Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности чтения рассказов





Одним из распространенных в начальной школе лите­ратурных жанров является рассказ.

Рассказы знакомят детей с окружающей действи­тельностью, с явлениями общественной жизни, учат пра­вилам поведения, развивают интерес к природе, помо­гают оценивать поступки свои и товарищей, воспиты­вают любовь к Родине, к своему народу.

Рассказы, включенные в программу начальной шко­лы, очень разнообразны по содержанию. В них описы­ваются картины природы и труда людей («3а ягодами» Л. Толстого), повад­ки домашних и диких животных («Журка» Н. Быльева, «Приемыш» Д. Мамина-Сибиряка), изображается жизнь и события дореволюционной России («Кровавое воскре­сенье» Л. Гумилевского), рассказывается о героях нашей действительности, о взаимоотношениях людей («Синие листья» В. Осеевой, «Помощница» С. Косова), в доступ­ной для ребенка форме раскрываются сложные вопросы духовной и общественной жизни («Огни в степи» В. Овечкина) и т.д.

Рассказы для детей реалистичны. Они отличаются лаконичностью повествования, интенсив­ностью развития событий. Действующих лиц в таких рассказах немного. Их характеры даются уже сложив­шимися. Многие рассказы построены на диалоге (напри­мер, «Барометр» по А. Толстому, «В метель» Б.Дмитриевой и др.).

Особенности рассказов для детей диктуют особенности их чтения. Чтение рассказа ведется как обычная разговорная речь, со всем богатством и разнообразием оттенков бытового собеседования: простота изложения, естественность, отсутствие пафоса. Речь говорящего должна быть освещена живым отношением к тому, о чем он рассказывает, и обращена непосредственно к слуша­телю. Поступки героев произведения, язык передаются в строгом соответствии с их характером и поведением. Исполняя рассказ, чтец воспроизводит действия героев, их речь так, как это делается в жизни, когда собеседник образно воспроизводит разговор хорошо знакомых ему людей.

При чтении рассказав надо обращать внимание на описание времени, места действия (в ласу, дома, в поле и т. д.), чтобы сразу ввести детей в ту обстановку, в ко­торой будут развиваться события. Это дают чтецу воз­можность не безучастно передавать текст, а рассказы­вать об описываемых в нем событиях, как о вещах хорошо ему знакомых, свидетелем или участником кото­рых он был.

Начало рассказа должно привлечь внимание детей. Для этого надо, чтобы в голосе читающего звучала за­интересованность, чувствовалось стремление сообщить слушателям что-то очень занимательное.

Фразы в рассказах для детей кратки, просты по по­строению и вместе с тем конкретны и выразительны, слова подобраны так, что вызывают ясные представле­ния. Это обязывает рассказчика вдумываться в каждую фразу, взвешивать каждое слово, понимать его смысл, ясно представлять то, что оно обозначает, и стараться как можно эмоциональнее передавать при чтении.

Рассказы для детей состоят из нескольких эпизодов, в каж­дом эпизоде раскрываются типические черты жизни, действие развивается с нарастанием напряжения, изо­бражаются не только поступки героев, ню и их пережи­вания, дается мотивировка действий. В них ясно выра­жена завязка, кульминация, развязка («Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «В новой семье» Л. Воронковой, «Наташа» Б. Евгеньева и др.). Чтение таких рассказов требует умения четко передать переживание героев, по­казать их взаимоотношения, оценить поступки, мотивировать действия, ясно выразить свое одобрение или осуждение. Между частями рассказа, представляющими законченные эпизоды, надо не забывать делать длитель­ные паузы.

 

Примерный анализ рассказа Л. Толстого «Косточка»

 

В рассказе Л. Н. Толстого «Косточка» рисуется один из неприятных и вместе с тем поучительный случаев из жизни мальчика Вани. Ваня совершил дурной поступок: «Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». Однако после беседы отца осознал свою вину и раскаялся в ней.

Рассказ поучительный. Автор учит маленьких слуша­телей быть правдивыми, предостерегает их от дурных поступков и показывает, как плохо чувствует себя тот, кто поступает нечестно.

Задача чтеца — передать рассказ так, чтобы дети поняли его идею (будь всегда честным!), ясно предста­вили действующих лиц, как главных (Ваню, отца), так и второстепенных (мать, детей), осознали, что герой рассказа поступил нехорошо, осудили его, а в конце рас­сказа, когда он понял свою вину, порадовались за него.

Главные действующие лица — Ваня и отец. Ваня в основном хороший, скромный мальчик (он краснеет, смущается), который хотя и совершил дурной поступок, но устыдился его и раскаялся.


При передаче образа Вани необходимо обращать внимание на душевные переживания героя. Читать речь Вани и места, изображающие его действий, следует голосом негромким, мягко, воспроизводя взволнованность, нетерпение, а в конце рассказа — испуг, растерянность, смущение, раскаяние героя рассказа. Первую фразу рас­сказа: «Купила мать слив,и хотела их дать детям после обеда», которая вводит слушателя в ход событий, сле­дует произнесли спокойно, небыстро, как бы сообщая о происшедшем. Слова «слив» и «после» потребуют логи­ческого ударения, так как они имеют особенно важное значение для раскрытия содержания рассказа.

Слушатели должны не только увидеть поступки Вани, но и понять его душевное состояние. Мальчик никогда не ел слив, они произвели на него очень большое впе­чатление, и ему так захотелось их попробовать, что он «не удержался» и съел одну сливу. Слова «никогда не ел», «нравились», «очень», «съесть» надо выделить, как содержащие мотивировку поступка Вани.

Слова «охватил», «съел» следует произнести быстро, так как они передают действие ребенка и его душевное волнение: мальчик торопился, он хотел успеть съесть сливу незаметно, пока никто не вошел в горницу.

Особого внимания потребует фраза: «Никого не бы­ло», так как она указывает на то, что Ваня поступил нечестно: взял сливу тайком, воспользовавшись отсутст­вием матери.

В отличие от уверенного ответа детей на вопрос отца: «А что, дети, не съели кто-нибудь одну сливу?» — от­вет Вани должен звучать растерянно, смущенно, по­тому что Ваня солгал и смутился («покраснел как рак»).

В фразе: «Нет, я косточку бросил за окошко»—-дол­жен слышаться испуг, так как рассказ отца произвел на Ваню сильное впечатление, он «побледнел», представив, какое несчастье могло произойти с тем, кто не умеет есть слив.

В конце рассказа: «И все засмеялись, а Ваня запла­кал»— надо выразить осуждение Вани и затем передать его раскаяние.

Отец — человек (положительный, спокойный, поль­зующийся авторитетам в семье — мать сразу же сооб­щила ему о пропавшей сливе—и в то же время человек чуткий, обладающий чувством юмора, хорошо знающий психологию ребенка. Его рассказ о косточке рассчитал на то, что ребенок, совершивший дурной поступок, остро воспримет его и сознается в своей вине. Вопрос отца следует задать спокойно, выжидательно: он ждет — соз­нается кто-нибудь из детей в своем поступке или нет. Его рассказ о косточке надо передать серьезно, выделив слова «нехорошо», «беда», «косточки». Фразу: «то через день умрет» — сказать лукаво, потому что он уже понял, кто виновник происшествия, и хочет поставить его в смешное и неловкое положение.

Мать — женщина хозяйственная, справедливая, чест­ная. Словесное воспроизведение этого образа потребует полоса вначале неторопливого, спокойного, а затем, пос­ле того как мать пересчитала сливы, взволнованного, озабоченного. Эта озабоченность будет звучать и в фра­зе: «Она сказала отцу», так как эта фраза не только констатирует действие матери, но и передает ее душев­ное состояние.

Чтение рассказа в целом должно убедить детей, что плохие поступки всегда становятся известны и что совершивший их обязательно будет осужден.

 

Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа Л. Толстого «Косточка»

1. Идея: будь всегда честным.

2. Образы:

Ваня — хороший, скромный мальчик, спо­собный на раскаяние в плохих поступках;

отец—чело­век разумный, спокойный, хорошо знающий психологию ребенка;

мать — хозяйственная, заботливая, тревожа­щаяся за поведение своих детей;

дети — честные, друж­ные, понимающие юмор.

3. Сюжет: беседа отца с детьми.

4. Построение сюжета:

а) завязка — «Купила мать слив...»,

б) кульминация — «Я этого боюсь»,

в) развязка — «Нет, я «косточку бросил за окошко»,

г) концовка — «Все засмеялись, а Ваня запла­кал».

5. Задача чтения: убедить детей в необходимости быть честными; осудить дурной поступок Вани, передать его переживания и вызвать одобрение его раскаянием.

 







Date: 2016-02-19; view: 8100; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию