![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
У.А. МАЗЕТТИ 4 page
Примечательно, что программы по сольному пению не были аб солютным нововведением. Эта традиция зародилась в первое 50-летие
художественной деятельности вокальной школы Московской консерватории и нашла свое отражение в «Систематическом репертуаре», разработанном профессором В.М. Зарудной-Ивановой. Жизненность и насущную практическую потребность систематизации учебного репертуара показало все дальнейшее развитие отечественной вокальной педагогики и музыкального образования. Большим достижением в осмыслении теории вокального искусства явилась защита В.А. Багадуровым в 1940—1941 учебном году диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Главнейшие этапы исторического развития вокальной методики». Данный труд — итог исследования эволюции певческой культуры главнейших национальных школ. Как мы видим, представленная фактология и ее ценностный масштаб убедительно показывают, что вклад в разработку теории, методики и истории вокального искусства, внесенный представителями вокальной школы Московской консерватории в эти годы весьма значителен и глубок. Время Великой Отечественной войны знаменует новый этап во всей художественной жизни консерватории. Он определяется нуждами великого государства, подчиненными защите своей Родины. Эвакуированная в Саратов часть коллектива консерватории возобновила занятия I ноябре 1941 года. В сентябре 1943-го консерватория начала свой творческий сезон в московском здании. Учебная жизнь продолжалась: шли экзамены, студенты оканчивали вуз, аспирантуру; педагогам присваивались ученые степени и звания. В ученой степени доктора искусствоведения (без защиты диссертации) в эти годы были утверждены профессора вокального факультета К.Н. Дорлиак и Н.Г. Райский. Весной 1943 года комиссия под председательством Д.Д. Шостаковича и при участии К.Н. Дорлиак и Н.Г. Райского значительно пересмотрела репертуар исполнительских факультетов, и в частности, вокального. Новые программы специальных классов заметно пополнились произведениями русских классиков и сочинениями современных композиторов. В начале рассматриваемого исторического периода из-за крайнего 11едостатка на вокальном факультете мужских голосов с трудом удавалось организовать работу оперного класса. Тем не менее в последний год войны уже возобновила свою деятельность и оперная студия. Начав репетиционную работу в октябре 1944 года, она в марте — апреле следующего
сезона показала спектакли «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Бон-ма» Дж. Пуччини. За дирижерским пультом стоял выдающийся музы кант Н.П. Аносов, режиссерская постановка осуществлена Т.Е. Шара шидзе. Огромна заслуга в этом профессора К.Н. Дорлиак, взявшей на себя не только художественное руководство студией, но и обязанное!и декана вокального факультета. В 1945—1946 учебном году вокальную кафедру возглавил Н.Г. Райский. Продолжали свою активную деятельность профессора М.В. Владимирова, А.Л. Доливо, М.М. Мирзоева, Е.А. Мильковнч, Ф.С. Петрова, Н.И. Сперанский, Е.Ф. Петренко, Р.Я. Альперт-Хасипа, В.Ф. Рождественская, Н.Л. Дорлиак, В.А. Багадуров, Д.Л. Аспелупд, Л.Н. Балановская. В этом году начинает интенсивную педагогическую работу Г.И. Тиц. В период с 1945 по 1949 год произошли большие изменения в пре подавательском составе кафедры. В 1945 году не стало К.Н. Дорлиак большого музыканта, педагога, общественного деятеля. Отошли от пре подавания старейшие профессора Н.Г. Райский и Е.А. Мильковнч В итоге сложившейся ситуации возникла острая необходимость попои нения педагогическими кадрами. Начиная с 1947 года в консерватории преподают известные оперные артисты, солисты московского Большою театра: Н.Н. Озеров, С.Н. Стрельцов, К.Г. Держинская, Л.Ф. Саврап ский, Е.К. Катульская, А.И. Батурин, В.Ф. Любченко, СИ. Мигай В число профессоров кафедры вошла великая русская певица А.В. Нсж данова. Вместе с позднее приглашенными В.В. Барсовой, М.Г. Гуковой, В.М. Политковским, А.С Измайловой, Д.Я. Пантофель-Нечецкой, П.М. Норцовым и другими виднейшими представителями исполнитель ского искусства сложился художественно сильный педагогический ком лектив, основу которого по-прежнему составляли воспитанники вокал ь ной школы Московской консерватории. На фоне преподавательской па норамы широко представлена педагогическая линия профессора У. Ма зетти. М.