Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высота голоса





 

Высота полоса (мелодика) — это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение. Повышение голоса при разметке отмечается стрелкой вверх под словами, где голос повышается, понижение — стрелкой вниз

Для установления характера мелодики, связанной с грамматическим построением фразы, некоторую помощь оказывают знаки препинания, которые, внося в речь чет­кость, сами по себе указывают на понижение или повы­шение полоса. Так, точка, выражающая законченность мысли, требует понижения голоса, запятая, свидетельст­вующая о продолжении мысли, и восклицательный знак — повышения и т. д. Поэтому для выражения логи­ки мысли на знаки препинания следует обращать внима­ние.

Однако исходить только из постановки знаков препи­нания для уяснения характера мелодики нельзя. Это приведет к механической передаче текста. Мелодика при чтении значительно сложнее и может не совпадать со знаками препинания. Она рождается благодаря глу­бокому проникновению чтеца в текст. Чем ярче будет представлять себе чтец намерение автора, события, ге­роев, их переживания, настроение, тем богаче и жизнен­нее будет мелодика его речи, тем сильнее его чтение бу­дет действовать на слушателя.

Бывают случаи, когда в целях выразительности сле­дует использовать речь на одной высоте — монотон. Та­кая речь так же, как и речь на разной высоте, диктуется смыслом произведения. Монотонная речь способствует лучшему воспроизведению приказа, выговора, безразли­чия, однообразия и т. д.

Например, обращение старухи к старику (А. Пуш­кин «Сказка о рыбаке и рыбке»), прочитанное в моно­тоне, дает чтецу возможность арче изрисовать образ сварливой старухи:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололась.

 

Задания

 

1. Проследить повышение и понижение голоса при чтении от­рывка из сказки Л.Толстого «Три медведя». Переписать отрывок в тетрадь и отметить, где голос понижается и где повышается:

 

А медведи пришли домой голодные и захотели обе­дать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заре­вел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и за­рычала не так громко:

—Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зары­чала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
А Мишутка взглянул на своей сломанный стульчик и пропищал:

—Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли вдругую горницу.

— Кто ложился на мою постель и смял ее? — заре­вел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился на мою постель и смял ее? — зары­чала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька поставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

—Кто ложился на мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Бот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яй-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и броси­лась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

 

2. Продумайте чтение отрывка из повести Н. Гого­ля «Старосветские помещики», правильно исполь­зуйте высоту голоса при чтении:

 

Но самое замечательное в доме — были поющие две­ри. Как только наставало утро, пение дверей раздава­лось по всему дому. Я не могу оказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною, или сам ме­ханик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, — но замечательно то, что каждая дверь имела свой осо­бенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантам; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то стран­ный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: «Батюшки, я зябну!»

 

3. Прочитать текст, представить себе то, что рисует автор. Переписать текст в тетрадь, сделать разметку и выразительно прочи­тать вслух:

 







Date: 2016-02-19; view: 1878; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию