Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности чтения стихотворений





Стихи оказывают огромное воздействие на детей. Они развивают их эстетический вкус, поэтическое вос­приятие окружающего мира, обогащают речь, пробуж­дают чувство ритма, развивают музыкальный слух.

Работа над подготовкой стихотворения к выразитель­ному чтению ведется по тем же принципам, что и рабо­та над прозой. Однако чтение стихов имеет свои осо­бенности.

Содержание стихотворения, замысел поэта всегда неразрывно связаны с формой стихотворения, со звуко­вой организацией поэтической речи.

Для того чтобы образнее передать какое-либо явле­ние, чувство, действие, поэты часто прибегают к звуко­писи, широко используя богатство звуков русского язы­ка. Например, рисуя картину боя в поэме «Полтава», Пушкин прибегает к использованию определенных зву­ков, которые помогают ему образно передать быстроту и напряжение битвы:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Следовательно, читая стихи, педагог должен не толь­ко донести до сознания детей основную мысль стихотво­рения, словесно нарисовать образы, раскрыть внутрен­ний мир поэта, его чувства, переживания, но и передать особенность стихотворной формы, дать почувствовать слушателям звучность, поэтичность и музыкальность стиха, так как стихотворная речь рассчитана на звуко­вое восприятие.

Чтобы осуществить эти задачи, учителю надо, поми­мо понимания содержания стиха, знать особенности стихотворной формы. Без овладения теорией стихосложе­ния нельзя овладеть техникой выразительного чтения стихов.

Учителя, незнакомые с принципами организации сти­хотворной речи, читают стихотворения монотонно, не­верно, часто искажая их содержание. «Они или сливают стихотворные строчки, когда между ними нет знаков препинания, сбиваясь на прозу, или произносят каждую из них отрывочно, разрывая смысловую связь слов в фразе, нажимают на последнее слово в строке, не обращая внимания на ее синтаксическое построение, не ви­дят образов.

Строение стиха принципиально отличается от строе­ния прозы. Это отличие проявляется как во внешнем ви­де, так и во внутренней организации речи. Проза пи­шется сплошной строкой, длиной во всю ширину стра­ницы. Стихотворения имеют строго определенную форму и пишутся «столбиком».

Для прозы характерно свободное расположение слов, присущее разговорной речи. Стихотворная речь ритми­чески организована. Для нее свойственно деление на оп­ределенные ритмические части — стихотворные строки (или стихи). Стихотворные строки являются ритмиче­ской единицей стиха. Они способствуют сохранению со­звучия рифмы, создают музыкальность стиха, не позво­ляют читать его как прозу.

Чтение стихотворных строк зависит от смысла каж­дой читаемой фразы и той задачи, которую ставят пе­ред собой чтец, передавая ее слушателю. Характер про­изнесения их ни в коем случае нельзя предопределять заранее, механически, исходя из одного только внешнего вида.

Стихотворные строки могут не совпадать с закончен­ными предложениями:

 

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н. Некрасов «Крестьянские дети»)

 

Они могут включать в себя несколько предложений:

 

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами не с места; я взял одного...

(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

 

Независимо от совпадения конца стихотворной строки с окончанием синтаксической фразы в конце каждого сти­ха обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Необходимость постановки такой паузы обус­ловливается ритмической организацией стихотворных произведений.

Ритмическая пауза не механическое разделение стихотворных строк. Она необходима не только для сохра­нения ритма стиха. Постановка ее способствует выявле­нию содержания стихотворения, служит передаче раз­личных оттенков смысла фразы и делает речь более эмоциональной и выразительной. Например:

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

(С. Маршак «Курочка ряба и десять утят»)

 

Пауза после слова «упала» не формальная остановка. Она готовит слушателя к восприятию последующей стихотворной строки: «и разбилось», передавая оттенок со­жаления, с которым будет произнесена вторая часть фразы.

Ритмическая пауза должна быть непродолжительной, делаться легко, с учетом намерения, с каким читается предложение, чтобы слушатель мог уловить мысль во осей ее полноте и подготовиться к слушанию того, что последует за паузой. Ясное понимание смысла фразы делает ритмическую паузу осмысленной.

Помимо ритмических пауз, в длинных стихотворных строках делается еще дополнительная пауза — цезура, которая делит стихотворную строку на два равных полустишия:

 

И ныне все дико / и пусто кругом — /

Не шепчутся листья / с гремучим ручьем: /

Напрасно пророка / о тени он просит—/

Его лишь песок / раскаленный заносит... /

(М. Лермонтов «Три пальмы»)

 

Как и любое средство речевой выразительности, це­зура должна быть оправданна. Постановка ее помогает соблюдать ритмичность стихотворной речи, ярче воспро­изводить то, о чем рассказывается в стихотворении, облегчает чтение длинных стихотворных строк. Так, постанов­ка цезуры после слова «листья» и перед словом «тени» делает эти слова, важные в смысловом отношений, бо­лее выпуклыми, яркими, эмоциональными. Цезура после слов «дико», «песок» фиксирует внимание слушате­ля на словах «пусто» и «раскаленный», чем способству­ет более образному представлению картины песчаных степей «аравийской земли» и пробуждает чувства гру­стя и сожаления, рисуемые поэтам.

Стихотворные строчки обычно объединяются риф­мой1. Рифма имеет большое значение для правильного и выразительного чтения стихотворных произведений. Она усиливает ритм. Во многих случаях рифмой выде­ляют олова, которые имеют главное смысловое значе­ние. Рифма объединяет стихотворные строки, «возвра­щает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе»2. Поэтому рифму необходимо сохра­нять при чтении. Однако ее не следует выдвигать на первый план, делать нажим на рифмующимся словах, если эти слова не имеют важного смыслового значения. Такое выделение рифмы вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие. Стихотворение утратит свою музыкальность, каждая строка будет звучать отрывоч­но, невыразительно:

 

Зима недаром злится, /

Прошла ее пора, — /

Весна в окно стучится /

И гонит со двора. /

(Ф. Тютчев «Весна»)

 

Если в этом стихотворном отрывке произнести подчерк­нуто рифмующиеся слова: «злится» — «стучится», «то­ра»—«двора», смысл его утратится. Рубленые строки нарушат мерность стихотворной речи, ее плавность и благозвучность.

В том случае, когда рифмой выделяется слово важ­ное, главное, это слово необходимо при чтении выдви­нуть на первый план. Тогда рифма будет не просто связывать стихотворные строки, но и нести определен­ную смысловую нагрузку:

 

Сработать мебель мудрено: //

сначала /

мы /

берем бревно //

и пилим доски /

длинные и п лоские.

(В. Маяковский «Кем быть?»)

 

Слова «мудрено», «бревно», «доски», «длинные» и «плоские» не просто объединяют стихотворные строки, но и заключают важную мысль: сделать мебель не про­сто («мудрено»), «ужен определенный материал («брев­но», «доски»).

Для русского стихосложения характерна ритмиче­ская организация, опирающаяся на правильное чередо­вание ударных и безударных слогов. Сочетание удар­ного слога с безударным называется стопой.

Характер стоп определяется замыслом поэта, его намерениями воспроизвести то или иное настроение, переживание, действие. Так, рисуя страшные условия жизни и труда строителей железной дороги, Некрасов в стихотворении «Железная дорога» употребляет дактиль:

 

Жили в землянках, боролися с голодом,

_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _ _ _

Мерзли и мокли, болели цингой.

_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _

(Н. Некрасов «Железная дорога»)

 

Дактиль придает определенную ритмичность стиху, соот­ветствующую и мерному движению поезда, в котором едет генерал с сыном, и неторопливому рассказу гене­рала, и тяжелым чувствам Вани.

Стопа не только способствует яркому раскрытию со­держания стихотворного произведения, но и сообщает стихотворной речи особую плавность и музыкальность, которые необходимо воспроизводить при передаче сти­хов. Поэтому учитывать особенности стопы при чтении обязательно стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы — строфы.

Строфа представляет собой законченное синтаксическое и стихотворное целое. Она как бы делит стихотво­рение на отдельные, логически завершенные части, что способствует четкому восприятию как каждой части, так и всего стихотворения. Поэтому при чтении надо быть очень внимательным, отделять одну строфу от другой длинной паузой:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят... ///

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

(И. Никитин)

 

Стихотворение Никитина воссоздает яркие картины наступления весны. Оно пронизано чувством любви к родной русской природе, любованием ее красотой. Каждая строка стихотворения полна радостным ощущением бли­зости весны. Слов в стихотворении мало, но каждая их группа рисует целую картину, имеет глубокий идейно-эмоциональный смысл.

Задача учителя при чтении этого стихотворения — передать красоту приближающейся весны, вызвать чув­ство радостного ожидания ее прихода, заставить залю­боваться нарисованными авторам картинами.

Стихотворение написано в форме обращения автора к слушателю. Поэтому читать его следует тепло, ласко­во, живо, естественно, передавая радость, волнение ав­тора. Общение со слушателем будет очень тесным. Стро­ки, содержащие непосредственное обращение («Полю­буйся, весна наступает...», «Сколько гнезд понавьют, по­смотри!»), прозвучат особенно задушевно, интимно.

Стихотворение, состоит из двух строф. В первой ав­тор рисует самое начало весны, когда "еще только при­летают журавли и «ручьи по оврагам шумят».

Задача учителя при чтении этой строфы — зримо, взволнованно передать приближение весны, чтобы дети как бы услышали шум ручья, увидели блеск солнца, прилет каравана журавлей. Чтец должен вызвать у них чувство восхищения, любования пробуждающейся при­родой.

На первый план следует выдвинуть слова, рисующие приближение весны и восхищение ею: «полюбуйся», «векша», «журавли», «ручьи».

Вторая строфа передает радость ожидания наступ­ления весны, когда все оживает, птицы вьют гнезда и поют «день-деньской, от зари до зари». Чтец должен за­разить слушателя волнением, связанным с этим ожида­нием, вызвать у пело восторг от пробуждения природы.

Под ударением будут слова, воссоздающие яркую картину весны: «гости», «гнезд», «звуки», «песни».

Чтение второй строфы, как и первой, прозвучит есте­ственно, очень тепло, радостно. Поскольку в них рису­ются хотя и близкие по смыслу, но самостоятельные картины, они должны отделяться друг от друга более длительной паузой.

Особенностью стихотворений является то, что поэты в них часто используют аллитерацию (повторение одинаковых согласных) и ассонанс (повторение оди­наковых гласных) для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия. Так, напри­мер, рисуя картину зимнего вечера, когда за окном ре­вет буря, Пушкин стихотворение «Зимний вечер» начи­нает со строк, в которых повторяется рокочущий звук р:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет...

Многократное повторение этого звука способствует наи­более конкретному и вместе с тем эмоциональному воспроизведению разбушевавшейся бури.

В басне «Мор зверей» И. А. Крылов, чтобы ярче воспроизвести образ Вола, использует повтор однородных гласных звуков, которые в сочетании с согласными пере­дают мычание Вола:

«...И мы

Грешны. Тому лет пять, когда зимой кормы

нам были худы...»

Поскольку и ассонанс, и аллитерация являются од­ним из 'Средств раскрытия поэтом идейного содержания, обрисовки им образов, их надо уметь передавать при чтений. Однако, передавая аллитерацию и ассонанс, не следует чрезмерно увлекаться звуковой стороной стиха и переходить к звукоподражанию. Эта повлечет за собой формализм, приведет к ненужному обыгрыванию слова и нанесет ущерб передаче идейного смысла стихотво­рения.

Как уже было отмечено, стихотворные строчки коро­че строчек прозаического произведения. Поэт в стихе пользуется только теми словами, которые помогают ему наиболее ярко и конкретно передать мысль. Это увели­чивает значимость каждого слова, делает его более вы­пуклым, ярким, весомым. При чтении стихов надо по­стоянно помнить об этой особенности стихотворной речи. Каждое слово стиха требует от чтеца повышенного внимания и глубокого осмысления.

Особенной тщательности требует подготовка к чтению лирических стихотворений, так как это один из наи­более сложных литературных жанров. Большей частью они невелики по объему, насыщены богатым внутренним содержанием, записаны предельно сжатым, эмоциональ­но окрашенным языкам,

«Сущность лирики... в том, что поэт в ней отражает жизнь не путем изображения событий и характеров в их целостности, а путем изображения отдельных состояний человеческого характера (его переживаний, чувств, мыс­лей)»1.

Воспроизведение жизни в лирическом стихотворении дается через переживания конкретного героя (им может быть и сам автор), которого принято называть «лирический герой». Это непременное условие лирического сти­хотворения.

Чтение лирических стихов, томимо соблюдения всех требований, которые предъявляются к чтению стихов вообще, особенно должаю отличаться искренностью, интимностью, теплотой 'чувства, некоторой напевностью, не переходящей, однако, в скучную тягучесть.

Лирические стихотворения требуют большой подго­товки для выразительного чтения их.

Поскольку в лирических стихотворениях действитель­ность изображается через переживания героя, то бывает очень полезно разобраться в творческом облике поэта, так как характер лирического героя часто зависит от личности автора, от конкретно-исторической эпохи, в которую он жил, от его взгляда на поэтическое творче­ство. Так, стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» станет понятно в том случае, если учитель будет знать, когда оно написано, чем вызвано, какова была обста­новка, какие чувства владели поэтом.

Только уточнив все это, ясно представив себе жизнь Пушкина в селе Михайловском, учитель сможет при чтении стихотворения передать настроение поэта — его любовь и нежность к няне, чьи песни и сказки помогали ему переносить тяжесть одиночества, и нарисовать кар­тину зимней бури, которая особенно ярко подчеркивает чувство тоски, охватившей поэта, оторванного от внеш­него мира.

Если детям читается отрывок из большого стихотвор­ного произведения, то необходимо при подготовке его к выразительному чтению прочитать все произведение, что­бы получить о нем целостное впечатление. Только в этом случае можно верно понять читаемый отрывок.

 

Примерный анализ стихотворного отрывка «Не ветер бушует над бором»

Date: 2016-02-19; view: 9045; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию