Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чайковский П. Указ. соч. Т. X. С. 16





 

 

превратить «сцены» в грандиозный спектакль. По просьбе директора театра И.А. Всеволожского композитор написал экоссез для шестой картины. Роли исполняли: Прянишников — Онегин, Павловская — Татьяна, Михайлов — Ленский, Славина — Ольга, Корякин — Гре-мин. Дирижировал спектаклем Э. Направник. С 1884 года и на вто­рой столичной оперной сцене «Евгений Онегин» прочно завоевал успех, став с тех пор репертуарным.

В конце восьмидесятых годов опера выходит за пределы России. В 1888 году состоялась ее премьера на сцене театра Праги под управле­нием самого автора. В 1892 году Чайковского приглашают для дирижи­рования «Онегиным» в Гамбург. Однако, отклонив предложение дири­жировать, композитор присутствует на премьере, состоявшейся под ру­ководством тогда еще молодого Густава Малера. А в 1900 году «Евгений Онегин» был поставлен на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала. У пульта стоял великий итальянский дирижер Артуро Тоска-нини. «Евгений Онегин» постепенно вошел в репертуар многих веду­щих зарубежных оперных сцен.

Сценическая история первых постановок замечательного творе­ния П.И. Чайковского сохранила имена талантливейших русских пев­цов, создавших незабываемые образы его героев. Это — М. Клименто-ва, П. Хохлов, М. Корякин, М. Дейша-Сионицкая, В. Зарудная, А. Нежданова, Е. Цветкова, Н. и М. Фигнер, М. Гукова, Ф. Шаляпин, В.Р. Петров, Г. Бакланов и многие другие.

Среди первых подлинно реалистичных интерпретаторов опер­ных героев «Евгения Онегина» особое место принадлежит Л. Соби­нову — певцу-новатору, сумевшему впервые создать образ Ленского, вполне отвечающий пушкинскому герою. Партия Ленского была одним из великих созданий выдающегося певца, в котором как бы воплотились художественные принципы Чайковского-драматурга. В противовес непревзойденному в то время Н. Фигнеру — Ленскому, Собинов выдвинул свою концепцию трактовки образа, заставившую по-иному звучать лирику Чайковского, придав ей черты, раскрываю­щие замысел автора. Если у Фигнера Ленский излишне драматизиро­ван, показан не юношей, а зрелым мужем с бурными страстями и рев­ностью, чему немало способствовал и мрачный грим — традицион­ные для певца борода и усы, то Ленский Собинова поражал своим об­аянием, юностью, поэтичностью, задушевностью, чистотой души и трогательной нежностью, «...лучшего Ленского, — писал В. Коло-

 

мийцев, — невозможно себе и представить. Если композитор идеаль­но охарактеризовал звуками пушкинского Ленского, то не менее вер­но и то, что Ленский Чайковского нашел себе в лице Собинова иде­ального исполнителя. Когда видишь и слышишь такое исполнение, то невозможно бывает отделить партию от роли; та и другая сливают­ся у Собинова в удивительно живое и неразрывное целое. Это де­йствительно юный поэт-романтик, воспитанный под небом Шилле­ра и Гёте, с высокими помыслами чистой души, с нежным и воспри­имчивым сердцем, очаровательный в своей прекрасной мечтатель­ной наивности. Вместе с тем и характер голоса, и сама внешность (обинова как нельзя лучше подходят к этой партии»1. Музыкальный критик Е. Петровский, оценивая выступление Собинова, писал: «Этот Пснский принимается без оговорок и остается живым образом по впе­чатлению»2. Партия Ленского, созданная Л.В. Собиновым, стала клас­сическим образцом исполнения для русских певцов последующих по­колений.

Исторической вехой в сценической судьбе «Евгения Онегина» явилась постановка оперы К.С. Станиславским. Она была осуществле­на весной 1922 года силами участников созданной им студии. В воспо­минаниях В. Яковлева об этом спектакле читаем: «Опера шла под рояль. <)дним из необычных условий восприятия было отсутствие рампы. Све­жесть и простота игры, внешний облик молодых сил, молодое и искрен­нее увлечение, тщательность сценической подготовки — все это вызы­вало у слушателей самое живое сочувствие. И несмотря на то что не было оркестра, что не всем участвующим удавалось до конца выдержать передаваемый образ, казалось, что иное претворение данной оперы и невозможно»'. В постановке студийцев вновь свежо и молодо ожили •■мирические сцены», очистились от условной оперной пышности, столь не принимаемой композитором. По простоте, задушевности ис­полнения, замечательному единству благородного по стилю оформления и музыкальной трактовки спектакль максимально приблизился к художественным идеалам П.И. Чайковского.

В настоящее время «Евгений Онегин» — любимейшая и популяр-I к-йшая опера не только у нас, но и за рубежом. Продолжая славные тра-циции, крупнейшие отечественные певцы-артисты силой своего талан-







Date: 2015-04-23; view: 772; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию