Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стасов В.В. Избранные сочинения. Т. 2. С. 205





Так, в эпизоде «В углу» ясно наблюдается полное подчинение темпа, ритма, цез\ур и пауз эмоционально-образному содержанию, способу выражения мысли, следованию интонациям живой речи. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить описанную жизнен­ную ситуацию и, проникшись состоянием участников сей сценки — няни и ее воспитанника, продекламировать текст со всеми смысловы­ми акцентами и речевыми интонациями. И если исполнитель артис­тически талантлив, то мелодическая и метроритмическая структура вокальной линии вместе с фортепианным сопровождением, гармо­нично сливаясь, рождают психологически правдивые образы персо­нажей.

 

А удивительное чередование часто сменяющихся размеров! Это также одно из важнейших выразительных средств творчества компози­тора, подкрепляющее его художественное кредо в создании живого че­ловека в живой музыке. К примеру, на протяжении всего лишь 13 на­чальных тактов сценки «С няней» размер меняется 10 раз.

Здесь мы видим последовательность ритмических структур: 7/4, 3/4, 7/4, 3/2, 3/4, 3/2, 5/4, 6/4, 5/4, 3/2, которая совершенно логична в музыке, правдиво отображающей явления подлинной жизни.

Мы привели лишь некоторые примеры, иллюстрирующие осо­бенности музыкального языка Мусоргского, чтобы показать, что для передачи содержания вокальных образов музыка композитора предъя­вила к исполнителям требование дальнейшего развития музыкаль­но-ладового слуха, ритмической чуткости, совершенствования как во­кальных, так и драматических выразительных средств. Новаторский язык Мусоргского поставил перед певцами задачу поисков новых воз­можностей вокально-сценического воплощения. Просто красивого, ровного, кантиленного звучания недостаточно для правдивой интер­претации вокальной музыки композитора.

Речитативное начало вызвало необходимость тщательной работы над четкостью декламации, умением исполнять мелодический речита­тив, справляться с усложненным метроритмическим и интервальным рисунком, шире включать разнообразные речевые интонации, тем-брально психологически верно окрашивать музыкальные фразы, пол-I юстью подчиняя вокальную технику созданию реалистических характе­ристик образов.

Отсюда следует, что певец — интерпретатор произведений Му­соргского — обязан в совершенстве владеть мастерством музыкан­та-вокалиста в теснейшем единстве с искусством драматического ак­тера. Ведь исполнительский замысел приобретает эстетическую цен- I юсть и общественную значимость исключительно лишь в профессио­нальном, мастерском воплощении, и чем более сложное, глубокое содержание должен раскрыть исполнитель, тем совершеннее должна быть его артистическая эрудиция.

В этом отношении особое значение приобретает осмысление ху­дожественных и вокально-исполнительских воззрений М.П. Мусорг­ского, обусловленных имманентными свойствами личности компози­тора. Многими современниками и соратниками неоднократно отмеча­лись его оригинальный ум, неординарность мышления, образован-

жимне ми-лая, про то - го, про

сам бро-дил, как тот бука в лес де -

 

13

 

 

Рас-ска - жи мне, ня-нюш-ка. Рас-ска
Р Р cresc

Л I;—^="~ РР cresc

бу - ку страш - но - го. как тот бу - ка по ле -

тей но-сил, и как грыз он их бе-лы-е

кос-точ-ки, и как де-ти те кри/ча-ли,

- • ф-

пла - ка - ли

кость в самом широком смысле этого понятия. Многогранность его интересов и пристрастий достойны восхищения. Разные области наук, таких, как философия, история, астрономия, психология и, конечно, литература и искусство, всегда вызывали у М.П. Мусоргского стремле­ние познания и изучения.

Его музыкальная одаренность, способность самовыражения язы­ком музыки поражали товарищей по школе гвардейских прапорщиков. «Мелодии у него выливались мгновенно из живой речи, сопровождения же их появлялись в воображении фортепианных фигур листовского размаха. По мысли эти фигуры необычайно ясны, художественны, ори­гинальны и правдивы, но по технике изложения они несоответствую­щей сложности и корявы. При таком отношении к делу к такой техни­ческой подготовке мог сочинять только гений», — свидетельствует оче­видец — товарищ М.П. Мусоргского по школе Н. Компанейский1.

Как известно, Мусоргский обладал большим сценическим та­лантом и удивительной способностью перевоплощения. Он был вдохновенным артистом-певцом, исполнение которого отличалось исключительной правдивостью чувств, яркими эмоциями, разнос­торонним драматизмом. Он свободно владел всеми ресурсами вока­ла. Его мастерство находилось на том уровне, когда техника теряет свою самостоятельность, полностью подчиняясь эстетическим на­мерениям. Интересен рассказ дочери брата В.В. Стасова Варвары Дмитриевны об исполнении Мусоргским Кончака (композитор об­ладал голосом баритон. — А.Я.):

«Мусоргский спел арию Кончака. Он ее пел прямо бесподобно, с особым, свойственным ему подчеркиванием некоторых фраз или слов. Например, он курьезно преувеличенно произносил:...Я тебе под-дарю,

и делал широкий жест рукою. Но у меня до сих пор просто стоит в ушах, как он передавал с выражением удивительного, чисто восточного величия:

Все хану здесь подвластно,

Все боятся меня. Всё т-р-р-репещет кругом!..

И вслед за тем, с неподражаемой мягкостью:

Но ты меня не боялся, Пощады ты не просил, князь!

 







Date: 2015-04-23; view: 937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию