Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Салина Н.В. Жизнь и сцена. М.; Л., 1941. С. ПО





Шкафер В. Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936. С. 33.

а*

 

ЮНОСТЬ произношения речитативов. В Большом театре она пропела до Ц90 года.

Александр Петрович Антоновскийокончил класс профессора Галь-

н.|...... 1 1886 году. Еще будучи на последнем курсе, успешно выступил на

коп курсе вокалистов, проходившем в Большом театре, и стал лауреатом. I[ввцу был предложен дебют в опере А. Даргомыжского «Русалка», кото­рый состоялся 22 апреля 1886 года. Со сложной как в вокально-техничес­ком, так и в сценическом отношении партией Мельника началась заме­чательная артистическая деятельность А. Антоновского, которая про-н( шжалась на протяжении четверти века1.

Певец обладал феноменальным по силе голосом, красотой и по­лнотой звука, гибкостью и ровностью его на всем диапазоне, простирав­шемся до двух с половиной октав. Судя по рецензиям современников, представленным в указанной монографии Р. Арабаджиу, сила звука Антоновского сравнивалась с грохотом водопада, а отдельные звуки вер-ч1 кто регистра походили на взрыв вулкана. В нижнем же регистре голос ненца мог трансформироваться до самых мягких, нежнейших оттенков ше//,а voce, становясь пластичным и послушным тем художественным ЦДачам, которые диктовались музыкальным образом. О голосе певца Слагались легенды, писались стихи. Примечательны строки, приведен­ные в книге СЮ. Левика:

Голос мягок, сладок, сдобен,

Но и грому он подобен2.

Интересны высказывания музыкального критика Э. Старка (Зиг­фрида), подтверждающие истинность подобных суждений о певческом феномене Антоновского3.

1 ж |рчеству певца посвящена монография Арабаджиу Р. Незавершенная мелодия. Ки­шинев, 1983.

Чет/к СЮ. Записки оперного певца. М., 1962. С. 16. ' (!м.; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910 гг. М.; Л., 1940. (:, 124-127.

Но своим признанием на оперной сцене Антоновский обязан не только замечательному качеству голоса. Неизменно отмечая достоин-( I па вокальных данных, критика того времени высоко оценивала музы-кальпость, подлинный артистизм, эмоциональную выразительность, ее I еетвенность и достоверность воссоздаваемых им образов. Эти харак-Гврные для творчества Антоновского свойства были замечены рецен-



 

зентами уже в первом выступлении начинающего певца в Большом те­атре. «В "Русалке" трудную ответственную партию Мельника взял на себя г. Антоновский и отнесся к ней чрезвычайно добросовестно, начи­ная с внешности, грима и манеры держать себя и кончая подробностя­ми при передаче вокальной стороны партии»1.

Оперный репертуар Антоновского включал около 50 образцов вокальной музыки зарубежных и отечественных композиторов. Это прежде всего ведущие партии в операх «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского, «Майская ночь», «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Рогнеда», «Юдифь» А. Се­рова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фауст» Ш. Гуно, «Гугеноты» Дж. Мейербера и многие другие.

Артистическая деятельность певца протекала на ведущих опер­ных сценах Петербурга и Москвы (1886—1890 — Большой театр, 1900—1902 — Мариинский), в лучших частных оперных театрах Киева, Одессы, Москвы, Харькова, в оперном товариществе П. Прянишнико­ва. Последний период жизни А. Антоновский посвятил педагогике, также беззаветно отдавая свой талант и опыт делу воспитания молодых певческих кадров Молдавии. Начиная преподавать в Кишиневском му­зыкальном училище, он закончил свой славный творческий путь про­фессором Кишиневской консерватории.

 

Александр Михайлович Успенскийпо окончании курса консерва­тории в 1885 годубыл приглашен дирекцией на должность преподавате­ля по младшим классам пения2. По сохранившимся сведениям о харак­тере и качестве голоса мы имеем возможность судить о том, что рассчи­тывать на успешную оперную карьеру в плане исполнения главных пар­тий тенорового репертуара он не мог. И тем не менее мастерство владения вокальными средствами, врожденный ум, музыкальная эру­диция позволили А. Успенскому занять достойное место в труппе мос­ковского Большого театра. Отмеченные прессой3 еще в ученический период эти характерные стороны его артистической индивидуальности раскрылись в полную силу в годы работы в театре. Ему довелось высту-пать с такими корифеями русской оперной сцены, как Ф. Шаляпин, ' Русский курьер. 1886. № 108. 22 апреля // Цит. по: Арабаджиу Р. Указ. соч. С. 14. 2 РГАЛИ. Ф. 2099. On. 1. Ед. хр. 33. Л. 119.

Рецензент «Русского курьера» (1885, № 51), описывая голос Успенского как имеющий малоприятный тембр, замечал, что поет Успенский «умно и тонко музыкально». Цит. по: Московская консерватория. С. 150.

 

 

Л. Собинов, А. Нежданова, М. Дейша-Сионицкая и др. В своих теат­ральных воспоминаниях М. Вакарин пишет: «Есть в операх партии, не

I ребующие выдающихся голосовых данных, но трудные для исполне­ния с декламационной и сценической стороны. Их принято называть "характерными партиями", что мне кажется не совсем верным. Для этих партий не так-то легко найти хороших исполнителей. И на своем веку я мало слышал таких. Но была в Большом театре замечательная пара ис­полнителей "характерных" ролей — Тютюнник и Успенский. Без деше­вого переигрывания, без музыкальных искажений, строго придержива-КСЬ автора, они заставляли публику смеяться, не мешая ей слушать оперу.



Две их парные роли можно смело назвать знаменитыми. Это Ску-ы 11 Ерошка в "Князе Игоре" и Беппои Джакомово"Фра-Дьяволо". Как они могли так перевоплощаться из пропойц Древней Руси в итальян­ских бандитов, это можно объяснить их особым даром. Ведь в то время не было такой сильной режиссерской руки в опере, которая помогла бы им в этом.

У Успенского по окраске звука голос был какой-то «чудной», дру-loro слова не могу подобрать. Но ни один другой голос из слышанных мною не подходил так к партиям Дьяка в "Ночи перед Рождеством", Мпсаила в "Борисе Годунове", Бобыля в "Снегурочке" и т. п. ролям.

II вдруг я слушаю Успенского в роли Моцарта с Шаляпиным — Салье-
ри, а затем в такой трудной партии, как Звездочет в "Золотом петушке",
ко i орая у него была сделана прекрасно с музыкальной и со сценической
I троны и которая, конечно, явилась венцом его артистического твор-
чсс гва».

Успешной была и педагогическая деятельность A.M. Успенского,
...... >рую он вел в Московской консерватории, а позднее в Музыкаль-
но драматическом училище Московского филармонического общест-
ва. Под его руководством воспитывался замечательный певец
И 11.Дамаев.

 

 

Вакарин М. Театральные воспоминания. Советская музыка. 1949. №4. С. 65.








Date: 2015-04-23; view: 842; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию