоятельным руководителям организаций, членам совета директоров, арбитраж­ным управляющим.

КАДРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

До перехода на рыночные отношения в экономике, в услови­ях действовавшей в течение многих десятилетий централизации Управления государственные органы устанавливали единые требо­вания по таким функциям управленческой деятельности, как пла­нирование производства, оплата труда, техническое развитие про­изводственной базы, порядок материально-технического снабже­ния и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на


продукцию и услуги, размещение и размеры предприятий mi нирование численности работников всех категорий и т.д. Это оставляло простора для самостоятельного принятия управленчес6 ких решений.

Еще более жестко регламентировались решения стратегическо го характера — о размерах и направлениях использования капи­тальных вложений, о номенклатуре продукции, об ее эксплуата­ционных характеристиках, о показателях качества и надежности Государственная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, коэффициенты использования материалов, орга­низационную структуру предприятий и т.п. В этих условиях руко­водитель в процессе своего должностного роста приобретал навы­ки и связи, позволяющие получать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льготных условий финансирования и снабжения и т.п.

Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной эконо­мической реформы, направленной на переход к рыночным отно­шениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе ак­ционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самостоятельно устанавливать эффективные связи по ко­операции. Для них оказалось сложным определять возможности и направления использования инвестиционных ресурсов, прини­мать стратегические решения, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использовать гибкие формы организации тру­да, производства и управления, выйти из жестких рамок привыч­ных централизованно устанавливаемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя — предприимчи­вость. В но-вых условиях в составе кадров руководителей акцио­нерных обществ должны произойти коренные изменения, отве­чающие требованиям и задачам новых социально-экономических отношений.

Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными професси­онально-квалификационными характеристиками. Важнейшим) составляющими этой структуры в современных условиях явл ются:

руководители низшего звена, обладающие необходимыми зі ниями и опытом непосредственного управления производство персоналом;


руководители среднего звена, обладающие знаниями и навы-
ми необходимыми для линейного руководства производствен-

о-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделенн­ой филиалами) и функционального руководства (в области фи­нансов, маркетинга, права);

руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руко­водства и управления процессом принятия решений;

особый корпус руководителей, способных осуществлять функ­ции внешних управляющих при проведении процедур санации и банкротства.

На данном этапе российских реформ наиболее актуальной яв­ляется проблема повышения квалификации руководителей высшего звена. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специальных курсах (семинарах) с приглашением в качестве пре­подавателей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основ­ным содержанием такой учебы должны быть основы производствен­но-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной за­щиты работников и т.д. Распространению опыта управления ак­ционерными обществами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специаль­ной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т.п. Заслуживает, в частности, внима­тельного изучения и уже сложившийся опыт реформирования многих предприятий.

Принципиально важно формировать у высших управленцев позитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администриро­вания и соответствующий опыт. Необходимо создать особый кор­пус руководителей, способных осуществлять антикризисное управ­ление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при смене руководителей. Здесь требуется целевая система отбо­ра и подготовки специалистов.


Глава 29

Date: 2015-12-13; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию