Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У.А. МАЗЕТТИ 5 page
Исключительно важным и творчески плодотворным было участие кафедры в работе Международного семинара, посвященного проблемам интерпретации произведений И.С. Баха на примере исполнения его «Рождественской оратории». Семинар был проведен в 1988 году в Московской консерватории коллективом преподавателей Штутгартской музыкальной академии Баха (ФРГ) во главе с профессором Хельмутом Рил-лингом. В нем приняли участие многие педагоги, концертмейстеры и большая группа студентов кафедры, проделавших огромную работу по овладению стилем исполнения вокальной музыки И.С. Баха1. Заметным событием в художественной жизни кафедры и всего вокального факультета стал визит в январе 1989 года директора Школы искусств при Бостонском университете профессора Филис Кёртин (США) — известной певицы и вокального педагога. За время своего пребывания в Москве она ознакомилась с работой всех специальных вокальных классов, посетила репетиции оперной студии, занятия класса актерского мастерства, концерты, экзамены. В Рахманиновском зале
Результатом творческой встречи стало приглашение студентов вокального факультета и солистов оперной студии в Штутгарт для исполнения сольных партий в Мессе си минор Баха и «Торжественной мессе» Бетховена.
консерватории Ф. Кёртин был проведен цикл мастер-классов со студентами вокального факультета Московской консерватории. В творческих планах кафедры на протяжении уже длительного периода предусматриваются приглашения специалистов не только дальнего, но и ближнего зарубежья. И как правило, затем следуют ответные творческие визиты. Помимо вышеназванных педагогических контактов, в течение ряда лет группа студентов-вокалистов (до 10 человек в год) выезжала в ведущие высшие музыкальные учебные заведения ряда зарубежных стран для прохождения производственной ознакомительной практики. Такие командировки, как и ответные визиты в Московскую консерваторию студентов иностранных вузов искусств, взаимно обогащают их участников, способствуют установлению и укреплению творческих связей. Программа поездок наряду с посещением специальных классов с целью постижения специфики музыкальной культуры и системы музыкального образования данной страны предусматривает обязательные концертные выступления, превращающиеся в своего рода творческие отчеты. Начиная со второй половины 1970-х годов кафедра сольного пения совместно с кафедрой оперной подготовки ведет большую творческую работу с музыкальными вузами других стран по обмену спектаклями. Первый подобный опыт открылся оперой Г.Ф. Генделя «Ксеркс». Он был осуществлен совместно с Варшавской Высшей школой музыки в 1977—1978 учебном году. Спектакль привлек к себе внимание не только профессионалов, но и любителей вокального искусства. Опера с успехом была исполнена в Варшаве и в Москве. С 1984 года проводился регулярный обмен оперными спектаклями с Болгарской государственной консерваторией. За эти годы силами студентов вокального факультета Московской консерватории в Софи и и Сливене (Болгария) были показаны «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1985, дирижер Е.Я. Рацер, режиссер В.Ф. Жданов), «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1987, дирижер В.В. Катаев), «Женитьба» М.П. Мусоргского (1989, музыкальный руководитель Е.Я. Рацер, режиссер В.Ф. Жданов). С ответной акцией выступили студенты Софийской консерватории: «Дочь полка» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро» и «Директор театра» В.А. Моцарта, «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголе зи (дирижеры — X. Игнатов, И. Вульпе, Н. Недялков; режиссеры П. Герджиков и В. Бъчварова).
В 1989 году силами музыкантов Московской и Парижской консерваторий был осуществлен творческий проект совместных постановок спектаклей. На сцене французской Опера комик с триумфальным успехом дважды прозвучало великое творение П. Чайковского «Евгений Онегин». Сольные партии с хором и оркестром Парижской консерватории исполнили студенты и аспиранты вокального факультета Московской консерватории. Не менее заметным событием музыкальной жизни Москвы стали и выступления в Большом зале консерватории группы французских певцов, представших в ведущих партиях оперы К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Спектакль прозвучал в концертном исполнении с участием консерваторских симфонического оркестра и хора студентов (дирижер М. Розенталь). В апреле 1990 года в г. Блумингтоне (США) была дана опера СВ. Рахманинова «Франческа да Римини». Ее постановка осуществлялась Московской консерваторией совместно со Школой музыки Университета штата Индиана (дирижер Л.В. Николаев, режиссер В.Ф. Жданов, симфонический оркестр и хор студентов Школы музыки университета). И уже в мае того же года данный спектакль предстал перед московской аудиторией. Подчеркивая позитивность сотворчества представителей национальных вокальных школ, нельзя обойти вниманием постановку оперы Дж. Итона «Плач Клитемнестры»', на которой присутствовал ее автор. В сценическом воплощении спектакля, помимо американских певцов, приняли участие студенты-вокалисты и симфонический оркестр Московской консерватории. Характеризуя творческий потенциал художественной жизни московской певческой школы, нельзя пройти мимо конкурсных выступлений ее воспитанников, занимающих значительное место в профессиональной исполнительской практике вокалистов консерватории. За 1980-е — начало 1990-х годов лауреатами и дипломантами различных международных конкурсов стали более 30 воспитанников вокального факультета. Большой вклад в работу всесоюзных и международных форумов вокального искусства в качестве председателей и членов жюри вносили ведущие педагоги кафедры: И.К. Архипова, Е.Е. Нестеренко, Н.Л. Дорлиак, И.И. Масленникова, П.И. Скусниченко, Ю.А. Гри- ' В Москве, как и в Блумингтоне, обе оперы («Франческа да Римини» и «Плач Клитемнестры») исполнялись в один вечер (дирижер Т. Болднер, режиссер Д. Лукас). горьев и другие. И.К. Архипова на протяжении многих лет возглавляет жюри Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки и одного из авторитетнейших международных конкурсов — имени П.И. Чайковского. Яркой гранью многоаспектного творчества вокальных педагогов консерватории является их исполнительская деятельность. Триумфальные выступления не только на родине, но и за рубежом, достойно представляют высокие достижения отечественного певческого искусства и московской вокальной школы. Совершенно очевидно, что в современную эпоху вокальный педагог должен быть не только опытным практиком с широкой эрудицией, но и специалистом, стоящим на уровне объективных знаний о певческом голосе и методах его воспитания, то есть владеть основами теории вокального искусства. Консерватория, выпуская певца-исполнителя, присваивает ему и педагогическую квалификацию. В связи с этим в учебном плане предусмотрен ряд специальных дисциплин, призванных заложить базу педагогического мастерства. Это: «Основы вокальной методики», «История вокального искусства», «Педагогическая практика». С 1977 года после длительного перерыва возобновилось чтение данных курсов, получила новое организационное оформление, соответствующее ее предназначению, педагогическая практика студентов. Наличие на кафедре специалиста в области теории и истории вокального искусства (профессора А. С. Яковлевой) позволило значительно расширить рамки оказания методической помощи музыкальным вузам и училищам страны. Действенной формой этой работы является факультет повышения квалификации. За 1980—1990-е годы на кафедре сольного пения повысили свой исполнительский и методико-педагогичес-кий уровень более 50 представителей учебных заведений различных регионов страны. В этом русле одним из значительных направлений в деятельности кафедры явилось оказание методической помощи иностранным специалистам. За этот же период времени прошли теоретическую стажировку с освоением и разработкой применительно к особенностям своей национальной школы специальных профилирующих дисциплин истории и теории вокального искусства преподаватели Софийской, Ханойской консерваторий, несколько преподавателей музыкальных заведений Монголии. Как было отмечено выше, за годы своего существования вокальной школой Московской консерватории накоплен большой опыт исследовательской и научно-методической работы. Все труды и исследования, современные по своей направленности и практической востребованности, не только заложили прочный фундамент, но и определили основные стратегические линии научной деятельности кафедры. Они укрепили плодотворность взаимосвязанного содружества исполнительской практики, педагогики и теоретико-методических исследований, став залогом успешного развития вокального искусства. В художественной панораме творчества московской вокальной школы весомое место заняло изучение, фиксация и обобщение положительного педагогического опыта ведущих мастеров консерватории. Реализацией этой прогрессивной линии деятельности явились ниже перечисленные публикации. Вслед за сборником «Вопросы вокальной педагогики» (выпуск 2), вышедшем из печати в 1964 году с работами педагогов кафедры — М.М. Мирзоевой, Е.В. Кузьминой, В.Ф. Карина, В.Ф. Рождественской, в шестом выпуске этого сборника, изданном в 1928 году, опубликованы статьи Е.Е. Нестеренко («В классе профессора Ленинградской консерватории В.М. Луканина») и А.С. Яковлевой («О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской»). Линию обобщения исполнительского и педагогического творчества продолжил сборник «Вопросы вокальной педагогики», выпуск 7 (1984), основу которого составили труды мастеров консерватории. Статья М.М. Мирзоевой посвящена исполнительской деятельности замечательного камерного певца А.Л. Доливо и его педагогическим взглядам. Г.И. Тиц рассказывает о своем учителе — маэстро Э. Гандольфи. Сложные проблемы произношения в пении явились содержанием поистине исследовательской работы, выполненной Е.Е. Нестеренко. «О работе С.Я. Лемешева над словом в пении» — тема статьи В.Н. Кудрявцевой. Проблема формирования верхнего участка диапазона мужских голосов и художественные взгляды на воспитание певца в классе профессора М.М. Мирзоевой нашли отражение в двух статьях А.С. Яковлевой. Следует подчеркнуть, что указанные публикации далеко не исчерпывают диапазон деятельности кафедры по изучению и фиксации художественного кредо ее виднейших представителей. В этой области накоплен большой и ценный материал, нашедший свое выражение не только в литературной форме, но, что чрезвычайно важно, — в звуковой записи. Часть работ носит монографический характер, воссоздает целостный облик корифеев педагогики (Г.И. Тиц, М.М. Мирзоева); другие по-
священы отдельным методическим проблемам вокального искусства и анализу их решения в классах ведущих профессоров кафедры («Развитие техники кантиленного пения», «К вопросу о достижении ровности голоса меццо-сопрано», «Развитие техники беглости в классах сольного пения Московской консерватории», «Формирование верхнего участка мужских голосов» и др., автор А.С. Яковлева). Названные исследования имеют самый широкий спектр научно-практического применения, являясь не только констатацией настоящей практики, но и важным ориентиром в дальнейшем развитии отечественного вокального искусства. В 1928 году после значительного перерыва в Киеве состоялась Всесоюзная конференция преподавателей вокальных факультетов музыкальных вузов. От Московской консерватории с докладами и открытыми уроками выступили: Г.И. Тиц, Е.Е. Нестеренко, Е.Я. Рацер, А.С. Яковлева. Это представительное собрание явилось ареной научно-методических дискуссий, обмена педагогическим опытом, уточнения учебно-организационных планов. Многоаспектность художественной жизни московской вокальной школы убедительно раскрывается в ее работе в масштабах музыкального образования России. На протяжении двадцати пяти лет (1966—1991) кафедра сольного пения являлась активным участником ежегодных смотров вокалистов — выпускников музыкальных вузов и всероссийских конференций, проходящих в их рамках. Важным разделом научно-методической работы педагогов кафедры продолжает оставаться составление и издание сборников учебно-педагогического репертуара. В этом направлении многое сделано профессорами М.М. Мирзоевой, В.Ф. Рождественской, Г.И. Тицем, Н.Л. Дорлиак, В.Н. Кудрявцевой. Среди фундаментальных работ 1980-х годов необходимо назвать монографию Е.Е. Нестеренко «Размышления о профессии» (М., 1985) и книгу «С.Я. Лемешев», опубликованную при неоценимом участии В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой (М., 1987). В этот же период активизировалась деятельность кафедры и в области исследования физиологических и психологических особенностей природы профессиональной музыкально-художественной одаренности певца и формирования певческого голоса. В 1989 году консерватория стала одним из учредителей межведомственного центра «Искусство и наука». Он был организован совместно с Институтом психологии
Академии наук СССР и закреплен договором о научном сотрудничестве между Академией наук и консерваторией1. Основной задачей Центра являлось всестороннее изучение средствами современной науки художественной культуры человека, феномена искусства и внедрение полученных результатов в исполнительскую и педагогическую практику. Исследование проводилось в рамках общесоюзной программы АН СССР «Человек, наука и общество» и общесоюзной комплексной программы Министерства культуры СССР по эстетическому воспитанию. В программу работы Центра входило, с одной стороны, развитие и углубление научных знаний о природе человека, о его неисчерпаемом духовном потенциале и творческих возможностях, реализуемых в области искусства; изучение механизмов воздействия искусства, в частности музыки, на здоровье, психику и социальное поведение человека. С другой — дальнейшее развитие на научной основе теории и практики вокального искусства как важнейшего средства духовного обогащения человека, совершенствование методов профессионального отбора вокалистов с целью подготовки высококвалифицированных музыкантов-исполнителей. В рамках программы Центра была начата разработка ряда актуальных научно-методических проблем вокального искусства. А именно: научный анализ творческой лаборатории выдающихся мастеров вокального искусства (психологические портреты и техника пения) и изучение новых методов диагностики и развития вокально-музыкальных способностей человека на основе оценки степени развитости эмоционального слуха и ряда других психологических критериев. Естественно, что многогранная концертно-исполнительская, научно-исследовательская и методическая деятельность кафедры неразрывно связана с ее учебной работой и в конечном счете подчинена одной главной задаче — воспитанию высококвалифицированных музыкантов — художников, артистов и педагогов, подлинных носителей лучших традиций отечественной певческой школы. Единственно верным критерием оценки этой работы может служить деятельность выпускников кафедры, их вклад в развитие мирового вокального искусства.
Научный руководитель Центра — известный советский ученый, зав. лабораторией Сегодня воспитанники вокальной школы Московской консерватории выступают на оперных сценах ведущих театров страны, с успехом гастролируют за рубежом, побеждают на международных конкурсах вокалистов, продолжают славные педагогические основы своих учителей в музыкальных учебных заведениях нашей Родины и за границей1. Итак, представленная фактология художественного пути вокальной школы Московской консерватории за 125 лет существования убедительно свидетельствует, что она остается одним из ведущих центров мировой музыкальной культуры и продолжает развивать ценные стержневые традиции воспитания певцов-музыкантов, заложенные ее выдающимися представителями. Всестороннее освоение более чем векового наследия в соединении со смелым новаторством — основа дальнейшей творческой деятельности московской вокальной школы. Этот симбиоз ярко прослеживается в исполнительской, педагогической и теоретико-методической сторонах ее художественного кредо. За годы своего интенсивного творчества вокальная школа Московской консерватории обогатилась не только выдающимися мастерами педагогического искусства, но стала центром научной мысли в вопросах истории, теории и методики вокального искусства, завоевала весомый авторитет на международной арене культурных ценностей. Колоссален ее художественный потенциал. Московская вокальная школа обладает всеми необходимыми составляющими для дальнейшего успешного роста и укрепления поистине выдающейся роли в развитии русской музыки и отечественного исполнительского искусства, вклада в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Только за период с 1980 по 1991 год в основную и стажерскую труппы солистов круп- i нейших оперных театров приняты: Б. Бежко, М. Крутиков, М. Шутова, Н. Ерасова, А. Федин, В. Богачев, Е. Кудрявченко, И. Бикулова, М. Гаврилова (Большой театр Союза ССР); В. Тарашенко, А. Лошак, П. Черных, А. Короткий, Л. Билан, Т. Ясько, Д. Трапезников, Е. Суржикова, О. Маликов (Музыкальный театр имени КС. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко); Л. Трофимова, Л. Колмакова, О. Сенкевич, О. Крылова, М. Жукова, А. Мочалов, Н. Курпе (Московский камерный музыкальный театр); В. Чернов, Т. Силаева, М. Булатов (Ленинград); Н. Коваль, Т. Мячина (Киев); А. Дубровец, В. Савалей (Пермь); Е. Олейников (Красноярск); Н. Товстоног (Горький); Л. Тогушева (Воронеж); С. Аксенова (Уфа) и многие другие. М.М. МИРЗОЕВА Путь в искусстве Профессор вокального факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Мария Моисеевна Мирзоева, известный музыкант-исполнитель, является одним из авторитетнейших вокальных педагогов нашей страны. Воспитанница Московской консерватории М.М. Мирзоева окончила ее по двум специальностям: по классу фортепиано у Эмиля Фрея и была удостоена золотой медали и по классу сольного пения у В.М. Зарудной-Ивановой. Ее выступления в качестве концертирующей пианистки, певицы и аккомпаниатора выдающегося камерного певца А.Л. Доливо высоко оценены музыкальной общественностью и пользовались неизменной любовью слушателей. Более 60 лет отдала профессор Мирзоева служению вокальному искусству, из которых 54 года посвящены практической педагогике. Продолжая и развивая лучшие традиции отечественной певческой культуры, Мария Моисеевна внесла огромный вклад в сокровищницу советского вокального педагогического мастерства. Представители школы М.М. Мирзоевой — народная артистка СССР С. Киизбаева, народный артист РСФСР Н. Даутов, заслуженная артистка РСФСР, солистка ГАБТ, ныне профессор класса сольного пения Московской консерватории К. Кадинская, заслуженные артистки РСФСР, солистки Новосибирского оперного театра П. Ульянова и А. Грачева, заслуженная артистка РСФСР, солистка Минского оперного театра Л. Златова, заслуженная артистка РСФСР, солистка Пермского оперного театра Н. Сильвестрова, доцент кафедры сольного пения ГМПИ им. Гнеси-ных Г. Мальцева и многие другие — обязаны своими достижениями в искусстве мудрости и труду профессора М.М. Мирзоевой. Творческая деятельность Марии Моисеевны не ограничивалась только педагогикой. Она автор ряда статей и монографических очерков о певцах и педагогах, составитель и редактор сборников вокализов, учебных пособий для вокальных факультетов консерваторий. Мария Моисеевна Мирзоева (1896—1981) родилась в Тбилиси. Родители М. Мирзоевой не были музыкантами-профессионалами, но горячо любили музыку и понимали ее. Атмосфера, которая царила в доме, во многом способствовала пробуждению раннего интереса к музыке, а яркие способности — абсолютный слух, редкая музыкальность, завидная память — послужили основанием для серьезных занятий му-
М.П. Мусоргский П.И. Чайковский
зыкой. С семи лет она начинает брать уроки игры на фортепиано и изучать теорию музыки. А спустя два года поступает в Московскую консерваторию в класс А.И. Губерт. Однако пребывание в консерватории было непродолжительным. Из-за болезни руки М. Мирзоевой вскоре пришлось прекратить занятия, а по выздоровлении продолжить их, но уже на фортепьянных курсах, руководимых В.К. Коссовским. Ученик Т. Лешетицкого и П. Пабста — двух выдающихся педагогов-пианистов, В.К. Коссовский обладал блестящей техникой и ярким исполнительским темпераментом, но боязнь эстрады лишила его возможности стать концертирующим пианистом. Он был наделен истинным талантом преподавания. Всецело посвятив себя педагогической деятельности, Коссовский горячо и самозабвенно служил своему любимому делу. Успешные занятия с Коссовским в 1910 году были прерваны в связи с переездом всей семьи в Петербург. По возвращении же в Москву М.М. Мирзоева продолжила занятия с А.Б. Гольденвейзером, а некоторое время спустя была принята в Московскую консерваторию сразу на восьмой курс в класс Э. Фрея. В 1916 году М. Мирзоева блестяще заканчивает консерваторию. В своей рецензии на первый сольный концерт Мирзоевой, состоявшийся после окончания ею консерватории, музыкальный критик Гр. Прокофьев писал: «Прежде всего, исполнение г-жи Мирзоевой пленяет ярко выраженным элементом художественной воли и проблесками неподдельного темперамента, который так редко встречается у пианисток». Отмечает он также «отличное музыкальное чутье, большую технику и тонкое понимание эффектов педали»1. Наряду с положительными замечаниями критик, по признанию Марии Моисеевны, справедливо указывает и на ряд серьезных недостатков — часто произвольно избранную ею линию воплощения замысла, а также ломку ритма, техническую недоделанность и пр. 1 Русские ведомости. 1917. № 5. Одновременно с занятиями в классе Э. Фрея Мирзоева берет уроки пения у С.Г. Рубинштейн. Вспоминая этот период общения с замечательными педагогами-музыкантами, Мария Моисеевна рассказывает: «Если фортепьянную классику (Бах, Гендель, Моцарт и др.) я играла не очень охотно и хуже (больше удавались произведения Шумана, Шопена, Листа), то пела ее благодаря самой структуре голоса (высокое лирическое сопрано) с великим удовольствием. Мне поневоле приходилось несколько ограничивать свой темперамент и горячую увлечен-
i и и 11. исполнением. Зато в пении раскрывались новые черты исполни- ИЛьегва — менее присущие мне как пианистке, а именно глубокая it л у (ценность и изящество, именно то, чего мне не хватало в игре на фортепьяно. Некоторые музыканты считали, что пение мешает моим фортепьянным выступлениям. Другие, наоборот, находили, что рояль in нлекает от полной отдачи пению. Теперь, пройдя длинный творчес- i ми и педагогический путь, я могу совершенно объективно признать-| я, что просто не хватало ни здоровья, ни душевных сил на ту огромную внутреннюю напряженность, которую так ревниво требует рояль. I I нес же рояль я люблю страстно и до сих пор с чувством некоторой го- Перед поступлением в консерваторию в класс пения профессора ИМ. Зарудной-Ивановой М. Мирзоева технически была достаточно основательно подготовлена С.Г. Рубинштейн2. «Методика преподавания Софьи Григорьевны в дальнейшем явилась для меня той основой, на базе которой сформировались и мои взгляды в вопросах дыхания, а i аки звука, положения гортани, развития технических приемов и пр. и пр., — вспоминала Мария Моисеевна. — Строгая закономерность в системе ее занятий, простота и ясность методических формулировок и, наконец, ее практические показы вокальных приемов — все это необычайно живо сохранилось в памяти. Несмотря на полвека, отделяющих И) личной беседы автора с М.М. Мирзоевой. В дальнейшем изложении высказывания Марии Моисеевны даются в кавычках. Основные методические принципы и установки С.Г. Рубинштейн, система упражнений, применяемых ею, организация занятий в классе подробно раскрыты в статье: Мирзоева М.М. Педагогические принципы С.Г. Рубинштейн // Музыкальное исполнительство. М., 1973. Вып. 8. ii. 7550
меня от периода занятий с Софьей Григорьевной, я совершенно не чувствую грани прошедших лет, и ее педагогические принципы и в настоящее время остались для меня абсолютно актуальными». С.Г. Рубинштейн была не только педагогом, отлично владеющим системой преподавания вокала. Она была большим музыкантом и среди вокалистов того времени занимала видное место. Общение с ней сыграло огромную роль в жизни Марии Моисеевны. «Человек большого ума и таланта, добрая, безгранично щедрая, она была и навсегда осталась для меня самым светлым и отрадным воспоминанием моей юности». После смерти С.Г. Рубинштейн руководство дальнейшими занятиями пением взяла на себя В.М. Зарудная-Иванова, которая стала для ученицы наставником, воспитателем, другом, внимательно следившим за ее художественным развитием. Щедро делилась она своим огромным опытом, знаниями, и столько раз ее меткое замечание помогало справиться с неизбежными для певицы сомнениями. Это было подлинное творческое содружество, основанное на большой взаимной любви, доверии и уважении. Педагогические методы В.М. Зарудной и С.Г. Рубинштейн были в общих чертах схожи. Вместе с тем В.М. Зарудная-Иванова обладала индивидуальным педагогическим почерком'. «Разница в воспитании голоса, — вспоминала Мария Моисеевна, — была небольшой. Разве что Варвара Михайловна любила звук с большей дозой грудного насыщения и начинала работу с голосом от до первой октавы (у сопрано). Софья Григорьевна предпочитала вести занятия со среднего регистра от ля—си первой октавы. Но обе они любили и ценили тянущийся звук, ровный и гибкий по всему диапазону. И в исполнительском плане у них было очень много общего. Обе категорически возражали против всякой фальши, напряженности, искусственности в манере пения». В.М. Зарудная помогла исправить и те недочеты, которые были еще в голосе ученицы. В частности, несмотря на правильный, естественный прием грудобрюшного дыхания, освоенный у С.Г. Рубинштейн, мускулатура брюшного пресса и диафрагмы все же не всегда ей подчинялась. «Варвара Михайловна сумела специальными упражнениями укрепить еще недостаточную разработанность дыхательных мышц и тем самым помогла добиться полного контакта грудного и головного резонаторов. Звучание на "фундаменте", как любила повторять она, было основой ее ' О педагогической деятельности В.М. Зарудной-Ивановой см. соответствующий раздел данного издания.
Метода. Я приобрела уверенность в пении, появилась манера безоши- Значительное влияние на формирование Мирзоевой как музыканта оказал М.М. Ипполитов-Иванов, который всегда с охотой аккомпанировал юной певице. Мария Моисеевна часто прибегала к его советам. Она любила проигрывать или пропевать ему вновь выученные про- И (ведения. «Недавно окончив консерваторию по фортепьяно, — вспо-м п i [ала она, — я в то время очень смело (даже чересчур смело) подходила к трактовке некоторых произведений. Увлекаясь деталями исполнения, излишними rubato, капризностью темпов и контрастностью звучания, м часто забывала о целостности произведения. Форма получалась рас- | ШЫВчатой, и меня совершенно справедливо упрекали в некоторой нарочитости и произвольности исполнения. Михаил Михайлович, может i >ып>, более, чем кто-либо из музыкантов, с которыми я тогда соприкаса юсь, сумел найти нужные слова, предостерегавшие от опасного пути, на котором я тогда стояла. Указания его касались главным образом овладения соразмерностью структуры какого-либо произведения или части его. "Пс начинай с деталей, — говорил он, — детали придут сами собой. Прежде всего, старайся ощутить произведение в целом". Это в равной степени относилось к сочинениям больших и малых форм. Внимательно прислушиваясь к его дельным, метко и точно направленным замечаниям, я невольно стала пересматривать свои еще незрелые исполнительские позиции». В 1920 году в Малом зале консерватории состоялся первый сольный вокальный вечер М.М. Мирзоевой. Среди многочисленных слушателей был А.Т. Гречанинов. Покоренный музыкальностью и мастер-е i ком юной певицы, он предложил ей разучить и исполнить некоторые ею произведения. Мария Моисеевна с радостью дала согласие на совместную работу, результатом которой явились успешные выступления в Москве и других городах Союза. Date: 2015-04-23; view: 758; Нарушение авторских прав |