В. Владимирова, А.Л. Доливо, Е.А. Милькович (до 1948 года). А.В. Нежданова, С.Н. Стрельцов, М.Г. Гукова, В.М. Политковский и В.В. Барсова с честью продолжили творческие традиции своего знамени того учителя. 50—60-е годы XX столетия ознаменовались успешными выступле ни ями воспитанников Московской консерватории на союзных и междупа родных конкурсах, принесших свыше 30 премий, золотых медалей, почет ных дипломов. Высоко оценено искусство И. Архиповой, А. Ведернико ва, Е. Кибкало, Д. Королева, А. Масленникова, М. Решетина, А. Эйзе-на, Т. Милашкиной, Ю. Мазурока, Н. Тимченко, Н. Исаковой, Г. Писаренко, Э. Саркисян и многих других питомцев консерватории. Своим художественным творчеством они продемонстрировали высокий уровень подготовки представителей отечественного вокального искусства, подтвердив глубинный педагогический потенциал московской школы. За период после 1945 года история и теория певческого искусства, вокальное исполнительство и методика обогатились новыми трудами, авторами которых стали профессора вокального факультета консерватории. Обращение в исследовательский мир достаточно наглядно высветило практическую необходимость дальнейшего укрепления единства исполнительства, педагогики, методики и теории. Заслуживают внимания две книги СП. Юдина «Певец и голос» (1948) и «Формирование голоса певца» (1962). В них автор обобщает свой продолжительный артистический путь и делится педагогическим опытом. Основные мысли, которые магистрально проводятся в работах, чрезвычайно резонансны практическим установкам педагогики настоящего времени. А именно: необходимость слаженной координации всех частей голосового аппарата в пении, важность активного включения сознания певца в процессе голосообразования. Значительное место отведено роли звука как показателя опоры устойчивости звукообразования. В 1946 году А.Л. Доливо блестяще защищает докторскую диссертацию, материалы которой увидели свет в монографии под названием «Певец и песня» (1948). В ней зафиксировано творчество большого музыканта-художника, великолепного интерпретатора народных песен, произведений русской и зарубежной романсовой литературы. А.Л. Доливо был большим мастером в области этнографического пения, неподражаемо владел самобытным стилем исполнения русских былин. Своим уникальным искусством певец оказал значительное влияние на дальнейшее развитие камерного жанра. В диссертации раскрываются исполнительские особенности народной песни, анализируются принципы работы над камерными произведениями, получает интересное обоснование необходимость учета индивидуальности певца и его голоса в выборе вокального репертуара, а также затрагиваются другие важные вопросы певческой практики. В 1948 году была издана хрестоматия И.К. Назаренко «Искусство пения», содержащая материалы по истории вокальной педагогики в
России и за рубежом. Она была защищена в качестве кандидатской диссертации в 1953 году. Данная работа не содержит последовательного из ложения развития вокального искусства в историко-теоретическом ас пекте, в ней приводятся сведения, уже ранее опубликованные в разных источниках. Тем не менее она вправе служить своего рода ценном справочной литературой. В докторской диссертации Д.Л. Аспелунда «Развитие певца и его голоса», защищенной в 1947 году и в форме книги под тем же названием опубликованной в 1952-м, помимо обширных обобщающих сведений по вопросам воспитания голоса, проводится центральная идея — целесооб разность обучения пению, начиная с детского возраста. По мнению авто ра, только в том случае имеется возможность воспитать певца-музыкап та, если с детства оказывать влияние на растущий голосовой аппарат, вы рабатывая в нем правильные приспособления и совершенствуя музы кально-художественные способности. Придавая большое значение приспособительным возможностям голосового аппарата, Д.Л. Аспелунл особо подчеркивает важность фонетических особенностей языка, на ко тором говорит певец, и их влияние на формирование вокальных свойст в его голоса. В работе затрагиваются вопросы регистрового строения пев ческого диапазона, показывается их связь с характером исполняемой му зыки и фонетикой языка, а также поднимаются многие другие проблемы вокального исполнительства и педагогики. Практически ценностные параметры содержатся в книге В.И. Садовникова «Орфоэпия в пении». Вышедшая в 1958 году, она яв ляется первым руководством по правильному произношению в пении Следует отметить, что работа написана с широким использованием со временных научных исследований русского литературного произнопк-ния. Отдельного внимания заслуживает приложение, которое наглядно иллюстрирует орфоэпические транскрипции текстов ряда вокальных произведений. Своевременность издания труда явилась чрезвычайно важной акцией. Он был востребован исполнительской практикой не только в плане повышения культуры речи, но и совершенствования произносительных норм в пении. Значительное место в научно-методической работе этого перио да было отведено дальнейшей разработке учебно-педагогического репертуара. Одним из приоритетных направлений в этой области стало составление сборников музыкальных произведений композиторов pa I ных эпох и стилей. Важным репертуарным ориентиром в педагогичес
кой практике являются «Арии, романсы и песни зарубежных композиторов», «Старинные русские романсы» Е.К. Катульской. Заслуженно пользуются большой популярностью вокализы, написанные М.М. Мирзоевой. Они необычайно мелодичны и рассчитаны на развитие не только вокально-технических возможностей голоса, но и музыкально-художественной выразительности. Под редакцией М.М. Мирзоевой опубликованы «Избранные арии Генделя», «Избранные песни Шуберта», «10 народных песен» и другие материалы. В 1964 году выходит в свет второй выпуск «Вопросов вокальной педагогики», составленный из трудов педагогов кафедры сольного пения: М.М. Мирзоевой, Е.В. Кузьминой, В.Ф. Карина, В.Ф. Рождественской. В сборнике рассматриваются основные педагогические взгляды М.В. Владимировой; поднимаются важнейшие проблемы воспитания певцов — представителей национальных республик; анализируются стержневые средства вокально-музыкальной выразительности в связи со стилевыми особенностями исполняемого произведения; впервые публикуются вокализы М.М. Мирзоевой; упражнения для развития вокальной техники женских голосов, составленные В.Ф. Рождественской и сопровожденные методическими рекомендациями. Большая заслуга в систематизации и редактировании материалов данного издания принадлежит А.Л. Доливо. Перечисленные выше исследования, монографии и защищенные диссертации свидетельствуют о высоком уровне научного потенциала вокальной школы Московской консерватории и ее весомом вкладе в историю и теорию отечественного певческого искусства, в разработку методики воспитания голоса. Актуальность и практическая значимость данных исследований не потеряла своей ценности и в настоящее время. 50—60-е годы XX века отмечены проведением целого ряда вокальных совещаний, конференций, конкурсов союзного и республиканского значения, в которых деятельное участие приняли ведущие профессора кафедры сольного пения. Крупными событиями на фоне самых значительных форумов явились Всесоюзное вокальное совещание 1954 года в Ленинграде и Всесоюзная конференция по вокальному образованию 1966 года. На ленинградском совещании Московская консерватория была представлена головным докладом А.В. Свешникова «О состоянии и задачах вокального образования в СССР», а также сообщениями и открытыми уроками про-
фессоров А.И. Батурина, Е.К. Катульской, В.Ф. Рождественской. Важ ным итогом этого совещания явилось принятие основных принципов воспитания певцов-музыкантов. Было подчеркнуто, что при естествен ной множественности и разнообразии педагогических систем, различ ных подходах в воспитании певцов, данные принципы обязаны быть ве дущими в любой из методик. Это принципы: индивидуального подхода, единства художественного и технического развития, постепенности и последовательности процесса развития певца и его голоса'. В практической работе каждого крупного педагога обозначенные принципы неизменно приобретают определенное своеобразие в зави симости от художественной индивидуальности того или иного мастера, его отношения к звучанию голоса, приемам звукообразования и звуко ведения и другим сторонам певческого искусства. Многое зависит и oi того, с каким учеником в каждом конкретном случае занимается педа гог, от учета его способностей, сильных и слабых сторон художествен ного таланта. Тем не менее общепедагогические принципы оставляю! полную свободу в разнообразии тех методических приемов, которым следуют педагоги в воспитании певца-музыканта. В отличие же от «Единого метода» преподавания, выдвинутого в \920-e годы вокально-методической секцией ГИМНа, игнорировавше го индивидуальные особенности творческого дарования личности, принятие выше названных общепедагогических принципов, несом ненно, было прогрессивным шагом. Этим подтвердилась правомер ность индивидуального подхода в обучении, признание возможное!и широкого разнообразия методов воспитания. И это вполне правомер но. Ибо каждый ученик — яркая, неповторимая индивидуальность как по свойствам одаренности, структуры нервной системы, так и по строе нию и физиологическим возможностям голосового аппарата. Педаго!, каких бы методических воззрений он ни придерживался, неизбежно должен преломлять их, сообразуясь с индивидуальной основой личное ти ученика. Только отрицание догматизма, навязывания своих лич.......................... н ощущений, приобретенных в артистической практике, наличие знании в области основ вокальной методики и педагогического чутья могу] дать основание для успешного развития певца. Общепедагогический принцип единства музыкально-художее i венного и вокально-технического развития предполагает в процессе Более подробное раскрытие данных принципов и их анализ с ТОЧКИ Зрения научНЬМ основ предприняты Л.Б. Дмитриевым (см. соответствующие материалы в Приложении) воспитания певческих навыков одновременное совершенствование музыкально-художественных и вокально-технических сторон дарования ученика. Ведь основная цель будущего исполнителя должна быть сфокусирована на полноценном раскрытии идеи вокального сочинения. Голос и его техника — это только средства выражения. Они являются всего лишь своеобразным проводником художественных идей и эмоций артиста, вызванных музыкальной драматургией исполняемого произведения. Взаимосвязь вокальной техники и всех необходимых сторон интерпретации имеет совершенно ясное физиологическое обоснование. Ведь голосовой аппарат может передать только то, что певец мысленно себе представляет. Поэтому исполнителю необходимо обладать достаточным запасом музыкальных впечатлений. Главная задача педагога заключается в том, чтобы не откладывать развитие музыкально-исполнительских качеств ученика на более поздние этапы обучения, а по мере овладения вокально-техническим мастерством параллельно раскрывать и артистический потенциал будущего певца-интерпретатора. Принцип постепенности и последовательности, иначе говоря, «движение от простого к более сложному», имея под собой четко аргументированную научную основу в образовании системных связей, ведущих к выработке необходимого певческого стереотипа, также относится к разряду общепедагогических. Совершенно справедливо, что игнорирование системности в усложнении как вокально-технических, так и исполнительских задач весьма часто приводит к нежелательным результатам и деградации голоса. Однако при следовании этому принципу должны непременно учитываться как индивидуальные особенности таланта ученика, так и оптимальный темп его продвижения в освоении своей специальности. Необходимо подчеркнуть, что обозначенные принципы восходят к давним традициям. Они зародились и оформились в недрах позитивного педагогического мастерства, накопленного отечественной вокальной педагогикой за долгое время ее существования. Убедительное их проявление, утверждение и дальнейшее развитие показала художественная деятельность ведущих представителей вокальной школы Московской консерватории первого пятидесятилетия. Результатом их творчества явилось появление блестящих талантов, ярчайших индивидуальностей, обязанных чуткой способности учителей разгадать и преумно-
13-7550
жить их дарование. История вокальной школы Московской консерватории показала, что вопросы развития техники пения всегда рассматривались в органичной связи с исполнительскими задачами, как художественное явление — цельное и неразделимое. Эти прогрессивные установки являются стержневыми и в современном творчестве виднейших мастеров практической педагогики консерватории. Как на вокальном совещании 1954 года, так и на конференции 1966 года, подтвердившей основные принципы воспитания певцов и наметившей перспективы дальнейшего совершенствования подготов ки певческих кадров, консерватория занимает творчески активную по зицию. Помимо сообщений, содержащих практически значимые константы вокального искусства (А.В. Свешников, М.О. Рейзен, В.В. Бар сова, А.И. Батурин), коллектив кафедры сольного пения включается в разработку новых учебных планов и программ, среди которых доми нантой становится программа по специальности «сольное пение». За время 1970—1980-х годов, к 125-летию консерватории, педаго гический состав кафедры существенно обновился в связи с приходом на педагогическую работу группы ведущих солистов Большого театра Сою за ССР и Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Привлечение к педагогике известных исполнителей, еще полных творческих сил и продол жающих активную артистическую деятельность, — давняя и добрая тра диция Московской консерватории и ее вокального факультета. Доста точно вспомнить, что первый профессор по классу сольного пения, заме чательная русская певица АД. Александрова-Кочетова плодотворно совмещала педагогическую практику с успешным артистическим твор чеством. Е.А. Лавровская, будучи примадонной Санкт-Петербургской и Московской императорских сцен, одновременно заняла должность про фессора пения консерватории. В.М. Зарудная-Иванова после окончания Петербургской консерватории и блестящих дебютов на оперных сценах Киева и Тифлиса сразу же начала интересоваться вокальной педагоги кой, а с 1893 года возглавила класс пения в Московской консерватории. Таких примеров можно привести много. Благодаря столь результативной связи педагогического процесса с живой исполнительской практикой подобный союз артистической и преподавательской сторон деятельное ти, взаимно обогащаясь, как правило, способствует достижению более-высоких педагогических результатов. Вместе с тем творческое содружество молодых педагогов и коллег старшего поколения, обладающих бол в
шим практическим опытом в воспитании голоса, служит для начинающих своего рода школой профессионального мастерства. Она помогает постичь многие сложные проблемы развития вокально-музыкального дарования будущего певца, способствует сохранению и преемственности лучших художественных традиций. В год 125-летия Московской консерватории на кафедре, возглавляемой с 1975 года Е.Е. Нестеренко, успешно продолжали свою творческую деятельность: И.К. Архипова, Н.Л. Дорлиак, И.И. Масленникова, В.Н. Кудрявцева, Б.А. Руденко, Е.И. Шумилова, Е.В. Образцова, Н.С. Исакова, Г.А. Писаренко, Е.Г. Кибкало, Ю.А. Григорьев, П.И. Скусниченко, Г.И. Борисова, А.А. Лошак, П.С. Глубокий. В предшествующее юбилейной дате десятилетие серьезной утратой для кафедры явилась кончина ее ведущих профессоров: М.М. Мирзоевой, А.И. Батурина, Г.И. Тица, В.Ф. Рождественской, бывших на протяжении свыше трех десятилетий основой творческого коллектива и выполнявших наряду с педагогической большую научно-методическую работу. Каждый из них внес свой неоценимый вклад в совершенствование отечественной вокальной педагогики, дальнейшее развитие и обогащение традиций вокальной школы Московской консерватории. И все же нельзя не сказать особо о многолетней и необычайно плодотворной деятельности профессора Г.И. Тица, который, без сомнения, принадлежит к числу самых выдающихся вокальных педагогов нашей страны. Обладая замечательным педагогическим талантом, он воспитал плеяду прекрасных певцов, занимающих ныне ведущее положение на многих отечественных оперных и концертных сценах. За годы 40-летней творческой деятельности Гуго Ионатанович Тиц создал вокальную школу, получившую широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом1. Одновременно с работой на кафедре он преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории, свыше 25 лет возглавляя вокальное отделение. Благодаря мудрой прозорливости руководителя выстраивалась единая методическая направленность преподавания, объединяющая вокальную педагогику среднего звена и консерватории. Это, несомненно, повышало результативность подготовки певцов, в меньшей степени испытывавших неизбежную ломку певческих стереотипов при переходе на другую методику. По окончании училища они продолжали дальше совершенствовать свое мастерство, уже на более высокой ступени обу- ' Педагогическому методу профессора Г.И. Тица посвящен соответствующий раздел данной книги.
чения в вузе. В течение 29 лет Г.И. Тиц был деканом вокального факуль тета. Отдавая много энергии организации учебного процесса, на учно-методической работе кафедры, деятельности оперной студии, он был поистине вдохновителем многочисленных идей в творческой жизни коллектива. Важной заботой вокальной школы Московской консерватории всегда являлось сохранение преемственности, активное продолжение педагогических традиций, заложенных старейшими и опытнейшими ее представителями. Самобытные педагогические линии четко прослеживаются на всем творческом пути вокального искусства консерватории и ведут к сегодняшнему дню. Так, художественные воззрения К.Н. Дорлиак нашли свое последовательное развитие в педагогической деятельности Н.Л. Дорлиак и Р.Я. Альперт-Хасиной. Воспитанницы класса Н.Л. Дорлиак — Е.И. Шумилова и Г.А. Писаренко — успешно подхва тили методические принципы выдающегося мастера и обогатили их своим практическим опытом. Педагогический метод В.М. Заруд-ной-Ивановой через деятельность Ф.И. Петровой был представлен на кафедре классом Н.С. Исаковой и многолетним художественным творчеством М.М. Мирзоевой1. Продолжением педагогики Э. Гандольфи и Н.Г. Райского явилась деятельность Г.И. Тица. После его кончины эта линия не затерялась. Преемниками и продолжателями основных прогрессивных граней его кредо стали П.И. Скусниченко, П.С. Глубокий. Выпускник класса В.М. Политковского — Е.Г. Кибкало развивал в своей работе со студентами самобытные черты педагогики У.А. Мазетти. Ценной традицией кафедры, у истоков которой стояли откры тые концерты учеников, является проведение регулярных (еженедельных) прослушиваний студентов в Малом зале консерватории. Необходимость подобных систематических выступлений оправдана многолетней прак такой. Они призваны дисциплинировать студентов, приучать к режиму певца-профессионала, прививать навыки сценического поведения и одновременно служат надежной формой контроля за их профессио нальным развитием. В учебной работе кафедры используются и другие-формы стимулирования творческого роста ее воспитанников. Это -организация конкурсов на лучшее исполнение вокальных произведс ний, отборочные прослушивания к конкурсам вокалистов, как россий
Эстафету педагогических принципов М.М. Мирзоевой приняла и продолжила К.Г. Ка динская.
ского, так и международного масштабов, регулярное проведение открытых классных и вокальных вечеров и др. К исходу 125-летнего периода в цикле «Исторические концерты Московской консерватории» в Малом зале с большим успехом прошли выступления студентов и аспирантов вокального факультета, посвященные юбилейным датам — 150-летию со дня рождения М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. Заметными событиями как в творческой жизни кафедры, так и музыкальной общественности Москвы стали вечера, посвященные памяти важнейших представителей вокальной школы консерватории: профессора Г.И. Тица и 100-летию со дня рождения выдающейся певицы, профессора Е.К. Катульской. Серьезной работой явилось участие группы студентов-вокалистов в исполнении в Большом зале консерватории (совместно с хором и симфоническим оркестром студентов консерватории) «Высокой мессы» И.С. Баха и ряда других крупных вокально-симфонических произведений русских и зарубежных композиторов. Одной из наиболее масштабных творческих работ кафедры стало участие в подготовке и проведении 20 марта 1989 года в Большом зале консерватории концерта, посвященного 150-летию М.П. Мусоргского. В программе вечера в исполнении студенческого симфонического оркестра и объединенного хора студентов консерватории и учащихся Московского государственного хорового училища имени А.В. Свешникова прозвучали симфонические хоры («Эдип», «Поражение Сеннахе-риба», «Иисус Навин»), сцены из оперы «Борис Годунов»'. Вечер был организован Московской консерваторией совместно с Советским фондом культуры и превратился в один из самых ярких среди музыкальных праздников, посвященных юбилею великого русского композитора. Значительной и плодотворной стороной деятельности кафедры являются ее интернациональные творческие связи, осуществляемые в рамках международного сотрудничества Московской консерватории с ведущими консерваториями, музыкальными академиями и творческими организациями многих стран мира. Среди разнообразных форм такого сотрудничества основными утвердились: 1. Обучение и повышение квалификации (стажировка, исполнительская аспирантура) на кафедре иностранных студентов, стажеров и аспирантов; 2. Проведение кон- ' В сольных партиях выступили: профессор Е.Е. Нестеренко, студенты и аспиранты вокального факультета Е. Бикташева, В. Диц, Ю. Нечаев, А. Науменко. Вступительное слово — профессор А.И. Кандинский. Хормейстер — Б.М. Ляшко, дирижер — Л.В. Николаев.
