Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III год
Мажорные и минорные гаммы в различных темпах. Хроматическая гамма. Украшения: апподжиатура, мордент, группетто, трель на отдельных ступенях в медленном движении. Стаккато. Вокализы: Бордоньи (3 exercicex et 12 vocalis), Брамбила. Маркези соч. 10. Бона (Ecole comphne de chant) Конконе: 15 вокализов соч. 12,25 вокализов соч. 10. Нава соч. 27 и 29. Лаблаша 12 вокализов и др. Арии из опер классического репертуара, преимущественно по-итальянски: Генделя, Скарлатти, Моцарта, Кариссими, Керубини, ('понтини, Морлакки, Росси, Паизьелло, Перголезе, Чимароза, Россини, I люка, Вебераидр. Технически легкие романсы: Россини, Доницетти и др. Примечание: Прежде чем приняться за разучивание пьес, назначенных профессором пения, учащийся должен упражняться в чтении их вслух в классе итальянского языка. Начиная с III курса учащийся обязан принимать участие в еженедельных музыкальных вечерах консерватории. Из пройденных в течение года приготовить к экзамену 10 вокали-ЮВ и 5 пьес. IV год Повторение упражнений третьего года, но в более скором движе-н и и. Приготовление и заключение свободной трели. Размеренная трель 1 диатонической и хроматической прогрессии. Вокализы: Бородоньи 36(selon legont moderne) Крешентини. Лприле 36 вокализов. Панофка (Vocalises d'artistes), Рубини и Бона (для Рвнора, баритона и баса), Ригини и др. Сцены, арии и morceaux d'ensemble из опер классического и совре-мгппого репертуара; итальянских, русских, французских, немецких. Романсы, дуэты и арии: Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рубинштейна, Баха, Шуберта, Шумана и др. Из пройденных в течение! i щв приготовить к экзамену: 5 вокализов, 5 арий и 5 романсов.
Угод Если профессор найдет необходимым, учащийся должен повторять упражнения и вокализы предшествующего года. Если же ученик может окончить означенные вокализы на IV курсе, то последний год он занимается исключительно подготовлением сценического репертуара на русском языке. Учащийся должен быть готов принять участие в ежегодном ученическом концерте или в публичном спектакле по назначению директора и профессора. Для окончательного экзамена требуется знание наизусть трех опер по выбору профессора. Кроме того, необходимо приготовить две арии: одну — пройденную с помощью профессора, другую — разученную самими учащимися без посторонней помощи. В программе обращают на себя внимание практически важные моменты. Прежде чем начинать заниматься постановкой голоса, то есть развитием его вокальных качеств, ученик был обязан правильно формировать в речи гласные русского языка. Это сразу заставляло его хорошо усваивать фонетические особенности русских гласных, не допуская их искажения, что так часто наблюдается в пении. Такое требование было тем более необходимым, ибо упражнения по постановке голоса начинались с сольмизации, а затем уже выполнялись вокализацией. Далее, нельзя не отметить большое количество вокализов, которые должны быть пройдены на первом курсе, — 25 (!). Им предпосланы замечания о необходимости опять-таки ясного произношения — залога будущей ровности гласных и дикционной четкости. Вокализы, гаммы и пассажи на втором году обучения поются на гласный а и уже с требованием выполнения нюансировки. 15 из пройденных вокализов готовятся к экзамену. Очевидно, разучено их должно быть больше. На третьем курсе одновременно с изучением «украшений» начинается пение со словами. Причем среди перечисленных сочинений отсутствуют произведения русских авторов. Считалось, что они более сложны на первом этапе пения со словами, так как привычные навыки речи (то есть речевые стереотипы) в эмоционально поданной мелодии могли легко увести от правильного звуковедения. Этим, вероятно, и объясняется, что произведения классического западного репертуара, в которых музыкальная выразительность является, как правило, ведущей и слово не так тесно взаимосвязано с мелодией, рекомендуется петь в основном по-итальянски. Требование четкого и фонетически точного произношения и осмысления текста закладывалось сразу, с первых шагов работы над художесшейными произведениями. В примечании сказано, что прежде чем исполнять пьесы в вокальном классе, ученик должен изучить текст этих пьес, 11 и тая его вслух в классе итальянского языка. И снова к окончанию третье-I о курса готовится 10 вокализов. Только лишь на четвертом году обучения н программе представлены произведения русских композиторов, а также сочинения западных романтиков. Вокализы поются не только на четвергом, но, если необходимо, и на последнем, пятом, курсе. В программе ясно прослеживается неукоснительное соблюдение принципа постепенности и последовательности в усложнении вокального материала, как в отношении упражнений, вокализов, так и произведений с литературным текстом. Данная программа являлась основным документом, по которому осуществлялась работа во всех вокальных классах, хотя некоторые отклонения от нее наблюдались в разных ситуациях в зависимости от особенностей голоса и таланта ученика. 11сльзя также не отметить необходимости приготовления в выпускном классе наизусть трех оперных партий по выбору профессора. Требования выпускного экзамена на вокальном факультете в течение последующих лет несколько изменялись и дополнялись, но основные положения программы существовали до 1917 года. Как свидетельствует содержание программы сольного пения и других дисциплин, объем работы, который предстояло выполнить учащемуся консерватории, был достаточно велик. Это требовало определенного уровня культуры, привычки и умения учиться, не говоря уже о высоте профессиональных навыков. А если учесть то обстоятельство, что при поступлении в консерваторию общеобразовательная подготовка могла быть весьма низкой — в объеме начальных классов средней школы, а в некоторых случаях и на уровне приемных требований средней школы, то становится очевидным, каким широким диапазоном знаний приходилось овладевать учащимся для достижения необходимой певцу-артисту профессиональной музыкальной и общей культуры. Педагогическое мастерство — наука о воспитании и обучении — неотделимо от мастерства исполнителя, тех принципов, которыми он руководствовался в своей певческой деятельности, и, следовательно, является непосредственным и естественным продолжением артистической практики. Вокальная педагогика — это творческий процесс, где индивидуальный опыт мастера, с одной стороны, приобретает более (обобщенный характер, а с другой — множится на ярчайшие личностные индивидуальности учеников, требующие от педагога нахождения отве-
та на сложные вопросы вокальной технологии, интерпретации, выразительности, артистичности и многие другие компоненты в воспитании певца, раскрытии его художественного потенциала. Общеизвестно, что методика мастера, представляющая собой совокупность принципов или способов обучения, может трансформироваться с появлением в классе нового таланта, оставляя главную стратегию, но неизменно меняя свою тактику. Теория, являясь во многом обобщением практического опыта, вырабатывает общие научные принципы в объяснении явлений, фактов, давая теоретические основы для множественности индивидуальных методик. Тем самым знание теории значительно расширяет диапазон применения различных методов и этим открывает новые возможности в практической деятельности. Как мы видим, исполнительство, педагогика, теория и методика в творчестве не только не противоречат друг другу, но связаны между собой взаимно обогащающей информацией. Даже беглого обзора достаточно, чтобы понять, что единство исполнительского, педагогического и теоретико-методического творчества в истории деятельности виднейших представителей вокальной школы Московской консерватории является с самого начала одной из устойчивых художественных традиций. Закономерен интерес к условиям зарождения и формирования этой традиции, а также тем чертам и особенностям, которым вокальная школа Московской консерватории обязана столь ярким развитием. 1 РГАЛИ.Ф. 661. Ед.хр. 8. Из истории Ленинградской консерватории. С. 10. На одном из заседаний Совета профессоров Николай Рубинштейн произнес речь, где указал «на большую ответственность, лежащую на Московской консерватории, которая обязалась перед лицом государства и народа приготовить не только специалистов по тому или другому инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова»1. Полное высказывание развивает дальше ту цель, которую ставил перед Петербургской консерваторией его брат Антон Рубинштейн. Из Устава этого ранее открытого музыкального вуза явствует, что основной целью преподавателя должно явиться «доведение ученика до высшей степени совершенства в исполнении, не теряя из виду, что он (педагог) должен образовать преимущественно хорошего музыканта и преподавателя, а не исключительно только виртуоза»2.
Итак, основное направление деятельности и Петербургской, и Московской консерваторий - это воспитание музыкантов, обладающих широкой эрудицией и компетентностью в своей профессии. Уже здесь усматривается прогрессивная тенденция к синтезу исполнительства, педагогики, теории и методики. И только в их единении руководители первых высших учебных музыкальных заведений видят прогресс в подготовке отечественных музыкантов. Стремление Николая Рубинштейна и его коллег по Московской консерватории не ограничиваться только узкой специализацией, а развивать кругозор и эрудицию будущих носителей музыкальной культуры нашло свое практическое воплощение в программах обучения и в подборе педагогических кадров. С самого начала к преподаванию в Московской консерватории были привлечены не просто хорошие исполнители и учителя, но крупные, известные в своей области специалисты. Во главе фортепианных классов помимо Н. Рубинштейна встали Иосиф Венявский, Карл Клиндворт (ученик Листа); скрипичных - замечательный чешский скрипач Фердинанд Лауб, немного позднее - Иван I ржимали; виолончельный класс возглавил Бернгард Косман. У вокалистов Рубинштейн также стремился расширить диапазон педагогических направлений. Наряду с русскими педагогами - замечательной певицей А. Александровой-Кочетовой он привлекает к работе ) [ж. Гальвани - представителя итальянского вокального искусства. Именно они будут определять в первое 20-летие направление творческой деятельности вокальной школы Московской консерватории, деятельности, в которой четко просматривается практическое воплощение замысла Н. Рубинштейна - воспитание музыканта «в обширнейшем смысле этого слона», специалиста, в совершенстве владеющего не только мастерством исполнителя, но способного к осмыслению и передаче своего опыта. Эта традиция, аккумулировавшая в себе разные стороны творчества, прошла главной линией через всю историю вокальной школы Московской консерватории. К 1880-1890-м годам вокальный факультет Московской консер-иатории вступает в пору своего расцвета. К этому времени его воспитан-пики достойно представляют московскую вокальную школу на ведущих оперных сценах России. Достаточно назвать такие имена, как I Клдмина, О. Пускова, М. Корякин, А. Святловская, 3. Кочетова, II Хохлов, М. Климентова, А. Антоновский, М. Медведев, А. Бо-ш.ска-Скомпская, М. Коровина и многие другие.
В 1890-е гг. к преподаванию в консерватории пришли Е.А. Лавровская, Л.И. Джиральдони, В.М. Зарудная-Иванова, К. Эверарди, А.И. Барцал, У.А. Мазетти, позднее - И.Я. Горди, А.В. Секар-Рожан-ский, В.Н. Петрова-Званцева. За время от основания консерватории до 1917 года на вокальном факультете, сменяя друг друга, работали в общей сложности двадцать педагогов.
Наиболее результативной и плодотворной, определяющей художественное лицо вокального факультета Московской консерватории первого 50-летия, была деятельность профессоров АД. Александровой-Кочетовой, Дж. Гальвани, Е.А. Лавровской, В.М. Зарудной-Ивановой, У.А. Мазетти, творчество которых раскрывается ниже. Такие педагоги, как А.Р. Осберг, И.И. Миллер, Л.И. Джиральдони, К. Эверарди, по отзывам современников, работали весьма продуктивно, но совсем недолго и потому заметного следа в истории вокального факультета не оставили. А. Барцал - известный певец Большого театра, хотя и преподавал в консерватории 23 года, как результативный вокальный педагог себя не проявил. К тому же весьма скудными оказались сохранившиеся материалы о деятельности многих из перечисленных за указанный период педагогов. В воссоздании творческого облика ведущих мастеров вокальной школы Московской консерватории автор старался придерживаться принципа наиболее исчерпывающего раскрытия их исполнительских воззрений, педагогического кредо, теоретико-методических взглядов. 11олнота, с которой даны эти сведения, обусловлена различным объемом данных, которые предоставляют нам архивные документы и литературные источники. Date: 2015-04-23; view: 706; Нарушение авторских прав |