Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности чтения басен
В программе начальных классов большое место занимает чтение басен Крылова. Басни способствуют развитию нравственных качеств детей, учат правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывают трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность басен, их яркий язык помогают развитию речи детей, формированию их эстетического вкуса. Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие исполнители басен не читают, а рассказывают их слушателям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях. Простота, естественность и убежденность — непременные условия чтения басен. Педагог должен выступать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо знает, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно общаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям. При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает основной замысел автора и содержит поучение, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей. Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее никогда не следует им навязывать, читать нарочито серьезно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию. Очень важно при чтении басни правильно передавать речь автора и речь персонажей. Речь автора — веселого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном случае,— читается просто, дружески, лукаво, с естественными разговорными интонациями. Автор в басне не просто излагает события. Он передает свое отношение к ним. Чтобы это отношение воспроизвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение автора, его мысли, намерения. Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица»), автор особо отмечает ее хитрость, плутовство, выражая этим свое отношение к ее поступкам. Он дважды называет ее плутовкой («плутовка к дереву на цыпочках подходит» я «сыр выпал — с ним была плутовка такова»). Это отношение автора к Лисице и надо передать при чтении: слово «плутовка» произнести с лукавой интонацией, в последней фразе перед словом «плутовка» сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в басне. Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Чтец как бы цитирует речь персонажей, пересказывает ее, не перевоплощаясь в передаваемый образ. «Излишнее оживление речи персонажа может привести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на. которой как раз и зиждется основной художественный эффект басни»1. Ясному представлению героев басен Крылова помогает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так, Лиса — хитрая, коварная, льстивая; Волк — жадный, злой; Ворона — глупая; Муравей — трудолюбивый и т. д. Однако, используя при передаче басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных животных, чтец не должен подходить упрощенно к пониманию и воспроизведению действующих лиц басни. Верность передачи их будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно чтец представляет себе идею произведения и цель своего чтения. Так, идея басни Крылова «Ворона и Лисица» — осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Задача чтения — заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лисы: хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость, при чтении басни особый упор нужно сделать на те черты, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи басни, а именно лести, так как в басне Лиса лестью добивается наметанной цели и автор басни в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть. Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строже, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно, строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотворной строки. В баснях Крылова часто встречаются стихотворные строки различные по длине. Эту особенность построения басен необходимо учитывать при чтении, так как она у писателя всегда обусловлена смыслом стиха. При чтении коротких строк можно делать более длительные паузы (в зависимости от содержания), читать такие строки медленнее. Так, например, чтобы передать неуклюжесть, неповоротливость, нерасторопность Вороны в баше «Ворона и Лисица», автор строку, передающую эту особенность характера Вороны, делает короче, чем предыдущую, в которой дается констатация определенного факта:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь...
Поэтому вторая строка может быть прочитана более медленно, начинаться с паузы. В баснях Крылова иногда наблюдается постановка ударений, не свойственных нашим современным нормам литературного произношения, например: «И Щуку бросили—в реку!» («Щука»). Эту особенность постановки ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую стройность. В школьной практике часто встречается чтение басен «по ролям». Такое чтение отличается от обычного. В этом случае чтец является не рассказчикам, а персонажем. Он перевоплощается в исполняемого героя, «присваивая» себе его черты. При чтении он обращается не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на них. Рассказчиком остается только тот чтец, который читает от автора. Он комментирует события, подает реплики, подводит итог рассказу. Воздействие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.
Примерный анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» — осмеяние безделья и воспитание уважения к труду. Задача учителя — осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья. В басне два действующих лица — Стрекоза и Муравей. Стрекоза легкомысленна, ленива, не хочет трудиться, стремится прожить легко и беззаботно. Она «без души лето целое все пела», наслаждалась там, что «под каждым ей листком был готов и стол, и дом», не помышляя ни о каком труде. Когда наступила зима, Стрекоза при первом же столкновении с трудностями — голодом и холодом — загрустила, ей стало не до песен. Удрученная «злой тоской», она вспомнила о Муравье и уже не полетела, а «поползла» к нему, всем своим видом, движениями, голосом стараясь вызвать у него сострадание. Характерно, что, обращаюсь к Муравью за помощью, Стрекоза нисколько не раскаивается в своем легкомыслии. Она радостно вспоминает о том, как резвилась и «без души лето целое все пела». Прося Муравья прокормить и обогреть ее, она и не думает трудиться. Стрекоза просто хочет прожить зиму у Муравья, ничего не делая, с тем, чтобы с наступлением «вешних дней» снова начать резвиться и петь. Характер, поступки и речь Стрекозы определяют особенности ее чтения. Чтение не должно вызывать у детей чувства жалости к Стрекозе. Учителю следует пробудить у детей возмущение бездельем Стрекозы, ее стремлением воспользоваться трудом Муравья. Поэтому, начиная рассказ о Стрекозе, учителю нужно сразу же выделить слово <попрыгунья>, произнести его иронически-шутливо, чтобы дети почувствовали, что речь в басне пойдет не просто о Стрекозе, а о Стрекозе-бездельнице, легкомысленной «попрыгунье». С интонацией насмешки следует прочитать и фразы: «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», «Стрекоза уж не поет», чтобы вызвать у детей отрицательное отношение к безделью Стрекозы. Слово «голодный» в последующей фразе надо выделить логическим ударением, чтобы показать, что жизнерадостность Стрекозы сразу же исчезла, как только появились трудности. Встреча ее с Муравьем написана в форме диалога. Эту форму нужно передать при чтении, употребив живые, разговорные интонации. Обращаясь с просьбой к Муравью, Стрекоза хочет вызвать у него сострадание к своему «тяжелому» положению. Она говорит с ним ласково, называет «кум милой», «голубчик». При чтении начала разговора Стрекозы с Муравьем надо передать интонацию просьбы, жалобы, выделать логическим ударением слова «не оставь», так как Стрекоза пытается разжалобить Муравья, и слова «прокорми и обогрей», потому что именно в ник заключается основная просьба Стрекозы, цель ее прихода к Муравью. Слова «кум милой», «голубчик» потребуют ласковых, заискивающих интонаций. При передаче речи Стрекозы голос должен быть тихим, протащим. В рассказе Стрекозы о том, как она провела лето, тоскливые, жалобные, просящие интонации постепенно сменяются радостными, оживленными, темп убыстряется, голос повышается. Стрекоза с удовольствием вспоминает, как она «без души лето целое все пела», как ей было весело и легко. Смену настроения Стрекозы обязательно надо подчеркнуть при чтении, так как она особенно ясно показывает легкомыслие Стрекозы и подготавливает к правильному восприятию отказа Муравья. После слов Муравья: «А, так ты...», несмотря на многоточие, паузы делать не следует, а сразу же произносить слова Стрекозы, так как она, увлеченная воспоминаниями о летних развлечениях, не слушает Муравья, а прерывает его, продолжая свой рассказ. Муравей положительный, степенный, трудолюбивый. Его речь звучит убежденно, значительно. Он хорошо понимает Стрекозу и презирает за безделье. Читая Муравья, учитель должен стремиться вызвать у детей к нему симпатию, уважение. Сообразно характеру и поведению Муравья читать его следует рассудительно, голосом низким, в темпе более замедленном, передавая насмешку, презрение, возмущение. При воспроизведении его вопроса: «Да работала ль ты в лето?»—логическое ударение надо сделать на слове «работала ль», чтобы показать положительное отношение Муравья к работе, его трудолюбие и оттенить безделье Стрекозы. Слова «А, так ты...» потребуют насмешливой интонации и повышения голоса, так как Муравей возмущается рассказам Стрекозы и издевается над ней. Чтение заключительных слов Муравья, выражающих его негодование бездельем Стрекозы, презрение к ее беззаботности и праздности, должно передавать иронию игнев. Произнести эти слова следует с достоинством, с полным сознанием правоты поступка Муравья, чтобы дети почувствовали справедливость отказа Муравья в помощи Стрекозе. После слова «дело» надо сделать паузу, чтобы дети ждали результата ответа. Выразительность чтения басни зависит от того, насколько четко чтец представляет себе ее построение, план, деление на части. Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части. Часть первая — «Попрыгунья Стрекоза». Басня начинается с картины суровой зимы, когда «помертвело чисто поле», «нет уж дней тех светлых боле» и когда трудно стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе. Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро, как иногда это делают начинающие учителя. Такое чтение не будет отвечать смыслу басни и прозвучит как поток ритмических сочетаний, не дойдя до сознания детей и не произведя на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить и драматически, делая упор «а тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе. Учитель все время должен помнить о своей исполнительской задаче — показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему все это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, несколько иронически, описание зимы — объективно, замедленно, чтобы воспроизвести перед слушателем суровую картину холодной русской зимы. Фразу: «К Муравью ползет она», содержащую начало действия, следует выделить, чтобы возбудить интерес детей, насторожить их, заставить ждать продолжения того, что же будет дальше. Часть вторая — «Расплата за безделье». Эта часть должна передаваться так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многообразие ее интонаций. Интерес к развитию событий будет нарастать, тревожить, волновать детей. Взволнованность и напряженность достигнут наивысшего предела в фразе: «Ты все пела? это дело», за которой последует благоразумный ответ Муравья: «Так поди же, попляши!» Последнюю фразу надо прочитать так, чтобы дети почувствовали развязку напряжения, ощутили удовлетворение в ответе Муравья Стрекозе, его правоту.
Примерный план подготовки к выразительному чтению басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» 1. Идея басни: осмеяние безделья и воспитание уважения к труду. 2. Образы: бездельница, попрыгунья Стрекоза и трудолюбивый Муравей. 3. Сюжет: разговор Стрекозы с Муравьем. 4. Построение сюжета: а) экспозиция — «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела...» до слов: «Злой тоской удручена...», б) завязка — «Злой тоской удручена, К Муравью ползет она…», в) развитие действия — «Не оставь меня, - кум милой!» до слов: «Ты все пела?», г) кульминация — «Ты все пела? это дело...», д) развязка — «Так поди же, попляши!», 5. Задача чтения: осудить Стрекозу за легкомыслие, лень и похвалить Муравья за трудолюбие и справедливость.
Date: 2016-02-19; view: 15081; Нарушение авторских прав |