сультаций, открытых уроков, курсов высшего педагогического мастерства в Москве и за рубежом; 3. Ежегодное командирование группы студентов и преподавателей кафедры для прохождения производственной ознакомительной практики в крупнейшие высшие музыкальные учебные заведения других стран (Болгария, Венгрия, Германия, Польша, Югославия, Финляндия); 4. Обмен концертными программами и оперными спектаклями; 5. Систематическое участие студентов и аспирантов кафедры (в том числе обучающихся в Московской консерватории иностранных граждан) в международных конкурсах вокалистов; 6. Творческая работа ведущих профессоров кафедры в качестве членов жюри международных вокальных конкурсов. На кафедре сольного пения к 1991 году получили образование и повысили профессиональную квалификацию свыше 100 молодых вокалистов из 27 стран. Среди них представители Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Греции, Дании, Китая, Кореи, Кубы, Мексики, Монголии, Польши, Финляндии, Чехословакии, Эквадора, Японии, Ямайки и других стран мира. Многие воспитанники московской школы стали известными исполнителями и вокальными педагогами. Среди них выдающийся болгарский певец, завоевавший мировую славу, Николай Гяуров, Беатрис Парра де Хиль (Эквадор), Теруко Оно (Япония), Леонард Мруз (Польша), Кертис Уотсон (Ямайка), Го Шуч-жен (Китай) и целый ряд виднейших музыкантов. Значение деятельности кафедры по подготовке зарубежных специалистов трудно переоценить. Получив музыкальное образование в Москве, посланцы других стран, возвращаясь на родину, становятся носителями традиций одного из прогрессивнейших направлений отечественного и мирового певческого искусства — вокальной школы Московской консерватории. Приступая к исполнительской и педагогической деятельности, они передают следующему поколению те знания и опыт, которые приобрели в стенах Московской консерватории. В контексте сказанного следует особо отметить еще одну устоявшуюся тенденцию. Если в начале своего творческого пути молодые консерватории России заимствовали лучших музыкальных специалистов и< других национальных культур, то в настоящее время процесс ассимиляции обрел принципиально новый характер. С каждым годом возрастающее количество певцов, вокальных педагогов, стремящихся совершенствовать свое искусство на кафедре сольного пения Московской консерватори и, говорит о ее высоком международном авторитете и весомом профессиональном статусе. В 80—90-е годы XX столетия все интенсивнее расширяется сотрудничество с мастерами других учебных заведений с целью обмена опытом педагогического мастерства. Открытые уроки, проводимые ведущими представителями вокального искусства Московской консерватории, — это не только показ высшего педагогического творчества, но и раскрытие художественно-исполнительского кредо больших певцов-музыкантов, обладающих огромным артистическим опытом, богатой эрудицией в интерпретации образцов русской и мировой оперной классики, произведений камерно-вокальной литературы разных национальных школ и направлений. С большим позитивным резонансом прошли открытые уроки в классах Е.Е. Нестеренко, Н.Л. Дорлиак, И.И. Масленниковой, В.Н. Кудрявцевой, Е.И. Шумиловой, Г.А. Писаренко, П.И. Скусни-ченко. Значительный профессиональный интерес вызвали мастер-классы профессоров Н.Л. Дорлиак и Е.Е. Нестеренко, показанные в 1986 году во время проведения на базе Московской консерватории Международного конгресса Европейской ассоциации консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ. Date: 2015-04-23; view: 816; Нарушение авторских прав |