Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Д. Александрова-кочетова
АД. Александрова-Кочетова — одна из ярких представительниц русской национальной школы пения, крупнейший отечественный педагог второй половины XIXвека. Человек огромной культуры и таланта, выдающаяся оперная и камерная певица, артистка и композитор, Л. Д. Александрова-Кочетова стала в ряду первых профессоров Московской консерватории. За тринадцать лет работы в консерватории, а затем в своей частной певческой школе она воспитала исполнителей и педагогов, сумевших поднять русское вокальное искусство на достойный профессиональный уровень. Александра Дормидонтовна Александрова-Кочетова (урожденная Соколова) родилась 13 октября 1833 г. в Петербурге. Детствои юношеские годы А. Соколовой прошли за границей - в Берлине. Там она блестяще оканчивает гимназию, в совершенстве овладев немецким, французским и английским языками, получив серьезные основы истории и естественных наук. В Берлине состоялось и знакомство с Антоном и Николаем Рубинштейнами, перешедшее в дальнейшем в дружбу, сохранившуюся на протяжении всей жизни. По окончании гимназии Соколова полностью отдается занятиям музыкой и пением. Первым ее учителем становится широко образованный музыкант и известный вокальный педагог Вильям Густав Тсшнер', с которым она занимается на протяжении трех лет, до воз-иращения в Петербург. Антон Григорьевич Рубинштейн принимает I оряч ее участие в судьбе юной певицы, вводит ее в круг музыкальных 1 Получив разностороннее образование в Германии, В.Г. Тешнер совершенствовался в Италии у знаменитого певца и педагога Доменико Ронкони, знакомился с методиками Бианки и Крешентини. Возвратившись в Германию, окончил вокальное образование у Иоганна Микша. собраний, которые устраивались по его инициативе и при непосредственном участии. Голос редкой красоты, исключительная музыкальность и артистическое дарование А. Соколовой получают признание, и она участвует в концертах с выдающимися музыкантами того времени: пианистами А. Рубинштейном и Ф. Лешетицким, знаменитыми певцами, гастролировавшими в России, - А. Бозио, Э. Кальцо-лари, Л. Лаблашем и многими другими. Вокальные занятия Соколова продолжает с Ф. Ронкони, методика которого близка основным принципам Г. Тешнера. Концертная деятельность А.Д. Соколовой не ограничивается участием в музыкальных собраниях. Она успешно выступает в концертах одного из старейших музыкально-просветительских содружеств -Петербургского филармонического общества1 и удостаивается чести быть принятой в его почетные члены. Выйдя замуж за Р.И. Кочетова, певица временно оставляет артистическую деятельность, возобновив ее лишь через семь лет. Приняв фамилию Александрова, А.Д. Кочетова окончательно посвящает себя профессиональной певческой карьере. Заручившись рекомендательным письмом от А.Г. Рубинштейна к музыканту Карлу Рейнике, она едет в Германию. Композитор, дирижер, пианист, Рейнике был в тот период управляющим симфоническими концертами Гевандхауза в Лейпциге. Рекомендация А. Рубинштейна, большого авторитета в музыкальном мире, обязала Рейнике выслушать Кочетову. Певица исполнила под собственный аккомпанемент большую арию из оперы К. Ве-бера «Волшебный стрелок». Интерпретация произведения настолько покорила знавшего многих достойнейших певцов дирижера, что он предложил Кочетовой дебют в ближайшем концерте. Исполнение оратории «Илия» Мендельсона-Бартольди с участием А. Александровой-Кочетовой имело огромный резонанс среди музыкальной общественности. Публика и критика выражали восторг и пожелания еще слушать необыкновенное пение русской певицы. И она участвует в целой серии концертов Гевандхауза, что крайне редко практиковалось в Лейпциге. Затем одно за другим следуют приглашения во многие города страны. Воспользовавшись такой возможностью, Александра Дормидонтовна включает в свои концерты лучшие образцы русской вокальной музыки. Она становится первой исполнительницей в Германии произведений великого Глинки. Основано в 1802 году. 1 декабря 1865 г. состоялось выступление певицы на сцене Большого театра. Для своего дебюта она избрала партию Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Назвать появление ее в театре только успехом нельзя. Это был подлинный триумф, значительное событие в музыкальном мире. Пресса писала: «Итак, русская опера все еще сиротство-нала, но 1 декабря был, вероятно, день ее именин: она получила подарок, которого при настоящем положении дел' никак не могла ожидать. Мы говорим о поступлении на сцену г-жи Александровой... певицы, одаренной редкими достоинствами... При первых звуках выходной арии (Антониды. - А.Я.) публика была очарована прекрасным мягким голосом певицы, а потом и замечательным ее искусством. Сердечная песнь, проникнутая глубоким чувством, то лилась звонкой струей, то рассыпалась светлым жемчугом... Игра дебютантки не менее ее музыкальных достоинств обратила на себя внимание знатоков в искусстве... все движения свободны и естественны, чужды всякого притязания на эффект...»2. В связи с блестящим дебютом Александровой-Кочетовой И.Ф. Одоевский писал: «...Одаренная высоким, сильным и звучным сопрано, г-жа Александрова не ограничивалась одними блестками музыки; совершенствуя свой голос под руководством итальянцев, она в то же время училась науке музыки, как у нас учатся немногие. Вполне развитый механизм пения, отличная игра на фортепиано, теория гармонии -все это доступно нашей молодой соотечественнице, как опытному профессору. Трудностей для нее не существует; она равно поет итальянскую, французскую, немецкую и русскую музыку, сохраняя характер, свойственный каждому из сих рядов музыки»1. Музыкальная критика, оценивая выступления Александровой-Кочетовой, единодушно отмечая высокие вокально-технические возможности певицы, ее незаурядное сценическое дарование, огромную музыкальную эрудицию, особое внимание обращала на задушевность, теплоту, глубину и правдивость трактовки исполняемого образа, умение подчинить виртуозность вокализации выразительности замысла. Эти качества являются характерными для лучших певцов - представи-
В императорских театрах того времени безраздельно господствовала итальянская опера. В Москве русская опера выступала на сцене Большого театра весной с отъездом итальянцев, появляясь раз в неделю. Гусские ведомости. 1865. № 144. 1 Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. С. 304.
телей русской школы пения, способных равно успешно исполнять как русские, так и иностранные образцы вокальной литературы. Обладая драматическим сопрано, Александрова-Кочетова благодаря высокому мастерству могла исполнять репертуар от сугубо драматических до лирико-колоратурных партий. Наряду с партиями Юдифи в одноименной опере Серова, Марии в «Мазепе» Чайковского, Наташи в «Русалке» Даргомыжского, Нормы в одноименной опере Беллини певица была замечательной Джильдой в «Риголетто» Верди, Маргаритой в «Фаусте» Гуно, Антонидой и Людмилой в операх Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Она с поразительной легкостью и изяществом исполняла труднейшую партию Людмилы и с не меньшим мастерством и глубиной передачи образа партию Гориславы. Это был, конечно, от природы уникальный голос, обогащенный талантом большого музыканта-художника. В 1867 г. Александрова-Кочетова совершает поездку в Прагу и на чешском языке поет партию Антониды. И снова триумф, и снова восторженные слушатели устраивают овации. Успех Александровой-Ко-четовой за границей имел огромное значение для пропаганды русской музыки. Говоря об исполнительском искусстве певицы, следует отметить ее активную камерно-концертную деятельность. Репертуар Александровой-Кочетовой характеризовался широким исполнительским диапазоном. Лучшие образцы ораториальной, романсовой литературы разных эпох и стилей заняли достойное место в ее артистической практике. Успешная деятельность Александровой-Кочетовой на сцене Большого театра продолжалась 13 лет, вплоть до 1878 г. С этого времени певица оставляет оперную сцену и целиком посвящает себя педагогической работе. Однако концертную деятельность она не прекращает, часто выступая со своими учениками. Приглашенная в 1866 г. Н.Г. Рубинштейном в только что открытую Московскую консерваторию в качестве профессора пения, она со свойственным ей фанатичным отношением к искусству львиную долю своей энергии отдает ученикам. Одновременно она ведет и частные уроки со многими молодыми певцами. Проработав в консерватории 13 лет и завоевав признание как выдающийся музыкант и вокальный педагог, Александра Дормидон-товна в 1880 г. покидает ее. Открытая ею частная школа, которую называли в музыкальных кругах «Академией Музыки», была настолько популярна, что педагог не могла удовлетворить всех желающих. В этой школе Александрова-Кочетова воспитала многих выдающихся певцов. В их числе: знаменитый баритон Хохлов, бас Абрамов, сопрано Ростовцева, баритоны Гончаров, Орлов, Салтыков и многие другие. Педагогическая деятельность АД. Александровой-Кочетовой продолжалась до конца 1890-х годов. Говоря о методике преподавания А. Александровой-Кочетовой, нельзя отделять занятия в консерватории от ее уроков с учениками дома. Сюда переносилось все то, что не укладывалось в консерваторские часы работы. Так, например, для занятий с ансамблями и хором доводились воскресенья. Ученики много пели в унисон, приучались слушать друг друга, достигать единства и слитности звучания. Попадая в класс Александровой-Кочетовой, молодой вокалист сразу чувствовал, что перед ним большой артист-музыкант, в высшей степени ответственно относящийся к искусству, которому служит, и требующий такого же отношения к нему от своих питомцев. Она видела В них не просто учеников, а будущих артистов русской сцены, продолжателей того дела, которому отдала лучшие годы своей исполнительской деятельности. Профессор принимала в свой класс ученика при наличии достаточ-I юго вокального материала. Но главным для педагога были музыкальность оудущего певца, его общая интеллигентность, обаяние, внешние данные. I юл ыпое значение в успехе формирования таланта придавалось глубокому внутреннему контакту между учеником и педагогом. В тех случаях, когда | кшмопонимание отсутствовало, уроки прекращались. Но такие случаи были исключением. Александра Дормидонтовна была добра, благожелательна ко всем своим ученикам, что, однако, не мешало ей быть весьма требовательной. По настоянию педагога на уроках должны были присутствовать все ученики. Это служило развитию вокального слуха, освоению репертуара, позволяло лучше понять методу профессора. Непременными требованиями педагога были абсолютная тишина в классе, внимание, сосредоточенность и творческая активность на занятиях. Н.Р. Кочетов1 так характеризует метод работы профессора Александровой-Кочетовой: «...у нее создалась своя метода, которую я
' Кочетов Н.Р. (1864-1925) - сын А.Д. Александровой-Кочетовой. Юрист по образованию, ОН нею свою жизнь посвятил музыке. Всесторонне образованный человек: композитор, дирижер, музыкальный и художественный критик, историк музыки и вокальный педагог - Кочетов обладал огромной музыкальной эрудицией и широтой взглядов. Принципы преподавания матери положены им в основу собственного педагогического метода. Большой интерес представляет его брошюра «Вокальная техника и ее значение» (М.,1930).
назову индивидуалистической... Она стремилась найти такую постановку, которая отвечала бы физическим особенностям ученика. Угадать вокальную индивидуальность было первой заботой. Второй - была угадать художественную индивидуальность и представить ее должным образом. Отсюда умение выбрать для каждой ученицы соответствующий репертуар и, в случае публичного выступления ее, показать ее в хорошем свете»1. Эти два основных положения в педагогическом методе Александровой-Кочетовой обычно давали ожидаемый и необходимый результат. Как правило, ее ученики развивались и в вокальном, и в художественном отношении, успешно и неизменно производили самое выгодное впечатление, даже вне зависимости от качества голоса или музыкальной одаренности. Умение раскрыть вокальный и художественный потенциал учеников было основной чертой педагогического таланта профессора. Поэтому на ученических концертах создавалось впечатление, что у всех ее воспитанников профессиональные голоса, и все они поют музыкально, хорошо чувствуют стиль произведения, отличаются артистической выразительностью. Знакомясь с новым учеником, Александрова-Кочетова прежде всего обращала внимание на звучание среднего регистра его голоса и расположение переходных звуков. Внимательно вслушиваясь, педагог искала наибольшей естественности и полноты тона, пробуя звучание на разных гласных. Подбирая наиболее красиво с точки зрения эталона звучащий гласный, она брала его за основу в построении всей методики работы с данным учеником. Насколько верно Александрова-Кочетова подходила к диагностике голоса, может служить пример из практики ее занятий с П. Хохловым. Будучи еще студентом юридического факультета университета и обладая хорошим голосом, он начал учиться пению у известного педагога Ю. Арнольда в Общедоступных классах. Арнольд был в восторге от дарования ученика и вел его как баса. Но через два года занятий голос Хохлова деградировал, и стала очевидной необходимость менять методику работы. Прослушавшись у Александровой-Кочетовой, он, к удивлению, услышал приговор, что голос его не бас, а баритон. Профессор в пении Хохлова прежде всего обратила внимание на звучание середины диапазона и занялась ее укреплением в пределах одной октавы от ре малой до ре первой. Вскоре голос перестал качаться, звуча- ' ГЦММКим. М.И. Глинки. Ф. 8. Ед. хр. 4. Л. 7.
КИе н i.i ровнял ось и стало полным и свободным. После этого Александра Дормидонтовна стала постепенно расширять верхний участок диапазона, где голос звучал чисто баритоново и необыкновенно красиво. Дальнейшее развитие его таланта шло настолько успешно, что скоро вся му-и.1 кальная Москва заговорила о новом замечательном баритоне, ученике Лтксандровой-Кочетовой - Хохлове. Итак, начало работы над техникой голоса всегда велось с совершенствования середины диапазона и только затем, следуя постепенности увеличения нагрузки на голосовой аппарат, границы диапазона расширялись. Для работы над средним регистром и выравниванием переход-пых нот Александрова-Кочетова использовала упражнения, которые включали несколько звуков смежных регистров. Система упражнений (>ыла составлена из простых попевок, легко запоминающихся и четко ритмически организованных. В исполнении упражнений непременными требованиями были точность интонации и безукоризненная ритмичность. Иногда педагог видоизменяла, дополняла их в соответствии с индивидуальными особенностями голоса ученика, экзерсисами из популярных руководств по пению Абта, Лютгена, Маркези, Лаблаша. II число упражнений включалось обязательное пение интервалов в различных тональностях, рассчитанных на то, чтобы захватить несколько нот смежных регистров. Упражнения пелись на разные гласные, слогосочетания и закры-1ым звуком. Гласный звук а Александрова-Кочетова считала самым I рудным и вначале никогда не предлагала вокализировать на нем. Он попускался только при сольфеджировании как необходимый в названии нот. К его звучанию в пении она подходила через вокализацию на Гласные и и э, которые полагала более легкими и удобными для пра-■Ильного оформления певческого тона. Именно звуки низ применялись ею больше всего при начальной работе над голосом и пении перни х вокализов. Перед тем как спеть тот или иной гласный звук, необходимо было его ясно представить. К этому ученики приучались с самых первых занятий. Педагог объясняла, что, если отчетливо представить Вебе высоту и окраску звука, мышцы голосового аппарата сами реализу-ю1 эти представления, не надо только им мешать. Так, исподволь, раз-1Ивались составляющие элементы вокального слуха. Большое значение в методике обучения придавалось развитию умения удерживать хорошую округлую форму гласных с ощущением зевка в
глубине рта. Она обращала пристальное внимание на полноту каждого гласного звука, требуя фиксации и запоминания положения языка, нёба, губ, гортани при свободе заднего отдела рта и глотки. Эту форму, то есть объем, надо было сохранять при смене гласных или изменении высоты тона. Только при этих условиях звук всегда будет правильным, а гласные — четкими и ясными, говорила Александра Дормидонтовна. Серьезное внимание она уделяла форме рта и работе губ, ратовала за их самостоятельность и активность. Никакой скованности и искусственного положения тут не допускалось. Лицо должно быть свободным и выразительным. Профессор Александрова-Кочетова считала, что овладение естественной мимикой — для певца совершенно необходимое качество, которое помогает не только вокальной технике, но и решению исполнительских задач. Особое значение придавалось началу звука, то есть атаке. Атака должна быть всегда точной, без «подъезда» или грубого нажима и хорошо поддержанной дыханием. При этом звук может ощущаться в определенном месте нёбного свода, индивидуального для каждого. Это место рекомендовалось запоминать, а ощущение атаки следовало сохранять, не позволяя дыханию его нарушить. Дыхание должно плавно поддерживать звук и никогда не «сдвигать» его с места. Александра Дормидонтовна требовала от учеников знания анатомии голосового аппарата и его работы в пении, всего того, что читалось в курсе по анатомии. Она считала это необходимым, чтобы ее показы тех или иных вокальных приемов были понятны, а певческие ощущения осознавались и запоминались. С первых уроков педагог объясняла работу дыхания, показывая, в чем заключается преимущество диафрагматического типа по сравнению с ключичным. И если в том была необходимость, на себе демонстрировала разницу между ними. При вдохе рекомендовала не перегружаться воздухом и учиться расходовать его в пении медленно и равномерно, чтобы звук лился плавно и без толчков. Специальных упражнений для развития дыхания в отрыве от пения Александра Дормидонтовна не применяла. По ее мнению, «само пение есть дыхание», поэтому она строила свою систему постановки голоса так, что овладение певческим дыханием шло вместе с развитием вокальной техники. Широко применялось ею и считалось чрезвычайно полезным, особенно в начальный период обучения, пение закрытым звуком. Смысл этих упражнений она видела в умении управлять поднятием мягкого нёба и в развитии способности оставлять свободный проход в носовую полость. Последнее способствовало нахождению головного резонирования, столь необходимого для правильного оформления певческого голоса. В работе над выравниванием гласных звуков голоса основное внимание уделялось развитию навыка удерживать форму и полноту гласных, сохраняя положение «зевка», то есть хорошо открывая задний отдел рта и глотку. Неизменность сохранения «зевка» способствовала ровности звучания гласных, свободе перехода от одной к другой, от поты к ноте, создавая непрерывный поток звучания голоса в мелодии, освоению легато, составляющего основную базу кантилены. Кантиленное звучание являлось основной целью педагога, к которой она шла всей созданной ею системой работы. Особое место в ее методике занимали упражнения на филировку звука. В начале на среднем регистре и удобных тонах звучание начиналось на piano и равномерным усилием дыхания доводилось до forte. Затем также плавно сводилось к piano. Большое значение придавалось умению петь вполголоса mezza voce. Александрова-Кочетова считала, что наличие в голосе навыка mezza voce является показателем правильной организации звука. Новые произведения учились сначала именно на mezza voce, но если профессору нужен был в каком-то месте полный звук, то по ее жесту ученик, не прерывая пения, усиливал звук до нужной громкости и также свободно уходил на mezza voce, когда эта надобность отпадала. Такой навык плавного усиления и ослабления звука дыханием позволял хорошо контролировать умение петь кантиленно, певуче и становился важным выразительным средством при исполнении художественных произведений. Развитием дикции в пении профессор специально не занималась, по рекомендовала ученикам внимательно вслушиваться в звучание московской русской речи, не допуская ее искажения теми, у кого отмечался какой-либо акцент. Ее система воспитания голоса с естественностью и выравненностью гласных позволяла без затруднений четко произносить слова текста с сохранением вокально-мелодической линии. Совершенно оригинальным в методике работы АД. Александровой-Кочетовой являлось овладение навыком пения в унисон. Она соединяла однородные голоса и предлагала исполнять различные упражнения. Они обычно сочинялись самим профессором, но иногда использо вание!, мелодии и произведения других авторов. Предпочтение отдава- Moci. образцам старинной вокальной классики. Музыкальный материал
всегда подбирался в расчете на пение в среднем регистре голоса. Это отражало основной принцип работы профессора. В унисонном исполнении Александрова-Кочетова следила, чтобы ни один голос не выделился из общего звучания, не нарушил строя неточной интонацией, ошибочным ритмом и т.д. Особое внимание обращалось на регистровую ровность голосов. В результате исполнение доводилось до такого полного, гармонического и красивого слияния звуков, что невольно создавалось впечатление, словно поет один певец большим, сочным голосом. В ансамблевом и хоровом исполнении профессор приучала учеников хорошо слушать не только свой голос, но и звучание голосов партнеров. При этом она советовала находить для себя необходимую силу звука и, подстраиваясь, органично вливаться в ансамблевое звучание. Хоровые занятия были строго обязательны для всех учеников, начиная с младших классов. Эта работа рассматривалась педагогом как необходимый элемент не только в развитии вокальной техники, но и в совершенствовании музыкальной выразительности. Художественный эффект от исполнения ансамблей был необычайно велик, «...в одном из концертов, - вспоминает Амфитеатрова-Левицкая, - унисонное исполнение всеми ученицами арии «Дайте мне слезы» из оперы Генделя «Ринальдо» произвело фурор, а в другом двенадцатью ученицами первого номера из «Stabat mater* Перголези, написанного для сопрано и альта, вызвало целую сенсацию... Пресса назвала исполнение выдающимся и превозносила талант и умение профессора Александровой-Кочетовой воспитывать природные дарования своих учеников, чтобы добиваться такого идеального ансамбля»1. Естественно, что в методику работы Александровой-Кочетовой входило, кроме развития кантилены как основы пения, овладение техникой подвижности голоса. Педагог считала ее прекрасной гимнастикой для голосового аппарата в поддержании его гибкости и эластичности в работе. Для этого использовались различные виды гамм, арпеджио, пассажей, стаккато, группетто, форшлагов, трелей, иногда каденций. Той же цели служили вокализы, где элементы беглости встречаются в самых различных комбинациях. Следуя принципу постепенности увеличения сложности и темпа колоратурных пассажей и украшений, она добивалась от учеников отличного владения техникой беглости во всех ее видах. Вся работа над различными элементами техники голосоведения проходила под аккомпанемент Александровой-Кочетовой, что уже Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966. С. 83-84.
само по себе повышало художественный уровень исполняемых методических упражнений, не говоря уже о вокализах и произведениях с текстом. Таким образом, соединение вокальной техники с выразительными шдачами осуществлялось в классе постоянно и неразрывно, в чем, несомненно, проявлялась ее прогрессивная педагогическая позиция. Никаких упражнений вне музыки в классе не давалось. Это касалось и техники беглости, к которой также относились как к необходимому выразитель-пому средству. Профессор всегда говорила о том, что чем выше вокальная техника, тем богаче палитра выразительных возможностей певца. Как пример органичного единства техники и совершенного исполнения художественных задач можно привести случай из занятий с П. Хох-ловым, когда Александрова-Кочетова,несмотря на красивое звучание арии Демона «Не плачь, дитя», все время была недовольна исполнением и предъявляла певцу все новые и более высокие требования. «Как-то раз, повторив фразу "И будешь ты царицей мира" раза два, Хохлов заметил: - Ведь красиво, Александра Дормидонтовна?! - Красиво, Павел Акинфиевич, - подтвердила она, - но пока только благодаря красивому тембру, а вот когда фраза станет правильной, то будет еще красивее»'. И в дальнейшем Хохлов стал славиться «знаменитым хохловским соль» не только в «Демоне». Редко кому удавалось с таким подлинным трагизмом развернуть финальную ноту в «Онегине», не говоря уже об изумительно чарующем pianissimo, которым он с поразительной легкостью заканчивал последнюю фразу арии в саду. Таким образом, глубина воплощения в звуке всей палитры переживаний всегда ставилась педагогом в нерасторжимую взаимосвязь со свободой владения техникой пения. «Знаменитое хохловское соль» - это не просто красивая нота, но непосредственное выражение трагических пли лирических эмоций исполнителя, вызванных сценической ситуацией, органически входящее в вокально-художественный образ. «Холодной виртуозности», показа ее вне музыкально-выразительных задач н классе не встречалось. Строго следя за стилем исполнения, Д. Aiсксандрова-Кочетова никогда не допускала так называемого «бездумного» пения, неуклонно требуя осмысленности, точности и эмоционального отношения к произведению. Как-то один из ее учеников-теноров, свободно владевший верхним регистром, спел романс Глинки 1 Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966. С. 81.
«Северная звезда» и позволил себе в конце романса во фразе «...звезда северная» вставить от себя верхнее ля и хорошо его сфилировать. Естественно, что Александра Дормидонтовна тут же отреагировала, сказав: «Значит, вы считаете, что Глинка менее вас музыкален, что решаетесь его поправлять?!»1. Огромную роль в успешном развитии учеников класса играл показ учителя. Располагая исключительными голосовыми возможностями, педагог убедительно демонстрировала любое положение, над которым работала с учеником. Живой, заразительный показ прекрасно выработанным голосом действовал лучше всяких слов, вызывая желание подражать услышанному. Совершенное владение техникой пения, послушной любому исполнительскому намерению, служило наглядным примером того образца, к чему надо было стремиться. Особого внимания заслуживает требование профессора, чтобы ученик при повторении ее показа четко представил и проанализировал свои ощущения работы голосового аппарата. Только тогда показ принесет действенную пользу, говорила она. Вся система работы в классе была построена на понимании специфики голоса каждого ученика, для которого, исходя из своих установок, профессор индивидуально подбирала необходимые упражнения, вокализы, произведения с текстом. В результате все голоса, как правило, развивались успешно. Поэтому на концертах ее учеников всегда создавалось впечатление, что в классе все голоса хорошие, и бытовало мнение, что Александра Дормидонтовна отбирает в класс учеников только с отличными вокальными данными. Между тем это был прежде всего результат умелого индивидуального подхода к каждому ученику, проявление педагогического таланта. Воспитанники класса участвовали как в общих ученических концертах консерватории, так и в специальных концертах класса, которые Александра Дормидонтовна обычно устраивала в Малом зале Благородного собрания. А наиболее способные привлекались к участию в концертах, организуемых Русским музыкальным обществом. Таким образом, приобщение учеников к публичным выступлениям шло достаточно активно. 1 Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966. С. 81 Репертуар, с которым молодые певцы выходили на концертную эстраду, был весьма разнообразен. Но в основном, естественно, отражал программные требования соответствующего курса. Анализ программ выступлений учеников с 1869 по 1880 год показал:
а) стремление педагога обучать воспитанников на самых высоких б) определенное внимание Александровой-Кочетовой к русской Весьма широко практиковались ансамблевые выступления учеников в дуэтах, трио, квартетах и т.д. Навык ансамблевого пения воспи-i ЫВался в классе с первых лет обучения. В концертном репертуаре значатся: дуэты — «Горные вершины» А. Рубинштейна; дуэты из оперы •Русалка» А. Даргомыжского, из произведений Д. Россини и Ф. Мендельсона, изопер«Линдади Шамуни» Г.Доницетти, «Гугеноты»Д. Ме-йербера, «Травиата» и «Аида» Д. Верди, трио из опер «Русалка» А. Дар-I омыжского, «Жизнь за царя» М. Глинки, дуэт и трио из оперы «Дино-ра» Д. Мейербера и другие. Уже само перечисление показывает то значение, которое придавалось ансамблевому музицированию и его месту п учебной программе класса. Все это, включая унисонное и многоголосное хоровое пение, входило в методику занятий профессора Лнександровой-Кочетовой и было характерным для ее школы пения. Совершенно особое, самостоятельное место в работе данного класса занимали подготовка и проведение так называемых специальных весенних концертов. Их программы всегда были подобраны с большим вкусом и вниманием к возможностям каждого ученика, а уровень предварительной работы был столь высоким, что концерты воспринимались как крупные музыкальные события. Не случайно в ряде случаев в них принимали участие такие выдающиеся исполнители того времени, как 11. Рубинштейн, С. Танеев. Подготовка к концертам начиналась за два — ива с половиной месяца. Репетиции проходили на квартире профессора, идя чего зала превращалась в импровизированную сцену. Как всегда, произведения, подобранные педагогом в расчете на индивидуальные способности каждого ученика и имевшие целью показать его в наиболее выгодном свете, разучивались самостоятельно. Александра Дормидон-ГОВНа добивалась строгой гармонии между исполнительскими возможностями молодого певца и задачами убедительного художественного воплощения произведения. В результате такой тщательной работы в ин-к'рпретации романсов, песен, арий, ансамблей всегда ощущался строго соответствующий им музыкальный стиль. Имеющиеся у нас данные, составленные по сохранившимся печатным программам вокальных вечеров с 1873 по 1890 г. консерваторско-
го класса Александровой-Кочетовой, а затем ее частной школы, показывают, с одной стороны, некоторые единые принципы их построения, а с другой — большую свободу использования музыкального художественного материала по сравнению с общими смешанными, то есть состоящими из представителей других классов и исполнителей, концертами. Среди общих принципов построения программ надо прежде всего отметить обязательное включение ансамблевых и хоровых номеров, с не-пременным участием в них учеников младших курсов. Из 307 вокальных номеров 57 посвящены различным видам ансамблей, унисонному и многоголосному пению. Характерной особенностью концертных программ класса является активное участие в них самого профессора. Александрова-Кочетова не только аккомпанировала своим ученикам, но и пела в ансамблях. Таким образом, она не только демонстрировала результат своей работы с учениками, но и личным примером показывала образцы исполнения. Естественно, что это в большой степени повышало ответственность учеников. Петь вместе с такой знаменитой певицей, какой была Александрова-Кочетова, и оказаться на должном уровне исполнения было задачей весьма непростой, требовавшей мобилизации всех музыкальных и вокальных ресурсов от каждого ученика. Классные вечера Александровой-Кочетовой включали больше произведений русской музыки по сравнению с общими консерваторскими ученическими концертами. Расширение отечественного репертуара шло прежде всего за счет включения сочинений П. Чайковского, М. Глинки, А. Рубинштейна, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Серова, отдельных произведений М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева. Иногда исполнялись романсы, написанные самой Александрой Дормидонтовной. Критика чутко отзывалась на эти концерты, и в ближайшие дни в газетах не только Москвы, но и Петербурга появлялись многочисленные рецензии, причем некоторые из них с достаточно подробным анализом как общего педагогического почерка профессора, так и выступлений отдельных учеников. П.И. Чайковский так отзывался о музыкальном вечере: «Концерт известной учительницы пения, примадонны нашей русской оперы г-жи Александровой оставил о себе у всех присутствовавших на нем весьма приятное воспоминание. Мы слышали на этом концерте многочисленных учениц и одного ученика г-жи Александровой, которых можно поздравить с тем, что их таланты попали в хорошие, опытni.ic руки. Г-жа Александрова не тщится, подобно некоторым учителям пения, пускать пыль в глаза публике плохими трелями и грубыми фио-ршурами своих учениц. Она, очевидно, прежде всего, старается споспешествовать только естественному развитию и укреплению голосовых <>l• I анов, атакже простому, нормальному издаванию звука (emission), а in и этом ли состоит все искусство пения? Ничто так не губит голоса, |.и насильственное прививание к ним колоратурных украшений, для Которых требуется уже вполне окрепший, твердо поставленный голос. I жа Александрова не пренебрегает и этими утонченностями школы, in юна не ставит их на первый план, отдавая все свое внимание широкому, открытому пению <...> мы не слышали в этот вечер ни одной фальшивой ноты, ни одной неудачной фиоритуры, ни одной антихудожес-I пенно исполненной фразы»'. Музыкальный критик «Русского курьера» пишет: «Концерт i ж и Александровой-Кочетовой (26 февраля) при содействии ее учениц п учеников привлек, по примеру прежних лет, множество посетителей, и нужно отдать справедливость: разнообразно составленная программа BFO (всего исполнено былое повторениями и прибавлениями 28 вокальных пьес) была передана с образцовою и художественною выдержанное i ью фразировки и безупречною интонацией. Правильная постановка I олосов и музыкально осмысленная интерпретация как целого, так и не талей каждой пьесы, к какому бы характеру школы и направления они пи принадлежала, — вот особенности, вынесенные нами из этого ИЧера. Из номеров совместного пения отметим: колоратурную арию "I uribondo" из старинной классической оперы Генделя, которая исполнена была в один голос 12 ученицами с удивительным эффектом два pi ia; далее, известное трио из первого акта "Русалки" Даргомыжского и пи включения концерта квартет из "Риголетто". Солистки-вокалист-I п были все состоятельны, особенно по тонкости отделки и интониров-, понимая это слово в обширном смысле»2. «Русские ведомости» отметили и другие привлекательные стороны певческой методы профессора Александровой-Кочетовой: «После I ромадного голоса, потрясавшего залу, мы слышали иногда миниатюрный по размерам голос, но и в нем открывались свои прекрасные стороны, которые приковывали к себе внимание публики и делали трудным I равнение и предпочтение. Но дальше прекрасного исполнения, пока- Чайковский П. Полное собрание сочинений. T.l 1. С. 143—144. Русский курьер. 1885. № 58.
зываюшего, что все исполнители — ученицы одной учительницы, — не шло влияние школы. В противоположность тем пресловутым заграничным мастерам, делающим голоса для оперы, которые стараются подводить их под одну, часто невысокую мерку, с помощью которой мастера эти делали когда-то свой собственный успех, школа г-жи Александровой отличается многоценною особенностью: она дает свободно развиваться голосу в его естественных пределах, старается сохранить все лучшие особенности голоса, устраняя только дурное. При такой методе становится невозможным столь частое явление ранней старости, утомленности голоса; голоса долго сохраняют свою свежесть и, что имеет огромную важность, не делаются инструментом или слепою копией, а удерживают вполне свою индивидуальность»1. Как правило, во время проведения концертов в Москву съезжались провинциальные антрепренеры, которые считали своим долгом познакомиться с молодыми дарованиями. Выступлениям в этих концертах немало обязаны своей артистической карьерой такие певцы, как Корякин, Хохлов, Абрамов, Салтыков, Кадмина, Святловская, Пуско-ва, З.Р. Кочетова, Соколова, Лазарева, Толстая и многие другие, сыгравшие выдающуюся роль на столичных и крупных провинциальных сценах. Особо следует отметить работу Александровой-Кочетовой по подготовке необходимых в репертуаре певца оперных партий, которые согласно требованиям ученики должны были пройти в классе. По программе полагалось к окончанию курса обучения иметь не менее трех ведущих партий. Однако воспитанники Александры Дормидонтовны, как правило, осваивали значительно большее количество образцов оперной литературы. Так, например, на заседании Художественного Совета профессоров консерватории от 14 апреля 1880 г.2. было запротоколировано, что выпускницы класса профессора Александровой прошли оперы: А. Левицкая — «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Рогнеда» А. Серова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Динора» Д. Мейербера; В. Лазарева — «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Роберт-Дьявол» Д. Мейербера, «Фра-Дьяволо» Ф. Обе-ра, «Волшебный стрелок» К.М. Вебера, «Фауст» Ш. Гуно, «Фиделио» Л. ван Бетховена, «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Музыкальный листок. 1873. № 2. РГАЛИ. Ф. 2099. On. 1. Ед. хр. 33. Л. 21 об., 22 об.
В работе с учениками над оперными партиями профессор не Ограничивалась только тщательной подготовкой вокальной и музы- ■ | и.пой сторон, но проходила их сценически. В поиске художественного воплощения образа профессор учила ИСХОДИТЬ от глубокого внутреннего постижения музыки и текста. Учеников приучали вдумываться в смысл роли, воображать сценическую мп уацию, а главное — чувствовать музыку, ее эмоциональное содержание Ike внешнее поведение артиста должно определяться его душевным состоянием. Александрова-Кочетова строго следила, чтобы учени-(•ii аккуратно посещали классы танцев, фехтования, занимались дома i нмиастикой. Владению своим телом, мышцами придавалось большое т.пение, а простые упражнения гимнастики Александра Дормидон- · i ища показывала сама. То, что для нас теперь является азбучной истиной, в те времена, когда оперные режиссеры в основном «разводили» ми истов на сцене и показывали жесты, которые внешне подходили к Юму или иному состоянию героя оперы, это было далеко не ординарным. Сценическая работа над образом шла по принципам правдивого, Iи.1 мистического отображения душевных переживаний, следуя традициям русской драмы и лучшим образцам отечественной национальной школы пения. Талантливая артистка Александрова, сумевшая развить свое сценическое дарование, взяв лучшее, что в те времена имел про- ·наиленный Малый театр, умела это передать своим ученикам. Проходя | (Чередную сцену, Александра Дормидонтовна заставляла вдумываться и роль, предостерегая от излишней жестикуляции, говоря, что жест дол- • Mi сам появиться, если артист по-настоящему проникся музыкой композитора и ясно представляет себе чувства и мысли изображаемого РЮрсонажа. В противном случае и пение, и поведение на сцене станут бессмысленными. По воспоминаниям учеников, педагог настойчиво · оветовала больше наблюдать, как все происходит в жизни: как люди Общаются между собой; как ведут себя в различных ситуациях и обстановке. К примеру, когда в классе разучивалась опера П. И. Чайковского I вгений Онегин» и одной из певиц никак не давались движения, а I Мвное — жесты и походка няни Татьяны, ученица, отчаявшись, обра-РИлась за помощью к своей наставнице. Александра Дормидонтовна, Пригласив всех участников спектакля к себе домой на обед, ради такого in I томительного случая просила подавать обед старушку, напоминавшую прототип няни из оперы. Незаметно для окружающих она дольше Прежнего разговаривала с ней, лишний раз задерживала возле стола.
В это время Коншиной, исполнявшей в спектакле роль няни, пореко мендовала последить за тем, как старушка ходит, стоит, как говорит и каковы у нее жесты. Таким образом, сценическая работа над ролью отвечала тем прип ципам, которые были необходимы для воспитания певцов - будущих исполнителей русской оперы, где требуется создание правдивых, реалистических образов, где необходимы искренность переживаний, неподдель ная простота и полное подчинение всех внешних выразительных средств исполнительским задачам. Дом Александры Дормидонтовны Александровой-Кочетовой был для ее учеников не только местом репетиций и личного общения с профессором, но и своеобразным университетом. В нем собирались представители артистического, музыкального мира, люди науки, литераторы, критики. Артистический авторитет, обаяние личности, высо кая культура хозяйки делали этот дом желанным для большого круг;: людей. Часто на собраниях присутствовали известные европейские певцы, такие, как сестры Маркизио, баритон Рота и многие другие. Бывал на них и Н. Рубинштейн. Естественно, что непосредствен ное общение с крупнейшими музыкантами и представителями передовой русской интеллигенции, их мысли и споры об искусстве оказывали большое влияние на учеников. С самого начала своей педагогической деятельности профессор привлекает наиболее подготовленных учеников к совместным выступлениям в концертах, симфонических собраниях, а иногда и на оперной сцене. Как бы постепенно, под личным наблюдением вводя их в мир сценических ощущений, вдохновляя собственным примером, она готовила молодых певцов к первым самостоятельным шагам на профессиональном поприще. В этом отношении показателен бенефис артистки, для которого была избрана опера «Иван Сусанин» М. Глинки, в первую очередь для того, чтобы представить ее ученицу Святловскую в роли Вани. П.И. Чайковский так откликнулся на это выступление: «Г-жа Александрова дала нам прослушать "Ивана Сусанина" с новой дебютанткой г-жой Святловской в роли Вани. Заслуги, оказанные г-жой Александровой в былое время на шей опере, давно оценены всеми. Голос ее, конечно, пострадал от всесокрушающей руки времени, но за ней осталось ее музыкальная талантливость, ее тонкая обдуманность в фразировке, вкус и безупречная чистота в интонации и технике. Эти качества еще долго будут поддерживать
I ж у Александрову на поприще певицы и обеспечивают за ней почти-1 г н ыюе внимание публики. Г-жа Святловская блистает тоже более этими внутренними достоинствами, чем богатством вокальных ресурсов, хотя i иное ее и не лишен хороших качеств»1. Наиболее талантливые ученики педагога получали возможность выступления с оркестром в симфонических концертах под руководством лучших дирижеров того времени, в частности Н. Рубинштейна, М. Эрмансдёрфера. Самобытную, оригинальную методику А.Д. Александровой-Кочето- шч1 следует рассматривать как одно из ярких явлений в развитии русской шп олы пения. В приводимых ниже кратких характеристиках некоторых наибо-iri- известных учеников профессора Александровой-Кочетовой осо- Ввнно ярко проявились ее педагогические принципы, позволившие молодым певцам занять почетное место в плеяде ведущих отечественных певцов того времени. В них не следует искать сколь-нибудь под- робных биографических данных или сведений об их жизненном и пюрческом пути. Это лишь впечатления современников и рецензен-н in о вокально-артистических качествах певцов и их месте среди дру-I п к исполнителей — выразителей идеалов русской школы пения. О пе- ii.ii ore прежде всего судят по его ученикам, и не только по тем, кто сде-iiiiii славную карьеру, но кто отдал много сил и таланта педагогическому груду, продолжению и развитию методики своего учителя. К ним, в ||1 гности, следует отнести упоминавшуюся Святловскую, а также ШЛО выступавших вследствие скромности вокальных данных Лазареву п (околову-Фрелих. Прекрасной камерной певицей стала А. Книп-и. р (мать О.Л. Книппер-Чеховой), впоследствии известный профес-I ор пения. Евлалия Павловна Кадмина2 - которую А.В. Луначарский назвал Помета дивной красоты», после окончания консерватории с серебряной медалью была сразу принята в Большой театр, где прослужила три I. юна. Затем пела в Мариинском театре, два года - в Италии, и, вер-Иувшись, в антрепризах И. Сетова (Киев) и П. Медведева (Харьков). Ровный во всех регистрах голос меццо-сопрано и свободный верх по-
ЧвЬковский П. Музыкально-критические статьи. М., 1953. С 295. I....| р. юс кой деятельности певицы посвящена книга: Яголим Б. Комета дивной красоты. М. 1970.
зволили ей также петь некоторые сопрановые партии: к примеру, Наташи из «Русалки» А. Даргомыжского, Маргариты из «Фауста» Ш. Гуно. Артистка удивительно сочетала в себе музыкальный и драматический талант. Ее искусством восхищались Н.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, посвятивший ей романс «Страшная минута». Рецензент газеты «Голос» так характеризует ее вокально-технические и исполнительские данные: «Голос ее не огромный по силе, хотя и из крупных меццо-сопрано, отличается удивительной симпатичностью, сочностью и теплотой тембра, в нем есть что-то такое страстное, привлекающее, что совершенно заставляет забывать его не первоклассные размеры, по объему он простирается вверх, очевидно, до очень высокого регистра, судя по тому, что для второго дебюта артистка избрала себе партию Азучены. Постановка голоса солидная, прочная, отличающая в молодой певице присутствие... хорошей школы. Интонирует Кадмина чрезвычайно верно, с полной отчетливостью и устойчивостью голоса, давая каждый раз совершенно законченные, круглые тона, даже в такой сравнительно быстрой последовательности, как это встречается в аллегро "Зажигайте огни". Что касается фразировки и произношения слов, то и первое, и второе не оставляют желать ничего лучшего: первое — по осмысленности, простоте и правдивости, второе — по ясности. Прибавьте к этому - Кадмина еще и превосходно играет, и ведет себя с первого своего появления на сцене как талантливая опытная актриса, и вы поймете, как много надежд можно питать на такую артистку в будущем»'. Молодая Кадмина, выступая в 1873 г. в спектакле Малого театра «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского с музыкой П.И. Чайковского, создала идеальный образ Леля, не померкнувший от сопоставления с искусством великих мастеров этого театра, таких, как Федотова, Ермолова, Никулина, Самарин, Садовский, исполнявших другие роли. Ее одаренность позволила ей в 1883 г. перейти на драматическую сцену, где она с успехом выступала в роли Офелии в «Гамлете» В. Шекспира, Катерины в «Грозе» А. Островского и другие. 1 Голос. 1873. № 126.
Зоя Разумниковна Кочетова, дочь А. Александровой-Кочетовой, была исключительно музыкальна и вокально-артистически одарена. В десятилетнем возрасте она в первый раз в опере услышала итальянскую певицу А. Патти и без единой ошибки повторила самую трудную арию, m I и пшенную великой певицей, со всеми колоратурами, пассажами, ню-iiiii провкой и т.п. Получив хорошее домашнее образование, она была Принята в консерваторию сразу на старший курс. Первое выступление I Кочетовой в ученическом концерте с арией Джильды из «Риголетто» II I(ерди было настолько совершенным, что рецензенты назвали ее «рус-I I |>н Патти». По окончании консерватории она сразу была принята в большой театр и пела ведущие партии в операх «Риголетто» и «Травиата» 'I Верди, «Лючияди Ламмермур» Г.Доницетти, «Гугеноты» Д. Мейербе-1>.|, "Марта» Ф. Флотова, «Фауст» Ш. Гуно, «Руслан и Людмила» и ■ An шьза царя» М. Глинки. «Голос Зои Кочетовой, — пишет рецензент, совершенно исключительный, феноменальный и в настоящее время не имеет себе равного. По высоте он доходит до ля предпоследней октавы (/к! й октавы. — А.Я.). О таких голосах сохранились только предания. I ii ой высоты голос достигал... у знаменитой Каталани. Владеет она им с ммсчательным искусством, поет необыкновенно чисто и законченно самые невероятные пассажи, пианиссимо на высоких нотах и трели, стак- км го она делает так легко, как самую простую гамму»1. На родине певица in.il I упала всего три года, уехав затем в Италию, где ей также неизменно | ппутствовал успех. О ее дебюте в партии Джильды в 1884 г. мы читаем | целующий отзыв: «Вчера вечером, когда произошла ее первая встреча с Итальянской публикой, она имела настоящий успех. Объем ее голоса не Очень велик, но великолепно звучит в огромном зале театра: пение ее ми шычайно мягко, нежно и свидетельствует о долгом обучении и пре- hi pi кодной школе. Характеру Джильды она придала присущие ей чувство и мягкость. Она не имеет привычки иностранок менять текст, и произношу шс се поразительно ясно»2. Подобные же суждения высказывали и мругпе итальянские газеты, журналы, выражая самое искреннее удовлет- i» |рение искусством артистки. В отзыве на дебют Кочетовой в опере «Ди- ИОра» Д. Мейербера в Вероне читаем: «Кочетова — прекрасная, тонкая, НМЩная артистка. Голос ее обладает превосходным тембром, всегда Мучным, и она прекрасно им владеет, не боится трудностей пения. Так-м- I рель у нее прекрасна, и она охотно ее применяет. Это как раз тот го-ЮС| который необходим для партии Диноры, представляющей особые ГО) i мости в отношении подвижности, фиоритуры и интонации»3.
Мш конские ведомости. 1880. № 292. I,1 Ronda Verona 1886. №7. I им же.
Павел Акинфиевич Хохлов — один из лучших певцов своего времени, выразитель достижений русской школы пения. П.И. Чайковский считал его идеальным исполнителем партии Евгения Онегина и дал согласие ставить эту оперу в Большом театре только при условии, что заглавную роль будет исполнять Хохлов. После занятий с профессором А.Д. Александровой-Кочетовой он затем совершенствовался в Милане у Ф. Ронкони, Ф. Варези и Гамбоджи. Как отмечает Н. Гейнике, «после превосходной школы, которую он прошел у Александровой-Кочетовой, Павел Акинфиевич дважды ездил совершенствоваться в пении в Италию. Но назвать его исполнение bel canto в итальянском смысле этого слова нельзя. Ведь у итальянцев красота звука, красота и легкость его подачи была одной из художественных задач певца. У больших мастеров итальянской школы безупречная музыкальность, инструментальная точность пения была вместе с тем проникнута некоторым «любованием» своим звуком. Слушатели «упивались» звуком в пении великих итальянских певцов эпохи Хохлова. Но у Хохлова красота звука никогда не была самоцелью, ибо единственной задачей у него была «простота и правда» пения. За красотой свободно льющегося голоса у Хохлова было всегда художественно продуманное и глубоко прочувствованное содержание - музыкальное и логическое»1. Прекрасная внешность и драматический талант помогали ему создавать на сцене правдивые образы благородных героев. Особенно были близки образы героев русских опер, в воплощении которых он достигал редкого совершенства. Он был замечательным Елецким, Светлейшим, Мизгирем, Жермоном, Ренато, Валентином и др., а партию Онегина за свою 20-летнюю певческую карьеру спел 136 раз. Обширный голос позволял ему исполнять не только лирические партии, но и драматические (Борис Годунов, Руслан, князь Игорь) и даже басовые. Искусство Хохлова как яркого выразителя идеалов русской школы пения служило образцом художественного творчества для целого поколения отечественных певцов. ' ЦГАЛИ. Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 632. Л. 5.
Михаил Михайлович Корякин занимает почетное место среди низких басов своего времени. После окончания медицинского факультета университета он поступил в консерваторию, где сразу обратил на себя внимание благодаря не только прекрасным голосовым возможностям, но и своей музыкальности и сценическим дарованием.
Развитие его таланта активно поддерживали А.Д. Александрова-Кочетова, Н.Г. Рубинштейн и И.В. Самарин. Последний не только про- Юдил с ним оперные партии, но и выпускал как драматического актера и СВОИХ постановках. По свидетельству Амфитеатровой-Левицкой, «гонт Корякина очень нравился П.И. Чайковскому, и арию Гремина из ОПеры «Евгений Онегин» Петр Ильич написал специально для ММ. Корякина, когда рассчитывал, что «Онегин» пойдет в 1876 году'. I и 1с не спев выпускного экзамена, певец успешно дебютировал сначала и Большом театре, а затем в Мариинском, в котором он и пропел всю жизнь, пользуясь огромным успехом у публики. Особенно ему удава-■Itit. ь роли русского репертуара: Сусанин, Мельник, Голова, Бермята, 1 1гп Мороз, Кончак и т.п., требовавшие большой мощи звука и свободы нижних нот. Всего Корякин спел 45 партий. У певца «был настоящий (>пс ирофундо большого диапазона, красивого тембра и поражающей мощности, волна его голоса лилась свободно, широко, наполняя собою Ц| к зрительный зал. <...>Удивляла главным образом необычайная гус-I (I га и сила звука, особенно хороши были нижние ноты, звучащие очень пшик) и без всякого напряжения. <...>Лучше всего удавались Корякину русские народные типы вроде Сусанина, Ильи во "Вражьей силе", \ I >\ 1111а в "Дубровском"...»2.
Н....... иминания о Московской консерватории. С. 97. | торн (Зигфрид) Э. Петербургская опера и ее мастера. Указ. изд. С.120-121. Date: 2015-04-23; view: 1808; Нарушение авторских прав |