Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности чтения сказок
Сказка — один из важнейших литературных жанров, с которым дети встречаются уже в раннем детстве. Через сказки ребенок овладевает языком своего народа, начинает понимать его красоту, знакомится с родной природой, обычаями, укладом русской жизни, учится преодолевать трудности, бороться со злом; у ребенка появляется стремление быть добрым, отзывчивым, трудолюбивым, храбрым. Само название сказки (полученное от слова сказывать — говорить, рассказывать) определяет форму ее исполнения. Читается сказка (по книге или наизусть) всегда в простой, разговорной манере. Педагог обращается к детям, как бы желая воспроизвести им историю, событие, случай, свидетелем которого он был сам (распространенная сказочная формула: «Я там был») или который хорошо знает, ясно представляет («Жили-были кот да петух»). Естественное общение с детьми - одно из главных условий чтения сказки. Необходимость соблюдения этого условия диктуется самим текстом сказки, в котором постоянно содержится или обращение к слушателям; «И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас с тобой в гости ждут» («Жихарка»), или вопрос: «Кто не верит, пусть посмотрит — бегают по двору цыплята или нет» («У Солнышка в гостях»), или указание: «А что — догадайтесь сами» («Мальчик и злая медведица»). Читая сказку, учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь была обращена к детям, звучала живо, естественно, чтобы дети внимательно следили за развитием сюжета, активно переживали события, вместе с учителем волновались за судьбу героев, радовались счастливому концу. В основе каждой сказки лежит реальная действительность. Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться. Фантастика сказки находится в связи с действительностью, подчинена жизненным задачам и передает реальные стремления людей, их мечты, желания. Эта особенность сказки требует чтения ее в обычных для бытового общения интонациях. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам, должна соблюдаться в зачине, который как бы вводит ребенка в сказочный мир, где все может быть необычно, а также гири передаче чудесных событий. Сказки строятся на принципе антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и петух»), трудолюбие — праздности («Крошечка Хаврошечка»), ум — глупости («Лиса и козел») и т. д. Эту особенность сказок надо учитывать при чтении. Места, в которых противопоставление дается особенно ярко, следует выделять голосом, заострять на них внимание учеников. Подчеркивание контрастных мест усиливает впечатление от сказки, делает ее особенно понятной детям и подводит их к верному восприятию вывода, который следует за противопоставлением. В сказках герой даются прямолинейно. Развитие характера, эволюция образов, как правило, в ник отсутствует. Сказочные герои либо носители добра, наделенные различными положительными чертами (гуманизмом, честностью, справедливостью, отвагой, трудолюбием и т. д.), например падчерица («Морозко»), Иван («Конек-горбунок»), Маша ("Девочка и медведь»), петух («Лиса, заяц и петух), либо носители зла, которым присущи всевозможные отрицательные качества (день, коварство, жадность, ханжество, лицемерие и др.) например три дочери хозяйки («'Крошечка Хаврошечка»), Баба Яга («Гуси-лебеди»), волк («Козлята и волк») и т.д. Особенность характеров героев, сказок определяет своеобразие их чтения. Учителю следует так передавать каждого из них, чтобы дети сразу же, с момента самого первого упоминания, поняли, о ком будет идти речь, каков этот герой, как к нему относиться, сочувствовать ему или, наоборот, осуждать его, возмущаться им. Чтение положительных героев потребует теплого отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Воспроизведению отрицательных героев будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, осуждение, возмущение. Так, например, в сказке «Крошечка Хаврошечка» место, оде впервые упоминается о героине: «К таким-то и попала Крошечка Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает», следует прочитать сочувственно, тепло, ласково, выделив слова «Крошечка Хаврошечка», «осталась она сиротой», чтобы сразу же вызвать к ней сочувствие, симпатию детей. Слова «взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и тает, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает» должны прозвучать обращением к детям, чтобы они живо заинтересовались ее судьбой, задумались над тем, как же быть, как помочь Хаврошечке. Действие в сказке начинается сразу («Посадил дед репу...», «Лежала в поле лошадиная голова...», «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку...», «Идут двое сирот — братец Иванушка и сестрица Аленушка...») и развивается непрерывно. Одна картина сменяется другой. Возьмем для примера сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему уже повстречались собаки, убежали собаки —повстречался медведь, ушел медведь— повстречался петух и т. д. Каждая картина оказии рисует конкретный случай, законченный эпизод, в котором участвуют определенные герои. При чтении следует очень внимательно вдумываться в эпизоды, понять их значение для общего развития действия, ясно представлять действующие лица. Так, читая встречу зайца с медведем («Лиса, заяц и петух»), надо правильно словесно воспроизвести образ медведя: отметить его величину, неуклюжесть, прочитать низким голосом, замедленно, выделив слова, которые особенно ярко его характеризуют: «медведь», «заревел», «ушел». По сравнению с чтением предыдущего эпизода (встречи зайца с собаками) этот эпизод нужно читать более значительно, так как напряжение в нем возрастает. Передавая его, учитель должен стремиться повысить интерес детей к развитию сюжета, заставить их сильнее волноваться за судьбу зайки, напряженно ждать результата от обещания медведя и почувствовать неудовлетворенность при его испуге. Поскольку картины в сказке рисуют завершенный конкретный случай, каждая из них при чтении отделяется от последующей длительной паузой. Это дает возможность ребенку осознать прочитанный эпизод, пережить то, о чем в нем рассказывается, определить свое отношение к действующим лицам и подготовиться к прослушиванию следующей картины. У сказок всегда счастливый конец: добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность надо помнить гари чтении. Конец следует читать несколько замедленно, передавая интонацией удовлетворение, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Сказка имеет свои выработанные веками художественные приемы, которые необходимо строго соблюдать при чтении. Это прежде всего прием трехкратного повторения. Эпизоды в сказках, как правило, повторяются трижды. Трижды Морозко обращается к падчерице («Морозно»), трижды Лиса посещает деревни («Лисичка со скалочкой»), трижды выполняет Василиса Премудрая задания царя («Царевна-лягушка») и т. д. Прием трехкратного повторения имеет большое смысловое значение. Он передает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает перелом в действии. Так, например, в сказке «Гуси-лебеди» в первый раз девочка только заметила гусей, посланных за ней Бабой Ягой. Во второй раз гуси оказались совсем близко: «летят навстречу», «вот-вот увидят ее с братцем». Напряжение нарастает, гуси того и гляди догонят девочку. В третий раз гуси-лебеди «увидели ее, загоготали, налетают, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут». И только после этого третьего повторения гуси «ни с чем улетели к Бабе Яге». Повторы волнуют детей, помогают лучше понять и запомнить сказку. Поэтому их необходимо соблюдать при чтении: выделять слова, которые передают возрастание напряженности, особенно значительно произносить последний повтор, так как он является моментом высшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и диктуют не торопливость изложения. Сказкам присущи устойчивые выражения («слезами умывалась», «как сыр в масле катается», «деревце за деревце», «кустик за кустик» и т. д.), постоянные эпитеты («наливное яблочко», «темный лес», «чистое поле», «молочная река», «кисельные берега» и пр.), тавтологические повторения («затужил-заплакал», «живут-поживают», «ждал-пождал», «заигралась-загулялась» и др.) Эти художественные приемы имеют большое значение для создания определенного сказочного образа или действия. Они усиливают впечатление, делают образы и действия осязательными, конкретными, поэтичными и понятными, тавтологические повторения способствуют яркому восприятию действия или состояния, усиливают напряжение. Поэтому при чтении все эти приемы необходимо учитывать: устойчивые выражения, эпитеты подчеркивать голосом, передавать эмоционально, чтобы дети поняли значение и почувствовали красоту их. Тавтологические повторы нужно произносить в замедленном темпе, с некоторой напевностью; это даст возможность ученикам лучше осознать их смысл, воспринять ритм. В текст оказии часто вплетаются рифмованные песенки. Эти песенки органически связаны с содержанием сказки. Они передают состояние или настроение героя (жалобная песенка братца Иванушки ив сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), выражают его намерение (песня медведя из сказки «Липовая нога»), служат условным знаком (песня козы из сказки «Козлята и волк»), используются как прием заманивания (песенка Лисы из сказки «Кот, петух и лиса») и т. д. Поэтому чтение их не должно выделяться из общей передачи текста сказки. Учитель может пропеть их на несложный мотив, который наиболее подходит к раскрытию содержания песенки, или прочитать нараспев, соблюдая интонации, которые наиболее ярко будут передавать смысл песенки, характер и настроение героя, который ее поет. Так, например, читая песенку братца Иванушки («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), учителю следует ясно показать состояние Иванушки, его настроение и ту опасность, которая ему угрожает:
— Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Кладут костры высокие, Горят огни горючие, Кипят котлы кипучие, Точат ножи булатные, Хотят меня зарезати!
Две первые строки надо прочитать так, чтобы дети почувствовали жалобную просьбу Иванушки, поняли, что Аленушка для него единственно близкий человек, на помощь которого он может рассчитывать. Эти строки потребуют негромкого голоса, некоторой напевности, жалобных интонаций. Слова «сестрица моя» надо произнести нежно, ласково, так как они передают любовь и привязанность Иванушки к сестре. Чтение последующих строк должно быть произведено так, чтобы ученики предоставили, какая страшная опасность грозит Иванушке, и заволновались за его судьбу. Перед последней фразой: «хотят меня зарезати» — надо сделать паузу, так как эта фраза разъясняет, для чего «кладут костры», «горят огни», «точат ножи». Постановка ее будет способствовать возрастанию напряжения. При чтении песенок необходимо соблюдать межстиховую паузу она подчеркивает их ритмичность и способствует более четкому восприятию того, о чем говорится в каждой строчке. Одной из характерных особенностей сказки является ее немногословие. Сказка скупа на слова, в ней нет ничего лишнего. Каждое ее олово веско, значимо, динамично, предельно насыщено содержанием, метко и поэтично. Так, например, рисуя картину нестерпимо жаркого летнего дня («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), сказка ограничивается краткими замечаниями: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Любопытство петуха, хитрость и ловкость лисы («Кот, петух и лиса») передается всего лишь одной фразой: «Петушок выглянул, а она его цап-царап — схватила и понесла», а быстрота действий лисы — одним выражением: «Цап-царап». Эти особенности языка сказки: краткость фраз, значимость слов, часто встречающаяся инверсия, присущие разговорному языку, требуют от читающего особенной чуткости к каждой фразе, выражению. Учитель должен вдумываться в слова сказки, видеть за ними действие, картину, настроение героя. Только в этом случае его чтение будет живым, ярким, эмоциональным. При чтении сказки надо обращать внимание и на ее юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, доставляет им удовольствие. Глупый козел послушался совета хитрой лисы, прыгнул в колодец и попал в беду («Лиса и козел»); Баба Яга, уверенная в своей ловкости, оказывается одураченной мышкой («Гуси-лебеди»); медведь, не подозревая, что Машенька сидит в коробе, удивляется тому, что она такая «глазастая — все видит». Чтобы дети поняли юмор оказии, учитель должен места, рисующие нелепость положения, в которое попадают глупые и злые герои, читать с лукавством, иронией, выделять слова, подчеркивающие комизм положения. Например:
Лисичка села волку на спину, он ее и понес. Сидит лиса да потихоньку говорит: — Битый небитого везет, битый небитого везет. — Что ты там, Лисонька, говоришь? — А я говорю: битый битого везет. — Так, милая, так! (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»)
Включенные в программу сказки можно разделить на две группы: сказка о животных и волшебные сказки. Сказки о животных рассказываются преимущественно ученикам I—II классов. Они невелики по объему, просты по содержанию и форме. Сюжет их реалистичен. Для чтения этих сказок характерна естественная разговорная интонация со всеми ее оттенками. Построены сказки о животных на мотиве встречи («Теремок», «Лиса, заяц и петух») и имеют диалогическую форму. При чтении речь каждого героя передается со строгим учетом его характера и поведения. Так, речь козы («Козлята и волк») потребует интонаций, воспроизводящих заботу о козлятах, беспокойство о них. Характер волка и его коварные намерения продиктуют рассказчику замедление темпа, понижение голоса (волк, «завыл толстым полосам»). Живость рассказывания сказок о животных определяется и их языком, ярким, эмоциональным, близким к разговорной речи. Действие сказок о животных развивается быстро. Большую роль играют многократные повторения одного и того же эпизода. Например, встречается заяц, выгнанный из своей избушки лисой («Лиса, заяц и петух»), с собаками, медведем, петушком, и всем совершенно одинаково повторяет рассказ о своем несчастье. Многократные повторы придают сказке живость и способствуют запоминанию ее детыми. Многие сказки о животных относятся к цепевидным (или коммулятивным), для которых характерен повтор с нарастанием (например, «Репка», «Колобок»). Передавая повторы, рассказчик должен оттенять то новое, что в них появляется. В сказках о животных часто встречаются прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок—золотой гребешок) и звукоподражания (ку-ка-ре-ку! ав-ав-ав! бэ-э, бз-э! хрю - хрю! гагак-гагак!), которые способствуют конкретизации образа и требуют верной передачи при чтении. Волшебные сказки сложнее сказок о животных как по содержанию, так и по форме. В них рассказывается о необычной судьбе героя, который, перенося лишения и преодолевая исключительные трудности, одерживает победу над злыми и коварными силами благодаря своим высоким моральным качествам («Царевна-лягушка», «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди»). В волшебной сказке попользуется много дополнительных художественных приемов, помогающих ярче раскрывать ее содержание. На них обязательно надо обращать внимание при чтении. Волшебной сказке часто предшествует присказка (сжатая или развернутая). Она образна, ритмична. Например: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, детина телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку». Или: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане, стоит дерево—золотая маковка; по этому дереву ходит кот-баюн, вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди». Присказка не связана с содержанием волшебной сказки. Цель ее — сосредоточить внимание слушателя, настроить его на особый лад, ввести в мир необычного, сказочного. Чтение ее должно вызвать у детей интерес, заставить их сосредоточиться, насторожиться. Произносить ее следует в среднем темпе, ясно, соблюдая ритм, выделяя слова и словосочетания наиболее образные, яркие, характерные для сказки: «на море, на океане», «золотые маковки», «кот-баюн» и др. Последнюю фразу присказки необходимо подчеркнуть, прочитать более медленно, заинтересованно, чтобы учащиеся почувствовали, что сказка бот-йот начнется. После чтения присказки необходимо сделать длительную паузу. Это даст ребятам возможность сосредоточиться и подготовиться к слушанию сказки. Волшебная сказка начинается устойчивой сказочной формулой-зачином: «,В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно», «При царе Горохе», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и т. д. Цель зачина — ввести слушателя в мир сказочной фантастами, где все может быть и всего можно ждать. Зачин читается замедленно, немного напевно, несколько таинственно, чтобы подготовить детей к восприятию чудесного повествования. Волшебной сказке в большей степени, чем сказкам о животных, свойствен прием троичности (три царства, три сестры, три брата, три желания, три загадки, три обращения и т. д.). Этот сказочный прием обусловливает неторопливость чтения и концентрирует внимание слушателя на последнем, третьем действующем лице, поступке, препятствии и т. д., которые являются самыми важными и поэтому требуют выделения их голосом: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Три-глазка» («Крошечка Хаврошечка»). Триглазка в ходе развития сказки сыграет решающую роль в судьбе Хаврошечки, поэтому при чтении мест, в которых рассказывается о дочерях хозяйки, надо перед словам «Триглазка» сделать психологическую паузу, а само слово поставить под ударение. В волшебной сказке особенно много традиционных формул, общих мест: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Не тужи, спать ложись, утро вечера мудренее», «Сивка-бурка — вещал каурка бежит, земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет», «Баба Яга — костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Эти традиционные формулы придают сказке образность, особое обаяние, поэтичность и обусловливают плавность ее - повествования. Поэтому при чтении на них надо обращать внимание: выделять их голодом, читать не быстро, соблюдать ритм и подчеркивать рифмующиеся слова. Большую роль в волшебной сказке играет прием ступенчатого сужения, когда количество предметов сокращается до одного — самого главного, решающего в судьбе героя. Например, в сказке о Кощее Бессмертном: «Стоит сосна, / на сосне — ларец, / в ларце — утка, / в утке— яйцо, / в яйце — игла, / на конце иглы / — смерть Кощея». Чтение таких мест в сказке следует проводить не быстро, строго соблюдая логические ударения, паузы, выделяй слова, содержащие новое понятие. Голос должен постепенно усиливаться. Особенно значительно надо прочитать последние слова: «смерть Кощея», перед которыми необходимо сделать паузу. Язык волшебной сказки живописнее и сложнее, чем сказки о животных. Фразы длиннее. Встречаются, хотя и краткие, описания природы: «Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса» («Снегурочка»), действий: «А дома старуха печет блины» («Морозко»), переживаний героев: «Один козленочек все узнал; не ест он, не пьет, ходит по берегу да жалобно кричит» («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), которые носят реальный характер. Передавая бытовые подробности, картины природы, душевное состояние героя, чтец должен употреблять обычные разговорные интонации, характерные для бытового собеседования. Это даст возможность детям живо воспринять сказку и почувствовать ее реальную основу. Волшебная сказка часто заканчивается концовкой: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить-поживать, да добра наживать», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка» и др. Цель концовки — разрядить внимание слушателей, вернуть их к повседневной жизни. Читается она в обычной разговорной манере. Перед концовкой я после нее делается значительная пауза, которая отделяет ее от общего сказочного повествования. Произносится концовка несколько лукаво, как бы подчеркивая необычность действий волшебной сказки.
Примерный анализ сказки «Морозко» Сказка «Морозно» — одна из поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяжелой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, награжденной Морозкой за ее почтительность, скромность и доброту. Основная идея сказки — торжество справедливости, утверждение добра. Построена сказка на противопоставлении: добрал падчерица противопоставляется злой дочери старухи; завистливая, коварная мачеха — справедливому и великодушному Морозке. Героиня сказки — падчерица наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помогает волшебное существо — Морозко и сочувствует чудесная собачка, говорящая человеческим голосом. Задача рассказчика —вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать Почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка. Сказка начинается рассказом о тяжелой жизни падцерицы у мачехи. Передавая его, учителю нужно возбудить у детей положительное отношение к падчерице, показать безответность и трудолюбие девушки, которая «и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету...». Фразу: «Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо» — надо произнести возмущенно, выделив слова «ничем», «все не так», «все худо», чтобы слушатели почувствовали несправедливость старухи. Необходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице иродной дочери. Фраз: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита, и не довари ешься—бита»— сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. В фразе: «А родная дочь, что ни сделает — за все гладит по головке: умница» — должно прозвучать неодобрение, слово «умница» надо прочитать с иронией, насмешкой, без похвалы, чтобы дети поняли, чванливость несправедливой мачехи и почувствовали жалость к бедной падчерице. Слова: «...придумала падчерицу со свету сжить» — следует подчеркнуть, так как они содержат сообщение о коварном замысле мачехи. В обращении старухи к старику: «Вези, вези ее, старик» — надо передать приказ, показать власть мачехи над мужем. Говорить крикливо, воспроизводя голос старухи, не следует. Достаточно сказать решительно, повелительно, выделив слова «в лес», «на трескучий мороз», чтобы отметить жестокость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы. При передаче образа старика надо оттенить его жалость у дочери я вместе с тем показать безволие, полное повиновение его злой жене. Под ударение следует поставить слова «затужил», «заплакал»; обращение к дочери: «Садись, мила дочь, в сани» — сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ничем помочь он ей не может. Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозкой: в лесу холодно, сурово; девушка «сидит под елью» одна, «дрожит, озноб ее пробирает». В голосе чтеца должна прозвучать жалость к падчерице, волнение за нее. При описании встречи Морозки с падчерицей в сказке используется прием трехкратного повторения: увидев девушку, Морозно трижды обращается к ней с вопросом: «Тепло ли тебе, девица?» — и только после третьего ответа падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зимы, изображен в сказке ярко, поэтично. Он «по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает». К падчерице обращается уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, чтобы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко. Трехкратно повторенное обращение его к падчерице отражает нарастание напряжения, которое надо передать голосом, выделав слова, особенно ярко рисующие это напряжение: «ниже», «пуще», «сильнее». В рассказе о награде должна прозвучать радость, удовлетворение решением Морозко, который «сжалился над девицей». Важную роль в сказке играет говорящая собачка. Она не помогает падчерице, но выражает симпатию к ней и подсказывает развитие событий. Читать ее надо убежденно, уверенно, делая паузу после слов «тяф-тяф!», которые звучат как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие. Абзац: «Вдруг заскрипели ворота...»—следует прочитать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее зависть. Обращение к старику: «Запрягай, старый хрыч, другую лошадь!» — потребует от чтеца интонаций повелительных, темпа более быстрого, так как старуха, обозленная благополучием падчерицы, торопится добиться того же и для своей дочери. Чтение встречи Морозко с дочерью старухи надо провести так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами и ответами падчерицы и восприняли: гибель старухиной дочери как загруженное наказание за ее неуважение, грубость и злость. В вопросах Морозки будет слушаться нарастающая суровость, а в ответах дочери старухи — раздражение, недовольство, резкость. Последние слова сказки: «Заголосила старуха, да поздно» — не должны вызывать жалости. Произнося их, чтец как бы подводит итог повествованию и выражает уверенность в неизбежности гибели зла и торжества добра.
Примерный план подготовки к выразительному чтению сказки «Морозко»
1. Идея: неизбежность торжества добра над злом. 2. Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; грубая, ленивая и злая дочь старухи; вероломная и завистливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный Морозко; робкий, безответный, забитый старик; говорящая собачка. 3. Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы. 4. Построение сюжета: а) зачин — «Живало-бывало», б) завязка — «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить», в) кульминация —«Сгинь, пропади, прокля-тый Морозко», г) развязка — заголосила старуха, да поздно». 5. Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице; подчеркнуть поэтичность сказки.
Date: 2016-02-19; view: 8797; Нарушение авторских прав |