Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нужны новые уши для новой музыки
Фридрих Ницше
Обращение к проблеме интерпретации современной вокальной музыки далеко не случайно. Музыкальная практика XXI столетия накопила огромную информацию, обобщив исторический путь развития вокального искусства прошедшего времени. Но одновременно она сделала и гигантский шаг вперед, выдвинув новые художественно-выразительные средства, внеся тем самым основательную корректировку в функционирование исполнительного инструментария певца, его слуховые ассоциации. В данном разделе рассматривается круг вопросов, обусловленных взаимодействием, существующим между музы кал ьно-художест-пснным мышлением композиторов, слуховыми представлениями певца, его музыкальной эрудицией и теми драматургическими задачами,
которые выдвигает перед исполнителем музыка нового звукового творчества. Совершенно справедливо, емко и образно обрисована ситуация современного музыкального мира в высказывании профессора В.Ю. Григорьева: «Мир звучащей музыки непрерывно видоизменяется, обогащается, становятся иными и процессы ее интерпретации, и многие закономерности восприятия музыкального произведения слушателем. Традиций и устоявшиеся положения, критерии и оценки, действовавшие еще вчера, порой стремительно уходят в прошлое, заставляя исполнителей — наиболее чувствительных барометров общественного сознания в области музыки, художественных потребностей и интересов публики — не только улавливать ход этого процесса, но и в чем-то его опережать, если они хотят оставаться не пассивными наблюдателями протекающих изменений, а являться вместе с композитором тем, чем они должны быть — "властителями дум", истинными выразителями нового слова в музыке»1. Здесь ярко высвечивается идея сотворчества композитора, исполнителя и слушателя. И если талантливые композиторы демонстрируют в своем творчестве умение «чутко слушать» и отражать время эпохи, нередко предваряя и ее будущее, то исполнители, чтобы воплотить идею автора, обязаны понимать язык, на котором говорит создатель произведения. Ибо только в этом случае возможно раскрыть и донести музыкально-художественный образ сочинения. Это положение является аксиомой исполнительской практики, и данное — вполне правомерно. В контексте сказанного следует особо оттенить ту неизменную истину, что певческий голос является в некотором роде уникальным из всех музыкальных инструментов. Помимо того, с полным основанием можно считать, что главным движущим фактором в оформлении и выявлении его возможностей явились развитие и эволюция вокальной музыки. Как было подмечено выше2, голос певца и его основные характеристики находятся в самой непосредственной зависимости от исполняемого им музыкального материала. Певец XXI столетия предстает перед нами как мастер, владеющий своего рода симбиозом универсальных свойств. Ведь он аккумули- ровал в своем т ворчестве специфику всех профессиональных практик ' Музыкальное искусство и современность: Сб. науч. трудов Московской гос. консерва тории. Вып. 2 / Сост. В.Ю. Григорьев. М., 1997. 2 См. главу «Певческий голос в истории развития вокальной музыки. К проблеме эволюции типов». предыдущих поколений. Но сообразно требованиям современной музыки, исполнитель призван разработать арсенал новых выразительных возможностей голоса, овладеть ими и поставить в ряд с уже установившимися традициями. И если сравнить проблемы интерпретации, стоящие перед певцами прежде и теперь, то совершенно очевидно, что в современной музыке они значительно видоизменились как с точки зрения эстетических критериев, так и с точки зрения оценки звучания голоса. Профессиональное воспитание основных свойств певческого голоса во все времена представляло собой сложную задачу. И далеко не все певцы овладевали этим премудрым мастерством в создании совершенного вокального инструмента, способного выполнять требования музыкального материала обширного стилистического диапазона, простирающегося от сочинений старинной классики до величайших образцов оперного репертуара композиторов разных школ и направлений. Отнюдь не случайно искусного в своем творчестве исполнителя называли представителем замечательного искусства bel canto, на совершенствование которого уходили многие и многие годы... Направленность содержания данного очерка не предусматривает раскрытие всех элементов высокой техники bel canto, ибо автор полагает, что почитатели оного достаточно широко осведомлены в этом вопросе. Вместе с тем проблема воспитания артиста, обладающего широчайшими возможностями, включающими и технику, обеспечивающую преодоление многогранных сложностей современной вокальной музыки, технику, которая не должна травмировать голосовой аппарат, встает очень остро. В этом контексте, характеризуя творческий облик интерпретатора современной музыки, его можно назвать певцом, который обязан обладать исполнительским потенциалом с основами так называемой сверхтехники как в технологическом, так и в слуховом аспектах. Она, как правило, далека от пения красивым, плавным, льющимся звуком в удобной тесситуре; в ней отсутствует возможность показа фиоритурной техники, то есть всего того, что является позиционным для классических мелодий, главенствовавших в XVIII—XIX веках и встречающихся еще в XX столетии, особенно в первой его половине. Не останавливаясь на рассмотрении отдельных образцов аван-I арлной вокальной музыки и не внедряясь с точки зрения аналитичес-
кой экспертизы в/йсследование конкретно каждого1, возможно обобщить основные черты, характеризующие новые атрибуты современной вокальной музыкальной практики, ставящие перед исполнителем соответствующие задачи. -^Это прежде всего преобладание речитативно-декламационных построений, невольно провоцирующих неопытного певца на использование речевых установок в работе голосового аппарата; наличие быстро сменяющихся вокальных эпизодов и отсутствие развернутых арий. Исполнитель сталкивается с частой и резкой сменой динамики звучания голоса. Нередко мы можем встретиться с близким соседством полярных динамик, когда pianissimo переходит сразу в нюанс forte и даже fortissimo. Далее, если голоса, воспитанные для исполнения классических оперных партий, традиционно обязаны владеть диапазоном голоса в размере не менее двух октав, то произведения современного репертуара выдвигают в качестве нового выразительного средства использование дополнительного отрезка звучания голоса. То есть практикуют расширение его звукового объема до двух с половиной октав. (К примеру, оперы Р. Штрауса «Саломея», «Электра», опера А. Берга «Воццек» и др.) Помимо означенного, в целях достижения определенного художественного эффекта композиторы активно включают звучание краевых тонов диапазона голоса, предлагают неудобное и нарочито резко напряженное интонирование, пение на переходных звуках, исполнение достаточно больших и сложных для певцов интервалов. Достаточно проанализировать с этой точки зрения моноопер А. Шёнберга «Счастливая рука», «Ожидание». Помимо наличия хроматических последовательностей мы наблюдаем обилие интервалов с неустойчивыми характеристиками — секунды, тритоны, септимы и т.п. Здесь налицо новаторская сущность интонационных структур мелодики. Кроме того, можно заметить и определенную эмансипацию тембра певческого голоса. Одним из важных составляющих музыкальной драматургии становится новое отношение к его возможностям. Свидетельством тому служат указания авторов на использование особых приемов звукоизвлечения — таких, как пение без вибрато, нарочито прямым звуком, и т.д. Общеизвестно, что в истории вокального искусства присутствовали факты, когда даже композиторы, выразители и после-д ователи искусс тва bel canto, прибегали к эмансипации тембра, следуя 1 Для более детального ознакомления с драматургией музыки второй половины XX столетия мы отсылаем читателя к специальной музыковедческой литературе, отражающей тенденции в развитии музыки обозначенного периода.
своим художественно-эстетическим принципам в осуществлении музыкально-драматургического замысла. Так, Дж. Верди решительно отвергает исполнение партии леди Макбет выдающейся певицей Тадоли-ни, аргументируя это тем, что в ее тембре божественной красоты присутствует «ангельское звучание». В голосе же, которым должна обладать леди Макбет, композитор слышит «нечто дьявольское». Вокальная музыка второй половины XX столетия ставит перед голосовым аппаратом певца дополнительные технические задачи, порой диаметрально противоположные основным классическим канонам развития голоса, зачастую являя собой полный отход от качественного звучания, характеризующегося льющимся звуком и его красотой. Требования музыкальной драматургии произведений композиторской мысли обозначенного периода коснулись не только художественно-технологической стороны исполнительного искусства певца. Значительно расширилась и индивидуализировалась классификация типов голосов, обретя и новое содержание1. При рассмотрении проблем интерпретации музыки XX столетия и в особенности его второго пятидесятилетия, довольно часто можно слышать суждение, что исполнителю произведений современного музыкально-художественного мышления необходимо овладевать иной, якобы более сложной, вокальной техникой звукообразования. Эта точка зрения отражает суть проблемы лишь отчасти. Почему? Выше мы коснулись некоторых выразительных средств новой звуковой практики, во многом отошедшей от традиционной ладото-пальности и демонстрирующей новаторство музыкального языка. Именно названное вводит певца в совсем иной мир слуховых представлений, влияющих на основы использования голоса. Однако, если проанализировать произведения современных композиторов с точки зрения технического воплощения, а именно: как вокалисту легче — спеть «безтембровым», прямым, гудкообразным, нарочито 11екрасивым и крикливым в верхнем регистре звуком и т.п., то есть выпол-11 ить ремарки авторов, которые порой значатся в партитурах и клавирах, то б полным основанием можно сказать, что подобное в голосообразовании мс вызывает особых затруднений. В педагогической практике в процессе совершенствования голоса ученика его воспитателям нередко приходится решать как раз обратные задачи, главной из которых является выработка совершенного певческого тона. Перечисленные же выше качества голоса, ' См. I главу данной монографии.
востребованные современной музыкой в методике обучения, считаются порочными и рассматриваются как недостатки голосообразования, разрушающие голос и ведущие к его деградации. С этих позиций можно понять певцов, высказывающих нежелание исполнять музыку, в которой нет материала для демонстрации искусства владения голосом по мировым канонам bel canto. Подтверждением сему образно звучат слова выдающегося отечественного артиста И.И. Петрова, в которых ясно очерчена роль певца в музыкальной драме1: «Певец-актер всегда был и остается центральной фигурой в опере (курсив мой. — А.Я.). Сколько бы ни проявляли мастерства, изобретательности композиторы, возлагая центр тяжести на оркестровые звучания, как бы ни изощрялись режиссеры и сценографы в постановочных новациях, — если опера не поется — это не опера...» И далее: «В спектаклях на современную тему актерское мастерство насущно необходимо певцу, чтобы зритель поверил герою, поверил в правду его чувств, переживаний, поступков, разделил с ним его радости, горе, победы. Но не только в сценическом рисунке, в сценическом поведении возможно раскрывать все это, а прежде всего в музыке, и в музыке красивой, мелодичной, поющейся и обязательно основывающейся на народной почве, на традициях. Без мелодии, я убежден, музыка мертва (курсив мой. — А.Я.). Конечно, время требует обновления тем, образов, языка, театрально-сценических приемов и красок. Но давайте вспомним слова Глинки, который призывал «создавать музыку равно докладную знатокам и простому народу». Они живы и сегодня. И если обратиться к оперным сочинениям того же Сергея Прокофьева, при новаторстве его языка мы найдем в его партитурах немало мелодически ярких, сочных эпизодов..., выстроенных на красивой музыке, яркой, запоминающейся... Так что опера обязательно должна быть певучей (курсив мой. — А.Я.). Ведь и в классическом репертуаре наиболее популярны у слушателей те произведения, в которых богатое мелодическое начало. И в современных оперных произведениях это одно из главных достоинств и привлекательных качеств». 1 Советская культура. 1984. 15 мая. Ценностные параметры певческого голоса отмечал и Д.Д. Шостакович: «Сам голос человеческий таит в себе все необходимое для создания выразительного оперного образа (курсив мой. — А.Я.). Я надеюсь, меня не заподозрят в недооценке работы режиссера, художника-декоратора и, конечно, дирижера... Мы знаем трудности этой работы и цену ей — цену тем более высокую, чем более подчинена она неотразимому певческому началу»'. Резонансно высказанным позициям творческое видение специфики оперного жанра А.П. Петрова: «Каким только ни может быть оперный спектакль — необычным, неожиданным, смелым. Но... Все-таки "но" существует. В какую область ни завели бы художественные поиски современного композитора, он должен непременно помнить, что опера — это искусство певческое, и человеческий голос, его неповторимая красота, его природа, никогда не могут быть забыты, они всегда должны быть на первом плане». И далее: «Опера — это всегда праздник поющих человеческих голосов. Это суть и смысл оперы, в этом — ее художественная сила, в этом — все самое ее прекрасное»1. В свете вышеизложенных точек зрения обратимся к исследованиям, раскрывающим дальнейшие устремления композиторской школы в отечественной культуре. Е. Долинская пишет: «Какие же стилистические тенденции стали определяющими для современного бытования жанра? (оперы. — А.Я.) Оперы 1960—1970-х годов тяготели к событиям близкой современности, оперы 1980—1990-х годов уходят в историческое прошлое. Их герой не борец, а рефлектирующая личность. Если в 1960-е годы (как и в инструментальной музыке) акцент был сделан на межжанровые композиции («Пушкин» А. Петрова), то ближе к концу века происходит возвращение как бы "на круги своя": опера, тяготея к своим архитипическим признакам, обогащает их опытом нынешнего века — прежде всего Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Берга»*. Говоря о возвращении «на круги своя», исследователь в число таковых включает «неизменную востребованность мелодраматических ситуаций и кантиленного пения». Используя новации музыкального языка «композиторы конца XXвека отдают предпочтение опере насквозь музыкальной, поющейся, где основой являются не законы театральной драмы ("драматический театр на музыке", как его называли еще в 20-е I оды), а главенствуют принципы музыкальной драматургии-». 1 См.: Корее Ю. Прикосновение к музыке// Правда. 1979. 11 июля // Цит. по: Нестеренко Евгений. Размышления о профессии. М., 1985. С. 100. ' Советская культура. 1984. 11 апреля. Лолинская Елена. О русской музыке XX века. (60-е — 90-е годы) // Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки». М., 2004. С. 83. Обосновывая этот процесс, Э. Денисов размышлял так1: «Все-таки мы пишем для человеческих голосов. Сейчас почти потерялось то, что называется вокальной выразительностью, мелодичностью (курсив мой. —А.Я.)... Никто из хороших композиторов никогда мелодику не моделировал. Мелодика XIX века очень разнится от мелодики XVIII или XVII веков. Каждое время имеет свои особенности мелодического письма, и мелодическое письмо в нашем веке, XX, столь же возможно и необходимо, как и во времена Чайковского или Пуччини (курсив мой. — А.Я.)... Нужно строить мелодический язык, интонационный язык на тех же принципах, на которых сейчас строится современная музыка. И такой отказ от пения, подмена его разговором и отказ от музыкальной драматургии в опере, подмена ее исключительно театральной драматургией ведет к разрушению жанра, к разрушению искусства (курсив мой. — А.Я.). И я в этом отношении, если хотите, КОНСЕРВАТОР потому, что то, что является традицией высокого классического искусства, необходимо для существования всей современной музыки»2. Денисов Э. Настоящая музыка всегда духовна // Музыкальная академия. 1997. № 2 С. 42. Долинская Елена. Указ. соч. С. 83—84. В завершение настоящих рассуждений напрашивается правомерный вывод, а именно: мотив столь редкого обращения вокалистов к музыкальной современности кроется отнюдь не в «неудобстве» вокального письма, вызывающем соответствующую реакцию исполнителей. В большей мере он находится совершенно в другой плоскости. Определяющий фактор лежит не столько в области технологии пения, а заключен в необходимости овладения новыми средствами музыкальной композиции XX— XXIвеков. Изменившаяся звуковая среда породила и иные слуховые представления, требующие изменения музыкально-художественного мышления певца и приведение его в соответствие с новаторством современного музыкального языка. И действительно, какой компетентностью и музыкальной эрудицией должен обладать исполнитель, сталкиваясь на практике с плюрализмом стилей, появлением новых видов композиционной техники, как-то: серийности, алеаторики, пуантилизма, со-норики, усилением семантики и других элементов, участвующих в создании образов. А главным проводником новых художественных ассоциаций для певца является слух, который лишь один может сообщить вокальному инструменту, в каком физиологическом режиме ему следует функционировать. Если обратиться к истории постановки гениального создания П.И. Чайковского «Евгений Онегин», написанного для учащихся Московской консерватории, то, по свидетельству участников оперы, ее музыка вначале показалась сложной, непонятной, и даже не вокальной. Но по мере вживания в музыкальный материал первые впечатления быстро улетучивались. Опера стала одной из репертуарных на многих сценах музыкальных театров страны, далеко выйдя и за ее пределы'. Приходится признать, что, к великому сожалению, на сценической панораме не так часто звучат произведения Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, составляющие сокровищницу нашей русской вокальной культуры, не говоря уже о сочинениях композиторов второй половины XX века. На самом деле основная причина такой невысокой востребованности кроется отнюдь не в сложности вокальной техники, а затрагивает проблему музыкально-слухового и образного порядка. Какими представляются пути преодоления подобного разрыва между необходимостью формирования новых слуховых ассоциаций и выработкой соответствующих средств выражения голосом? Если рассмотреть задачи педагогической практики, то проблема освоения современной музыки должна решаться в первую очередь в классе сольного пения. И здесь прогрессивная позиция руководителей очень важна: не ограничиваться рамками традиционно-певческого репертуара, а включать сообразно индивидуальным особенностям и уровню подготовки певца произведения нового музыкально-художественного мышления. Говоря же о подготовке слуха и голоса будущего исполнителя к выполнению связанных с музыкой требований, следует отметить тот факт, что у нас крайне недостаточно современных по музыкально-гармоническому языку вокализов, то есть того материала, который является как бы связующим звеном между упражнениями и произведениями с литературным текстом. Написанные со знанием певческого голоса, они во многом способствовали бы подготовке слуховых восприятий. Большую помощь в развитии слухового диапазона, связанного с драматургическими особенностями современной музыки, могут оказать и такие дисциплины, как сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений и, конечно, история современной музыки. И здесь тесный ' Подробнее см. главу III, раздел «Идеалы П.И. Чайковского в сценическом воплощении оперы "Евгений Онегин". Первые исполнители». межкафедральный контакт является весьма и весьма желанным, так как только в этом случае певец оказывается погруженным в звуковую среду, которая и будет формировать понимание, интерес, желание и возможность выражения голосом новой звуковой тематики. Историческое развитие общества продолжается, и вместе с ним как адекватная реакция выдвигаются авангардные течения в музыкально^ звукотворчестве. Они имеют на то полное право. Поэтому исполнитель, чтобы быть всегда во всеоружии, обязан не только прочно стоять на профессиональной технологической основе, владеть всеми атрибутами и возможностями голоса, но и постоянно совершенствовать с^ои музыкально-слуховые впечатления. В каждой эпохе, а в настоящей особенно, современный певец мыслится как исполнитель универсального порядка, как синтетический мастер своего уникального искусства.
V. Ф.И. Шаляпин. Date: 2015-04-23; view: 967; Нарушение авторских прав |