Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос»
«Не ветер бушует над бором» — отрывок из второй части поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», в котором на фоне сказочной русской природы рисуется трагическая судьба русской женщины крестьянки. Поэма написана ярким, сочным, эмоциональным языком, насыщена -фольклорным материалом. Отрывок «Не ветер бушует над бором» сближается со сказкой. Он дан в форме лирического описания картин зимней природы, полных волшебной красоты, и сказочного образа Мороза-воеводы. В отрывке фантастика, навеянная русскими народными сказками, сочетается с реалистическим описанием русской зимы. Идея отрывка — величие нашей родины, красота и богатство русской природы. Центральное действующее лицо отрывка —Мороз. Мороз Некрасова — это не веселый добрый дедушка, который приходит с подарками к детям на елку и развлекает их. Некрасов рисует его как могущественного властелина, которому покорны «метели, снега и туманы», который может построить «мосты ледяные», «дворцы изо льда», «каких не построит народ». Величие его подчеркивается и внешностью великана, который «по деревьям шагает», «трещит по замерзлой воде». При чтении отрывка необходимо передать силу Мороза, его торжественную поступь зоркого хозяина — воеводы, которому все подвластно. Отрывок следует читать в замедленном темпе, с большими паузами, громким голосам, передавая торжественность момента и могущество Мороза, проверяющего свои владения. Слава первого четверостишия: «не ветер»; «ручьи», «Мороз-воевода» — потребуют выделения, так как четверостишие построено на противопоставлений, что особенно подчеркивает значительность образа Мороза. Морозу-воеводе свойственно спокойствие и деловитость, с которой он «обходит владенья свои»: Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? После слова «глядит» следует сделать значительную паузу, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть деловитость Мороза, с другой —обратить внимание учеников на картины русской зимы, когда «метели лесные тропы занесли», нет больше «голой земли», лес стоит убранный снегом, вершины сосен «пушисты», на дубах —красивые узоры от инея. Это будет способствовать воспитанию у детей любви кродной природе, развивать чувство прекрасного. В соответствии с этим надо выдвинуть на первый план слова, в которых особенно поэтично дается описание зимнего леса. Изображение в последнем четверостишии шествия Мороза: Идет / — по деревьям шагает, / Трещит / по замерзлой воде, / И яркое солнце играет / В косматой его бороде. // — делает этот образ конкретным, осязаемым, реальным. Эту конкретность и жизненность образа необходимо учитывать при чтении. Четверостишие следует прочитать с большими паузами, с усилением голоса, в маршевом ритме, который особенно ярко будет передавать могучую поступь хозяина зимы. Последние строки, где воспроизведена картина ясного, морозного, солнечного дня, когда потрескивает лед, ярко светит солнце, снег блестит, играя под его лучами, следует произнести с особым удовольствием, тепло, жизнеутверждающе, чтобы дети ясно представили себе морозный солнечный день и пережили его невыразимую красоту. Изображение шествия Мороза, осмотр им своих владений этим отрывком не исчерпано, оно продолжается за пределами отрывка в описании она Дарьи. Поэтому закончить последнюю приводимую строфу следует так, чтобы дети почувствовали продолжение, поняли, что действие еще будет развиваться. Готовя отрывок к чтению, учитель должен проанализировать текст, произвести разметку (проставить логическое ударение, паузы, отметить темп, силу и высоту голоса). Очень внимательным надо быть к форме стихотворного отрывка. Отрывок состоит из четырех строф. В каждой строфе выражена определенная мысль. В первой дано появление Мороза-воеводы. В трех последующих показываются этапы его шествия и рисуются чудесные картины зимнего пейзажа. Поэтому каждую строфу надо выделить продолжительной паузой, чтобы дать возможность детям пережить сказочную красоту русской зимы, взволновать их величественным образом Мороза, проходящего по своим владениям, дать почувствовать поэтичность языка Некрасова. Стихотворение написано амфибрахием с чередующейся женской и мужской перекрестной рифмой: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, _ _ _ / _ _ _ / _ _ Мороз-воевода дозором _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ Обходит владенья свой. _ _ _ / _ _ _ / _ _ Такое построение стиха не случайно. Оно дает возможность поэту особенно ярко, точно и конкретно воспроизвести торжественное, маршевое шествие Мороза и показать величественную красоту зимнего леса. Поэтому три подготовке к чтению надо обратить внимание на характер стопы и рифм. Это дает возможность лучше почувствовать ритм стиха и найти нужный темп для его передачи. Рисуя образ Мороза, Некрасов в стихотворении широко использует звуковое богатство русского языка: он прибегает к повтору отдельных звуков, особенно звука р: Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Рокочущий звук р усиливает впечатление торжественности, подчеркивает силу Мороза, что помогает яркому слуховому восприятию образа. Эту особенность звукописи стихотворения также надо учитывать гари чтении.
Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворного отрывка Date: 2016-02-19; view: 3973; Нарушение авторских прав |