Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к выразительному чтению





В подготовке к выразительному чтению можно наме­тить три этапа:

1) анализ произведения, уяснение намерений автора, определение своего отношения к описываемому и уста­новление задачи чтения;

2) поиски средств речевой выразительности для уст­ной передачи мыслей и намерений автора, разметка текста;

3) тренировочное чтение вслух.

Анализ произведения дает возможность чтецу ясно представить (как бы увидеть) все то, о чем рассказыва­ет автор, найти свое отношение к событиям и действую­щим лицам и наметить задачу чтения.

Приступая к анализу, прежде всего следует опреде­лить идею произведения, дать характеристику действую­щих лиц, (рассмотреть сюжет и его построение.

Определение идеи необходимо для правильного понимания всего произведения в целом и для уяснения ос­новной задачи чтения его.

Возьмем для примера стихотворение Ф. Тютчева «Весна». Идея стихотворения — любовь к родной при­роде. Чтец в соответствии с намерениями автора дол­жен найти такие средства выразительности, которые по­могли бы ему наиболее верно и эмоционально передать слушателю то радостное, взволнованное настроение, ко­торым пронизано стихотворение, воспроизвести прелесть, поэтичность и очарование картины, нарисованной ав­тором.

Идея произведения раскрывается через систему образов, среди которых особо важное значение имеют об­разы действующих лиц. Через них писатель передает свои мысли, чувства, свое миропонимание, отношение к действительности, людям, явлениям природы. Поэтому к характеристике действующих л и ц чтец должен подходить с особой ответственностью. Необ­ходимо ясно представить себе каждое действующее ли­цо (его внешность, характер поведения, его взаимоотно­шения с другими действующими лицами, значение и ме­сто в произведении). Только после этого можно найти верные средства для его передачи.

Так, характеристика Зимы (Тютчев «Весна»), злой, ворчливой, упрямой, и Весны, юной, прекрасной, жизне­радостной, дает возможность чтецу ясно представить себе эти образы, понять их взаимоотношения, выявить к ним авторское и свое отношение, а затем найти такие средства выразительности, которые помогут ярко воспроизвести образы Зимы и Весны, убедить слушателя в неизбежности победы Весны и бесполезности упорства Зимы, передадут восхищение Весной и радостное ожи­дание ее прихода.

Образы в произведении часто даются не в застыв­шем, готовом виде, а в развитии. Под влиянием тех или иных причин, обстоятельств в характере, поведении дей­ствующих лиц происходят изменения, появляются новые черты. Эти изменения необходимо передавать при чтении, оттеняя причины, которыми они вызваны.

Так, в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина ха­рактер старухи, ее поведение, требования постепенно ме­няются по марс того, как она из простой крестьянки, которая жила в «ветхой землянке» «у самого синего мо­ря» и «пряла свою пряжу», превращается сначала в дворянку, а затем в грозную царицу, которой «служат бояре да дворяне». Старуха становится спесивой, дер­жится высокомерно, к старику начинает относиться презрительно. Поэтому в начале сказки следует пере­давать речь старухи сварливо, но без пренебрежения к старику, а затем вызывающе, грубо, тоном приказа, не терпящего возражения.

Читаемые детям произведения, как правило, сюжетны. Знание сюжета произведения необходимо при подготовке его к выразительному чтению. Не зная со­держания, не представляя событий, взаимоотношений действующих лиц, причин их поведения, обстановки, в которой они действуют, нельзя правильно передать текст.

Сюжет имеет определенное построение. Чтец должен уметь разбираться в построении сюжета, выделять его основные части. Это даст ему возможность во время чтения подчеркивать узловые моменты и обра­щать внимание слушателей на самые острые и значи­тельные места, которые имеют решающее значение для уяснения всего произведения, помотают лучше понять его идею и развитие сюжета.

В построение сюжета входят экспозиция, завязка, кульминация, развязка, концовка (эпилог).

Цель экспозиции — сосредоточить внимание читаю­щего или слушателя. Экспозиция требует от чтеца спо­койных, повествовательных интонаций, неторопливости, которая поможет сосредоточить внимание слушателя.

Многие произведения не имеют экспозиции, а начи­наются сразу с завязки, которая вводит слушателя в начало действий, заинтересовывает его. При чтении завязку надо выделять, читать ее несколько замедленно, чтобы слушатели поняли, что вслед за прочитанным на­чнется собственно повествование, рассказ.


Большого внимания при чтении потребует кульмина­ция. Выделение ее путем замедления темпа, большей силой голоса, значительными логическими ударениями, паузами усилит напряжение, заставит слушателей с вол­нением ждать того, как будет разрешено данное поло­жение, как будет развиваться действие.

Каждое произведение имеет развязку. Она вносит разрядку в слушание. Поэтому при чтении ее надо про­извести так, чтобы дети почувствовали завершение, конец. Заключительную сцену следует читать несколько замедленно, после нее делать продолжительную паузу, чтобы дать слушателям возможность пережить прочи­танное, побыть под впечатлением того, о чем рассказы­валась в произведении.

Некоторые произведения не заканчиваются развяз­кой. Иногда после развязки бывает еще концовка (эпи­лог). Концовка, как и развязка, разряжает внимание слушателя, возвращает его к действительности. Читать ее следует так, чтобы слушатель' почувствовал оконча­ние и испытал удовлетворение от прочитанного. Только после завершения работы по литературному анализу произведения чтец сможет определить задачу чтения его.

Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то при подготовке к выразительному чтению его следует разделять па части. Часть определяется сменой собы­тий, действий, обстоятельств. Каждая часть должна являться законченным эпизодом и отделяться при чте­нии от других частей значительной паузой. Такая пауза дает возможность слушателю лучше понять, почувство­вать, пережить прочитанное и настроиться на слушание последующего повествования.

Анализируя каждую часть, чтец должен определить ее главную мысль, рассмотреть поведение действующих лиц, обстановку, дать название (заглавие) каждой час­ти, произвести разметку текста. Такая работа будет способствовать лучшему пониманию всего произведения в целом и поможет чтецу определить свою исполнительскую задачу.

Нажатие должно точно передавать смысл данной части, быть эмоциональным, носить целенаправленный характер. При выборе названия можно использовать предложения анализируемого теиста.

Так, например, сказку «Маша и медведь» можно раз­делить в соответствии с отдельными эпизодами раздаива­ющегося действия на шесть частей, наметив задачи чте­ния их, отвечающие содержанию каждой части.

Часть первая — «В семье». Задача чтения: заин­тересовать детей судьбой Маши.

Часть вторая — «Заблудилась». Задача чтения: вызвать тревогу за судьбу Маши.

Часть третья — «У медведя». Задача чтения: обратить внимание детей на радость медведя и вызвать сочувствие к Маше.

Часть четвертая —«Придумала!» Задача чтения: обрадовать находчивостью Маши и увлечь ее замыслом.

Часть пятая — «Дамой!» Задача чтения: выз­вать восхищение ловкостью Маши.

Часть шестая — «Снова дома». Задача чтения: порадовать благополучным возвращением Маши.

Готовясь к чтению, надо насмотреть и на форму речи анализируемого произведения, определить, стихи это или проза, так как каждая форма речи имеет свои особенности, которые обуславливают своеобразие чте­ния. Для стихотворного произведения характерна речь ритмически организованная. При чтении такая речь потребует особого внимания к звуковой стороне слова, рифме, ритму. Произведению прозаическому, изложен ному свободно организованной речью, будут свойствен­ны при чтении обычные разговорные интонации.


Работая над текстом, необходимо установить, к ка­кому литературному жанру относился произве­дение, выбранное для чтения, так как каждый жанр имеет свою специфику, понимание которой обеспечит правильную художественную передачу произведения.

Учитель начальной школы имеет дело с такими жан­рами художественной литературы, как рассказ, сказка, стихотворение, басня. Знание особенностей каждого из указанных литературных жанров гари подготовке к вы­разительному чтению необходимо1-

При подготовке к выразительному чтению следует обращать внимание на язык произведения, относиться к нему бережно, не допускать вольностей, небрежности. Наиболее яркие, поэтичные, красочные выражения, мет­кие слова надо отметить в тексте, с тем чтобы выделить их яри чтении. Трудные для произношения слова выпи­сать в тетрадь и потренироваться в их чтении. На длин­ные фразы заранее рассчитать запас воздуха и произ­нести их спокойно, отчетливо, без срывов.

Работа над языком произведения обогащает речь чтеца, способствует хорошей передаче текста и обеспе­чивает быстрое восприятие его слушателем.

План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению составляется в определенной последовательности:

1) идея произведения;

2) краткая характеристика образов;

3) сюжет;

4) построение сюжета:

а) экспозиция.

б) завязка,

в) кульминация,

г) развязка,

д) концовка;

5) задача чтения.

 

 

Затем производится деление произведения на части и определяется задача чтения каждой части. В тетради с правой стороны записывается номер каждой части, на­звание части и весь текст. В левой — отмечается задача чтения.

Текст (по частям) переписывается в тетрадь, здесь же производится его разметка. Слова, произношение ко­торых вызывает сомнение, выписываются отдельно и выверяются по словарю.

 

Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

 

1. Идея рассказа: наблюдай и люби природу.

2. Образы: охотник — человек гуманный, любозна­тельный; медведица — большая, строгая, деловитая; медвежата — веселые, бойкие, беспокойные.

3. Сюжет: наблюдение за купанием медвежат.

4. Построение сюжета:

а) завязка — «...услышал громкий треск сучьев»,

б) развитие действия — купание медвежат,

в) кульминация — «...надавала шлепков...»,

г) развязка — возвращение домой.
Произведение короткое. Деление на части можно не производить.

 

Задача чтения: увлечь слушателей картиной купания медвежат.

 

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки / и вдруг / услышал громкий треск сучьев. / Он испугался / и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица / и с ней два весёлых медвежонка. / Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот / и давай окунать в речку. /

Медвежонок визжал и барахтался, / но мать не выпускала его, / пока хорошенько не выполоскала в воде. //

Другой медвежонок испугался холодной ванны / и пустился удирать в лес. /

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом / - в воду, как первого. //

Очутившись снова на земле, / оба медвежонка остались очень довольны купанием: / день был знойный, / и им было очень жарко в густых / лохматых шубках. / Вода хорошо освежила их. // После купания / медведи опять скрылись в лесу, / а охотник / слез с дерева / и пошёл домой. ///

 

Задания

 

1. Составить план подготовки рассказа к выразительному чтению:

 







Date: 2016-02-19; view: 7485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию