Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творенье может пережить творца; Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца
Микеланджело Настоящие рассуждения, посвященные творческому облику великого певца, возникли не случайно. Отнюдь не секрет, что наша земля богата великолепными певческими голосами. Об этом достоверно свидетельствует и вся история отечественного вокального искусства, и многочисленные высказывания зарубежных деятелей культуры. Однако очевиден и тот факт, что наличие одного только качественного голоса со всеми его привлекательными свойствами зачастую еще 11С дает основания утверждать наверняка, что данный певец станет мастером своего дела в самом высоком его значении. Действительно, можно обладать замечательной анатомо-физиологической конструкцией голосового аппарата, потрясающими резонаторами, способными продуцировать высокопрофессиональный певческий тон, иметь огненный темперамент, необходимую музыкальность и тем не менее даже при наличии всего перечисленного не стать творцом, певцом, музыкантом-художником. Безусловно, задатки, предрасположенность к данному роду деятельности, способности, дарованные матушкой-природой, положительно заявляют о себе. И все же, как показывает мировая практика, высочайшего профессионализма в вокальном искусстве добиваются только те певцы, в личностном комплексе свойств которых заложены определенные, катализирующие результативность деятельности индивидуально-психологические качества. Творческий путь нашего гениального соотечественника Ф.И. Шаляпина — яркое тому подтверждение. Научная концепция природы творчества, основы креативности личности давно являются предметом внимания и изучения не только специалистов в области психологии, но представителей других общественных сфер. В контексте значения вышеобозначенного научного базиса уместно вспомнить подтверждающие его важность измышления деятелей культуры и политики. Так, В.И. Ленину принадлежит мысль о том, что нет ничего практичнее хорошо разработанной теории. Абсолютно созвучно этому высказывание М. Горького об искусстве к!ак человеческом труде, который, как и всякий другой, чтобы стать Продуктивным, должен быть организован научно. И наконец, не лишены глубинной истины слова замечательного певца и педагога А. До-дюнова о том, что наука не придумана человеком, она — сколок приро-/ды, разоблаченная, разгаданная, открывшая свои законы пытливому разуму человека. Если отвергнуть науку, то вместе с нею надо отвергнуть и всякое знание вообще. Говоря о творческом потенциале великого Шаляпина, казалось бы, на первый взгляд, — к чему здесь привлечение научных атрибутов?!! — он — гений мирового масштаба. В содержание этого понятия мы непроизвольно включаем не только совершенное владение голосом и артистичность, но и подразумеваем некий сгусток характеристик, симбиоз которых дает основание констатировать гениальность личности. Да, справедливости ради следует заметить, что мы часто бываем свидетелями того, как на вокальный Олимп восходят певцы, наделенные не только прекрасными вокальными и музыкальными данными; в их художественном арсенале четко прослеживаются и определенные психологические штрихи. И действительно, в случае, если исполнители не обладают жертвенным отношением к своей профессии, волей, организованностью, целеустремленностью, стремлением к познанию, то выше овладения простым ремеслом они вряд ли поднимутся. Творческих же высот достигают мастера, помимо даров природы аккумулирующие в своем личностном комплексе указанные счастливые индивидуально-психологические свойства. Особый смысл приобретает известная реакция Шаляпина на реплику о якобы необыкновенной мощи его голоса. Он отрицает это, приводя в пример знаменитого петербургского певца М.М. Корякина, действительно обладавшего феноменальной силой голоса. Про себя же Федор Иванович говорит, что он в пении «хитрый», давая тем самым понять, что истинная звучность его голоса лежит в совершенно иной плоскости. Автор отнюдь не претендует на оригинальность повествования, ибо жизни и деятельности артиста посвящены огромного диапазона материалы. Следуя более скромной задаче, предлагается сфокусировать творчество Шаляпина на определенных психологических гранях натуры великого художника, который встал в авангарде плеяды выдающихся отечественных певцов, заявивших миру о необычайных высотах русской певческой школы. В качестве основополагающего материала привлечены убежденность самого певца, широкий спектр свидетельств его современников и исследователей феномена русского гения. Творческий подход в любой области деятельности неизменно предполагает накопление наиболее полной информации о ней, большой предварительной мыслительной работы, что впоследствии рождает новые замыслы, обогащенные фантазией, создает предпосылки для поистине значимого новаторского решения. Подобная увлеченность неизбежно приводит к интеллектуальной и долговременной сосредоточенности на объекте творчества. В свете сказанного примечательны слова П.И. Чайковского, обращенные к фон Мекк: «Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми я нахожусь, происходит в той области головы моей, которая отдана музыке»1. Та же мысль ярко прозвучала и в высказывании Ф. М. Достоевского: «Когда я пишу что-нибудь, то думаю об этом и когда обедаю, и когда сплю, и когда с кем-нибудь разговариваю»2. Совершенно очевидно, что созданию художественно ценного произведения, будь то музыкальное, литературное, живописное и т.д., предшествует ' Чайковский П. О композиторском творчестве и мастерстве. М., 1964. С. 49. '' Цит. по: Психология: Учебник для педагогических институтов. М., 1962. С. 343.
целенаправленная, долгая и кропотливая работа. И поистине прав П.И. Чайковский, утверждая, что: «Работать нужно всегда. И настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение (курсив мой. — А.Я.) — это такая редкая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей (курсив мой. — А.Я.), и когда нет особенной охоты к занятиям, то умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься — я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы»'. Это «состояние души», о котором говорит композитор, рождается в результате творческого поиска и никогда не возникнет без предварительного огромного труда. Время — естественный исторический судья и поныне оставляет жизнедеятельным факт нового художественного прочтения Ф.И. Шаляпиным ведущих партий в операх зарубежных и отечественных композиторов. Это касается не только вокально-музыкальной стороны исполнительства, но и совершенно иного решения вопросов драматического искусства, ставших поистине новаторскими. Сам великий артист, на которого любят ссылаться неопытные певцы, аргументируя тем, что у него якобы все получалось как бы само собой, писал: «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы (курсив мой. — А.Я.). Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески... Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог и работал» (курсив мой. — А.Я.)2. Современники Шаляпина неоднократно отмечали эти стороны творческого облика певца и справедливо восхищались ими. К. С. Станиславский в назидание молодым артистам советовал: «Вы должны научиться "жрать" знания. Я всегда в таких случаях вспоминаю Шаляпина. Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших мастеров: там были Репин, Серов и др. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и сказал: "Смотри, Костя, как он жрет знания"»'. Певец обладал удивительной способностью консолидировать вокруг себя людей, которые своим талантом как бы оплодотворяли творчество артиста. Среди его учителей — замечательные имена СВ. Рахманинова, художников Абрамцевского кружка, М. Горького, СИ. Мамонтова, М.В. Дальского, В.О. Ключевского и многих других. В контексте сказанного необычайно интересны мысли одного из исследователей творчества артиста — Э. Старка, в которых он образно раскрывает содержание двух категорий талантов и высвечивает определяющее в реализации и художественном расцвете одного из них, а именно неизменное стремление вперед: «...одни, — пишет он, — появляясь внезапно, сразу вспыхивают ослепительным светом, ошеломляют людей и потом как-то отпадают, дальнейшая деятельность их идет большей частью уже подогретая воспоминаниями; другие же, наоборот, хотя и останавливают на себе внимание, но далеко не всеобщее, скорее даже — незначительного меньшинства, способного вслед за новоявленным талантом подняться над уровнем установившихся вкусов; они знают и времена застоя и уклонений в сторону, но потом, изжив все мятежное, бурное, отбросив крайности и овладев техникой мастерства, попадают в настоящую колею творчества и, неустанно совершенствуясь, наконец, распускаются пышным цветом. К этой последней категории принадлежит Шаляпин. Его искусство — вечное стремление вперед, неутомимая погоня за новыми красками, более сильными средствами впечатления»2. Поэтому прав В.В. Стасов, откликнувшийся на выступление Ф.И. Шаляпина статьей «Радость безмерная»: «Я видел вчера этого нового художника Шаляпина не в первый раз. Года четыре тому назад он выступил, еще совершенно юношей, в роли князя Владимира Галицко-го в опере Бородина "Князь Игорь". Никто его до сих пор не знал, но все были бесконечно удивлены и восхищены талантливостью невиданного еще никогда юноши. Все, чего требовал автор выразить в этой роли — разгул, самодурство, силу, непреклонность, кутежную натуру дикого, средневекового русского князя, — все это Шаляпин выразил в таких чертах, с таким мастерством и силой, которые встречаются бесконечно
Цит. по: Теплое Б. Психология. М, 1953. С. 215. СтаркЭ. Федор Иванович Шаляпин. М., 1958. Т. 1. С. 253—254. ' К.С. Станиславский о Ф.М. Шаляпине // Старк Э. Указ. соч. Т. 2. С. 146. ' Старк Э. Указ. соч. Т. 2. С. 139. 6 - 7550
редко на оперной сцене...»1. И далее в своих высказываниях В. Стасов уделяет главное внимание стремительному творческому росту артиста. Критик пишет: «Но в непродолжительном времени потом стали приноситься из Москвы слухи [здесь речь идет о московском периоде. — А.Я. ], что Шаляпин изумительно совершенствуется и все идет широкими шагами вперед да вперед» (курсив мой. — А.Я.)1. «За последнее время Шаляпин еще вырос безмерно (курсив мой. — А.Я.). Он создает уже не отдельные сцены, не отдельные фигуры и облики, а целые роли целого человека, во всем разнообразии разных его моментов и положений»1. И как бы резонансно мысли В. Стасова Э. Старк пишет замечательные слова, в которых чрезвычайно многомерно раскрыт художественный мир великого певца: «...Шаляпин сам создал собственную весьма тонкую культуру (курсив мой. — А.Я.). Всегда и все ему хотелось сделать так, чтобы это было совершенно по-новому и ни единой чертой не напоминало того, к чему все привыкли. [...] Обладая тонкой наблюдательностью, острым взглядом, твердой памятью, Шаляпин во время своих многочисленных скитаний по России и Европе накоплял множество мелочей, которые все служили незаметным образом пищей его фантазии. А фантазия всегда увлекала его в сторону необычайного и грандиозного»4. «Крайнюю внимательность ко всем мелочам Шаляпин распространяет и на свои костюмы, озабочиваясь непрестанно их покроем, цветом, исторически верным колоритом»5. «К этой заботе о живописной законченности внешнего облика привело его постоянное общение с художниками в бытность в Мамонтовской опере, где работали такие мастера, как В. Серов, М. Врубель и К. Коровин [...]»''. ' Стасов В. Радость безмерная // Федор Иванович Шаляпин. Т. 2. С. 8. Там же. Там же. С. 9. Старк Э. Указ. соч. С. 137. Там же. С. 138. 6 Там же. С. 138-139. В связи с последним нужно напомнить, что любая творческая фантазия неизменно требует конкретного материала для творчества. А это предполагает наличие широты и глубины знаний, личного опыта, накопленных впечатлений, то есть самого объемного спектра информативности в области избранной профессии. Федор Иванович Шаляпин всей своей художественной жизнью неизменно соответствовал этому. Показателен один лишь факт, раскрывающий важную грань творческого кредо великого артиста. При подготовке партии Грозного в «Псковитянке» Н.А. Римского-Корсакова он подолгу беседовал с историком В.О. Ключевским, пользовался его советами в работе над партиями Бориса Годунова и Досифея в операх М.П. Мусоргского, глубоко заинтересованно общался с большими художниками и скульпторами — в симбиозе драгоценных сведений лепя эти сложнейшие сценические образы, ставшие подлинным историческим откровением. Думается, что вполне прав был Р. Шуман в определении гениальности, которое стало в некотором роде настоящим афоризмом. Смысл его позиции заключается в том, что талант работает, а гений творит. Представленные авторитетные позиции убедительно свидетельствуют о том, что безусловна аксиома: любому творческому процессу обязательно предшествует некое особое состояние художника, во время которого он полностью погружается в созидание. Это состояние, позволяющее человеку подниматься до значительных художественных высот и называемое Шаляпиным магнетизмом, является, конечно, вдохновением, о значении которого упоминалось выше. Выдающийся отечественный ученый, автор основополагающих трудов в области истории, теории и методики вокального искусства Л.Б. Дмитриев абсолютно верно подметил, как писатели, художники и музыканты в момент вдохновения ярко переживают все эмоциональные состояния, через которые проводят своих персонажей'. Известно, что Чайковский плакал, когда писал сцену гибели Германа в опере «Пиковая дама», а Флобер ощущал во рту вкус мышьяка, воссоздавая сцену отравления мадам Бовари. Общеизвестны слова Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь». По справедливому наблюдению Э. Старка, Шаляпин «один обладает замечательной способностью сосредоточивать в одном моменте игры, часто безмолвном, только пластическом, всю силу своей творческой интуиции, доводя ее до высшего напряжения. Он точно весь загорается ярким светом, идущим изнутри, из глубины его духовного существа. Здесь мы имеем дело с крайне редким явлением перевоплощения актера в задуманный образ [...] в данное мгновение он вполне отрешается от своего "Я" и силою своего рода самогипноза становится как бы совершенно реально Иоанном Грозным, Макбетом или Валленштейном»2. Сказанное выше дает повод говорить о совершенно очевидном, а именно творческая интуиция, которая так ярко загоралась в деяниях ' Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М, 2004. С. 130. Старк Э. Цит. изд. С. 107.
великого художника, всегда была оплодотворена огромным предварительным трудом, накоплением необходимой информации о конкретном персонаже музыкальной драмы, позволяющей певцу достигать высочайшей объективности на сцене. Теперь несколько мыслей о значении эмоциональной сферы в вокальном исполнительстве и о степени соотношения ее с рациональным, сознательным в творчестве. Издревле было известно, что певческий голос, являющийся замечательным живым инструментом, способен выразить и передать огромную гамму душевных нюансов человека. Гениальный русский композитор, исполнитель и педагог, основоположник отечественной классической композиторской и вокальной школ М.И. Глинка тонко подметил, что, изменяя тембр голоса, его динамику, манеру произнесения слова, певец способен глубоко и образно передать внутренний мир произведения, создать поистине прекрасный вокально-художественный образ. Здесь совершенно очевидна доминирующая роль невербальной стороны исполнительства, заключенной в эмоциональном прочтении сочинения, отражающем его суть. Однако и эта психологическая сторона личности художника сможет достойно проявить себя только лишь на фоне огромной базы знаний, глубинности информации. В контексте дружественного взаимоотношения рационального и эмоционального в творчестве интересны высказывания выдающихся деятелей мировой культуры. В ракурсе данной проблемы Д. Дидро в «Парадоксе об актере» замечательно раскрыл значение тесного сотворчества этих личностных качеств в артистической профессии: «Актер, обладающий только разумом и способностью суждения, — холоден; тот, который обладает только воодушевлением и чувствительностью, — безумен. Только некое согласование здравого смысла с пылкостью делает человека прекрасным» (курсив мой. — А.Я.)'. Та же мысль четко очерчена и в высказывании В. Белинского: «Если бы явился актер, который бы с бурным и страстным вдохновением Мочалова соединил трудолюбие, строгое, добросовестное изучение сценического дела и — результат всего этого — искусство Каратыгина, — тогда мы имели бы истинно великого актера» (курсив мой. — А.Я.)2. 1 Дидро Д. Парадокс об актере. Т. 5. М.; Л., 1938. С. 21. Белинский В. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. 8. С. 533. Подобным уникальным достоинством в совершенстве обладал Шаляпин. Размышляя о тайне «могущественного обаяния» великого артиста, Э. Старк заметил: «Рассматривать Шаляпина только как певца совершенно невозможно. [...] Если бы Шаляпину природа отпустила только один из своих даров — голос, он не представлял бы собою явле-н ия небывалого на оперной сцене и поэтому заслуживающего особенно тщательного изучения [...]»'. И далее критик резюмирует: «Однако вся эта техника голоса нужна Шаляпину во имя одной, вполне определенной, цели: чтобы достичь с ее помощью бесконечного разнообразия самых тонких оттенков драматической выразительности, ему нужно было сделать голос идеально послушным инструментом для передачи наиболее интимных, едва уловимых настроений души и самых глубоких переживаний, всей гаммы человеческих чувств, которая невообразимо сложна и таинственно прекрасна (курсив мой. — А.Я.). На фундаменте высочайшей техники чисто вокального искусства он воздвиг сложное здание другого искусства, несравненно более трудного: вокально-драматического. Играя своим голосом по полному произволу, он достиг иного, бесконечно более изысканного мастерства: игры звуковыми красками. В этом он истинный чародей, не имеющий себе равного» (курсив мой. — А.Я.)2. В контексте высказанных суждений нельзя не выразить восхищения тем, как выдающийся певец мастерски трансформирует тембр своего голоса, подчиняя все психологическому тону образа. В творениях Шаляпина это удивительное дарование исполнителя достигает истинного апогея. Известный музыкальный деятель, автор многочисленных статей, посвященных творчеству Шаляпина, Ю. Энгель необычайно точно раскрывает впечатления, производимые искусством великого творца: «Слушая этот голос, даже без слов, вы ни на минуту не усомнитесь не только в общем характере передаваемого чувства или настроения, но, сплошь и рядом, даже в его оттенках; вы услышите в нем и старческую немощь, и удалую силу молодости, и монашеское смирение, и царскую гордость; вы по самому оттенку звука различите реплики, обращенные к другим и сказанные про себя, — что до сих пор считалось, кажется, возможным только для драматических артистов, а не для оперных» (курсив мой. — А.Я.)3. История мирового искусства ярко свидетельствует о том, что подлинный художник продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни. Сказанное убедительно подтверждается лишь одним из штрихов творческого пути Шаляпина. Хорошо известно, как долго ис- ' Старк Э. Указ. соч. С. 133. ' Там же. С. 134. Отель Ю. Русская опера и Шаляпин 11 Старк Э. Указ. соч. С. 24.
кал певец объективное прочтение образа Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно. По его признанию, эта роль явилась одной из больших не-удовлетворительностей в его жизни. Вместе с тем из многочисленных отзывов почитателей таланта Шаляпина мы узнаем о том, что облик героя этой музыкальной драмы в интерпретации артиста стал незабываемым и поистине новаторским. Л. Андреев в статье «О Шаляпине», оценивая глубинность проникновения художника в образ Мефистофеля, писал: «Чуть ли не два века создавала Европа совокупными усилиями своих народов Мефистофеля и в муках создала его — и пришел Шаляпин и влез в него, как в свой полушубок, просто, спокойно и решительно» (курсив мой. — А.Я.)'. Резонансны определению весомости данного творения Шаляпина высказывания театрального критика В. Дорошевича. В своем эссе «Шаляпин в Scala» он так оценивает неординарность подхода певца к постановке «Фауста»: «Шаляпин не только превосходный певец и удивительный актер, — в нем сидит еще живописец и скульптор. Он лепит из своего тела. Обдумывая роль, он рисует себя на фоне декораций. [...] И дирекция "Скала" решила показать Шаляпина в такой обстановке, какая ему нужна. [...] Костюмы сделаны по тем рисункам, которые пришлет Шаляпин. [...] Шаляпин не только поет Мефистофеля. Он ставит "Фауста"» (курсив мой. — А.Я.)2. Заметим, что подобное сценическое решение образа Мефистофеля, притом еще и в контексте развития сюжета оперы благодаря творческим исканиям певца явилось в оперном исполнительстве принципиально новым. Аналогичных примеров совершенно неординарного концептуального решения сценического образа в искусстве Шаляпина можно найти немало. Хорошо известно, что великий художник всегда шел своим путем, решительно отвергая механическое копирование, простое подражание своим предшественникам. Для певца первоосновой в нахождении определяющего зерна любого представителя музыкальной драмы являлось глубокое психологическое проникновение в суть персонажа и, как следствие, вокальное и музыкально-художественное толкование. Далее В. Дорошевич справедливо подмечает, что все в Мефистофеле Шаляпина подчинено главному — поиску новых штрихов и красок: «Мефистофель растет, как растет Шаляпин. И вся артистическая карьера Шаляпина — это работа над Мефистофелем. [...] Публика лю- ' Андреев Л. О Шаляпине // Старк Э. Указ. сом. С. 28. Дорошевич В. Шаляпин в Scala // Там же. С. 48—49.
