Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние новых технологий на организацию
В ближайшие годы возникнет множество новых технических устройств и новых услуг на базе информационных технологий. Их быстрое распространение весьма вероятно, поскольку стоимость оборудования будет падать с расширением спроса. Интернет становится главным средством коммуникаций, трансакций и распределения. Интернет-экономика обеспечивает снижение транс-акционных издержек и рост «прозрачности» рынка и подчиняется новым законам. Границы рынка и границы предприятия все более стираются. Благодаря многообразным информационным потокам каждое предприятие имеет возможность мгновенно узнавать о состоянии спроса и предложения, ориентироваться на рынках сырья, труда, инноваций и т.п. Это освобождает производство от расходов на дополнительный персонал, занятый в промежуточных звеньях, складирование и исправление расчетов, неизбежных в прошлом из-за отсутствия необходимых данных. Компьютеры, информационные сети, системы связи непосредственно влияют на производственные и обслуживающие процессы в подразделениях предприятий и повышение их конкурентоспособности. Информационные сети создают реальные предпосылки для формирования целого ряда новых принципов управления, соответствующих изменениям внешней и внутренней среды предприятия. Суть этих принципов сводится к следующему: • происходят контакты не руководителя с подчиненными, а Равноправных работников; • каждый софудник должен иметь доступ к любой информации 0 предприятии, к знаниям всех его сотрудников; • должны действовать группы, работающие либо над • целостность предприятия поддерживается за счет создания сети рабочих групп; • работа ведется в режиме реального времени, включает «запараллеливание» работ и их итеративно-коммуникационную организацию (вместо последовательной и кооперативной); • создаются технико-организационные условия для формирования «виртуальных» звеньев, члены которых могут находиться в различных географических точках. Использование информационных технологий, сети Интернет и всех видов сетевой организации, компьютерных программ не только позволяет оперативно получать информацию и принимать решения, но и вызывает множество коренных организационных изменений. Сокращается бюрократический аппарат, пересматриваются традиционные взгляды на роль и механизм эффективной связи корпораций, открываются безграничные возможности роста финансовых рынков и инвестирования, укрепляется сплоченность персонала. С Интернетом связана реальная диффузия знаний, их доступность в любом уголке Земли, всеобщее приобщение людей к культурным ценностям. Существенно повышаются темпы роста производительности труда. Экономический и управленческий потенциал организации во все большей степени зависит от способности менеджеров контролировать информацию, манипулировать ею, нацеливать персонал на наиболее эффективное использование ресурсов. Каждая компания имеет возможность создать свой сайт (электронную книгу) в сети Интернет. Если раньше (до использования сетей) эффективность информационных технологий измерялась главным образом ускорением деловых связей и процессов принятия решений, то теперь работа с сайтами открывает новые возможности по многим направлениям деятельности компании, таким, как: • создание баз данных заказчиков и поставщиков; • осуществление электронных платежей; • создание центров реагирования на запросы клиентов; • осуществление разнообразных методов оплаты продукции и услуг. О том, по каким направлениям происходят изменения в управлении под влиянием разработки и использования новых технологий, свидетельствуют данные табл. 21.5.
Глава 22 РАЗВИТИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ Организации с жестко регламентированной структурой управления, высокой степенью централизации и формализации деятельности создают большие помехи в использовании знаний и плодотворной работе новаторских коллективов. Для таких организаций характерна медлительность в сборе и использовании знаний, тогда как конкуренция требует стремительного и точного реагирования на их появление. Очевидно, что бюрократические структуры не смогут эффективно противостоять конкурентным организациям. В будущем системы знаний заменят небольшие административные ячейки и каналы связи между ними, произойдет отход от жестко регламентированных структур. В связи с расширением масштабов управления знаниями используются разные понятия для описания перемен в формах современной организации: реорганизация, смена парадигмы и реформирование. Возникающие организации будущего характеризуются как небольшие, гибкие, быстро реагирующие и высококонкурентоспособные. Многие из присущих новым организациям качеств характеризуются следующим образом: 1) политика формируется руководством компании совместно с ее сотрудниками; 2) требования, предъявляемые к работникам, общепризнаны; 3) все сотрудники продолжают обучение благодаря доступности знаний, информации и свободе выбора; 4) оценка исполнения основана на культуре обсуждения; 5) цель организации — помочь работнику добиться успеха в своей деятельности. Приобретение знаний, их хранение, распределение и преобразование в форму, удобную для внутрифирменного использования, предполагают осуществление определенных организационных мер-В практической деятельности это нашло выражение в том, что вводятся штатные единицы директора по управлению знаниями, вице-президента по управлению интеллектуальным капиталом, менеджера по интеллектуальным активам, директора по обучению, брокера знаний (координатора предложения и спроса на знания,), формируются межфункциональные проектные группы в сфер управления знаниями. Директор по управлению знаниями. Должность директора управлению знаниями появилась как ответ на ряд внутренни внешних потребностей бизнеса, в том числе требований, обусловленных расширением использования знаний, финансовыми целями, растущей глобализацией и сокращением бизнес-циклов. Директор по управлению знаниями составляет программы, позволяющие предприятиям использовать корпоративные знания, и отвечает за разработку процессов, способствующих передаче знаний. У него две основные обязанности — создание корпоративных информационных систем и развитие внутренней культуры обмена знаниями. Директор по управлению знаниями — новая должность в корпорации. Он увязывает проекты по управлению знаниями с итогами деятельности компании, общей корпоративной стратегией*. Директора по управлению знаниями разрабатывают всеобъемлющие системы совместного использования знаний, пронизывающие структуру компании, определяют процедуры, призванные координировать и объединять внутрикорпоративные сообщества. Они разрабатывают методы объединения информации, хранящейся в базах данных, картотеках и интрасетях, а также неформальных знаний сотрудников. Указанные руководители изменяют привычные методы работы организации, внедряя стратегию управления знаниями в повседневную жизнь предприятия. Для поощрения обмена «неявными» знаниями создаются центры обучения, оборудуются уголки отдыха и формируются виртуальные пространства, в которых сотрудники могут встречаться и обмениваться идеями. Директора по управлению знаниями выступают как движущая сила изменения культуры компании, способствуют созданию в ней доверительных отношений между сотрудниками и являются гарантами достоверности получаемой информации и того, что предоставляемая информация будет применяться адекватным образом. Крупное обследование, проведенное в 2002 г. Conference Board и Pricewater House-Coopers и охватившее 158 корпораций, позволило определить, что 80% компаний ввели систему управления знаниями, 25% — имеют должность главного менеджера по управлению знаниями, 53% — создали специальный аппарат и структуру, 46% — имеют специальный бюджет, 6% — применяют общекорпоративные программы, 60% компаний собираются это делать в ближайшие пять лет. По данным Meta Group, более 75% из 2000 крупнейших компаний мира применяют методы и технологии управления знаниями. Системы управления знаниями позволяют находить взаимосвязи в больших массивах разнородных данных, гслеживать события по мере их появления в Интернете, делать сложнее выборки. Адамс К.А. Лик производительности. — Enterprise Partner, 11 декабря 2001 г. По оценке компании «Одеон-АСТ» (российского представительства Convera Technologies), в 2002 г. лишь пять отечественных предприятий участвовали в проектах по управлению знаниями (для сравнения: в СШд таких фирм было 1472, в Великобритании — 620). Однако потенциал российского рынка огромен. Еще 150 российских компаний в той или иной мере совершенствовали свои системы документооборота, готовясь к введению управления знаниями. Проекты управления знаниями обычно связаны с сетевыми технологиями, технологиями совместной работы и средствами информационного поиска, с созданием каталогов знаний, систем коллективного обмена знаниями и технической инфраструктуры. Накоплен опыт создания интерактивного хранилища документов, таких, как предложения по выполненным проектам, рациональные подходы к решению задач, протоколы совещаний и т.п., которые могут оказаться полезными для будущих проектов или обучения сотрудников. Директора по управлению знаниями должны обладать широким спектром знаний и умений. Они должны сочетать глубокие знания в области информационных технологий с пониманием особенностей культуры и межличностного общения, с прагматик ческим подходом к делу. Им должны быть свойственны деловая хватка, вера в свое видение, навыки межличностного общения и технические знания. Поскольку директора по управлению знаниями отвечают за реализацию теории управления знаниями в корпоративной практике, для этого требуется поддержка в верхних эшелонах руководства компанией. Часто кандидатььна эту должность выбираются из числа старших менеджеров компании и сотрудников, которые пользуются авторитетом. Организационные формы управления знаниями. В настоящее время большая часть работы на предприятиях, имеющих отношение к созданию материальных и нематериальных благ, главным образом связана со знаниями. Например, на знаниях почти полностью основана деятельность службы по работе с клиентами, информационных систем, отдела маркетинга, конструкторско-технологи-ческих служб, отдела стратегического планирования, финансов, трудовых ресурсов и др. В производстве большая часть работ свя зана с автоматизированным проектированием и управлением те нологическими потоками, системами производственного план" рования и поставки, что предполагает улучшение использован накопленных знаний и обеспечение поступления новых. Непосредственный практический интерес представляет характер влияния новой функции управления на организационные структуры компании. В перспективе можно предвидеть разделение крупной организации на малые самоуправляемые структуры-Так, крупный завод подразделяется на малые «целевые фабрики», которые производят небольшие партии разнообразных товаров или комплектующие для более сложной продукции. Точно так же большие организации, где работают служащие, подразделяются на малые офисы, которые предоставляют определенные услуги. Этот переход от крупномасштабных систем к малым автономным подразделениям минимизирует численность бюрократического аппарата, предполагает тесное взаимодействие между подразделениями и делает изменения более гибкими. Интеграция операций в единое целое осуществляется с помощью информационных систем. Компьютерно-интегрированное производство использует системы мощных персональных компьютеров для информационного обеспечения всех фаз деятельности — от проектных разработок до производства, управления запасами и распределения. В офисах локальные структуры или соединенные между собой коммуникационные системы позволяют людям «работать на расстоянии» при любом их местонахождении. Организация становится совокупностью отдельных гибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых с помощью компьютеров. Информационно-аналитическая служба является обязательным атрибутом системы анализа и управления предприятием на основе технологий знаний. В кадровый состав информационно-аналитического центра входят*: • предметные аналитики по направлениям, которые по заданию руководителя подготавливают структурированную информацию для обеспечения оперативного и стратегического принятия решений в относительно узкой предметной области (например, в сфере управления персоналом предприятия); • системный аналитик, который по заданию руководителя подготавливает структурированную информацию для обеспечения оперативного и стратегического принятия решений, которые требуют системного анализа ситуации во многих сферах деятельности предприятия (например, стратегия перехода на выпуск качественно нового изделия); • технические специалисты, которые обеспечивают работоспособность телекоммуникационного и компьютерного оборудования, поддерживают базы данных, информационную безопасность и т.д. е°ер А.В., Данилов А.Д., Шифрин СИ. Knowledge-технологии в консал-чнге и управлении предприятием. — СПб.: Наука и техника, 2003. С. 41. Рис. 22.1. Содержание внутрифирменного управления знаниями Требования к знаниям аналитика в области информационных технологий достаточно формализованы. Такой специалист должен знать и уметь использовать: • информационные методы системного анализа; • принципы построения баз данных и их управления; • принципы построения программных продуктов для поиска, анализа и обработки информации; • объектно-ориентированные языки программирования; • теории экспертных систем и нейронных сетей; • методы математического анализа; • теорию случайных процессов; • теорию игр; • теории моделирования и управления сложными системами; • теорию множеств; • теорию распознавания образов и др. Каждое подразделение управляется самостоятельной рабочей группой, которой предоставлен почти полный контроль — от проектирования продукции до ее производства, сбыта и оказания сервисных услуг. Компьютеризация обеспечивает необходимую гибкость компании, изготавливающей продукцию по заказу клиента для удовлетворения его индивидуальных требований. Рабочие группы несут ответственность за распределение бюджета, заработной платы, премий и других ресурсов. Они обычно выбирают своих лидеров, используемые операционные системы и механизмы для работы с поставщиками и другими подразделениями. Самоуправляемые рабочие группы особенно эффективны, когда в них достигается высокая дисциплина труда. Рабочие группы должны координировать свою деятельность с другими подразделениями организации. Указанные выше изменения открывают для организаций новые возможности географического расширения рынков и увеличения производственных линий. Гибкость и способность адаптироваться к изменениям становятся более важными факторами, чем постоянное стремление добиваться результатов любой ценой. Механизм управления знаниями на уровне предприятия в научно-техническом, организационном и правовом плане представлен на Рис. 22.1. Здесь указаны основные параметры, задачи, структуры, процессы и рамочные условия внутрифирменного управления знаниями, а также совокупность соответствующих обязанностей руководства. ,ер «Теория организации» Имеются системы распространения знаний, где функция управления знаниями объединяет не только сотрудников фирмы, но и партнеров, поставщиков, заказчиков и иногда даже конкурентов. Используемые технологии помогают объединять фирмы и их клиентов, устанавливать между ними партнерские отношения, что идет на пользу всем участникам. На это указывают, в частности, материалы крупных обследований (рис. 22.2).
Рис. 22.2. Технологии, используемые для управления знаниями*: данные указаны в процентах от общего числа респондентов Новаторские коллективы (команды). Для обеспечения распространения знаний принципиально важно постоянно уделять внимание формированию новаторских коллективов (команд). Если на работу приняты талантливые и технически грамотные люди, то это еще не гарантирует того, что новаторская деятельность, как индивидуальная, так и групповая, будет продуктивной, особенно в тех областях, где у персонала разные технические специальности. Часто забывают о важности человеческого фактора, лидерства и мотивации, а также о необходимости иметь четко сформулированные цели. Упуская из виду эти требования к формированию команды, многие организации оказываются неспособными использовать творческий и новаторский потенциал накопленных знаний. В современных высокотехнологичных отраслях промышленности, характеризующихся различными вариантами занятости и наличием венчурного капитала, ученые и инженеры имеют много аль- * KM Research Report 2000 (KPMG Consulting). 290 тернатив. Организация, которая игнорирует потребности своих научных и технических работников, может потерять специалистов и не суметь привлечь новых. Цели и ресурсы команд различаются по организациям. В научной организации с функциональной структурой в команды иногда набираются специалисты из одного подразделения, и цели команды формулируются на базе накопленного ими опыта. Однако даже в функционально структурированных организациях в команду чаще подбираются люди из разных подразделений, чтобы иметь возможность использовать практический опыт из различных отраслей знаний и различные технологии. В научных организациях, основанных на рыночных принципах, команды формируются из сотрудников разных специальностей, обладающих техническим опытом и функциональной ориентацией. Следовательно, команда обычно имеет в своем составе специалистов различного профиля из разных функциональных структур, ориентированных на разные типы технологии. Питер Сенге в своей широко известной книге The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization (1990) сформулировал восемь требований к командам, действующим на принципах самоорганизации. • 1. Команда должна иметь свою миссию, поддерживаемую четкими целями. 2. Цели должны быть важными для каждого из членов команды. 3. Команда должна иметь внутренние силы для достижения принятых целей. 4. Команда должна иметь или развить компетентность, отвечающую интересам достижения целей. 5. Команда должна обеспечивать обратную связь — получать информацию из внешней среды, относящуюся к ее целям и степени их достижения. 6. Команда должна быть в состоянии воспринять эту информацию и использовать ее для изменения своих действий, с тем чтобы достигать поставленных целей. 7. Команда должна быть «оппортунистической» и быть в состоянии опережать неожиданные явления. 8. Эффективная команда должна быть группой индивидуумов, которые верят в то, что они нужны друг другу для того, чтобы Действовать успешно. Команды различаются по степени постоянства состава. Неко-торые команды расформировываются, когда стоявшая перед ними задача выполнена. Другие команды продолжают существовать как Часть структуры организации и могут переключаться на те или иные задания, как только цели проекта достигнуты. У команды сосредоточенной на отдельной цели, есть четкая ориентация и целеустремленность, но она не имеет гибкости в приобретении знаний, в достижении новых целей и направлений, особенно если она функционирует внутри большой организации. Проектные команды, структурированные по функциональному принципу, более постоянны и гибки. Они могут переключаться на новые цели, когда их усилия ориентированы на новые направления в пределах их функциональной области. Эффективность деятельности команд, использующих приобретаемые знания, зависит от ряда факторов (технических, организационных, управленческих, культурных), а также от личностей, входящих в команду (их технических знаний, опыта, потребностей и способностей эффективно и продуктивно взаимодействовать друг с другом). Перед тем как набрать членов команды, руководство компании должно составить четкое представление о ее миссии и целях, о знаниях, получение которых увязывается со стратегией организации, состоянии исследований и технологиях, а также коммерческих возможностях инновационной деятельности (рис. 22.3). Цели можно уточнять и дополнять в^ироцессе работы, но их постановка жизненно важна для определения новых задач. Они могут также быть использованы для определения состава дисциплин и знаний внутри команды. Без этого будет трудно подобрать соответствующих членов команды. Поддержка со стороны руководства компании — необходимое условие для создания новаторской и успешно работающей команды. Климат научной лаборатории, внутри которой функционирует команда, является фактором, определяющим творческий и новаторский потенциал, а также эффективность организации. Здоровый климат в подразделении характеризуется доверием, открытостью и духом дружеского соревнования. Скрытность, недоверие и двусмысленная постановка вопросов — симптомы неэффективной организации, функционирование которой вряд ли сможет повысить уровень знаний в компании. Опыт показывает, что решение сложной проблемы с привлечением знаний в различных областях обычно проходит путь от общих рассуждений к более частным. Вначале рассматривается какое-то множество возможных альтернатив, после чего выбирается одно или несколько функциональных решений, которым затем придается более конкретный вид. Трудно найти решение, когда проблема требует рассмотреть что-либо хорошо известное в совершенно новом аспекте. Традиционный подход к проблеме, игнорирование новых знаний блокируют путь другим подходам,
Наблюдение Оценка Рис. 22.3. Этапы инновационной деятельности отличным от принятой нормы и в данном случае необходимым. Установившийся взгляд на традиционный объект увеличивает вероятность «проглядеть» его возможное использование по-новому. Порой стереотипные решения, к которым пришли в одной определенной ситуации, затрудняют, а то и совсем исключают новые решения, соответствующие новым знаниям. Общие решения и принципы поведения, эффективность которых проверена, могут со временем стать помехой, если они неадекватны новым ситуациям. Так, навыки, связанные с определенным образом мышления, системой оценок и поведением, иногда оказываются настолько укоренившимися, что навязывают выводы, совершенно не совпадающие с ходом рассуждений. Иногда правильное решение проблемы становится невозможным в результате того, что индивид неосознанно принимает ошибочную предпосылку о якобы существующем внутреннем ограничении рамок возможных решений. Лидеру команды вовсе не обязательно быть специалистом в каждой из дисциплин, представленных в команде. Однако ему необходимо иметь общее понимание различных дисциплин и того как они могут способствовать успеху проекта, а также способность видеть «картину целиком», чтобы иметь возможность взвесить относительные преимущества в использовании новых знаний. Одной из существенных черт, которой должен обладать лидер команды, — это способность обеспечить благоприятные условия для взаимодействия между членами команды независимо от того, какую дисциплину они представляют. Это же является жизненно важным фактором для эффективности деятельности команды. Лидер способствует взаимодействию и взаимодополнению различных дисциплин проекта. Чтобы обеспечить команде доступ к основным внешним источникам информации, лидер должен наладить общение с учеными и техническими специалистами за пределами организации. Эффективные научно-исследовательские команды обычно приобретают опыт из общения со специалистами разных дисциплин. Однако когда члены команды — люди разного возраста, жизнен-' ного и профессионального опыта — работают в тесной близости друг с другом, могут возникать проблемы общения и конфликты. Лидер команды должен уметь управлять людьми и находить подходы к «трудным» личностям. Он должен стимулировать людей работать с полной отдачей, уметь управлять конфликтными ситуациями, помогать людям расти в творческом плане. Без наличия таких межличностных возможностей и интересов команда начнет функционировать как группа индивидов, а не единое целое. Необходимыми чертами членов группы являются открытость в общении, заинтересованность, творческая «жилка», новаторство, гибкость и готовность к усвоению знаний. Эти свойства являются функцией от индивидуальных черт характера членов группы и их способности работать друг с другом. Члены группы должны подбираться таким образом, чтобы они образовали единое целое, были объединены общей целью. Подобрать соответствующих людей — сложная задача. Она требует внимания к индивидуальным интересам, знаниям и способностям людей, их мотивационным факторам, технической подготовке и опыту, а также желанию сотрудничать для достижения целей, поставленных перед командой. Определение источников формирования персонала — важнейший этап в создании команды. Специалисты, работающие в организации, обладают определенными знаниями; некоторых приняли на работу благодаря их знаниям; другие, возможно, приобрели знания со временем. Если членов команды набирать только из оядов сотрудников, некоторые дисциплины могут оказаться непредставленными. Тогда организация должна предоставить сотрудникам условия для переподготовки. Действующий персонал «же знаком друг с другом и культурой организации, а это снимает трудности межличностного общения. Приглашая сотрудников из внешних организаций, можно подобрать полный комплект специальностей и создать новый климат в компании. Недостатками этих действий являются трудность, с которой «чужак» вписывается в коллектив, и время, необходимое для того, чтобы усвоить культуру организации. Независимо от того, из какой организации придет новый сотрудник, ему, как и всем остальным, придется многое менять в себе, чтобы стать полноценным членом группы, работающей на основе используемых знаний. В идеале для членов команды должно быть естественным обмениваться идеями (и интересами), проявлять готовность выслушивать других, представлять свои идеи в понятной и убедительной форме. Способность к общению (включая умение слушать собеседника) особенно важна на начальной стадии, когда при обсуждении сложных вопросов требуется достижение согласованности. Команда учится в процессе формирования, обучения «в действии» и совместной работы над проектами. Основные шаги обучения «в действии»: 1) организуйтесь в команду для решения определенных проблем; 2) привлекайте, если это возможно, специалистов и консультантов широкого профиля; 3) используйте небольшое число плановых входных данных, но требуйте информацию по множеству вопросов; 4) регулярно встречайтесь для обсуждения вариантов решения проблемы; 5) когда проблемы решены, продолжайте встречаться, делая акцент на обучении и коллективном мышлении; 6) завершите обучение «в действии», только когда все элементы проекта обучения исчерпаны. Исследования показывают, что успешные команды сохраняют связь с важнейшими внешними источниками информации, в то время как менее эффективные, как правило, отрезаны от этих источников. Это означает, что внимание должно быть сосредоточено на том, как новая информация и новаторские идеи попадают в организацию и как их можно интегрировать в рабочую сре-ДУ- Некоторые члены команды должны поддерживать и развивать • контакты с более крупными организациями, а также с широким кРУгом научных и технических специалистов. В успешной команде ее члены заинтересованы в достижении как общих целей команды, так и своих личных. Обязательно должна быть мотивация, стимулирующая работников использовать возможности, относящиеся к отдельным дисциплинам и областям знаний. В подобной команде всегда есть генераторы идей — творческие личности. Однако такие способности не обязательно иметь каждому члену команды. Команда, состоящая из одних только «мыслителей», где нет людей, призванных что-то «делать», будет сталкиваться с трудностями. «Мыслители» часто не знают, как материализовать идеи, и не всегда имеют терпение выполнять рутинную повседневную работу по проекту. Для эффективности работы команды необходим баланс между людьми с разными способностями. Самым плодотворным фактором в совершенствовании работы групп является сотрудничество. Вместе с тем команда с налаженным сотрудничеством не означает бесконфликтную группу. В эффективно функционирующей группе разрешение конфликта означает, что после рассмотрения нескольких точек зрения и достижения консенсуса члены команды могут объединять«усилия и работать сообща по использованию знаний в интересах достижения общих целей. Творческие коллективы должны представлять собой системы, способствующие творчеству, в которых организованность и порядок не исключают индивидуальной инициативы. Эта проблема приобретает особое значение по мере роста связей творческих коллективов с организациями, решающими практические задачи, что нередко сопровождается навязыванием этим коллективам организационных форм и обычаев, не учитывающих специфического образа мышления научного работника. Назрела необходимость в создании своеобразной социотехники научных коллективов, использующей основы современной социологии, психологии и педагогики для рациональной организации коллективной работы. Коллектив, действующий в рамках определенной организации, подчиняющийся ее нормам, реализующий ее цели, согласованные с вышестоящими инстанциями, занимает в науке все более почетное место. В то же время творчество представляет собой явление, относящееся прежде всего к конкретным личностям, явление, требующее индивидуальной свободы и по своей природе антиконформистское. Поэтому столь актуальной является задача согласования требований творчества с требованиями рациональной организации, с одной стороны, и творческой свободы личности с принципами коллективного взаимодействия — с другой. В рамках творческого коллектива обычно выкристаллизовываются роли отдельных его членов в области реализации общих задач и сфере взаимоотношений. Эти роли определяют место каждого члена коллектива и его конкретный вклад в общие достижения. Отдельные роли находятся в тесной взаимосвязи в соответствии с принципами организации коллектива. Чем меньше и динамичнее коллектив, чем больше он подвержен многочисленным преобразованиям, связанным с изменяющимися условиями деятельности, тем менее формализованными, более гибкими и легко приспосабливаемыми к конкретной ситуации должны быть роли. Творческая деятельность коллектива требует некоторой эластичности в формировании ролей и принципов их взаимной координации. В подобных случаях жесткость оказывается тормозом для усвоения и распространения знаний. Модели организаций. Опыт показывает, что с помощью современных коммуникационных систем довольно точно определяются группы специфических интересов и анализируются их действия. Одной из насущных проблем становится создание организаций, в основе которых лежат повышение качества и программы всеобщего управления качеством. Популярна спиральная модель организации, которая интегрирует многие концепции, практики и подходы к управлению, свидетельствует о том, что повышение качества управления — процесс непрерывный. В центре спиральной модели — видение организации, фундаментальные принципы культуры, лидерства, планирования и изменений в управлении. Следующий уровень спирали включает динамику управления обязательствами, создание команд, управление производством и стимулы. Последний уровень содержит четыре фактора, связанных с качеством управления: видение, полномочия, оценка и постоянное совершенствование. Отметим, что ни одна модель не является идеальной организационной конструкцией и построение большей части организаций со временем меняется. В последнее время получили распространение матричные организации в результате децентрализации компаний и принятия программ всеобщего управления качеством. Они наиболее приемлемы, когда необходима координация использования знаний в сложной и нестабильной внешней среде. Матричные организации ведут к эффективной расстановке специалистов, своевременно реагируют на изменения внешней среды, дают возможность техническим специалистам взаимодействовать друг с другом, освобождают высшее руководство компании от ежедневной рутины, позволяя ему сосредоточиться на планировании, мотивации индивидуального Роста и совершенствования работников. Поскольку промышлен- ные и проектные группы часто заняты матричным дизайном, многие организации, использующие команды и кружки контроля качества, принимают эту форму организации из-за ее гибкости и адаптивности. Многие формы организационного построения развились в ответ на динамические изменения внешней среды, связанные с глобальной конкуренцией, децентрализацией, слияниями и поглощениями, радикальными изменениями требований к качеству продукции и др. Одна из таких форм — организация, состоящая из множества частично независимых подразделений, выпускающих разнородную продукцию. Подразделения используют разные производственные методы, но имеют общую информационную, техническую базу, обслуживаются единой центральной лабораторией, занимающейся научной поддержкой их исследований. Эта организационная форма призвана поддерживать баланс между автономией подразделений и контролем над ними. Каждое подразделение должно работать независимо для получения максимального дохода и быть достаточно автономным для своевременного принятия решений. Фирма достигает успеха, когда подразделения сотрудничают в сферах, которые являются общими для всех. Главное заключается в том, чтобы данное сотрудничество способствовало развитию творчества и росту производительности подразделений. Должен достигаться баланс между централизацией и децентрализацией компании. Сетевые и виртуальные организации. Сетевая организация предполагает гибкое, иногда временное взаимодействие между производителями, покупателями, поставщиками и потребителями. Это динамичная структура, в которой основные компоненты могут быть «смонтированы» или «размонтированы» согласно изменившимся конкурентным условиям. Основным преимуществом сети является то, что каждый ее участник может сконцентрировать внимание на том виде деятельности, в котором он добился высших результатов. Участников сетевой организации связывают не традиционные иерархические отношения, а контракты и единые цели. Отдельные организации довели работу сети до такого уровня, когда практически стираются барьеры между фирмой, ее клиентами и конкурентами. Число участников сети может расширяться по мере надобности. Например, фирма, выходящая на рынок другой страны, может включить в сеть брокера или торговую компанию. Участники, услуги которых в данный момент не нужны, могут быть удалены из сети. Поскольку все участники сети выполняют четко очерченные обязанности, общее качество работы повышается. Организации могут также ликвидировать те виды деятельности или отдельные операции, которые могут быть выполнены другими участниками сети на более высоком уровне. Получила практическое распространение организационная модель, которую часто называют паутиной. Ее работа координируется из центра, представляющего собой централизованную организацию. Этот центр связан с разными участниками, которые выполняют специализированные функции и взаимосвязаны. Создаются также организации, основанные вокруг ядра руководителей и специалистов и пользующиеся услугами внешних субподрядчиков и работников с неполной занятостью. К числу наиболее значимых примеров комбинации обширных и разнообразных знаний, достижений в технике и технологиях относится так называемая виртуальная продукция. Это, в частности, новые процессы в печати, связанные с использованием лазеров, ксерографии, интегральных схем и микропроцессоров, высокоскоростные коммуникационные процессы, технологии программного обеспечения. Непременным условием для производства виртуальной продукции является интеграция производственных процессов и появление на этой основе компаний нового типа — виртуальных организаций. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, контролировать большие объемы сложной текущей информации, осваивать новые знания и навыки. Термин «виртуальная корпорация» применяется для описания временной сетевой структуры независимых организаций, связанных информационной технологией и объединяющихся для эффективного использования динамично меняющихся условий. Деятельность по использованию накопленных знаний и обеспечению поступления новой информации создает предпосылки формирования обучающейся организации. Консорциумы и стратегические альянсы. В условиях усиления международной конкуренции, увеличения затрат на научные исследования и финансирование научных и технических кадров, стремясь разделить риск, связанный с созданием и коммерциализацией технологий, компании объединяются в консорциумы и инновационные стратегические альянсы. Руководители этих организаций нового типа сталкиваются с парадоксом: налицо конкуренция и сотрудничество одновременно. Консорциумы и стратегические альянсы — это соглашения между организациями о совместной работе для получения доступа к но-вьім знаниям, технологиям и рынкам и о выполнении задач, сулящих взаимную выгоду. Они могут иметь различные организа- ционные структуры, технологические акценты, механизмы финансирования и состав персонала. К стратегическим альянсам относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия). Организация, имеющая развитую организационную культуру, где получение знаний является нормой, с большей вероятностью будет получать знания от создания стратегических альянсов, чем организация, у которой нет соответствующей культуры. Когда стратегической целью является развитие нового знания и защита материнской компании от утечки информации, совместные предприятия более распространены, чем соглашения об участии в акционерном капитале без образования нового предприятия. Организации, которые активно диверсифицируют свою деятельность, привлекая специалистов различного профиля и создавая меяеду-народные стратегические альянсы, более восприимчивы к новому знанию, чем организации, имеющие однородную рабочую силу. Стратегические альянсы и консорциумы организуются для того, чтобы занять соответствующее положение на основных рынках, завоевать новую нишу, облегчить доступ к источникам капитала и человеческих ресурсов, расширить возможности маркетинга и распределения или создать разветвленную сбытовую сеть. Они имеют общую задачу — эффективно управлять знаниями, чтобы ускорить разработку, передачу и коммерциализацию технологий и тем самым ускорить их доступ на новые рынки. Такого рода объединения ставят уникальные задачи перед руководителями компаний, входящих в них. Эти компании могут иметь различную культуру, разные точки зрения на управленческие приоритеты, политику и процедуры и делать ставку на различные, иногда взаимоисключающие задачи. Их руководители сталкиваются со множеством организационных, технологических, стратегических и культурных барьеров на пути управления знаниями. Чтобы преодолевать барьеры, руководители объединившихся организаций должны налаживать коммуникации, способствовать стиранию различий между компаниями и т.п. В коммуникациях различают пассивные и активные звенья. Пассивные звенья обычно связаны со средствами массовой информации. Это доклады (отчеты), статьи и видеоматериалы. Они приемлемы для синхронной передачи сообщений аудитории, раз- бросанной по разным местам, и сравнительно дешевы. Однако они безличны и обычно не имеют обратной связи. Активные звенья — это непосредственные взаимодействия людей. Они могут варьироваться от телеконференций до образования целевых групп и демонстраций на рабочем месте. Они стимулируют межличностные коммуникации и имеют оперативную обратную связь. Чем меньше коммуникационных звеньев и чем они пассивнее, тем меньше вероятность, что технологии будут управляться эффективно. Чем больше звеньев и чем они активнее, тем больше шансов на эффективное управление технологиями. Следовательно, консорциумы и стратегические альянсы должны усиливать механизмы активных коммуникаций. Для согласования политики участников этих объединений, выявления расхождений и устранения их на ранней стадии, прежде чем они перерастут в проблемы, выбирается координатор. В консорциумах и стратегических альянсах, когда принятие решений осуществляется вне границ традиционной корпорации, управление знаниями концентрирует внимание на таких задачах, как: • создание, сохранение и распределение комплексных глобальных активов, находящихся в совместной собственности; • выработка процедур принятия решений, необходимых для противостояния кризисам в любой части образованной сети; • использование новых ролей и обязанностей, таких, например, как экспедиторы решений, единственная функция которых состоит в ускорении процесса принятия решений в обширных и существенно различающихся глобальных сетях; • многообразие форм (модели управления варьируются для удовлетворения потребностей местных рынков). Наряду с традиционными управленческими структурами — советом директоров, группой управляющих, руководящими и оперативными комитетами — организация управления стратегическими альянсами предполагает существование ряда новых структурных позиций (экспедиторов решений, альянс-энтузиастов и альянс-менеджеров, персонала, работающего с потребителем). Экспедиторы решений — отдельные лица или группы, обеспечивающие ускорение принятия решений, наделяются соответствующими полномочиями. Так, экспедитором решений является руководитель подразделения, управляющего функционированием глобальной цепи поставщиков, когда он, реализуя свое право снижать стоимость отгружаемого товара, передает партнерам по альянсу ключевые функции распределения и производства. Альянс-энтузиасты и альянс-менеджеры взаимодействуют участниками стратегического альянса в целях развития как своей компании, так и всего альянса. Нередко они являются частью группы связи, создаваемой для стыковки систем управления компаний-участников. Персонал, работающий с потребителем, получает информацию о качестве продукции из первых рук, наделен соответствующими полномочиями для устранения проблем в случае претензий со стороны клиентов. Входит в систему управления, обосновывает и реализует важнейшие решения по взаимоотношениям с клиентами Управление в масштабе альянса признает важность как формальных, так и неформальных структур и процедур. В этом его отличие от традиционного управления. Неформальные каналы связи и контроля значительно влияют на качество управления, поскольку формальные каналы управления не охватывают организацию в должной мере или не могут справиться с объемом принимаемых решений. Работники должны с готовностью делиться знаниями, научиться работать с коллегами из других компаний и доверять им, особенно если стороны принадлежат к разным культурам и практикуют разные методы управления. От них требуется умение решать проблемы коллективно и принимать решения в виртуальной среде. И наконец, они должны быть готовы принять на себя ответственность за действия и их результаты. Соответствующие программы найма, обучения и формирования культуры труда помогут привести схемы поведения работников в соответствие с подходами и приоритетами нового управления. Перспективы развития. Управление знаниями создает условия, при которых образование превращается в разновидность инвестиций, профессиональный опыт становится своего рода активами, а лояльность фирме — основным фактором сплоченности коллектива. В условиях управления знаниями и нового организационного построения корпораций возможности карьерного роста работников становятся более разнообразными. В крупных компаниях по-прежнему будут сохраняться возможности для работы на разных должностях, принятие все большего числа решений будет передаваться отдельным частям организации, а центр оставит за собой посреднические и консультационные функции. Организации будущего будут использовать интеграционный подход к ведению бизнеса. Используя личностные характеристики сотрудников, организации будут собирать междисциплинарны* команды, которые будут заняты ведением всех операций в бизнесе и выполнением обязательств перед клиентами. Они будут имет доступ в репозитарии знаний и глобальные базы данных, что яснять, как подобные задания решались раньше. Они будут Пользовать компьютерную сеть компании и инструменты управ- ния знаниями для получения и хранения важной информации. Экспертные системы будут играть основную роль в предоставле--ІИИ активного консультирования репозитария знаний и корпоративной памяти. Компаниям нужно преодолевать «корпоративную амнезию», чтобы сохранять конкурентные преимущества. В организациях, очевидно, будут продолжаться процессы реорганизаций. Прямым результатом этих процессов будет «утечка мозгов» компании из-за организационных перемещений сотрудников. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо создать репозитарии знаний, чтобы собирать и регистрировать специальные знания до того, как работник уволится из организации. Наравне с этим организациям необходимо выбирать рациональную стратегию бизнеса, опираясь на кооперацию с другими компаниями в производстве продукции и предоставлении услуг. По мнению одного из высших руководителей компаний IBM Лоуренса Прусака «единственное, что придает организации конкурентные преимущества и устойчивость — это то, что она знает, и как она использует то, что знает, и как быстро она узнает что-то новое». И это преимущество, заключенное в знании, будет основным конкурентным преимуществом организаций в ближайшие годы. Известная консультационная компания McKinsey дает следующие рекомендации: • стратегии, в основе которых лежат знания, должны начинать • стратегии, основанные на знании, не являются таковыми до ізводства. Если знание не может быть связано с измеряемыми усовершенствованиями в работе, в том числе с улучшениями на уровне производства самого дешевого товара (bottom-line), то оно не оудет востребовано; • реализация стратегии на основе знания — это не управление 'Удут делиться знаниями с коллегами, если культура органи-1 не поддерживает обучение, кооперацию и открытость; тру С ^ганизации влияют на знания через связи работников, сотий- Ичающих между собой, а не через сеть связанных техноло- • работники влияют на знания посредством организационной привлекательности (pull) вместо централизованного информационного давления (push). Важное значение имеет процесс повышения интеллектуального уровня организации. Организационный интеллект — это организационная способность целенаправленно обрабатывать, интерпретировать, шифровать, манипулировать знаниями и иметь к ним доступ для повышения адаптационного потенциала во внешней среде. Методология, технологии и инструменты управления знаниями могут облегчать развитие интеллектуального уровня организации. Функции таких должностей, как директор по управлению знаниями, директор по обучению, могут как развивать знания, так и распространять их. Технологии, такие, как системы информационного управления, экспертные системы, могут также облегчать организационное обучение и способствовать развитию интеллектуального уровня организации. Ценные идеи и управленческие знания можно собирать и сохранять в базах данных и ре-позитариях знаний. Вопросы для обсуждения 1. Каково значение знаний в деятельности организаций? 2. Каковы разновидности знаний и особенности формирования корпоративной памяти? 3. Почему возникла функция управления знаниями и в чем ее суть? 4. Каковы этапы деятельности по управлению знаниями? 5. О чем свидетельствует опыт управления знаниями? 6. Какие изменения происходят в организационных структурах в связи с осуществлением функции управления знаниями? Date: 2015-12-13; view: 6189; Нарушение авторских прав |