Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 14. Подготовить анализ предложенной модели занятия по коррекции оптической дисграфии





Подготовить анализ предложенной модели занятия по коррекции оптической дисграфии.

 

 

Тема: Дифференциация букв п - т, П-Т в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах п - т; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей умение построения предложения; научить работать со скороговорками; развивать и обогащать словарь на заданные буквы; проводить с детьми работу на лексико-грамматическом уровне; развивать кинетические представления, зрительное внимание и память; закрепить знания о написании букв занятия.

Оборудование: буквы п - т (запись на доске); изображение «плана местности»; силуэтные изображения трех медведей; пособие «Мостики»; текст скороговорки (запись на доске).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Соотнесение звука, буквы и символа.

Логопед: Припомните тему прошлого занятия и разложите буквы п-т около картинок с изображениями предметов.

Логопед раздаёт детям индивидуальные карточки с предметными картинками и буквами п - т.

2. Сформулировать и записать тему занятия.

II. Основная часть занятия

1. Сравнительная характеристика букв занятия. Нахождение сходства и различий между элементами букв п - т (количественный и качественный анализ)

2. Знакомство с героями занятия.

Логопед: Однажды Толя и Поля отправились в лес за грибами. Они набрали полные корзины рыжиков, маслят, груздей и хотели уже возвращаться домой, как обнаружили, что ушли далеко от дома и не могут определить, куда теперь идти. Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.

Посреди комнаты стоял большой деревянный стол. На нём три миски: одна большая, вторая поменьше, а третья самая маленькая. Возле каждой миски лежало по одной ложке. Около стола стояло три стула: один высокий и широкий, второй - пониже, а третий - самый маленький...

Как вы думаете, кто жил в этой избушке?

Логопед выставляет силуэтные изображения медведей.

Логопед: Определите, какой силуэт мог принадлежать Настасье Петровне, какой - Мишутке, а какой – Михайле Потапычу?

Дети расставляют силуэты по росту и определяют, кто где сидит (можно для сравнения и проверки правильности выполнения задания использовать предметы-фигурки медведей).

3. Дифференциация букв п- т в словах.

Логопед: Поля и Толя попросили медведей помочь им выбраться из леса. Медведи помогут детям, если они выполнят ряд заданий.

Прочитайте слова и назовите пропавшие буквы. Вставьте буквы, прочитайте и объясните значения всех слов.

КРУ...А ГАЛО...... ВОРОГ СИРО...

САЛЮ… … АВЛИН ЗАКА... ЛА...КА

...АЛЬМА...ОЛЬКА ЗА...АД ВОРО...А

4. Запись слов из предыдущего задания и обозначение букв занятия цифрами 2-3.

5. Работа со словами-паронимами.

Логопед: Вот Поля и Толя выполнили первое задание медведей. Михайло Потапыч очень доволен. Медведи решили проводить детей. Михайло Потапыч взял корзинку Поли, Настасья Петровна взяла корзинку. Толи, а Мишутка приготовил детям угощение - сушёную малину, чернику и ежевику - и сложил всё в свою маленькую корзиночку. Потом все тронулись в путь.

Вот на их пути широкая река. Перебраться через неё можно только построив плот. Подберите на берегу реки брёвна, на которых парами записаны слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой.

Например: пачка - тачка.

п т ...ара   п т
т п ...орт   т п
т п ...олк   т п

6. Развитие умений согласовывать прилагательные с существительными в предложениях.

Логопед: Наши герои пошли дальше. Впереди они увидели старичка Лесовичка. Он собирает лекарственные растения и ягоды, из которых потом приготовит лекарство для лесных жителей. Поля и Толя решили ему помочь.

Прочитайте прилагательные и существительные и составьте из них словосочетания (слова записаны на индивидуальных карточках).

… Ё … ЛЫЙ ЛИ…А

С…ИЛЕННАЯ … Е … РУШКА

СВЕЖАЯ ДУ…ЛО

КИР…ИЧНАЯ …ЛА…ОК

ГЛУБОКОЕ С…ЕНА

… ЁМНЫЙ …ОГРЕБ

Спишите словосочетания в тетрадь и укажите буквы занятия (перед записью словосочетаний проводим их анализ на наличие букв занятия и объяснение необходимых орфограмм).

7. Физминутка.

Дети декламируют стихи и выполняют действия.

На крапиве, как на плитке,

Вскипятили чай улитки.

Заходи чайку напиться,

Кто крапивы не боится.


8. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Работа со скороговоркой.

Логопед: Совсем немного осталось до деревни, в которой живут Поля и Толя. Тут Поля вспомнила скороговорку с любимыми буквами п-т и решила научить медведей произносить ее верно и быстро.

Прочитайте текст скороговорки и постарайтесь произнести её быстро (логопед записывает текст скороговорки на доске): ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

Запишите скороговорку по памяти и назовите буквы занятия.

9. Дифференциация букв занятия на уровне текста.

Логопед: Прочитайте текст стихотворения-физминутки и самостоятельно вставьте пропущенные буквы п - т в слова.

Дети работают по индивидуальным карточкам.

На кра...иве, как на...ли...ке,

Вски...я...или чай ули...ки.

Заходи чайку на..и...ься,

К...о кра...ивы не бои...ся.

Перепишите это стихотворение.

III. Итог занятия

Логопед: Вот звери и проводили детей до деревни. Пора прощаться. Назовите для Поли и Толи слова с их любимыми буквами.

Правильный ответ.

При оптической дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.

При устранении специфических нарушений письменной речи при оптической форме дисграфии у ребенка необходимо:

  • уточнить и расширить объем зрительной памяти;
  • формировать и развивать зрительное восприятие и представления;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать зрительно-моторные координации;
  • формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
  • учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа буквы ребенку традиционно предлагается:

  • ощупывать, вырезать, лепить буквы из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;
  • конструировать и реконструировать буквы из элементов;
  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
  • проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1-ый этап – организационный: проведение первичного обследования; оформление документации и планирование работы; сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы);

2-ой этап – подготовительный: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов; развитие зрительного анализа и синтеза; уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса); формирование пространственного восприятия и представлений; формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения; развитие зрительно-моторных координаций;

3-ий этап – основной: закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв; дифференциация смешиваемых и взаимозаеняемых букв;

4-ый этап – заключительный: закрепление полученных навыков; перенос полученных знаний на другие виды деятельности.


Примерная схема
анализа логопедического занятия

  • Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.
  • Правильность постановки целей занятия, их комплексность и соответствие теме занятия.
  • Наглядно-дидактическое оформление занятия: качество используемого оборудования, адекватность выбора дидактического и речевого материала целям занятия.
  • Структура занятия: его основные этапы, их взаимосвязь и логическая последовательность. Соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых (устных и письменных) и неречевых заданий. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
  • Анализ этапов занятия. Реализация принципов логопедического воздействия; соответствие выбранных методов и приемов задачам занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов, приемов, средств. Направленность каждого раздела на развитие неречевых психических функций и речевой функции. Контроль за речью детей.
  • Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии. Причины отклонений в деятельности и поведении детей.
  • Характеристика деятельности логопеда: знание материала занятия, манера поведения, владение собой и детским коллективом, проявление педагогического такта, доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, правильность, эмоциональность и выразительность его речи, соотношение речи учителя-логопеда и детей (ребенка).
  • Результативность занятия: достижение целей, выполнение плана, эффективность использованных методов, приемов, средств. Качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
  • Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других педагогов.
  • Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

 







Date: 2015-12-13; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию