Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный анализ стихотворения В.Маяковского





«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущно­сти хорошего и плохого. Поэтому своим чтением загла­вия учитель уже должен подготовить детей к восприя­тию тех положительных и отрицательных явлений, о которых предстоит им услышать.

Наибольшую смысловую нагрузку несут слова «хо­рошо» и «плохо». Они выделаны автором ее только в отдельную строку, но и разрядкой1. Поэтому их следует выдвинуть на первый план. Логическое ударение долж­но быть поставлено на них, а не на слове «что».

Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание «делать хорошо» и «не делать плохо».

Центральные образы стихотворения — отец и сын.

Отец — человек положительный, знающий жизнь. Он охотно соглашается ответить на вопрос сына и на кон­кретных примерах убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо.

Примеры, которые приводит отец, просты, жизненны, доступны пониманию ребенка, часто хорошо ему зна­комы.

Рассказ отца занимает в произведении центральное место. Передача его потребует от учителя живых, естественных разговорных интонаций, в которых проявляет­ся теплое, доброжелательное отношение к ребенку, же­лание возбудить в нем отрицательное отношение ко все­му плохому и вызвать стремление подражать тому, кто «поступает хорошо». Рассказ отца носит дидактический характер. Мораль вытекает, естественно, из конкретных жизненных случаев.

Читать слова отца следует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и почувствовать, что хорошо и что плохо, доказать им необходимость хороших поступ­ков.

Места, в которых описывается дурное поведение, плохие пастушки, трусость, лень, должны быть препод­несены так, чтобы они были правильно восприняты уча­щимися и вызвали бы у них недовольство, осуждение, гнев, возмущение. Учителю необходимо при этом пере­дать свое отношение к отрицательным явлениям, осудить тех, кто поступает плохо, подчеркнуть иронию, с которой поэт говорит о них. Так, читая строфу:

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку, —

учителю следует выразить возмущение, которое у него вызывает поведение мальчика.

Наоборот, чтение мест, рисующих смелых, находчи­вых, трудолюбивых детей, совершающих хорошие по­ступки, потребует ласковых, теплых, мягких интонаций, выражающих удовольствие. О таких детях надо читать с похвалой, как бы ставя их в пример:

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Или:

Храбрый мальчик,

хорошо,

в жизни пригодится.

Слова «храбрый мальчик», «хорошо», «пригодится» на­до подчеркнуть, чтобы вызвать у детей удовольствие похвалой храброму мальчику.

Второй образ стихотворения — «крошка-сын». Мая­ковский почти ничего не сообщает о нем. Но и то не­многое, что сказано в стихотворении, дает возможность ясно представить себе образ.

Это маленький мальчик, «кроха», как ласково назы­вает его автор, любознательный, умный. Он хочет знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Внимательно слу­шает рассказ отца и приходит к твердому убеждению:

«Буду

делать хорошо

и не буду —

плохо».

Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в нача­ле и в конце стихотворения. Вначале Маяковский опи­сывает приход ребенка к отцу. Это место стихотворения надо прочитать тепло, задушевно, нежно выделив слова «крошка», «кроха», чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу.

В конце стихотворения автор дает вывод, к которому приходит сын после рассказа отца. Этот вывод имеет большое воспитательное значение: в нем содержится ре­шение поступать только хорошо. Поэтому конец стихо­творения читать надо убедительно, замедленно, с силь­ными логическими ударениями, паузами и вместе с тем радостно, так как «мальчик радостный пошел», удовлет­воренный ответом отца, чтобы дети почувствовали ре­шительность «крохи», разделили его радость, согласи­лись с ним и последовали его примеру.

В стихотворении можно выделить три части:

1. «Крошка-сын к отцу пришел».

2. Рассказ отца.

3. «Буду

делать хорошо

и не буду —

плохо».

Каждая часть содержит законченную мысль, рисует оп­ределенную картину, поэтому три чтении должна отде­ляться от предыдущей длительной паузой.

Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотво­рения обязательно, так как они выполняют определен­ную задачу в раскрытии смысла стиха:


Этот

чистит валенки, моет сам

галоши.

Он,

хотя и маленький, но вполне хороший.

Постановка ритмических пауз после каждой строки делает слова особенно значимыми, а чтение — эмоцио­нальным. Чтение текста без соблюдения этих пауз:

Этот чистит валенки,

моет сам галоши.

Он, хотя и маленький,

но вполне хороший —

лишит стих того ярко выраженного одобрительного от­тенка, который помогает детям острее воспринять по­ложительные явления.

Готовя стихотворение к выразительному чтению, надо обратить внимание и на эмоциональное значение звуко­вой организации поэтической речи Маяковского: рифму, аллитерацию. В стихотворении они тесно связаны с со­держанием соответствующих стихов. Так, начиная рас­сказ отца, Маяковский прибегает к многократному по­вторению звука р, что усиливает впечатление разбуше­вавшейся бури:

Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал...

Эту особенность поэтической речи Маяковского надо иметь, в виду при подготовке к чтению, чтобы эмоцио­нально передать текст детям.

Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

1. Идея: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».

2. Главные образы: отец и сын.

3. Сюжет: беседа отца с сыном.

4. Построение сюжета:

а) завязка — «крошка-сын к отцу пришел»,

б) развитие действия — рассказ отца,

в) кульминация — заключительные слова отца,

г) развязка — решение сына.

5. Задача чтения: показать хорошее и плохое с тем, чтобы воспитать в детях стремление поступать только хорошо.

 







Date: 2016-02-19; view: 34287; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию