Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Акционерные общества
АКЦИОНЕРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ Акционерное общество представляет собой организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, приобретенных его участниками (акционерами). Акционерное общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, выступает как самостоятельный субъект права, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Собственность (капитал) акционерного общества определяется уставным капиталом, равным номинальной стоимости акций общества, которые приобретены акционерами. При этом акции подразделяются на размещенные (приобретенные акционерами), объявленные (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве по номинальной стоимости) и оплаченные (приобретенные и полностью оплаченные акции в течение установленного срока). Особенность акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и долевой) его акционеров. Право на получение части имущества акционеры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса, а также право на получение дивидендов. По сравнению с другими организационно-правовыми формами (например, с обществом с ограниченной ответственностью, которое представляет собой объединение лиц) акционерное общество — это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственности определяет всю систему отношений между акционерным обществом и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им. В настоящее время нормативное регулирование организации, деятельности и управления акционер-
ными обществами регламентировано законодательными актам которые могут быть объединены в три группы: • нормы общеэкономического регулирования, устанавлива ющие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в ccbe" ре отношений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности- • нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества; • нормы, непосредственно регламентирующие организацию деятельность акционерных обществ и управление ими. В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение имеют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995 г.) и Федеральным законом «Об акционерных обществах». Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав^Толо-жения этого закона развивают соответствующие статьи Гражданского кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. В соответствии с законом предусматриваются такие права акционеров, как право голоса на общем собрании (в зависимости от доли акций), право на получение дивидендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакеты). Для обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) законом предусматривается слияние двух или нескольких акционерных обществ с переходом всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происходить и с целью диверсификации производства, совершенствования обслуживания производственных процессов и т.д. Эти же цели преследует и присоединение общества. В этом случае присоединяемые общества прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу. Процедура присоединения, таким образом, не требуе создания нового общества и предусматривает внесение необходимых изменений в устав и другие документы. В случае если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности либо нарушается антимонопольное законодательство, может быть проведено разделение общества. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обществам. Для аналогичной реорганизации законом предусмотрена возможность выделения общества. В этом случае деятельность акционерного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества. В соответствии с законодательством акционерное общество может быть также преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив (преобразование общества). Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров определяется порядок конвертации акций общества, а при преобразовании общества — обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или паевые взносы членов производственного кооператива. Схематически способы создания акционерного общества путем реорганизации показаны на рис. 28.1. Рис. 28.1. Способы создания акционерного общества путем реорганизации Законодательно закреплено требование об активном взаимодействии акционерных обществ (особенно крупных) со специализированными внешними организациями, в состав которых входят общества, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (специализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыноч-ной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционер- ных обществ, результаты аудиторских проверок, сведения о реор ганизации обществ и т.п. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис. 28.2). В зависимости от конкретных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможность использования двухзвенной системы управления, предусматривающей закрепление функций совета директоров за общим собранием, если число акционеров — владельцев голосующих акций не превышает 50 человек. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (трастовое управление). Рис. 28.2. Уровни и сферы управления в акционерном обществе Общее собрание акционеров Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Однако оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или ис- полнительного органа, и не вправе принимать решения по этим вопросам. Общее собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы: 1. Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; они стремятся к тому, чтобы их доля принесла максимум дохода. При возможности увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги. 2. Акционеры — работники предприятия (включая администрацию). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на дивиденде. Ему не безразлична судьба предприятия, от которой зависят его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники — владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответственные собственники. 3. Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает предприятие (или ряд предприятий) с тем, чтобы развивать производство, в других — налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в третьих — покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитываться исходя из интересов государства. Влияние указанных категорий акционеров на решения, принимаемые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций. Фактическая реализация права каждого акционера на управление акционерным обществом — проблема, не решенная не только российским законодательством, но и законами Других стран. В США, например, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капитала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагается обеспечить инвесторам значительные преимущества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акционеров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры только после двух лет владения акциями, причем на третьем году владения они будут иметь /3 голоса, на четвертом году — 2/г голоса и лишь на пятом — полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, кото- рое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени. Необходимо также учитывать угрозу развала национальной экономики путем перепрофилирования приватизированных предприятий в процессе приватизации или дополнительной эмиссии акций. Иными словами, процесс приватизации каждого предприятия должен проходить под контролем государственных органов. Последние должны следить за законностью сделок, тщательно проводить отбор участников конкурса и не менее тщательно разрабатывать условия продажи. При этом необходимо установить ответственность должностных лиц. Совет директоров (наблюдательный совет) Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В зависимости от числа акционеров — владельцев обыкновенных или иных голосующих акций количественный состав совета директоров варьирует от семи или девяти членов. Введение в действие Закона «Об акционерных обществах» внесло существенные изменения в организацию и деятельность совета директоров. Прежде всего усилена роль этого органа управления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизбираться неограниченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров решением общего собрания могут быть прекращены досрочно. Усиление роли этого органа управления потребовало повышения ответственности (в некоторых случаях субсидиарной) его членов. Закон ограничивает участие в совете директоров членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества, которые не могут составлять в нем большинство. Одновременно установлено, что руководитель единоличного исполнительного органа не может быть одновременно председателем совета директоров. Этим достигается разделение функций стратегического управления и контроля и функций текущего управления (исполнения). Совет директоров представляет собой не только полноправного представителя акционеров, но и стратегического управляющего по широкому кругу вопросов. Помимо организации общего собрания и вынесения на него вопросов реорганизации общества, дробления и консолидации акций и т.д., совет директоров обладает исключительной компетенцией по следующим вопросам: • определение приоритетных направлений деятельности общества; • рост уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения обществом акций в пределах количества и категории (типа) объявленных акций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено; • размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества; • определение рыночной стоимости имущества; • приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг; • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции; • принятие рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора; • принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; • использование резервного и иных фондов обществом; • утверждение внутренних документов общества, определяющих порядок деятельности органов управления обществом; • создание филиалов и открытие представительств общества; • принятие решения об участии общества в других организациях, за исключением участия в объединениях коммерческих организаций; • заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, стоимость которого составляет до 50% балансовой стоимости активов общества (на дату принятия решения о совершении такой сделки), и иные вопросы, предусмотренные уставом. Таким образом, совету директоров принадлежат широкие права в управлении акционерным обществом, однако законодательство не определяет требований к его членам. Указано лишь, что требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета Директоров, могут устанавливаться уставом или другим документом, утвержденным общим собранием акционеров. Практически единственной ограничительной нормой является порядок принятия решений о совершении сделки, согласно которому такое решение принимается большинством членов совета директоров (неза-висимых директоров), не заинтересованных в совершении сделки. Исполнительный орган Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества (кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров) решает исполнительный орган общества. На него же возложена организация выполнения решений общих собраний и совета директоров. Образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий осуществляются в соответствии с уставом акционерного общества либо общим собранием, либо советом директоров. Существуют два варианта организации исполнительного органа акционерного общества: • единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор); • единолично-коллегиальный исполнительный орган (директор, генеральный директор и правление, дирекция). Компетенция исполнительного органа должна быть определена уставом общества, а также другими документами, утвержденными советом директоров. Права и обязанности единоличного исполнительного органа устанавливаются договором, заключаемым с ним председателем совета директоров от имени общества. Указанными нормами, по существу, исчерпывается регламентация вопросов управления текущей деятельностью акционерного общества. Если законодательство достаточно полно определяет управление капиталом (посредством норм, определяющих права, обязанности и компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров), то решение вопросов организации управления производственно-хозяйственной деятельностью предоставлено акционерным обществам. Такое положение объясняется тем, что указанные вопросы должны решаться самим собственником. Кроме того, наличие акционерных обществ, различных по масштабу, сфере деятельности и другим конкретным характеристикам, практически не позволяет нормативно регламентировать текущее управление. Во многих случаях правление акционерного общества состоит из двух типов представителей: 1) работающих на фирме (нынешних и бывших) должностных лиц компании; 2) аутсайдеров (посторонних членов правления), которые могут быть акционерами компании, но не имеют отношения к ее работе. Считается, что аутсайдеры выступают объективными наблюдателями в организации, потенциальными источниками знания, навыков, компетенции и информации и идеально осуществляют мониторинг и надзор. Члены правления, работающие в фирме, могут осуществлять I надзор и экспертизу специальных операционных вопросов, связанных с работой компании. Правление призвано выполнять следующие основные функции и задачи: • определять основные цели организации; • выбирать, контролировать, консультировать, оценивать и оплачивать работу корпоративных руководителей и утверждать их действия; • обеспечивать защиту корпоративных активов от обесценения; • контролировать финансовое состояние фирмы и предоставлять акционерам и регулирующим органам необходимые отчеты; • делегировать полномочия в случае необходимости; • гарантировать исполнение корпоративного устава, вносить в него изменения по мере необходимости и др. Теоретически правление должно обеспечивать систему контроля и баланса оппозиционного поведения со стороны менеджмента. Однако на практике оно часто не может гарантировать объективность и независимость своей работы. Отдельные члены правления бывают тесно связаны с высшим руководством фирмы. Многие потенциальные директора выбираются руководством компании и обычно выставляют свои кандидатуры, не имея оппозиции. Акционеры нередко имеют ограниченные шансы получить членство в правлении. Не всегда оправданным является совмещение функций председателя правления и главного исполнительного директора. У некоторых членов правления имеется своя программа, которая не совпадает с программой руководства акционерного общества или собственника фирмы. Иногда члены правления не имеют необходимых навыков и компетентности для осуществления контроля и разработки стратегии фирмы. Возникают разные ситуации: независимое правление полностью обеспечивает контроль над руководством; состав и организация работы правления таковы, что оно оказывается неспособным определять стратегию развития организации и контролировать руководство. Создание эффективных систем управления текущей производственно-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах может осуществляться несколькими путями. Прежде всего при Реализации государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий необходимо предусматривать обязательные требования к перестройке систем управления приватизируемых предприятий. Эти требования должны учитывать конкретные особенности предприятий и устанавливаться на основе специально разработанных схем или других документов Рекомендательного характера. Государственные органы могут ока- зать существенное влияние на перестройку систем управлени акционерных обществах, где преобладающая часть собственна ти закреплена за государством. В отношении акционерных or ществ с незначительной долей государственной собственност а также без государственного участия, находящихся в кризисно ' положении в связи с ненадлежащим управлением, может приме няться процедура внешнего управления. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контррльным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.. Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм. Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность свои, представителей в акционерном обществе. Все это является преД^ посылкой для коммерциализации деятельности рассматриваем обществ и повышения эффективности производства. Тем не м нее эффективность деятельности акционерного общества со ^"П\УЙ центным государственным капиталом в значительной степе зависит от влияния аппарата государственного управления на v ководящие органы общества. Государственный орган в зависи т конкретных обстоятельств может, например, настоять на нитровании средств в проекты, не обеспечивающие долговре-f ного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. тих условиях конкурентоспособность таких предприятий па-хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея сования подобного акционерного общества извращается. Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвеннои структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства. Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой гоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступа-т значительное количество акций, и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного шитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обес-іения интересов общества. Существуют производства, перевод торых в частные акционерные общества недопустим либо с точения безопасности страны, либо по другим экономическим зам С011иальным мотивам. Они подвергаются частичной привати-f- о таких обществах, где государственный капитал превали-ним ИЛИ составляет весомую часть, роль государства в управле- п и возрастает. контп аВление акнионерными обществами с государственным пРедста1ЬНЫМ пакетом акций осуществляется главным образом ителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций. Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества. Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АКЦИОНЕРОВ И МЕНЕДЖЕРОВ (ДИРЕКТОРОВ) Текущее управление собственностью в акционерном обществе нередко затрудняется из-за противоречий между собственниками (акционерами) и управляющими (директорами). Среди основных проблем в сфере защиты прав и интересов акционеров можно выделить следующие: • широкие права менеджеров акционерных обществ и слабая защита прав «простых» акционеров; • недостаточный уровень развития рынка ценных бумаг — операции проводятся с акциями лишь нескольких компаний; • необоснованно большой разрыв (в отдельных случаях до сотен раз) между стоимостью акций, приобретенных мелкими акционерами согласно плану приватизации, и их реальной рыночной стоимостью, даже с учетом переоценки основных фондов после приватизации; • отсутствие гарантий защиты прав акционера на получение дивидендов, а также права на информацию о деятельности акционерного общества. При отсутствии эффективных механизмов внутреннего регулирования взаимоотношений собственников и менеджеров, а также институциональной структуры, гарантирующей дисциплину указанных отношений, крупные акционеры, менеджеры либо их аффилированные лица имеют возможность получать доходы нелегальными путями, используя трансфертное ценообразование и бартер, дифференцируя условия контрактов и т.д. Все эти нерешенные вопросы не только сдерживают активность предпринимателей, но и способствуют появлению условий для незаконного передела собственности. Создание модели корпоративного управления в России позволит обеспечить «прозрачность» структур собственности и компаний, равноправие акционеров (включая мелких и иностранных), возможность всем акционерам прибегать к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав. Большое внимание также должно уделяться вопросам контроля и создания таких институциональных рамок, которые гарантировали бы соблюдение законов. Корпоративное управление призвано сыграть важную роль в привлечении инвестиций (в том числе иностранных) в развитие производства, способствовать росту местных рынков капитала. Кроме того, назрела необходимость повысить ответственность менеджеров за результаты управления предприятием как имущественным комплексом. Важно законодательно закрепить меры, направленные на предупреждение ненадлежащего руководства организациями и их имуществом, которое может повлечь за собой материальный ущерб и иные негативные последствия. В качестве мер, пресекающих подобные действия, должна быть предусмотрена административная ответственность руководителей в виде штрафов, лишения права занимать руководящие должности и осуществлять деятельность по управлению предприятиями. Такие меры следует применять по отношению к несостоятельным руководителям организаций, членам совета директоров, арбитражным управляющим. КАДРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации Управления государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, размещение и размеры предприятий mi нирование численности работников всех категорий и т.д. Это оставляло простора для самостоятельного принятия управленчес6 ких решений. Еще более жестко регламентировались решения стратегическо го характера — о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, об ее эксплуатационных характеристиках, о показателях качества и надежности Государственная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, коэффициенты использования материалов, организационную структуру предприятий и т.п. В этих условиях руководитель в процессе своего должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие получать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льготных условий финансирования и снабжения и т.п. Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономической реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самостоятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления использования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические решения, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использовать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных централизованно устанавливаемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя — предприимчивость. В но-вых условиях в составе кадров руководителей акционерных обществ должны произойти коренные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социально-экономических отношений. Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессионально-квалификационными характеристиками. Важнейшим) составляющими этой структуры в современных условиях явл ются: • руководители низшего звена, обладающие необходимыми зі ниями и опытом непосредственного управления производство персоналом; • руководители среднего звена, обладающие знаниями и навы- о-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделенной филиалами) и функционального руководства (в области финансов, маркетинга, права); • руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руководства и управления процессом принятия решений; • особый корпус руководителей, способных осуществлять функции внешних управляющих при проведении процедур санации и банкротства. На данном этапе российских реформ наиболее актуальной является проблема повышения квалификации руководителей высшего звена. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специальных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавателей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содержанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работников и т.д. Распространению опыта управления акционерными обществами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т.п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложившийся опыт реформирования многих предприятий. Принципиально важно формировать у высших управленцев позитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и соответствующий опыт. Необходимо создать особый корпус руководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при смене руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подготовки специалистов. Глава 29 Date: 2015-12-13; view: 434; Нарушение авторских прав |