Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос»





 

«Не ветер бушует над бором» — отрывок из второй части поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», в котором на фоне сказочной русской природы рисуется трагическая судьба русской женщины крестьянки.

Поэма написана ярким, сочным, эмоциональным язы­ком, насыщена -фольклорным материалом.

Отрывок «Не ветер бушует над бором» сближается со сказкой. Он дан в форме лирического описания кар­тин зимней природы, полных волшебной красоты, и ска­зочного образа Мороза-воеводы.

В отрывке фантастика, навеянная русскими народ­ными сказками, сочетается с реалистическим описанием русской зимы.

Идея отрывка — величие нашей родины, красота и богатство русской природы. Центральное действующее лицо отрывка —Мороз. Мороз Некрасова — это не весе­лый добрый дедушка, который приходит с подарками к детям на елку и развлекает их. Некрасов рисует его как могущественного властелина, которому покорны «метели, снега и туманы», который может построить «мосты ледя­ные», «дворцы изо льда», «каких не построит народ». Величие его подчеркивается и внешностью великана, который «по деревьям шагает», «трещит по замерзлой воде».

При чтении отрывка необходимо передать силу Мо­роза, его торжественную поступь зоркого хозяина — воеводы, которому все подвластно. Отрывок следует читать в замедленном темпе, с большими паузами, гром­ким голосам, передавая торжественность момента и мо­гущество Мороза, проверяющего свои владения.

Слава первого четверостишия: «не ветер»; «ручьи», «Мороз-воевода» — потребуют выделения, так как четве­ростишие построено на противопоставлений, что особен­но подчеркивает значительность образа Мороза.

Морозу-воеводе свойственно спокойствие и делови­тость, с которой он «обходит владенья свои»:

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

После слова «глядит» следует сделать значительную паузу, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть деловитость Мороза, с другой —обратить внимание учеников на кар­тины русской зимы, когда «метели лесные тропы занес­ли», нет больше «голой земли», лес стоит убранный сне­гом, вершины сосен «пушисты», на дубах —красивые узоры от инея. Это будет способствовать воспитанию у детей любви кродной природе, развивать чувство пре­красного. В соответствии с этим надо выдвинуть на пер­вый план слова, в которых особенно поэтично дается описание зимнего леса.



Изображение в последнем четверостишии шествия Мороза:

Идет / — по деревьям шагает, /

Трещит / по замерзлой воде, /

И яркое солнце играет /

В косматой его бороде. // —

делает этот образ конкретным, осязаемым, реальным. Эту конкретность и жизненность образа необходимо учи­тывать при чтении. Четверостишие следует прочитать с большими паузами, с усилением голоса, в маршевом ритме, который особенно ярко будет передавать могучую поступь хозяина зимы.

Последние строки, где воспроизведена картина ясно­го, морозного, солнечного дня, когда потрескивает лед, ярко светит солнце, снег блестит, играя под его лучами, следует произнести с особым удовольствием, тепло, жиз­неутверждающе, чтобы дети ясно представили себе мо­розный солнечный день и пережили его невыразимую красоту.

Изображение шествия Мороза, осмотр им своих вла­дений этим отрывком не исчерпано, оно продолжается за пределами отрывка в описании она Дарьи. Поэтому закончить последнюю приводимую строфу следует так, чтобы дети почувствовали продолжение, поняли, что дей­ствие еще будет развиваться.

Готовя отрывок к чтению, учитель должен проанали­зировать текст, произвести разметку (проставить логи­ческое ударение, паузы, отметить темп, силу и высоту голоса).

Очень внимательным надо быть к форме стихотвор­ного отрывка. Отрывок состоит из четырех строф. В каж­дой строфе выражена определенная мысль. В первой дано появление Мороза-воеводы. В трех последующих показываются этапы его шествия и рисуются чудесные картины зимнего пейзажа. Поэтому каждую строфу надо выделить продолжительной паузой, чтобы дать возмож­ность детям пережить сказочную красоту русской зимы, взволновать их величественным образом Мороза, прохо­дящего по своим владениям, дать почувствовать поэтич­ность языка Некрасова.

Стихотворение написано амфибрахием с чередующей­ся женской и мужской перекрестной рифмой:

Не ветер бушует над бором,
_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /

Не с гор побежали ручьи,

_ _ _ / _ _ _ / _ _

Мороз-воевода дозором

_ _ _ / _ _ _ / _ _ _

Обходит владенья свой.

_ _ _ / _ _ _ / _ _

Такое построение стиха не случайно. Оно дает возмож­ность поэту особенно ярко, точно и конкретно воспроиз­вести торжественное, маршевое шествие Мороза и пока­зать величественную красоту зимнего леса. Поэтому три подготовке к чтению надо обратить внимание на харак­тер стопы и рифм. Это дает возможность лучше почув­ствовать ритм стиха и найти нужный темп для его пе­редачи.

Рисуя образ Мороза, Некрасов в стихотворении ши­роко использует звуковое богатство русского языка: он прибегает к повтору отдельных звуков, особенно звука р:



Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Рокочущий звук р усиливает впечатление торжествен­ности, подчеркивает силу Мороза, что помогает яркому слуховому восприятию образа. Эту особенность звукописи стихотворения также надо учитывать гари чтении.

 

Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворного отрывка






Date: 2016-02-19; view: 2260; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию