Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос»





 

«Не ветер бушует над бором» — отрывок из второй части поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», в котором на фоне сказочной русской природы рисуется трагическая судьба русской женщины крестьянки.

Поэма написана ярким, сочным, эмоциональным язы­ком, насыщена -фольклорным материалом.

Отрывок «Не ветер бушует над бором» сближается со сказкой. Он дан в форме лирического описания кар­тин зимней природы, полных волшебной красоты, и ска­зочного образа Мороза-воеводы.

В отрывке фантастика, навеянная русскими народ­ными сказками, сочетается с реалистическим описанием русской зимы.

Идея отрывка — величие нашей родины, красота и богатство русской природы. Центральное действующее лицо отрывка —Мороз. Мороз Некрасова — это не весе­лый добрый дедушка, который приходит с подарками к детям на елку и развлекает их. Некрасов рисует его как могущественного властелина, которому покорны «метели, снега и туманы», который может построить «мосты ледя­ные», «дворцы изо льда», «каких не построит народ». Величие его подчеркивается и внешностью великана, который «по деревьям шагает», «трещит по замерзлой воде».

При чтении отрывка необходимо передать силу Мо­роза, его торжественную поступь зоркого хозяина — воеводы, которому все подвластно. Отрывок следует читать в замедленном темпе, с большими паузами, гром­ким голосам, передавая торжественность момента и мо­гущество Мороза, проверяющего свои владения.

Слава первого четверостишия: «не ветер»; «ручьи», «Мороз-воевода» — потребуют выделения, так как четве­ростишие построено на противопоставлений, что особен­но подчеркивает значительность образа Мороза.

Морозу-воеводе свойственно спокойствие и делови­тость, с которой он «обходит владенья свои»:

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

После слова «глядит» следует сделать значительную паузу, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть деловитость Мороза, с другой —обратить внимание учеников на кар­тины русской зимы, когда «метели лесные тропы занес­ли», нет больше «голой земли», лес стоит убранный сне­гом, вершины сосен «пушисты», на дубах —красивые узоры от инея. Это будет способствовать воспитанию у детей любви кродной природе, развивать чувство пре­красного. В соответствии с этим надо выдвинуть на пер­вый план слова, в которых особенно поэтично дается описание зимнего леса.



Изображение в последнем четверостишии шествия Мороза:

Идет / — по деревьям шагает, /

Трещит / по замерзлой воде, /

И яркое солнце играет /

В косматой его бороде. // —

делает этот образ конкретным, осязаемым, реальным. Эту конкретность и жизненность образа необходимо учи­тывать при чтении. Четверостишие следует прочитать с большими паузами, с усилением голоса, в маршевом ритме, который особенно ярко будет передавать могучую поступь хозяина зимы.

Последние строки, где воспроизведена картина ясно­го, морозного, солнечного дня, когда потрескивает лед, ярко светит солнце, снег блестит, играя под его лучами, следует произнести с особым удовольствием, тепло, жиз­неутверждающе, чтобы дети ясно представили себе мо­розный солнечный день и пережили его невыразимую красоту.

Изображение шествия Мороза, осмотр им своих вла­дений этим отрывком не исчерпано, оно продолжается за пределами отрывка в описании она Дарьи. Поэтому закончить последнюю приводимую строфу следует так, чтобы дети почувствовали продолжение, поняли, что дей­ствие еще будет развиваться.

Готовя отрывок к чтению, учитель должен проанали­зировать текст, произвести разметку (проставить логи­ческое ударение, паузы, отметить темп, силу и высоту голоса).

Очень внимательным надо быть к форме стихотвор­ного отрывка. Отрывок состоит из четырех строф. В каж­дой строфе выражена определенная мысль. В первой дано появление Мороза-воеводы. В трех последующих показываются этапы его шествия и рисуются чудесные картины зимнего пейзажа. Поэтому каждую строфу надо выделить продолжительной паузой, чтобы дать возмож­ность детям пережить сказочную красоту русской зимы, взволновать их величественным образом Мороза, прохо­дящего по своим владениям, дать почувствовать поэтич­ность языка Некрасова.

Стихотворение написано амфибрахием с чередующей­ся женской и мужской перекрестной рифмой:

Не ветер бушует над бором,
_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /

Не с гор побежали ручьи,

_ _ _ / _ _ _ / _ _

Мороз-воевода дозором

_ _ _ / _ _ _ / _ _ _

Обходит владенья свой.

_ _ _ / _ _ _ / _ _

Такое построение стиха не случайно. Оно дает возмож­ность поэту особенно ярко, точно и конкретно воспроиз­вести торжественное, маршевое шествие Мороза и пока­зать величественную красоту зимнего леса. Поэтому три подготовке к чтению надо обратить внимание на харак­тер стопы и рифм. Это дает возможность лучше почув­ствовать ритм стиха и найти нужный темп для его пе­редачи.

Рисуя образ Мороза, Некрасов в стихотворении ши­роко использует звуковое богатство русского языка: он прибегает к повтору отдельных звуков, особенно звука р:



Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Рокочущий звук р усиливает впечатление торжествен­ности, подчеркивает силу Мороза, что помогает яркому слуховому восприятию образа. Эту особенность звукописи стихотворения также надо учитывать гари чтении.

 

Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворного отрывка








Date: 2016-02-19; view: 1324; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию