Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тасов ВВ. Избранные сочинения. Киев, 1952. Т. 3. С. 41
зитора — создание живого человека в живой музыке. В письме к Л.И. Шестаковой он так определяет свою эстетическую программу: «Хотелось бы мне вот чего. Чтобы мои действующие лица говорили на сцене, как говорят живые люди, но притом так, чтобы характер и сила интонации действующих лиц, поддерживаемые оркестром, составляющим музыкальную канву их говора, прямо достигали своей цели, то есть моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее, то есть звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны, без утрировки и насилования, сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной. Вот идеал, к которому я стремлюсь (Савишна, Сиротка, Ере-мушка, Ребенок)». Идею интонационного реализма и творческий принцип в отношении сближения слова и музыки, выдвинутые еще Даргомыжским, Мусоргский углубляет и развивает далее. Считая человеческую речь неиссякаемым источником музыки, он смело использует ее богатейшие и чрезвычайно разнообразные интонации в построении вокальных мелодий своих произведений, достигая, по выражению Стасова, вершин «музыкального реализма». Современники писали: «Музыка г. Мусоргского есть вполне новинка для нас <...> Это — не учитель музыки, он не сказки говорит вам, не салонную болтовню ведет он, не остроты сыплет — нет, перед нами серьезная, душевная речь, речь, поражающая вас в сердце (курсив мой. — Л.Я.). Под ее звуки каждый невольно чувствует все свои грехи, он падает ниц, он страдает, он мучится, а грозный оратор переходит вдруг в тихую грусть: скорбь его о заблуждениях, которые делаются людьми на каждом шагу...» И далее: «...высокая речь соединяется с высокой мыслью... Нужно иметь еще не совсем заплесневевшую душу, чтобы понять эту свежую, правдивую музыку». Вокальные образы Мусоргского — это раскрытый средствами музыки душевный мир живых людей самых широких слоев и различных характеров. В воссоздании каждого конкретного образа композитор пользуется лишь ему присущим интонационным материалом и, кажется, единственно возможной формой воплощения. Новое содержание искусства Мусоргского потребовало видоизменения музыкальных форм. Он решительно отрицает академические традиции, если они не адекватны художественной задаче, и ставит цель «создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников». Яркой тому иллюстрацией служат характеристики героев оперы «Борис Годунов», а именно три партии, написанные для басового голоса. Чрезвычайно колоритны, психологически правдивы и впечатляющи такие образы, как царь Борис со всей гаммой жизненных коллизий; Варлаам — с интонационно выразительными, разухабисто-грубоватыми попевками; Пимен — с величавой и благородной мелодией, выражающей смирение и покой. И мелодический язык вокальных партий обусловливается тем интонационным материалом, который наиболее полно и достоверно раскрывает психологическую сущность создаваемого образа. Известно, что в певческом искусстве господствуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно вокальных стилей: певучий, где присутствует широкое, плавное, льющееся пение — кантилена; декламационный, или речитативный, в котором пение приближается к строению и интонациям речи; и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от тесной связи со словом и украшается виртуозной орнаментикой, гаммами, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные и слоги. Мусоргский восстает против использования техники ради техники, ради демонстрации вокальных возможностей исполнителей. Он создает произведение, в котором ясно показывает свое отношение к злоупотреблению колоратурой, выводя в шаржированной форме певицу Патти и ее поклонников. О «Райке» Стасов писал: «Ничего подобного этой грозной и едкой сатире и карикатуре музыка еще сроду не представляла. Это было что-то новое и непробованное. Успех был громадный, особливо в чудно-талантливом исполнении самого Мусоргского, а потом и его верной ученицы А.Н. Пургольд <...> Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела эта оригинальная новинка»'. Кантилену композитор полностью подчиняет раскрытию психологически жизненных интонаций, обрамляя в мелодию, «творимую человеческим говором», и называет ее «осмысленною (оправданною) мелодией». Всоздании художественного образа Мусоргский пользуется все-ми богатейшими ресурсами музыки. Гармония, ритм, темп, динамические градации, паузы, цезуры, тембровая палитра сопровождения — все Date: 2015-04-23; view: 757; Нарушение авторских прав |