Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стасов В.В. Избранные сочинения. Т. 2. С. 205
Так, в эпизоде «В углу» ясно наблюдается полное подчинение темпа, ритма, цез\ур и пауз эмоционально-образному содержанию, способу выражения мысли, следованию интонациям живой речи. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить описанную жизненную ситуацию и, проникшись состоянием участников сей сценки — няни и ее воспитанника, продекламировать текст со всеми смысловыми акцентами и речевыми интонациями. И если исполнитель артистически талантлив, то мелодическая и метроритмическая структура вокальной линии вместе с фортепианным сопровождением, гармонично сливаясь, рождают психологически правдивые образы персонажей.
А удивительное чередование часто сменяющихся размеров! Это также одно из важнейших выразительных средств творчества композитора, подкрепляющее его художественное кредо в создании живого человека в живой музыке. К примеру, на протяжении всего лишь 13 начальных тактов сценки «С няней» размер меняется 10 раз. Здесь мы видим последовательность ритмических структур: 7/4, 3/4, 7/4, 3/2, 3/4, 3/2, 5/4, 6/4, 5/4, 3/2, которая совершенно логична в музыке, правдиво отображающей явления подлинной жизни. Мы привели лишь некоторые примеры, иллюстрирующие особенности музыкального языка Мусоргского, чтобы показать, что для передачи содержания вокальных образов музыка композитора предъявила к исполнителям требование дальнейшего развития музыкально-ладового слуха, ритмической чуткости, совершенствования как вокальных, так и драматических выразительных средств. Новаторский язык Мусоргского поставил перед певцами задачу поисков новых возможностей вокально-сценического воплощения. Просто красивого, ровного, кантиленного звучания недостаточно для правдивой интерпретации вокальной музыки композитора. Речитативное начало вызвало необходимость тщательной работы над четкостью декламации, умением исполнять мелодический речитатив, справляться с усложненным метроритмическим и интервальным рисунком, шире включать разнообразные речевые интонации, тем-брально психологически верно окрашивать музыкальные фразы, пол-I юстью подчиняя вокальную технику созданию реалистических характеристик образов. Отсюда следует, что певец — интерпретатор произведений Мусоргского — обязан в совершенстве владеть мастерством музыканта-вокалиста в теснейшем единстве с искусством драматического актера. Ведь исполнительский замысел приобретает эстетическую цен- I юсть и общественную значимость исключительно лишь в профессиональном, мастерском воплощении, и чем более сложное, глубокое содержание должен раскрыть исполнитель, тем совершеннее должна быть его артистическая эрудиция. В этом отношении особое значение приобретает осмысление художественных и вокально-исполнительских воззрений М.П. Мусоргского, обусловленных имманентными свойствами личности композитора. Многими современниками и соратниками неоднократно отмечались его оригинальный ум, неординарность мышления, образован- жимне ми-лая, про то - го, про сам бро-дил, как тот бука в лес де -
13
Рас-ска - жи мне, ня-нюш-ка. Рас-ска Л I;—^="~ РР cresc бу - ку страш - но - го. как тот бу - ка по ле - тей но-сил, и как грыз он их бе-лы-е кос-точ-ки, и как де-ти те кри/ча-ли, - • ф- пла - ка - ли кость в самом широком смысле этого понятия. Многогранность его интересов и пристрастий достойны восхищения. Разные области наук, таких, как философия, история, астрономия, психология и, конечно, литература и искусство, всегда вызывали у М.П. Мусоргского стремление познания и изучения. Его музыкальная одаренность, способность самовыражения языком музыки поражали товарищей по школе гвардейских прапорщиков. «Мелодии у него выливались мгновенно из живой речи, сопровождения же их появлялись в воображении фортепианных фигур листовского размаха. По мысли эти фигуры необычайно ясны, художественны, оригинальны и правдивы, но по технике изложения они несоответствующей сложности и корявы. При таком отношении к делу к такой технической подготовке мог сочинять только гений», — свидетельствует очевидец — товарищ М.П. Мусоргского по школе Н. Компанейский1. Как известно, Мусоргский обладал большим сценическим талантом и удивительной способностью перевоплощения. Он был вдохновенным артистом-певцом, исполнение которого отличалось исключительной правдивостью чувств, яркими эмоциями, разносторонним драматизмом. Он свободно владел всеми ресурсами вокала. Его мастерство находилось на том уровне, когда техника теряет свою самостоятельность, полностью подчиняясь эстетическим намерениям. Интересен рассказ дочери брата В.В. Стасова Варвары Дмитриевны об исполнении Мусоргским Кончака (композитор обладал голосом баритон. — А.Я.): «Мусоргский спел арию Кончака. Он ее пел прямо бесподобно, с особым, свойственным ему подчеркиванием некоторых фраз или слов. Например, он курьезно преувеличенно произносил:...Я тебе под-дарю, и делал широкий жест рукою. Но у меня до сих пор просто стоит в ушах, как он передавал с выражением удивительного, чисто восточного величия: Все хану здесь подвластно, Все боятся меня. Всё т-р-р-репещет кругом!.. И вслед за тем, с неподражаемой мягкостью: Но ты меня не боялся, Пощады ты не просил, князь!
Date: 2015-04-23; view: 937; Нарушение авторских прав |