бит думать, что ее любимцы не работают совсем. [...] Шаляпин работает столько часов, сколько он не спит. [...] У него нет свободного времени. Потому что все свое «свободное время» он занят самой важной работой: думает о своих художественных творениях. И среди них первый — Мефистофель»1. Поразительное впечатление производило прочтение певцом роли одноименного героя в опере «Мефистофель» А. Бойто. При очевидной схожести внутренней сущности персонажей двух опер Шаляпин философски раздвигает возможные рамки их интерпретации, предлагая абсолютно различные трактовки, включая и оригинальные элементы сценографии. С этой точки зрения весьма любопытен отзыв известнейшего итальянского певца Анджело Мазини, который после посещения спектакля высказал свои восторженные впечатления в письме, направленном в газету «Новое время». «Пишу вам под свежим впечатлением спектакля с участием вашего Шаляпина. Он выступил в опере "Мефистофель". Публика театра Scala особенно взыскательна к молодым и не известным ей певцам. Но этот вечер был настоящим триумфом для русского артиста, вызвавшего громадный энтузиазм слушателей и бурные овации. Глубокое впечатление, произведенное Шаляпиным, вполне понятно. Это и прекрасный певец, и превосходный актер, а вдобавок у него прямо дантовское произношение. Удивительное явление в артисте, для которого итальянский язык не родной» (курсив мой. — А.Я.)2. И наконец, особый смысл приобретают слова создателя оперы — композитора А. Бойто, обращенные к певцу: «Я никогда не думал, что так можно исполнять моего Мефистофеля» (курсив мой. — А.Я.)'. Надо полагать, что содержание окончания фразы «так можно исполнять моего Мефистофеля» заключает в себе огромный диапазон свойств, характерных для творчества не просто певца, а истинного творца, музыканта и художника. ' Дорошевич В. Шаляпин в Scala // Старк Э. Указ. соч. С. 49—50. 2 Там же. С. 46. Там же. С. 38. Завершая рассуждения о личностных свойствах гениального русского артиста, следует особо отметить, что они вполне правомерно не могут носить исчерпывающий характер. Ибо настолько емкое и многомерное шаляпинское наследие еще долгое время будет находиться в центре пристального внимания не только исполнителей, педагогов, по-
читателей таланта певца, но и исследователей проблем вокального искусства. Автор имел намерение еще раз обозначить, что гений Шаляпина — это не только высшая степень творческой одаренности, но и огромный, спроецированный на главную линию жизни, целенаправленный труд и самоотверженность. В связи с последним, как не согласиться со справедливым замечанием английского писателя С. Смайлса о том, что природа одаряет талантом, но развить его может только усердный труд (курсив мой. — А.Я.). О магистральном же значении художественного вклада Ф.И. Шаляпина, следуя которому должны идти новые поколения оперных певцов, в лаконичной, но вполне исчерпывающей форме Ю. Энгель написал такие строки: Дорошевич В| Шаляпин в Scab//Старк Э. Указ. соч. С. 23. 6*3 «Но если такого артиста не было до сих пор, то теперь он, наконец, появился. Это — Шаляпин. Мы по крайней мере именно так смотрим на этого необыкновенного, единственного в своем роде певца, одного из тех артистов-гигантов, которым дано созидать в искусстве новое, неведомое и вести за собой сотни и тысячи последователей» (курсив мой. — А.Я.)'.
VI. Вокальная школа Московской консерватории за 125 лет (1866-1991)
Вокальная школа Московской консерватории по праву считается выдающимся направлением в истории отечественного певческого искусства и наиболее результативной ветвью русской школы пения. Деятельность вокального факультета в лице виднейших его представителей как в области исполнительства и педагогики, так и в сфере теоретического обоснования закономерностей певческого голо-сообразования и воспитания певца-музыканта на всех этапах своего развития с момента основания и по настоящее время всегда была неразрывно связана с передовыми устремлениями русской композиторской и исполнительской школ. Об этом убедительно свидетельствуют славные имена воспитанников вокальной школы Московской консерватории, позволившие говорить о ней как о центре не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Историю вокальной школы Московской консерватории, охватывающую более чем 125-летний путь развития, условно можно разделить на два периода. Это —первое пятидесятилетие до 1916 г., когда происходит зарождение, оформление и становление основных принципов воспитания русских певцов в системе высшего профессионального музыкального образования, определяются прогрессивные художественные традиции, создаются учебные программы и планы, вырабатываются выпускные экзаменационные требования и квалификационные профили оканчивающих консерваторию музыкантов.
В последующие 75 лет московская школа достигает зрелости, обретает устойчивые национальные тенденции и по своему творческому потенциалу превращается в явление высокой художественной ценности, заслуженно пользуясь огромным авторитетом в мировом музыкальном искусстве. В данной главе подробно рассматривается художественная жизнь вокального факультета консерватории, раскрывается творчество ведущих профессоров за 125 лет его существования в синтезе исполнительской, педагогической и теоретико-методической сторон деятельности, анализируются их основные установки, выявляются наиболее интересные индивидуальные особенности педагогического почерка каждого, а также высвечиваются общие позитивные грани мастерства, позволившие обеспечить высокую результативность их педагогической практики.
Date: 2015-04-23; view: 2706; Нарушение авторских прав |