Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к выразительному чтению
В подготовке к выразительному чтению можно наметить три этапа: 1) анализ произведения, уяснение намерений автора, определение своего отношения к описываемому и установление задачи чтения; 2) поиски средств речевой выразительности для устной передачи мыслей и намерений автора, разметка текста; 3) тренировочное чтение вслух. Анализ произведения дает возможность чтецу ясно представить (как бы увидеть) все то, о чем рассказывает автор, найти свое отношение к событиям и действующим лицам и наметить задачу чтения. Приступая к анализу, прежде всего следует определить идею произведения, дать характеристику действующих лиц, (рассмотреть сюжет и его построение. Определение идеи необходимо для правильного понимания всего произведения в целом и для уяснения основной задачи чтения его. Возьмем для примера стихотворение Ф. Тютчева «Весна». Идея стихотворения — любовь к родной природе. Чтец в соответствии с намерениями автора должен найти такие средства выразительности, которые помогли бы ему наиболее верно и эмоционально передать слушателю то радостное, взволнованное настроение, которым пронизано стихотворение, воспроизвести прелесть, поэтичность и очарование картины, нарисованной автором. Идея произведения раскрывается через систему образов, среди которых особо важное значение имеют образы действующих лиц. Через них писатель передает свои мысли, чувства, свое миропонимание, отношение к действительности, людям, явлениям природы. Поэтому к характеристике действующих л и ц чтец должен подходить с особой ответственностью. Необходимо ясно представить себе каждое действующее лицо (его внешность, характер поведения, его взаимоотношения с другими действующими лицами, значение и место в произведении). Только после этого можно найти верные средства для его передачи. Так, характеристика Зимы (Тютчев «Весна»), злой, ворчливой, упрямой, и Весны, юной, прекрасной, жизнерадостной, дает возможность чтецу ясно представить себе эти образы, понять их взаимоотношения, выявить к ним авторское и свое отношение, а затем найти такие средства выразительности, которые помогут ярко воспроизвести образы Зимы и Весны, убедить слушателя в неизбежности победы Весны и бесполезности упорства Зимы, передадут восхищение Весной и радостное ожидание ее прихода. Образы в произведении часто даются не в застывшем, готовом виде, а в развитии. Под влиянием тех или иных причин, обстоятельств в характере, поведении действующих лиц происходят изменения, появляются новые черты. Эти изменения необходимо передавать при чтении, оттеняя причины, которыми они вызваны. Так, в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина характер старухи, ее поведение, требования постепенно меняются по марс того, как она из простой крестьянки, которая жила в «ветхой землянке» «у самого синего моря» и «пряла свою пряжу», превращается сначала в дворянку, а затем в грозную царицу, которой «служат бояре да дворяне». Старуха становится спесивой, держится высокомерно, к старику начинает относиться презрительно. Поэтому в начале сказки следует передавать речь старухи сварливо, но без пренебрежения к старику, а затем вызывающе, грубо, тоном приказа, не терпящего возражения. Читаемые детям произведения, как правило, сюжетны. Знание сюжета произведения необходимо при подготовке его к выразительному чтению. Не зная содержания, не представляя событий, взаимоотношений действующих лиц, причин их поведения, обстановки, в которой они действуют, нельзя правильно передать текст. Сюжет имеет определенное построение. Чтец должен уметь разбираться в построении сюжета, выделять его основные части. Это даст ему возможность во время чтения подчеркивать узловые моменты и обращать внимание слушателей на самые острые и значительные места, которые имеют решающее значение для уяснения всего произведения, помотают лучше понять его идею и развитие сюжета. В построение сюжета входят экспозиция, завязка, кульминация, развязка, концовка (эпилог). Цель экспозиции — сосредоточить внимание читающего или слушателя. Экспозиция требует от чтеца спокойных, повествовательных интонаций, неторопливости, которая поможет сосредоточить внимание слушателя. Многие произведения не имеют экспозиции, а начинаются сразу с завязки, которая вводит слушателя в начало действий, заинтересовывает его. При чтении завязку надо выделять, читать ее несколько замедленно, чтобы слушатели поняли, что вслед за прочитанным начнется собственно повествование, рассказ. Большого внимания при чтении потребует кульминация. Выделение ее путем замедления темпа, большей силой голоса, значительными логическими ударениями, паузами усилит напряжение, заставит слушателей с волнением ждать того, как будет разрешено данное положение, как будет развиваться действие. Каждое произведение имеет развязку. Она вносит разрядку в слушание. Поэтому при чтении ее надо произвести так, чтобы дети почувствовали завершение, конец. Заключительную сцену следует читать несколько замедленно, после нее делать продолжительную паузу, чтобы дать слушателям возможность пережить прочитанное, побыть под впечатлением того, о чем рассказывалась в произведении. Некоторые произведения не заканчиваются развязкой. Иногда после развязки бывает еще концовка (эпилог). Концовка, как и развязка, разряжает внимание слушателя, возвращает его к действительности. Читать ее следует так, чтобы слушатель' почувствовал окончание и испытал удовлетворение от прочитанного. Только после завершения работы по литературному анализу произведения чтец сможет определить задачу чтения его. Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то при подготовке к выразительному чтению его следует разделять па части. Часть определяется сменой событий, действий, обстоятельств. Каждая часть должна являться законченным эпизодом и отделяться при чтении от других частей значительной паузой. Такая пауза дает возможность слушателю лучше понять, почувствовать, пережить прочитанное и настроиться на слушание последующего повествования. Анализируя каждую часть, чтец должен определить ее главную мысль, рассмотреть поведение действующих лиц, обстановку, дать название (заглавие) каждой части, произвести разметку текста. Такая работа будет способствовать лучшему пониманию всего произведения в целом и поможет чтецу определить свою исполнительскую задачу. Нажатие должно точно передавать смысл данной части, быть эмоциональным, носить целенаправленный характер. При выборе названия можно использовать предложения анализируемого теиста. Так, например, сказку «Маша и медведь» можно разделить в соответствии с отдельными эпизодами раздаивающегося действия на шесть частей, наметив задачи чтения их, отвечающие содержанию каждой части. Часть первая — «В семье». Задача чтения: заинтересовать детей судьбой Маши. Часть вторая — «Заблудилась». Задача чтения: вызвать тревогу за судьбу Маши. Часть третья — «У медведя». Задача чтения: обратить внимание детей на радость медведя и вызвать сочувствие к Маше. Часть четвертая —«Придумала!» Задача чтения: обрадовать находчивостью Маши и увлечь ее замыслом. Часть пятая — «Дамой!» Задача чтения: вызвать восхищение ловкостью Маши. Часть шестая — «Снова дома». Задача чтения: порадовать благополучным возвращением Маши. Готовясь к чтению, надо насмотреть и на форму речи анализируемого произведения, определить, стихи это или проза, так как каждая форма речи имеет свои особенности, которые обуславливают своеобразие чтения. Для стихотворного произведения характерна речь ритмически организованная. При чтении такая речь потребует особого внимания к звуковой стороне слова, рифме, ритму. Произведению прозаическому, изложен ному свободно организованной речью, будут свойственны при чтении обычные разговорные интонации. Работая над текстом, необходимо установить, к какому литературному жанру относился произведение, выбранное для чтения, так как каждый жанр имеет свою специфику, понимание которой обеспечит правильную художественную передачу произведения. Учитель начальной школы имеет дело с такими жанрами художественной литературы, как рассказ, сказка, стихотворение, басня. Знание особенностей каждого из указанных литературных жанров гари подготовке к выразительному чтению необходимо1- При подготовке к выразительному чтению следует обращать внимание на язык произведения, относиться к нему бережно, не допускать вольностей, небрежности. Наиболее яркие, поэтичные, красочные выражения, меткие слова надо отметить в тексте, с тем чтобы выделить их яри чтении. Трудные для произношения слова выписать в тетрадь и потренироваться в их чтении. На длинные фразы заранее рассчитать запас воздуха и произнести их спокойно, отчетливо, без срывов. Работа над языком произведения обогащает речь чтеца, способствует хорошей передаче текста и обеспечивает быстрое восприятие его слушателем. План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению составляется в определенной последовательности: 1) идея произведения; 2) краткая характеристика образов; 3) сюжет; 4) построение сюжета: а) экспозиция. б) завязка, в) кульминация, г) развязка, д) концовка; 5) задача чтения.
Затем производится деление произведения на части и определяется задача чтения каждой части. В тетради с правой стороны записывается номер каждой части, название части и весь текст. В левой — отмечается задача чтения. Текст (по частям) переписывается в тетрадь, здесь же производится его разметка. Слова, произношение которых вызывает сомнение, выписываются отдельно и выверяются по словарю.
Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
1. Идея рассказа: наблюдай и люби природу. 2. Образы: охотник — человек гуманный, любознательный; медведица — большая, строгая, деловитая; медвежата — веселые, бойкие, беспокойные. 3. Сюжет: наблюдение за купанием медвежат. 4. Построение сюжета: а) завязка — «...услышал громкий треск сучьев», б) развитие действия — купание медвежат, в) кульминация — «...надавала шлепков...», г) развязка — возвращение домой.
Задача чтения: увлечь слушателей картиной купания медвежат.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки / и вдруг / услышал громкий треск сучьев. / Он испугался / и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица / и с ней два весёлых медвежонка. / Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот / и давай окунать в речку. / Медвежонок визжал и барахтался, / но мать не выпускала его, / пока хорошенько не выполоскала в воде. // Другой медвежонок испугался холодной ванны / и пустился удирать в лес. / Мать догнала его, надавала шлепков, а потом / - в воду, как первого. // Очутившись снова на земле, / оба медвежонка остались очень довольны купанием: / день был знойный, / и им было очень жарко в густых / лохматых шубках. / Вода хорошо освежила их. // После купания / медведи опять скрылись в лесу, / а охотник / слез с дерева / и пошёл домой. ///
Задания
1. Составить план подготовки рассказа к выразительному чтению:
Date: 2016-02-19; view: 7485; Нарушение авторских прав |