Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности чтения рассказов
Одним из распространенных в начальной школе литературных жанров является рассказ. Рассказы знакомят детей с окружающей действительностью, с явлениями общественной жизни, учат правилам поведения, развивают интерес к природе, помогают оценивать поступки свои и товарищей, воспитывают любовь к Родине, к своему народу. Рассказы, включенные в программу начальной школы, очень разнообразны по содержанию. В них описываются картины природы и труда людей («3а ягодами» Л. Толстого), повадки домашних и диких животных («Журка» Н. Быльева, «Приемыш» Д. Мамина-Сибиряка), изображается жизнь и события дореволюционной России («Кровавое воскресенье» Л. Гумилевского), рассказывается о героях нашей действительности, о взаимоотношениях людей («Синие листья» В. Осеевой, «Помощница» С. Косова), в доступной для ребенка форме раскрываются сложные вопросы духовной и общественной жизни («Огни в степи» В. Овечкина) и т.д. Рассказы для детей реалистичны. Они отличаются лаконичностью повествования, интенсивностью развития событий. Действующих лиц в таких рассказах немного. Их характеры даются уже сложившимися. Многие рассказы построены на диалоге (например, «Барометр» по А. Толстому, «В метель» Б.Дмитриевой и др.). Особенности рассказов для детей диктуют особенности их чтения. Чтение рассказа ведется как обычная разговорная речь, со всем богатством и разнообразием оттенков бытового собеседования: простота изложения, естественность, отсутствие пафоса. Речь говорящего должна быть освещена живым отношением к тому, о чем он рассказывает, и обращена непосредственно к слушателю. Поступки героев произведения, язык передаются в строгом соответствии с их характером и поведением. Исполняя рассказ, чтец воспроизводит действия героев, их речь так, как это делается в жизни, когда собеседник образно воспроизводит разговор хорошо знакомых ему людей. При чтении рассказав надо обращать внимание на описание времени, места действия (в ласу, дома, в поле и т. д.), чтобы сразу ввести детей в ту обстановку, в которой будут развиваться события. Это дают чтецу возможность не безучастно передавать текст, а рассказывать об описываемых в нем событиях, как о вещах хорошо ему знакомых, свидетелем или участником которых он был. Начало рассказа должно привлечь внимание детей. Для этого надо, чтобы в голосе читающего звучала заинтересованность, чувствовалось стремление сообщить слушателям что-то очень занимательное. Фразы в рассказах для детей кратки, просты по построению и вместе с тем конкретны и выразительны, слова подобраны так, что вызывают ясные представления. Это обязывает рассказчика вдумываться в каждую фразу, взвешивать каждое слово, понимать его смысл, ясно представлять то, что оно обозначает, и стараться как можно эмоциональнее передавать при чтении. Рассказы для детей состоят из нескольких эпизодов, в каждом эпизоде раскрываются типические черты жизни, действие развивается с нарастанием напряжения, изображаются не только поступки героев, ню и их переживания, дается мотивировка действий. В них ясно выражена завязка, кульминация, развязка («Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «В новой семье» Л. Воронковой, «Наташа» Б. Евгеньева и др.). Чтение таких рассказов требует умения четко передать переживание героев, показать их взаимоотношения, оценить поступки, мотивировать действия, ясно выразить свое одобрение или осуждение. Между частями рассказа, представляющими законченные эпизоды, надо не забывать делать длительные паузы.
Примерный анализ рассказа Л. Толстого «Косточка»
В рассказе Л. Н. Толстого «Косточка» рисуется один из неприятных и вместе с тем поучительный случаев из жизни мальчика Вани. Ваня совершил дурной поступок: «Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». Однако после беседы отца осознал свою вину и раскаялся в ней. Рассказ поучительный. Автор учит маленьких слушателей быть правдивыми, предостерегает их от дурных поступков и показывает, как плохо чувствует себя тот, кто поступает нечестно. Задача чтеца — передать рассказ так, чтобы дети поняли его идею (будь всегда честным!), ясно представили действующих лиц, как главных (Ваню, отца), так и второстепенных (мать, детей), осознали, что герой рассказа поступил нехорошо, осудили его, а в конце рассказа, когда он понял свою вину, порадовались за него. Главные действующие лица — Ваня и отец. Ваня в основном хороший, скромный мальчик (он краснеет, смущается), который хотя и совершил дурной поступок, но устыдился его и раскаялся. При передаче образа Вани необходимо обращать внимание на душевные переживания героя. Читать речь Вани и места, изображающие его действий, следует голосом негромким, мягко, воспроизводя взволнованность, нетерпение, а в конце рассказа — испуг, растерянность, смущение, раскаяние героя рассказа. Первую фразу рассказа: «Купила мать слив,и хотела их дать детям после обеда», которая вводит слушателя в ход событий, следует произнесли спокойно, небыстро, как бы сообщая о происшедшем. Слова «слив» и «после» потребуют логического ударения, так как они имеют особенно важное значение для раскрытия содержания рассказа. Слушатели должны не только увидеть поступки Вани, но и понять его душевное состояние. Мальчик никогда не ел слив, они произвели на него очень большое впечатление, и ему так захотелось их попробовать, что он «не удержался» и съел одну сливу. Слова «никогда не ел», «нравились», «очень», «съесть» надо выделить, как содержащие мотивировку поступка Вани. Слова «охватил», «съел» следует произнести быстро, так как они передают действие ребенка и его душевное волнение: мальчик торопился, он хотел успеть съесть сливу незаметно, пока никто не вошел в горницу. Особого внимания потребует фраза: «Никого не было», так как она указывает на то, что Ваня поступил нечестно: взял сливу тайком, воспользовавшись отсутствием матери. В отличие от уверенного ответа детей на вопрос отца: «А что, дети, не съели кто-нибудь одну сливу?» — ответ Вани должен звучать растерянно, смущенно, потому что Ваня солгал и смутился («покраснел как рак»). В фразе: «Нет, я косточку бросил за окошко»—-должен слышаться испуг, так как рассказ отца произвел на Ваню сильное впечатление, он «побледнел», представив, какое несчастье могло произойти с тем, кто не умеет есть слив. В конце рассказа: «И все засмеялись, а Ваня заплакал»— надо выразить осуждение Вани и затем передать его раскаяние. Отец — человек (положительный, спокойный, пользующийся авторитетам в семье — мать сразу же сообщила ему о пропавшей сливе—и в то же время человек чуткий, обладающий чувством юмора, хорошо знающий психологию ребенка. Его рассказ о косточке рассчитал на то, что ребенок, совершивший дурной поступок, остро воспримет его и сознается в своей вине. Вопрос отца следует задать спокойно, выжидательно: он ждет — сознается кто-нибудь из детей в своем поступке или нет. Его рассказ о косточке надо передать серьезно, выделив слова «нехорошо», «беда», «косточки». Фразу: «то через день умрет» — сказать лукаво, потому что он уже понял, кто виновник происшествия, и хочет поставить его в смешное и неловкое положение. Мать — женщина хозяйственная, справедливая, честная. Словесное воспроизведение этого образа потребует полоса вначале неторопливого, спокойного, а затем, после того как мать пересчитала сливы, взволнованного, озабоченного. Эта озабоченность будет звучать и в фразе: «Она сказала отцу», так как эта фраза не только констатирует действие матери, но и передает ее душевное состояние. Чтение рассказа в целом должно убедить детей, что плохие поступки всегда становятся известны и что совершивший их обязательно будет осужден.
Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа Л. Толстого «Косточка» 1. Идея: будь всегда честным. 2. Образы: Ваня — хороший, скромный мальчик, способный на раскаяние в плохих поступках; отец—человек разумный, спокойный, хорошо знающий психологию ребенка; мать — хозяйственная, заботливая, тревожащаяся за поведение своих детей; дети — честные, дружные, понимающие юмор. 3. Сюжет: беседа отца с детьми. 4. Построение сюжета: а) завязка — «Купила мать слив...», б) кульминация — «Я этого боюсь», в) развязка — «Нет, я «косточку бросил за окошко», г) концовка — «Все засмеялись, а Ваня заплакал». 5. Задача чтения: убедить детей в необходимости быть честными; осудить дурной поступок Вани, передать его переживания и вызвать одобрение его раскаянием.
Date: 2016-02-19; view: 8100; Нарушение авторских прав |