Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У.А. МАЗЕТТИ 3 page





В 1916—1917 учебном году вокальный факультет консерватории был представлен педагогами, продолжившими художественные тради ции мастеров предшествующего периода. Это прежде всего В.М. Зарул ная-Иванова, Е.А. Лавровская, У. Мазетти, А.И. Барцал, А.В. Се кар-Рожанский.

В 1920-х годах к подготовке молодого поколения певцов привле­каются крупнейшие исполнители и деятели вокального искусства. На факультет приходят: Г. Гандольфи, окончивший Неаполитанскую коп серваторию; Н.Г. Райский, получивший образование в Варшавской консерватории; М.А. Дейша-Сионицкая, Е.Ф. Петренко — воспитан ницы Петербургской консерватории. Вместе с тем следует отметин, что основным фундаментом педагогического состава вокального фа культета оставались бывшие выпускники Московской консерватории, достойно воспринявшие и развившие далее магистральные линии пе­дагогического мастерства московской вокальной школы первого пяти­десятилетия. Виднейшие из них: М.В. Владимирова, Е.А. Милькович, В.И. Садовников — преемники художественного кредо У.А. Мазетти; В.Н. Петрова-Званцева, Ф.И. Петрова, Е.Е. Егоров — последователи педагогических принципов В.М. Зарудной-Ивановой. За период с 1917 по 1991 год на факультете преподавали свыше 80 человек1.

Второй этап деятельности вокальной школы Московской кон­серватории (послеоктябрьский) стал важным периодом осмысления и дальнейшей разработки основных констант отечественного професси­онального музыкального образования.

К исходу 1920-х годов в числе выпускников вокального факульте­та — В. Барсова, А. Доливо, С.Лемешев, В. Политковский,Д. Аспелунд, которые по праву станут гордостью оперного искусства, замечательны­ми интерпретаторами произведений камерного жанра. Д. Аспелунд впоследствии продолжит научные изыскания в области певческого голосообразования, методики и практической педагогики.

С этого времени вокальная школа Московской консерватории, раз­вивая традиции симбиоза исполнительского, педагогического и теорети­ко-методического мастерства, становится крупным исследовательским центром певческого искусства.



Для более полного обзора педагогической панорамы этих лет приведем по возможнос­ти наиболее исчерпывающий список преподавателей. Это, помимо выше названных, педагоги: П.Ж. Доберт, Л.Г. Звягина, B.C. Тютюнник, В.А. Багадуров, СИ. Друзякина, Ф.С. Вахман, А.К. Аскоченский, Л.Г. Шор-Плотникова, З.П. Лодий, А.Л. Доливо, КН. Дорлиак, Н.И. Калнынь, ЕВ. Енохович, М.М. Мирзоева, Н.И. Сперанский, Д.Л. Аспелунд, Н.Л. Дорлиак, А.И. Малюта, Б.М. Павловская, M.H. Балановская, К.И. Васькова, A.M. Железное, Е.В. Кузьмина, Р.Я. Альперт-Хасина, В.Ф. Рождест­венская, М.Л. Переверзева, Д.Б. Белявская, А.В. Нежданова, Д.И. Тонский, Г.И.Тиц, К.Г. Держинская, Н.И. Озеров, В.Ф. Карин, С.Н. Стрельцов, Е.К. Катульская, ВФ. Любченко, СИ. Мигай, Л.Ф. Савранский, СИ. Юдин, А.И. Батурин, М.Г. Гуко­ва, И.К. Назаренко, В.В. Барсова, В.М. Политковский, А.А. Соловьева, В.Л. Гусельни­ков, Л.Б. Дмитриев, А.И. Свешникова, В.Г. Шушлин, Е.В. Шумская, П.М. Норцов, Л.В. Котельникова, А.С. Измайлова, Е.Д. Кругликова, Д.Я. Пантофель-Нечецкая, И.И. Першина, М.О. Рейзен, СЯ. Лемешев, Н.И. Суховицына, М.П. Максакова, Д.А. Гамрикели, П.И. Селиванов, А.П. Большаков, Н.П. Поставничева, В.Н. Кудряв­цева, T.A. Милашкина, В.А. Атлантов, И.К. Архипова, Г.В. Селезнев, И.И. Масленни­кова, Е.Е. Нестеренко, Е.И. Шумилова, В.В. Горячкин, З.Л. Соткилава, Е.Г. Кибкало, Е.В. Образцова, Г.А. Писаренко, Н.С. Исакова, Ю.А. Григорьев, Б.А. Руденко, Д.А. Ко­ролев, П.И. Скусниченко, А.А. Лошак, Г.И. Борисова, Е.П. Школьникова.

Престиж консерватории как ведущей организации по разработке вопросов теории и методики вокального искусства был подтвержден са-

 

мым активным ее участием в работе вокально-методической секции I о сударственного института музыкальной науки (ГИМН), организованно го в 1921 году, а также в деятельности лаборатории экспериментальной фонетики и фониатрии, открытой при Московской консерватории Огромным вкладом в дело осмысления сложнейших проблем певческой профессии стали фундаментальные труды по голосообразованию у пси цов, теории и истории вокального искусства, авторами которых являл ип. не только педагоги-методисты и ученые, но и известнейшие профессора классов сольного пения. Учитывая безусловную практическую значи мость и раритетный статус работ, остановимся на важнейших из них.

В 1926 году выходит книга крупнейшей отечественной певицы и педагога М.А. Дейши-Сионицкой под названием «Пение в ощущен и ях». Этот труд интересен прежде всего тем, что в нем была сделана по пытка связать правильное певческое голосообразование с сопутствую щими ему индивидуальными внутренними ощущениями, что составля ет основу столь важного для исполнителя «вокального слуха». Теоретн ческая и научная стороны изложения имеют немало спорных моментов, что весьма объяснимо. Ведь перед нами исполнитель и педа гог, а не исследователь. Однако следует отдать должное автору в том, что он отнюдь не претендует на обоснование воспитания голоса с точки зрения научного анализа. Певица лишь делится присущими только ейличными ощущениями и своими наблюдениями за процессом пения В книге немало практически полезных советов по рациональному развитию голоса. Интересны и с успехом могут быть использованы в педа гогике сегодня прилагаемые примеры упражнений для выработки pa I личных видов вокальной техники.



В эти годы начинает обширную и разностороннюю деятельное 11. музыковед, певец и композитор — профессор В.А. Багадуров. Он bouici в историю советской музыкальной культуры как крупнейший теоретик в области вокального искусства. Будучи человеком научного складаума, В.А. Багадуров рано заинтересовался проблемами звукообразопа ния и воспитания певческого голоса, историей эволюции национал!, ных певческих школ. С 1922 по 1931 год он работает научным сотруднм ком Государственного института музыкальной науки (ГИМН). В степач этого института полностью развернулись его выдающиеся способности ученого. Вокально-методическая секция ГИМНа, одним из организм торов и вдохновителей которой он являлся, поставила себе задачу выра ботать единый метод постановки голоса. Для этого было необходимо

 

обобщить как научные физиологические и акустические данные, так и проанализировать и подытожить исторический педагогический опыт. Данная проблема нашла свое блестящее решение в серии изданий под названием «Очерки по истории вокальной методологии». Они являют­ся совершенно уникальными как по общему объему охваченного мате­риала, так и по глубине его осмысления. Содержание «Очерков» отра­жает последовательное изложение методических взглядов выдающихся представителей вокальной педагогики разных эпох и национальных школ в связи с общим развитием вокальной музыки в контексте эволю­ции исполнительского стиля. Над этой капитальной работой В.А. Бага­дуров работал более 8 лет. По мысли автора, исторический обзор во­кального искусства должен был завершиться советским периодом раз­вития и привести к «Основным положениям правильной постановки голоса», выработанным вокально-методологической секцией ГИМНа. Однако последняя часть не была написана, и при переиздании в 1456 году к переработанной 3-й книге был добавлен лишь небольшой раздел об основных принципах воспитания голоса. Особо следует отметить, что при создании этого выдающегося труда В.А. Багадуров в своей базовой основе использовал только первоисточники и архивные материалы.

Говоря об исследованиях В.А. Багадурова, нельзя пройти мимо такой значительной работы, как «Глинка как певец и вокальный педа­гог», в которой впервые со всей полнотой показана замечательная фи­гура Глинки-исполнителя, даны исчерпывающие материалы раскрыва­ющие его педагогическую работу с певцами. В 50-е годы XX столетия вышли книги ученого «Воспитание детского голоса» (1952), «Вокальное воспитание детей» (1953) и другие. Заслугой В.А. Багадурова является перевод на русский язык классической «Школы пения» М. Гарсия. Не перечисляя всех образцов творческого наследия ученого, заметим, что ни одно позднейшее изыскание других исследователей вокально­го искусства не миновало обращения к его фундаментальным трудам. 11есмотря на некоторую корректировку отдельных положений, они до сих пор остаются наиболее крупными и значительными работами в области истории отечественного и зарубежного вокального искусства.

Важной вехой в развитии русской методической вокальной мысли ныло проведение в 1925 году Всероссийской конференции вокальных i шдагогов и ученых — первого форума такого масштаба, открывшего тра­дицию обмена научными исследованиями и их популяризации в области

 

воспитания певческого голоса. На конференции с основополагающими докладами выступили профессора Московской консерватории В.А. Ба гадуров и Е.Е. Егоров. Был рассмотрен документ, получивший название «Единый метод преподавания пения», разработанный вокально-методо логической секцией Государственного института музыкальной науки, обсуждены результаты научных изысканий, проведенных ее предстаии телями. Многие из положений, выдвинутых секцией, сохраняют свою практическую значимость и в настоящее время. Однако существенным недостатком «Единого метода», помешавшим ему завоевать популир ность и стать основой создания отечественной вокальной методики, яви лось то, что он носил узкотехнический характер подхода к проблеме вос­питания певца. «Единый метод» ограничивался лишь анализом вопросом постановки голоса, исходя из сугубо анатомо-физиологической концеп ции, отрывая работу над техникой голоса от всей многомерной пробле­мы воспитания певца. Не учитывал он в достаточной мере и аспекты ип дивидуальных особенностей строения голосового аппарата певцом Предлагая единую методику воспитания, вне поля зрения остались и вопросы музыкального развития, индивидуально-психологические осо бенности личности и другие важные стороны исполнительства. Изуче­ние и фиксация опыта талантливых педагогов также не нашли в нем дол жного научного внимания. Несколько оторванный от живой практики, «Единый метод» оказался нежизнеспособным. Между тем значение дея тельности секции, ядром которой являлись педагоги консерватории, трудно переоценить. Был сделан еще один важный шаг в истории разви тия теории вокального искусства. Несмотря на указанные недостатки, необходимость построения научно обоснованной системы воспитания певческого голоса совместными усилиями педагогов-практиков и уче­ных, что укрепило союз искусства и науки.

Продолжением этой линии было создание в 1928 году по инициа тиве группы ученых и педагогов Московской консерватории в составе Е.Н. Малютина, В.А. Багадурова, Д.Л. Аспелунда, В.И. Садовниковм лаборатории экспериментальной фонетики и фониатрии. Это явилось новаторским мероприятием, в котором наглядно нашел свое воплоще­ние принцип единства исполнительства, методики и теории, за что такратовали основатели первых российских консерваторий. Лаборатория провела большую практически полезную работу по изучению певческо го голосообразования. Певческое дыхание и его роль в процессе пения были предметом изучения В.А. Багадурова и Д.Л. Аспелунда. Важным

U-

вопрос профессиональной гигиены — изменение слизистой оболочки гортани во время менструального цикла — получил свое объяснение в исследованиях В.И. Петрова и В. Анцышкиной. Несмотря на актуаль­ность поставленной проблемы, ее полное решение пришло только во 2-й половине XX столетия с появлением новейшей исследовательской аппаратуры. Это осуществили представители Союза европейских фониатров, организации, объединяющей вокальных педагогов, ученых п врачей-фониатров.

Отечественная музыкальная культура 1930-х годов была приме­чательна проведением форумов разного масштаба и содержания. В этот период впервые начинают проводиться всесоюзные и всероссийские конкурсы вокалистов, декады национального искусства. Созываются совещания по вокальному образованию, выходят крупные работы по истории и теории вокального искусства.

К исходу первой четверти XX века вокальная школа Московской консерватории представлена педагогическим коллективом, состоящим в основном из мастеров двух школ: ленинградской и московской. Это прежде всего К.Н. Дорлиак, Е.Ф. Петренко, В.Ф. Рождественская — питомцы Петербургской консерватории класса Н.А. Ирецкой; Н.И. Сперанский — класса К. Эверарди'. Вокально-художественные принципы московской линии продолжили М.М. Мирзоева, Ф.С. Пет­рова — класс В.М. Зарудной; М.В. Владимирова, Е.А. Милькович, А.Л. Доливо — последователи педагогики У. Мазетти. Ведут успешную творческую деятельность Н.Г. Райский и В.А. Багадуров.

В 1930-е годы приходят к преподаванию воспитанники К.Н. Дор-пиак — Н.Л. Дорлиак, Р.Я. Альперт-Хасина и Е.Е. Кузьмина, окончив­шая по классу М.В. Владимировой.

Привлечение лучших выпускников вокального факультета Московской консерватории к подготовке нового поколения певцов свидетельствует о бережном отношении руководителей к достижени­ям вокальной педагогики, стремлению сохранить фундаментальную преемственность и ценностные традиции. Эта перспективная тенден­ция характеризует деятельность кафедры и в настоящее время.

Говоря о структуре специализаций консерватории, следует упомя­нуть, что до 1936 годавучебном заведении существовали 3 отделения: на­учно-композиторское, исполнительское и инструкторско-педагогичес-кос. С 1936 года устанавливается структура из 8 факультетов. С их созда-К. Эверарди также преподавал в Московской консерватории в 1897—1899 годах.

 

 

нием была введена и новая система кафедр. В связи со значительно уме личившимся составом педагогов на вокальном факультете создаются кафедры сольного пения К.Н. Дорлиак и Н.Г. Райского, а также камер ного ансамбля под руководством А.Л. Доливо и М.М. Мирзоевой.

Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей, проводимые в эти годы, получают широкое распространение в музыкальном искус стве нашей страны. Первый конкурс состоялся в 1933 году. Он прине*вокальному факультету консерватории имена лауреатов: I премия Е. Кругликова и О. Леонтьева — класс К.Н. Дорлиак; II премия А. Малюта —ученица Ф.С. Вахман, Н.Г. Райского и З.П.Лодий; Шпре мия — С. Хромченко, окончившего аспирантуру под руководством К.Н. Дорлиак и А.Л. Доливо, и П. Киричек — выпускник класса К.Н. Дорлиак.

Высокий уровень исполнительской культуры, показанный моло дыми певцами на этих конкурсах, не был случаен. Во многом он опреде лился и повышением требований к будущим артистам и организацией классов камерного пения, что оказалось практически перспективным шагом. Во главе камерных классов встали выдающиеся музыканты-ис полнители, певцы большой музыкальной культуры и художественного дарования — З.П. Лодий (1929), позднее К.Н. Дорлиак, М.М. Мирзое ва, А.Л. Доливо. Перед факультетом стояла многоаспектная задача вос­питания певцов, обладающих широкой эрудицией в исполнении ро маисового и концертного репертуара, владеющих искусством пения в обширном диапазоне — от образцов старинной классики до произведе­ний современных композиторов. И в наше время концертно-камернып репертуар занимает в программе обучения значительное место, явли ясь, наряду с оперным, одним из важнейших средств развития музы кально-исполнительских и вокально-технических навыков. Исторп чески важная традиция, заложенная Н. и А. Рубинштейнами, — обучат Ь вокалистов не только оперному, но и камерному пению, оказал ас к жизненно востребованной и нашла свое достойное продолжение в этом прогрессивном подходе воспитания певцов.

Существенным событием в творческой жизни консерватории яви лось создание в 1933 году оперной студии', своеобразного сценического моста между консерваторской ступенью обучения и подмостками опер ного театра. Данная акция была насущно необходимой в развитии всею

' Как было обозначено выше, история творческой деятельности оперной студии нуждается в широком исследовании и не входит в задачу данной работы.

 

комплекса артистических и вокальных данных будущих артистов и столь значима для успешного начала деятельности на оперной сцене. Зародив­шись со сцен «с жестами» в классе одного из первых профессоров вокаль­ной школы Московской консерватории А.Д. Александровой-Кочетовой, пройдя попытку организации оперной студии, вдохновителями которой были В.М. Зарудная и М.М. Ипполитов-Иванов, это важное учебное зве­но наконец обрело свой исключительный статус в становлении музы­кально-драматического дарования певцов.

Знаменательной вехой в развитии отечественного вокального иску­сства стал созыв Всесоюзной конференции 1940 года. В процессе работы лого представительного симпозиума были обсуждены самые животрепе­щущие проблемы вокального образования. Содержание основных докла­дов раскрывало методику работы с разными типами голосов, воспитание артиста в классе камерного пения, затрагивало важные вопросы, связанные с режимом вокалиста. Особое внимание было уделено научной работе в об­ласти голоса и обмену педагогическим опытом. В конференции более трети сообщений возглавили профессора и ученые московской школы. Это вы­ступления: К.Н. Дорлиак «Вокально-художественное воспитание певца», Н.Г. Райского «Репертуар и его воспитательное значение», М.В. Владими­ровой «Работа с высокими голосами», А.Л. Доливо «Подготовка концер-тных и камерных певцов», Е.Ф. Петренко «Работа с меццо-сопрано», Д.Л. Аспелунда «Научно-исследовательская работа в области вокального искусства», Е.Н. Малютина «Режим вокалиста». Подытожив достоинства и отметив недочеты в отечественной системе обучения пению, конференция | своих решениях указала на необходимость оптимизации научно-методи­ческой работы и поставила вопрос об организации научно-исследовате-ш.ского института при Московской консерватории.

За период с 1933 по 1941 год педагогами вокального факультета и сотрудниками фониатрической лаборатории был опубликован ряд фундаментальных работ по теории вокального искусства.

Труд Д.Л. Аспелунда «Основные вопросы вокально-речевой культуры» написан в форме пособия по методике пения. В его основу иегли научно-экспериментальные данные и результаты обобщения пе­дагогической практики.

Безусловную ценность представляют исследования, выполнен­ные профессором Е.Н. Малютиным — заведующим лабораторией экс­периментальной фонетики и фониатрии. Он сделал ряд важнейших на­блюдений, касающихся взаимосвязи особенностей строения голосово-

 

 

го аппарата и качеств певческого голоса. Е.Н. Малютин был первым ученым, кто обратил внимание на то, что певцы с выдающимися голо­сами обладают небным сводом определенной формы. Благодаря ею трудам мы имеем слепки нёба Ф. Шаляпина, А. Неждановой, А. Соби нова и других великих певцов. Е. Малютиным подробно описаны оео бенности конфигурации нёбного свода; отношение глубины нёбного свода к его длине; дана оценка крутизны его передней стенки. Автор подразделяет твердые нёба на глубокое, мелкое, узкое и широкое; за­ключает, что высоким голосам чаще характерно узкое и глубокое твср дое нёбо; низким — как правило, широкое и крутое. Ученым также из­учено влияние анормальной формы нёбного свода на развитие голоса; впервые проведено лечение расстройства вокальной функции с по­мощью протеза нёбного свода, частично исправляющего его дефектное строение. Идеи профессора Малютина нашли свое продолжение в ра­ботах М.С. Эрбштейна, И.Л. Ямштекина и других исследователей. По пытка связать особенности строения голосового аппарата с певческой функцией сделана Е.Н. Малютиным и в отношении размеров и толщи­ны мягкого нёба, формы черпаловидных хрящей, размеров голосовых складок. Ученый установил также, что вибрационные раздражения, возникающие в лобной и гайморовых полостях, в сильной степени об­легчают вокальную функцию, что объясняет механизм действия груд­ного и головного резонирования. Был сделан и ряд других наблюдений, столь важных для исполнительной и педагогической практики.

Во второй половине 1930-х годов представителями вокального факультета Е.А. Милькович и Н.Г. Райским разрабатываются програм­мы по сольному пению и покурсовые требования для музыкальных учи­лищ и консерваторий. Они были обсуждены и приняты Всесоюзным совещанием по вокальному образованию 1937 года. Программы содер жат обширный список вокальной литературы композиторов разных эпох, национальных школ и направлений; произведения подобраны сообразно типам голосов и систематизированы по курсам. Хотя эти тре­бования несколько условны и реально в практике определяются инди­видуальными свойствами дарования обучающегося, тем не менее они явились важным материалом, который ориентировал педагога и отношении усложнения учебного репертуара, определял необходимый минимум в овладении произведениями оперного и камерного жанров.

Примечательно, что программы по сольному пению не были аб солютным нововведением. Эта традиция зародилась в первое 50-летие художественной деятельности вокальной школы Московской консер­ватории и нашла свое отражение в «Систематическом репертуаре», раз­работанном профессором В.М. Зарудной-Ивановой. Жизненность и насущную практическую потребность систематизации учебного репер­туара показало все дальнейшее развитие отечественной вокальной педагогики и музыкального образования.

Большим достижением в осмыслении теории вокального искус­ства явилась защита В.А. Багадуровым в 1940—1941 учебном году дис­сертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Главнейшие этапы исторического развития вокальной методики». Данный труд — итог исследования эволюции певческой культуры главнейших национальных школ.

Как мы видим, представленная фактология и ее ценностный мас­штаб убедительно показывают, что вклад в разработку теории, методи­ки и истории вокального искусства, внесенный представителями во­кальной школы Московской консерватории в эти годы весьма значителен и глубок.

Время Великой Отечественной войны знаменует новый этап во всей художественной жизни консерватории. Он определяется нуждами великого государства, подчиненными защите своей Родины. Эвакуиро­ванная в Саратов часть коллектива консерватории возобновила занятия в ноябре 1941 года. В сентябре 1943-го консерватория начала свой твор­ческий сезон в московском здании. Учебная жизнь продолжалась: шли экзамены, студенты оканчивали вуз, аспирантуру; педагогам присваи­вались ученые степени и звания. В ученой степени доктора искусство­ведения (без защиты диссертации) в эти годы были утверждены профессора вокального факультета К.Н. Дорлиак и Н.Г. Райский.

Весной 1943 года комиссия под председательством Д.Д. Шоста­ковича и при участии К.Н. Дорлиак и Н.Г. Райского значительно пере­смотрела репертуар исполнительских факультетов, и в частности, во­кального. Новые программы специальных классов заметно пополни­лись произведениями русских классиков и сочинениями современных композиторов.

В начале рассматриваемого исторического периода из-за крайнего недостатка на вокальном факультете мужских голосов с трудом удавалось организовать работу оперного класса. Тем не менее в последний год вой­ны уже возобновила свою деятельность и оперная студия. Начав репети­ционную работу в октябре 1944 года, она в марте — апреле следующего

 

 

сезона показала спектакли «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Б01 вма» Дж. Пуччини. За дирижерским пультом стоял выдающийся музы кант Н.П. Аносов, режиссерская постановка осуществлена Т.Е. Шара шидзе. Огромна заслуга в этом профессора К.Н. Дорлиак, взявшей насебя не только художественное руководство студией, но и обязанное!и декана вокального факультета.

В 1945—1946 учебном году вокальную кафедру возглавии Н.Г. Райский. Продолжали свою активную деятельность профессора М.В. Владимирова, А.Л. Доливо, М.М. Мирзоева, Е.А. Мильковнч, Ф.С. Петрова, Н.И. Сперанский, Е.Ф. Петренко, Р.Я. Альперт-Хасина, В.Ф. Рождественская, Н.Л. Дорлиак, В.А. Багадуров, Д.Л. Аспелупд, Л.Н. Балановская. В этом году начинает интенсивную педагогическую работу Г. И. Тиц.

В периоде 1945 по 1949 год произошли большие изменения в преподавательском составе кафедры. В 1945 году не стало К.Н. Дорлиак большого музыканта, педагога, общественного деятеля. Отошли от пре подавания старейшие профессора Н.Г. Райский и Е.А. Мильковнч. В итоге сложившейся ситуации возникла острая необходимость попои нения педагогическими кадрами. Начиная с 1947 года в консерватории преподают известные оперные артисты, солисты московского Большого театра: Н.Н. Озеров, С.Н. Стрельцов, К.Г. Держинская, Л.Ф. Саврап ский, Е.К. Катульская, А.И. Батурин, В.Ф. Любченко, СИ. Мигай В число профессоров кафедры вошла великая русская певица А. В. Нсж данова. Вместе с позднее приглашенными В.В. Барсовой, М.Г. Гуковой, В.М. Политковским, А.С. Измайловой, Д.Я. Пантофель-Нечецкой. П.М. Норцовым и другими виднейшими представителями исполнитель ского искусства сложился художественно сильный педагогический кол лектив, основу которого по-прежнему составляли воспитанники вокал ь ной школы Московской консерватории. На фоне преподавательской па норамы широко представлена педагогическая линия профессора У. Ма зетти. М.В. Владимирова, А.Л. Доливо, Е.А. Милькович (до 1948 года), А.В. Нежданова, С.Н. Стрельцов, М.Г. Гукова, В.М. Политковский и В.В. Барсова с честью продолжили творческие традиции своего знамени того учителя.

50—60-е годы XX столетия ознаменовались успешными выступлени ями воспитанников Московской консерватории на союзных и междуна родных конкурсах, принесших свыше 30 премий, золотых медалей, почет ных дипломов. Высоко оценено искусство И. Архиповой, А. Ведернико ва, Е. Кибкало, Д. Королева, А. Масленникова, М. Решетина, А. Эйзе-на, Т. Милашкиной, Ю. Мазурока, Н. Тимченко, Н. Исаковой, Г. Писаренко, Э. Саркисян и многих других питомцев консерватории. Своим художественным творчеством они продемонстрировали высо­кий уровень подготовки представителей отечественного вокального ис­кусства, подтвердив глубинный педагогический потенциал московской школы.

За период после 1945 года история и теория певческого искус­ства, вокальное исполнительство и методика обогатились новыми тру­дами, авторами которых стали профессора вокального факультета кон­серватории. Обращение в исследовательский мир достаточно наглядно высветило практическую необходимость дальнейшего укрепления еди­нства исполнительства, педагогики, методики и теории. Заслуживают внимания две книги СП. Юдина «Певец и голос» (1948) и «Формирова­ние голоса певца» (1962). В них автор обобщает свой продолжительный артистический путь и делится педагогическим опытом. Основные мыс­ли, которые магистрально проводятся в работах, чрезвычайно резонан­сны практическим установкам педагогики настоящего времени. А именно: необходимость слаженной координации всех частей голосо­вого аппарата в пении, важность активного включения сознания певца в процессе голосообразования. Значительное место отведено роли зву­ка как показателя опоры устойчивости звукообразования.

В 1946 году А.Л. Доливо блестяще защищает докторскую диссер­тацию, материалы которой увидели свет в монографии под названием «Певец и песня» (1948). В ней зафиксировано творчество большого му­зыканта-художника, великолепного интерпретатора народных песен, произведений русской и зарубежной романсовой литературы. А.Л. До­ливо был большим мастером в области этнографического пения, не­подражаемо владел самобытным стилем исполнения русских былин. Своим уникальным искусством певец оказал значительное влияние на дальнейшее развитие камерного жанра. В диссертации раскрываются исполнительские особенности народной песни, анализируются прин­ципы работы над камерными произведениями, получает интересное обоснование необходимость учета индивидуальности певца и его голо­са в выборе вокального репертуара, а также затрагиваются другие важ­ные вопросы певческой практики.

В 1948 году была издана хрестоматия И. К. Назаренко «Искусство пения», содержащая материалы по истории вокальной педагогики в

 

 

го аппарата и качеств певческого голоса. Е.Н. Малютин был первым ученым, кто обратил внимание на то, что певцы с выдающимися голосами обладают небным сводом определенной формы. Благодаря еготрудам мы имеем слепки нёба Ф. Шаляпина, А. Неждановой, А. Соби нова и других великих певцов. Е. Малютиным подробно описаны оси бенности конфигурации нёбного свода; отношение глубины нёбного свода к его длине; дана оценка крутизны его передней стенки. Автор подразделяет твердые нёба на глубокое, мелкое, узкое и широкое; за ключает, что высоким голосам чаще характерно узкое и глубокое твер дое нёбо; низким — как правило, широкое и крутое. Ученым также из учено влияние анормальной формы нёбного свода на развитие голоса, впервые проведено лечение расстройства вокальной функции с помощью протеза нёбного свода, частично исправляющего его дефектное строение. Идеи профессора Малютина нашли свое продолжение в ра ботах М.С. Эрбштейна, И.Л. Ямштекина и других исследователей. Попытка связать особенности строения голосового аппарата с певческом функцией сделана Е.Н. Малютиным и в отношении размеров и толщи ны мягкого нёба, формы черпаловидных хрящей, размеров голосовых складок. Ученый установил также, что вибрационные раздражения, возникающие в лобной и гайморовых полостях, в сильной степени облегчают вокальную функцию, что объясняет механизм действия груд ного и головного резонирования. Был сделан и ряд других наблюдений, столь важных для исполнительной и педагогической практики.

Во второй половине 1930-х годов представителями вокальною факультета Е.А. Милькович и Н.Г. Райским разрабатываются програм мы по сольному пению и покурсовые требования для музыкальных учи лищ и консерваторий. Они были обсуждены и приняты Всесоюзным совещанием по вокальному образованию 1937 года. Программы содер жат обширный список вокальной литературы композиторов разных эпох, национальных школ и направлений; произведения подобраны сообразно типам голосов и систематизированы по курсам. Хотя эти т ре бования несколько условны и реально в практике определяются индп видуальными свойствами дарования обучающегося, тем не менее они явились важным материалом, который ориентировал педагога и отношении усложнения учебного репертуара, определял необходимый минимум в овладении произведениями оперного и камерного жанров








Date: 2015-04-23; view: 694; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию