Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У.А. МАЗЕТТИ 6 page
В эти годы она ведет активную исполнительскую деятельность, выступает на родине и за рубежом с произведениями советских авторов. I е аккомпаниаторами были Ольга Дунович, ученица А.Б. Гольденвей- iepa, М.И. Сахаров, позднее неизменно М.С. Неменова-Лунц. Мария Моисеевна участвовала в ансамблях с такими прославленными инструменталистами, как В. Борисовский, С. Бычков, В. и С. Ширинские, Д, 11ыганов и многие другие. Интереснейшим этапом в творческой дея-РбЛьности М.М. Мирзоевой является период работы и выступлений в
качестве аккомпаниатора с замечательным камерным советским певцом Анатолием Леонидовичем Доливо. Мария Моисеевна рано стала интересоваться педагогикой, в самом расцвете своей артистической карьеры. Фактически свою педагогическую деятельность она начала еще в 1924 году в техникуме им. М.П. Мусоргского, где вела фортепианный и камерный вокальный классы. «За восемь лет работы в техникуме, — рассказывала Мария Моисеевна, — я смогла сделать для себя ряд полезных выводов. Во-первых, к большому сожалению, фортепианная педагогика мне мало удавалась. В составе педагогов техникума я была, пожалуй, единственной концертирующей пианисткой, а между тем результаты у моих товарищей были явно лучше, чем у меня. Не скрою, мне это было немного досадно, тем более что фортепианной школой я владела вполне хорошо. Причина не совсем удачных попыток преподавания фортепиано заключалась в другом. Основами фортепианной игры благодаря методу Коссовского я овладела легко и незаметно. Очевидно, я того же ждала и от своих учеников. И не хватало выдержки, терпения, да и опыта довести до конца процесс их становления. Впоследствии ко мне часто обращались мои друзья-пианисты с просьбой послушать их перед концертными выступлениями. Я очень охотно это делала, и как-то само собой находились нужные слова, верные советы. Мы очень ценили этот дружеский обмен опытом, а мне лично он приносил большую пользу. Внимательно слушая игру моих коллег, я должна была строже оценивать и свои достижения. Все же в дальнейшем преподавать фортепиано мне не пришлось». В Московской консерватории Мария Моисеевна начала преподавать в 1932 году. Вначале она вела классы камерного пения, но через некоторое время возглавила специальный класс сольного пения. О начале своей педагогической деятельности на вокальном факультете консерватории Мария Моисеевна вспоминала так: «Как-то само собой получилось, что у меня стали заниматься исключительно высокие голоса. И не только потому, что у меня самой было высокое сопрано. Интерес к типу высоких голосов, в особенности чисто колоратурному сопрано, у меня возник значительно раньше, еще в годы далекого детства. Нашей семье пришлось год прожить в Тифлисе, и мне посчастливилось в том сезоне слышать знаменитую итальянскую певицу Луизу Тетраццини. Впечатление от ее пения было необычайным. Я всю жизнь не могла забыть феерической легкости и удивительно красивого, горячего тембра ее голоса. Эта легкость и ловкость голоса при довольно крепком звуке меня поразили чрезвычайно. Должна признаться, что сама я гораздо больше люблю низкие голоса с их горячим выразительным тембром и большой эмоциональной потенцией. Но тип настоящего колоратурного сопрано вызывает у меня особый интерес, чувство азарта и желания но что бы то ни стало справиться с ним. Правда, одним из первых моих выпусков была певица П. Ульянова, лирическое меццо-сопрано, но это было исключением. После окончания П. Ульяновой класс мой оконча-п-ньно утвердился в своем сопрановом профиле». Одновременно с преподаванием в консерватории Мария Моисе-ВВНа вела класс сольного пения в училище. Наблюдая за развитием студентов и их продвижением в училище и консерватории, профессор М ирзоева пришла к интересным и поучительным выводам. Важным фактором успешного развития и становления профессиональных качеств певца-музыканта, по ее мнению, является непрерывность всего процесса обучения по методике одного педагога. Она считает, что переход из училища в вуз в класс другого педагога может привести в некотором роде к дублированию и тем самым тормозить вокально-техническое и исполнительское развитие ученика. «На практике приходится сталкиваться с тем, что поступивший па первый курс консерватории студент, — говорила Мария Моисеевна, — имеет опре-непенные устойчивые навыки и представления, полученные в период че i ырехлетнего обучения в училище. Хорошо, если нового педагога все ()олес или менее удовлетворяет и занятия продолжаются дальше без оюбых потерь. Но нередко, имея свой звуковой критерий, свои методические принципы и установки, педагог предъявляет к такому ученику совершенно иные требования. Вместо естественного продолжения обучения, накапливания новых знаний приходится начинать все сначала — сажать ученика на "манную кашу". В этих случаях, во-первых, происходит частичное дублирование программы училищного курса и, во-вторых, что чрезвычайно серьезно, подобное возвращение для ученика может обернуться психологической травмой. Ведь он проучился четыре ГОДа, пел произведения разной сложности, готовил дипломную про-i рамму, включающую арии из опер, и вдруг — все начинать с азов. Далеко не все ученики спокойно переносят такое переключение. Несомненно, в плане непрерывности обучения большую роль сыграли двухгодичные подготовительные отделения, предваряющие основной курс. В обшей сложности ученик может заниматься у одного педагога, по одной
методике все семь лет пребывания в вузе. Однако — и это мое твердое убеждение — оптимальный вариант достигается в том случае, когда воспитание певца находится в одних руках и в училище, и в консерватории. Либо в среднем звене доверяется ассистенту, хорошо знающему и владеющему основами методики профессора. А для реализации этого необходима живая преемственная связь, своевременное воспитание молодой педагогической смены. Подобная форма подготовки специалистов у нас имеется. Это ассистентура — стажировка. Но, к сожалению, она не используется с достаточной полнотой». На наш взгляд, это справедливый упрек! Сколько опытнейших результативных педагогов уходят из жизни, не имея преемников, унося с собой знания, богатейший практический опыт, никем не подхваченный и не продолженный. Между тем их педагогические взгляды, методические принципы должны служить вокальному искусству сегодняшнего дня. В своей работе М.М. Мирзоева исходила из того, что современный педагог обязательно должен быть широко образованным человеком, что он должен находиться в курсе последних достижений науки о голосе и вокальной педагогики. Знакомство с научной вокальной литературой во многом вносит ясность в практическую работу, помогает разобраться в тех сложностях, которые неминуемо встречаются в занятиях с учениками, утвердиться в правильности методических требований и установок. Педагог обязан грамотно с научной точки зрения понимать весь процесс голосообразования и в доходчивой форме уметь разъяснить его ученику. «Но из этого не следует, что надо делать из наших учеников теоретиков. Они обязаны быть знающими, однако над всем должна царить Музыка. Я бы сказала так: мы должны воспитывать певцов-музыкантов широкого кругозора, большой общей культуры, хорошо знающих историю и теорию вокального искусства». В педагогической деятельности профессора М.М. Мирзоевой находят свое творческое преломление основополагающие принципы вокальной педагогики: индивидуальный подход к каждому ученику, постепенность и последовательность усложнения музыкальных и вокально-технических задач, единство художественного и вокально-технического развития. Вместе с тем метод профессора Мирзоевой имеет и свои результативные установки. Индивидуальный почерк большого педагога, его основные стержневые стороны, обеспечивающие общий положительный итог педагогического процесса, всегда интересны, ценны и должны служить делу совершенствования подготовки молодых певцов — представителей отечественной вокальной школы. В успешном развитии ученика огромную роль играет установле ние творческого контакта, создание творческой обстановки в классе. По мнению профессора, педагог-вокалист должен быть не только практиком-музыкантом, владеющим специальными знаниями на уровне Современных достижений вокальной педагогики и науки о голосе, но и юнким психологом. Он должен уметь разобраться в ученике, понять его характер, найти ключ к душе каждого из них. «Пока я не загляну вглубь, и 11с могу быть твердо уверенной в своей работе с учеником. Сначала надо Обязательно подготовить почву, чтобы все замечания воспринимались благоприятно». В достижении взаимопонимания между учеником и педа- I oi ом важное значение имеет та обстановка, которая царит на занятиях в к массе. «Необходимо создать такую атмосферу занятий, — говорит Мария Моисеевна, — при которой ученики почувствовали бы себя спокойно. I олько при этом условии можно наиболее точно определить их вокаль но 1схнический и исполнительский уровень». Мария Моисеевна всегда ■ I рсмилась к тому, чтобы в классе было легко, свободно, празднично, ве-| с но и вместе с тем серьезно. Совершенно исключались и резкие замечания. «Ученику не должно быть ни скучно, ни тягостно, чтобы он мог рас -| рыться в своих возможностях. Состояние ученика должно быть эмоцио- наи. но настроено на пение. Ведь пение — это радость. Педагог должен сцедить и за собой, быть всегда в тонусе, подтянутым. Я старалась всегда создавать такую обстановку, чтобы в класс было весело входить. А уж, как правило, если ученик и попоет хорошо, то и уходит удовлетворенным, ра-интпым и всегда с нетерпением ждет следующей встречи». Знаменитые учителя Марии Моисеевны — С.Г. Рубинштейн и позднее В. М. Зарудная-Иванова, проводили занятия так, что ученики шли на урок с ожида нием чего-то прекрасного. «Петь нам всегда хотелось. А это, — утверждала Мария Моисеевна, — важнейший фактор, мобилизующий все имеющие - i я певческие ресурсы». М.М. Мирзоева считала, что «совершенно необходимо воспита на I ь в ученике смелость и уверенность». Она говорила, «что если ученика все время как-то уверять, что он и это не умеет, и то у него не получается и I ie получится, то у некоторых студентов такой подход вызывает страх, за-жа гость. Я часто говорю, что пение — это каждодневный огромный труд, и па каждом занятии стараюсь подбодрить, поднять у ученика веру в себя. Л это очень важно».
По мнению Марии Моисеевны, нельзя указывать на все недостатки голоса ученика сразу. Вначале можно пропустить и неудачно спетую ноту, и не так уж ловко исполненный пассаж, и лишний раз взятое дыхание, и зажатый звук и пр. и пр. Ведь часто приходят ученики с множеством самых разнообразных дефектов, и если о каждом недостатке говорить и требовать его немедленного исправления, то очень легко испугать начинающего певца, убить его веру в свои возможности. «Главное здесь для педагога, — говорила Мария Моисеевна, — умение вызвать спокойное удобное певческое состояние. Этого мне всегда хочется добиться, но, к сожалению, не всегда оно сразу удается. Часто бывает очень трудно. В особенности когда в класс приходят студенты, уже изрядно попевшие, с массой устойчивых приспособлений и своих субъективных убеждений. Такие ученики вроде бы и слушают вас внимательно, а в мозгу у них идет своя работа, свои задумки. Они все в мире своих ощущений, порой даже необъяснимых. В этих случаях очень трудно бывает наладить контакт и повести ученика за собой. Тогда я предлагаю следующее: "Давайте попробуем выполнить то, что я вам советую. Поверьте мне на данный момент". И так постепенно, шаг за шагом, медленно продвигаемся вперед. Намного легче работать с совсем юными, ранее не занимавшимися учениками, нежели с теми, которые прошли какой-то срок обучения. Восприятие первых, как правило, всегда свежее и ярче». По твердому убеждению М.М. Мирзоевой, успех в занятиях зависит не только от педагога, но и от ученика. Обучение — процесс двусторонний. Мария Моисеевна вспоминала, что профессор В.М. Зарудная-Иванова определенно считала, что положительные результаты в большей степени зависят от самого ученика. С этим мнением перекликается высказывание выдающегося русского педагога У.А. Мазетти о том, что не все ученики равноценно усваивают предлагаемые знания. Еще раз напомним ему принадлежавшие слова: «Я занимаюсь со всеми одинаково, всем даю 100%. Но одни берут все 100%, другие лишь 2%». Часто даже при скромных вокально-музыкальных данных наличие такого психического комплекса, как воля, целеустремленность, внимание, умение организовать свой певческий и общий жизненный режим, может привести к высокому профессиональному уровню. Различные свойства психики ученика, считала профессор Мирзоева, могут и помогать в обучении, но могут быть и большим тормозом. Иногда исключительные музыкально-вокальные данные остаются без реализации, если
Отсутствуют такие компоненты, как трудолюбие, воля и т. д. «В моем к пассе были ученики весьма скромные и по своему голосовому матери-| н v, и по духовным данным. Но они так умели мобилизовать себя, под-•III11ить весь свой режим одной цели — стать певцом-музыкантом, — что естественно и планомерно развивались. Как правило, такие студенты внимательны на уроке, относятся с доверием к словам педагога, терпе-ншю добиваются выполнения его требований. При этом все замечания воспринимают просто и спокойно». Подобный творческий контакт между педагогом и учеником | овершенно необходим и является залогом планомерного развития парования будущего певца. «В этом случае успехи достигаются гораз-по быстрее, а занятия проходят намного эффективнее. Такие качества, как рассеянность, невнимательность, плохое настроение, являются настоящими врагами успешного урока». По воспоминаниям Марии Моисеевны, С.Г. Рубинштейн, В.М. Зарудная-Иванова да и V.A. Мазетти отменяли урок, если видели, что ученик пришел не в i норческом состоянии и не мог себя мобилизовать. Они считали занятие совершенно нецелесообразным и даже вредным. «К сожалению, — сетовала Мария Моисеевна, — мы сейчас не можем себе этого позволить, ведь требования и программы с тех пор неизмеримо выросли. Очень трудно в подобной ситуации вернуть ученику состояние творческой активности, вызвать желание петь, заинтересовать его. Однако при чуткости педагога и податливости ученика часто неудачно начавшийся урок может перейти в успешное занятие. Но бывают и так называемые легкие ученики. Вот, например, была в моем классе П. Ульянова. После окончания консерватории она успешно мена в Новосибирском оперном театре около тридцати лет. Занятия с iieii запомнились мне на всю жизнь. Когда она приходила на урок и становилась к роялю, лицо ее преображалось. Она всегда с необыкновенным вдохновением исполняла даже самые простые упражнения. А уж когда доходила очередь до художественных произведений, ю музыке конца и края не было. Это, конечно, и меня окрыляло. Мне было с ней легко и хотелось отдать как можно больше». По мнению М.М. Мирзоевой, первое, на что следует обратить внимание при работе с начинающим певцом, это на выявление наиболее Красивого звучания его голоса. Пение должно быть прежде всего красивы м. У каждого педагога есть свое представление о красоте звука. Тембр человеческого голоса, его индивидуальные звуковые особенности — эти природные качества «живого» инструмента дают ему преимущество перед другими музыкальными инструментами. Тембр голоса может быть светлым, темным, ярким, тусклым, мягким, резким, выразительным, безличным. Умение пользоваться тембровыми красками позволяет певцу полнее раскрывать интонационно-психологическую сущность произведения, то есть передавать его характер, образ и настроение. «Я люблю звук светлый, яркий, звонкий, но в то же время мягкий, округлый, на свободном льющемся дыхании, органично связанный с грудным резонированием. Мягкость в звуке появляется тогда, когда есть хороший контакт с дыханием. Звонкость связана с высокой позицией. Не люблю углубленного темного звучания. Оно не характерно в своей основе для высоких легких голосов, призванных блистать яркостью, подвижностью и изяществом. Тем не менее каждому голосу прививаю умение пользоваться разными красками, что необходимо для настоящего певца, музыканта-художника». Но для достижения мастерства владения тембром необходимо «найти и усвоить манеру звукообразования и звуковедения, характерную для данного конкретного голоса». Педагог против того, чтобы начинающим с первых же шагов предлагать исполнительские задачи с использованием разных красок голоса. Необходимо вначале выработать сглаженность и ровность тембра на всем протяжении голоса. Такое бережное отношение к красоте звука, являющееся основой метода профессора Мирзоевой, зародилось у нее еще с детских лет, с занятий на фортепьяно. «Звук — это моя стихия, — говорила она. — Играя, я любила звук не однотонный, а льющийся, летящий, со всеми красками от тончайшего pianissimo до глубокого forte*. И действительно, отмечая выступления пианистки, музыкальная критика всегда обращала внимание на красоту звучания инструмента и умение пользоваться широкой палитрой тембровых красок. «И в тембре голоса каждого ученика стараюсь найти самое ценное. Иногда поступают в класс студенты с ровным голосом, а часто приходят и с очень "пестрым", неровным, имеющим немало различных наслоений. Среди всей этой пестроты всегда пытаюсь отыскать тот тембр, который пригоден для данного голоса, будет украшать его, составлять его ценность. Порой это бывает трудным и длительным процессом, но для меня — это задача номер один». В первые месяцы работы с новым учеником Мария Моисеевна не делала много указаний и замечаний. Терминология ее в этот период проста и ограниченна. Основное внимание сосредоточивалось на освоении начальных факторов, таких, как манера удобно и красиво стоять, спокойно и правильно брать дыхание, свободно атаковать звук и т.д. Указания педагога направлены в основном на нахождение естественности и свободы процесса звукообразования. И только очень постепенно, в зависимости от восприимчивости ученицы, она усложняла требования. Терпеливо добиваясь выполнения поставленной задачи, Мария Моисеевна не шла дальше, если нет уверенности, что предыдущее задание понято и осознано ученицей. Требования, предъявляемые педагогом в организации певческого дыхания, следующие: вдох должен быть бесшумным, спокойным, достаточно быстрым, осуществляться одновременно через нос и рот, что, по мнению профессора, помогает зафиксировать ощущение работы верхних резонаторов. При вдохе не рекомендовалось набирать много воздуха, так как это может способствовать лишь резкому выбросу дыхания и тем самым вызовет форсированное напряженное звучание и зажим гортани. «Дело не в количестве воздуха, — говорила Мария Моисеевна, — а в умелом эластичном регулировании выдоха». Поэтому основное внимание ее было направлено не столько на момент вдоха, сколько на организацию выдоха и верное звучание голоса. То, что не следует набирать излишне много воздуха, — общеизвестно. И большинство педагогов, какой бы методикой они ни пользовались, разделяют эту точку зрения. Что же касается регулирования степени выдоха и фиксации основного внимания на его организации, требования профессора Мирзоевой полностью совпадают с научными данными, полученными исследованиями Л.Б. Дмитриева, Л.К. Ярославцевой. Тип дыхания, рекомендуемый педагогом в процессе воспитания 11евческого голоса, — в своей основе нижнереберно-диафрагматический. В отдельных случаях, особенно это касается высоких женских голосов, она допускала некоторые отклонения. «Занимаясь с учеником, всегда пристально слежу за тем, как он пользуется дыханием в пении. Я не навязываю ему свою систему дыхания, если звучание его голоса естественное, красивое и технически правильное. Единственное, на что я обращаю внимание в процессе организации певческого дыхания, — чтобы с эстетической точки зрения было все приемлемо, а именно: вдох бесшумный, плечи естественно свободные, ключицы не подняты и т.д.». В своих объяснениях М.М. Мирзоева пользовалась интересным, образным языком. Требуя фиксации момента вдоха, она употребляла
термин «затаивание» вместо общепринятого термина «задержка», так как считала, что в отдельных случаях «задержка» может сопровождаться нежелательным «зажимом» и «замыканием» дыхательной струи. Часто можно слышать, как Мария Моисеевна говорила ученице: «Когда вы поете, вы тоже дышите. Вы берете дыхание, чтобы петь с дыханием, а не замыкать его. Представьте, что дыхание живое, льющееся». «Встречались у меня студенты, — вспоминала профессор Мирзоева, — которые после вдоха, "замыкали" дыхание и пели буквально чуть ли не мышцами гортани, оставаясь в то же время "наполненными" воздухом. Подобным ученикам очень помогала такая установка, как: «Пойте с дыханием (а не на дыхании. — А.Я.), чтобы в вашем представлении звук был как бы "продутым"... Воздух должен превращаться в звук, а не быть оторванным от него... Почувствуйте дыхание во время пения "озвученным"». Как правило, подобные замечания помогали ученикам быстрее раскрепоститься, снять зажим и ощутить естественность и свободу дыхания. Педагог старалась подобрать и соответствующие упражнения, которые вызывают свободный «посыл» дыхания (см. упражнения 3 и 4 в приложении к очерку). «Когда дыхание взято, слежу, чтобы в пении оно равномерно подавалось к голосовым складкам, чтобы звук все время был поддержан, дыхание не спадало и не "выплескивалось" сразу. Прошу учеников следить не только за равномерностью распределения дыхания, но и за качеством звука, чтобы на протяжении всего упражнения он был равноценным». Самым трудным, требующим совершенного владения певческим дыханием, по мнению педагога, является снятие звука на дыхании. «Снять звук следует так, чтобы не было толчка гортани, чтобы не менялось качество тембра, а было мягкое эластичное прекращение звучания. Достичь этого можно в том случае, если звук до конца поддержан дыханием и снимается раньше, чем оно израсходовано. Тогда создается впечатление, что звук как бы "растаял". Стремясь добиться такого эффекта с каждым учеником, М.М. Мирзоева, однако, считала, что не все могут овладеть им в полную меру. «У некоторых учеников — звонкое хорошее протяженное forte. Тем не менее им не удается плавное снятие. Приходится долго и кропотливо, а главное, постепенно над этим работать. Начинать надо со среднего регистра или с тех звуков диапазона, которые свободно и естественно строятся в тембровом отношении и являются для ученика наиболее удобными».
Важное значение придавала профессор Мирзоева овладению ритмом дыхательного процесса, поскольку с дыханием непосредственно с вязано ощущение ритма, темпа, формы, выполнение пауз, цезур и всех динамических оттенков. Часто в практике работы приходится сталкиваться с такими ситуациями: ученик очень хорошо справляется с упражнениями и благодаря размеренно-ритмическим паузам в них начинает ощущать ритмичную подачу дыхания. Но как только приступает к пению произведений, то Шбо отчасти, а то и полностью теряет ее. «Дыхание обязательно должно быть подчинено музыке, — говорила Мария Моисеевна, — должно идти рука об руку с ней, быть послушным и податливым, как мячик. Поэтому 11ервейшим условием такой исполнительской свободы дыхания является умение ритмично дышать». Один из способов для развития этого навыка i акой. Предлагая то или иное упражнение, Мария Моисеевна очень ритмично аккомпанировала, следя за тем, чтобы между звеньями секвенции были одинаковые по длительности паузы. Постепенно, по мере овладения ритмичностью дыхания и темпом упражнения, варьировала харак-к-р музыкального материала. В рамках одного упражнения, например, можно пройти от медленного темпа к более быстрому, от одного характера исполнения к другому. Это позволяет на таком привычном дидактическом материале, как упражнения, выработать умение пользоваться (если можно так сказать) «разными штрихами» в процессе дыхания — как медленным глубоким вдохом, так коротким и быстрым. Такое созна-гел ьное овладение певческим дыханием дает певцу необходимое самообладание во время исполнения разных по характеру произведений и по-зиоляет наиболее полно проявить его исполнительские возможности. Существенным в процессе звукообразования для профессора М.М. Мирзоевой являлось освоение манеры подачи звука — то есть атака плюс дыхание. Они рассматривались ею в тесной взаимосвязи. Атаку тука нужно усвоить прежде всего. «Она должна быть определенной (ючной), без подъездов, энергичной, но не жесткой, с плавной подачей дыхания. В воспитании голоса не следует идти дальше, пока момент атаки не осознан учеником. Это первый и непременный этап. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. От того, каким он зарожден, зависит качество его дальнейшего звучания. Отсюда следуют и все качества голоса — тембр, техника и, если можно так выразиться, его здоровье». Мария Моисеевна считала, что если певец подключает в фонацию только мышцы гортани, а дыхание у него «молчит»,
то это, как правило, приводит к нежелательным результатам. Голос теряет свой природный тембр, певческая жизнь его укорачивается. Поэтому в основе различных видов вокальной техники должно всегда лежать верное звукообразование. Одним из труднейших моментов в воспитании певческого голоса является достижение ровности, одинаковости тембра на всем его протяжении. По мнению М.М. Мирзоевой, успешное решение этой задачи во многом зависит от «степени овладения взаимодействием резонаторов, свойственных каждому голосу». Совершенно необходимо, считала Мария Моисеевна, уметь дифференцировать ощущения головного и грудного резонирования, уметь одновременно включать резонаторы в работу. «Если ученику удается в достаточной степени достичь этого — он стоит на твердой почве и можно считать, что выравнивание голоса идет по правильному пути. Я всегда фиксирую внимание учеников на качестве тембра, его характере, на присутствии и соотношении в нем элементов головного и грудного резонирования. Певец должен знать свой голос и индивидуальные особенности своего тембра и понимать: то, что хорошо и полезно для одного голоса, может быть плохо и вредно для другого». По мнению Марии Моисеевны, немаловажную роль в оформлении тембра голоса и в сглаживании его регистров играет внимательный и чуткий слух педагога. Придавая большое значение высокой позиции звука, профессор Мирзоева предостерегала от излишнего увлечения головным резонированием. «При всей его важности, злоупотребление им постепенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звучанию, к потере органичности звука, его полноты и объема. Певец начинает петь, как говорят в практике, только верхушкой голоса. Звук становится неполноценным, и пение в известной мере затрудняется». В организации позиционно высокого звучания, которое делает голос полетным, «дальнобойным», большое значение имеет поднятие мягкого нёба, состояние «зевка». Однако, по наблюдениям М.М. Мирзоевой, следует рекомендовать «полузевок», так как излишний зевок часто ведет к перерасширению глотки, к появлению разбросанного тусклого звука. У высоких сопрано слишком большой зевок Мария Моисеевна считала нецелесообразным. Такая установка не противоречит данным, полученным профессором Л.Б. Дмитриевым (1957), исследовавшим положение гортани у певцов во время пения. Гортань — подвижный орган и свободно может смещаться вверх и вниз. При зевке она не i ко опускается вниз, при глотании также легко поднимается. Практически все педагоги знают, что положение гортани играет важную роль в формировании основных качеств певческого голоса. Если учесть, что М.М. Мирзоева занималась только с высокими сопрано, а в свете научных данных высокие женские голоса (колоратурные и лирико-коло-I>.11 урные) пользуются в пении более высоким положением гортани (по сравнению с другими женскими голосами), то станет понятна методическая установка педагога. Чрезмерный зевок может вызвать излишнее опускание гортани и вместе с этим повлиять на качество звука, утяжелить его и слишком укрупнить, что не всегда свойственно легким высоким сопрано. При движении голоса вверх обращалось внимание на постепенное закругление звука в моменты скрещивания регистров (переходных звуков в головной регистр), на непрерывность и плавность подачи дыхания. Одним из интересных моментов в методике работы над ров-iюстью сопрано в классе М.М. Мирзоевой являлось внимание к офор-м пению звуковля, си-бемоль, си первой и до второй октав. Они должны Выть высокопозиционны, вокально удобны, не перегружены грудным ре юнированием. Это поможет в формировании переходных звуков и освоении верхнего участка диапазона. В работе над расширением диапазона голоса вверх М.М. Мирзоева уделяла большое внимание активности щечных мышц. Сторонник естественного овального положения рта в пении, педагог по мере повышения звука рекомендовала открывать его несколько больше в ширину. Углы губ должны идти в сторону. Мышцы мобилизованы, но не напряжены. Просто улыбка, оскал категорически отвергались профессором. ()бязательная улыбка, по мнению некоторых педагогов, якобы необходимая для правильного пения, в действительности не для всех является нужной. Певческая практика показывает, что отличное звукообразование возможно без всякой улыбки, что многие певцы, особенно те из них, которые пользуются темным тембром, поют все звуки диапазона при овальном положении рта и даже на вытянутых вперед губах, совершенно игнорируя улыбку. Однако в процессе занятий состояние улыбки важно как фактор, тонизирующе действующий на организм вне зависимости от воли певца. Как чувство радости и удовольствия вызывает улыбку, блеск глаз, так и улыбка, в свою очередь, заставляет ученика ощутить радостную приподнятость, столь важную для успеха урока. На ном обратном влиянии моторики (работа мышц) на технику опирался Date: 2015-04-23; view: 780; Нарушение авторских прав |