Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Письмо М.И. Чайковскому от 18 мая 1877 г.//Указ. изд. Т. VI. С. 136
арии (за исключением арии Гремина) и другие непременные пышные атрибуты. Но в ней поражают и захватывают правдивостью, глубоким психологизмом, наполненные удивительно жизненными эмоциями эпизоды — сцена письма Татьяны, сцена дуэли и полная трагизма в своей неразрешенности заключительная сцена оперы. Чайковский новаторски подходит и к выразительным возможностям певческих голосов, значительно расширяя ресурсы их использования. «Оперы мои нуждаются в хороших певцах и опытных артистах», — напишет позднее композитор Направнику, обосновывая требования к исполнителям своих созданий в умении передавать широчайшую гамму переживаний. Диапазон их огромен — от мощного драматического порыва, сильной и глубокой страсти до чувств, окрашенных в нежно-поэтические, мягкие тона. Не случайно Чайковского считают создателем нового оперного амплуа, в котором гармонично соединяются драма и лирика. Подобное толкование роли певческих голосов в музыкальной драматургии и ариозный стиль «Евгения Онегина», в котором поэтическое слово и музыкальное выражение мысли связаны необычайно тесно, потребовали от певцов значительного обогащения исполнительского мастерства и расширения художественного диапазона; умения гибко переходить от мелодического речитатива к ариозному стилю, тонко отражающему красоту и напевность пушкинского стиха; и наконец, вызвало необходимость полной гармонии слова, музыкальной интонации и внешнего образа, неподдельной искренности в изображении глубоких психологических переживаний героев. Думая о будущей творческой судьбе «Евгения Онегина», П.И. Чайковский, разочарованный и обескураженный постановками на императорских сценах своих трех опер «Воевода», «Опричник», «Кузнец Вакула», естественно, ставил вопрос: «Где я найду Татьяну, ту, которую воображал Пушкин и которую я пытался иллюстрировать музыкально? Где будет тот артист, который хоть несколько подойдет к идеалу Онегина, этого холодного денди, до мозга костей проникнутого бонтонностью? Откуда возьмется Ленский, восемнадцатилетний юноша с густыми кудрями, с порывистыми и оригинальными приемами молодого поэта а la' Шиллер? Как опошлится прелестная картина Пушкина, когда она перенесется на сцену с ее рутиной, с ее бестолковыми традициями, с ее ветеранами и ветераншами, которые без всякого стыда берутся, подобно Александровой, Комиссаржевскомуи tuttiquarti (всем прочим. — А.Я.), за роли восемнадцатилетних девушек и безбородых юношей!.. Сколько мне пришлось вытерпеть при постановке моих опер, особенно "Вакулы"! Между тем, что я воображал, и тем, что вышло па сцене Мариинского театра, нет ничего общего»1. И композитор видит успех оперы в привлечении молодых исполнителей при хорошей подготовке музыкальной стороны спектакля. Он пишет: «...при тщательной постановке, при том чудесном исполнении, как у нас бывало до сих пор (на ученических спектаклях Московской консерватории. — А.Я.) эта опера с ее безыскусственным сюжетом, с ее чудесным текстом, простыми человеческими чувствами и положениями должна произвести поэтическое впечатление»2. Возможность сценического воплощения «Евгения Онегина» силами студентов была хорошо подготовлена всем предшествующим развитием оперного дела в консерватории. Обычно спектакли показывались широкой публике в помещениях Малого и Большого театров. Со временем они сделались заметными вехами в развитии музыкально-артистической подготовки молодых певцов. Как свидетельствует Н. Кашкин: «Спектакли отличались такой стройностью ансамбля и такой осмысленностью сценического исполнения, о каких в то время наши большие сцены еще не начинали и мечтать»3. И не случайно композитор, внимательно следивший за становлением мастерства юных артистов в консерватории и откликавшийся рецензиями на выступления вокальных классов, доверил свое новое, столь необычное по форме сочинение, требовавшее искренности, задушевности, молодых, не тронутых оперной рутиной сердец, именно ученикам консерватории. Музыкальное руководство консерваторскими спектаклями осуществлялось крупнейшими музыкантами, главным образом самим 11.Г. Рубинштейном, а также СИ. Танеевым. Сценическая сторона постановок была в руках опытного актера и режиссера И.В. Самарина. И.В. Самарин следовал реалистическим традициям Малого театра, великолепным образцам правдивой игры его корифеев: М.С. Щепкина, Г.Н. Федотовой, П.М. Садовского и др. Вместе с тем стиль артистов Малого театра отличался особой культурой сценической речи, чистотой и ясностью произнесения слова, умением воплощать литературные образы испанских классиков и Шекспира, требующих некоторой при- Date: 2015-04-23; view: 792; Нарушение авторских прав |