Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тасов ВВ. Избранные сочинения. Киев, 1952. Т. 3. С. 41





зитора — создание живого человека в живой музыке. В письме к Л.И. Шестаковой он так определяет свою эстетическую программу: «Хотелось бы мне вот чего. Чтобы мои действующие лица говорили на сцене, как говорят живые люди, но притом так, чтобы характер и сила интонации действующих лиц, поддерживаемые оркестром, составляю­щим музыкальную канву их говора, прямо достигали своей цели, то есть моя музыка должна быть художественным воспроизведением челове­ческой речи во всех тончайших изгибах ее, то есть звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны, без утриров­ки и насилования, сделаться музыкой правдивой, точной, но художес­твенной. Вот идеал, к которому я стремлюсь (Савишна, Сиротка, Ере-мушка, Ребенок)».

Идею интонационного реализма и творческий принцип в отно­шении сближения слова и музыки, выдвинутые еще Даргомыжским, Мусоргский углубляет и развивает далее. Считая человеческую речь не­иссякаемым источником музыки, он смело использует ее богатейшие и чрезвычайно разнообразные интонации в построении вокальных мело­дий своих произведений, достигая, по выражению Стасова, вершин «музыкального реализма». Современники писали:

«Музыка г. Мусоргского есть вполне новинка для нас <...> Это — не учитель музыки, он не сказки говорит вам, не салонную болтовню ведет он, не остроты сыплет — нет, перед нами серьезная, душевная речь, речь, поражающая вас в сердце (курсив мой. — Л.Я.). Под ее звуки каж­дый невольно чувствует все свои грехи, он падает ниц, он страдает, он мучится, а грозный оратор переходит вдруг в тихую грусть: скорбь его о заблуждениях, которые делаются людьми на каждом шагу...» И далее: «...высокая речь соединяется с высокой мыслью... Нужно иметь еще не совсем заплесневевшую душу, чтобы понять эту свежую, правдивую му­зыку».

Вокальные образы Мусоргского — это раскрытый средствами му­зыки душевный мир живых людей самых широких слоев и различных ха­рактеров. В воссоздании каждого конкретного образа композитор пользу­ется лишь ему присущим интонационным материалом и, кажется, еди­нственно возможной формой воплощения. Новое содержание искусства Мусоргского потребовало видоизменения музыкальных форм. Он реши­тельно отрицает академические традиции, если они не адекватны худо­жественной задаче, и ставит цель «создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников». Яркой тому иллюстрацией служат характеристики героев оперы «Борис Году­нов», а именно три партии, написанные для басового голоса. Чрезвычайно колоритны, психологически правдивы и впечатляющи такие образы, как царь Борис со всей гаммой жизненных коллизий; Варлаам — с интонаци­онно выразительными, разухабисто-грубоватыми попевками; Пимен — с величавой и благородной мелодией, выражающей смирение и покой.

И мелодический язык вокальных партий обусловливается тем интонационным материалом, который наиболее полно и достоверно раскрывает психологическую сущность создаваемого образа. Известно, что в певческом искусстве господствуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно вокальных стилей: певучий, где присутствует широкое, плавное, льющееся пение — кантилена; декла­мационный, или речитативный, в котором пение приближается к стро­ению и интонациям речи; и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от тесной связи со словом и украшается виртуозной орна­ментикой, гаммами, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные и слоги. Мусоргский восстает против использования техники ради тех­ники, ради демонстрации вокальных возможностей исполнителей. Он создает произведение, в котором ясно показывает свое отношение к злоупотреблению колоратурой, выводя в шаржированной форме певи­цу Патти и ее поклонников. О «Райке» Стасов писал: «Ничего подобно­го этой грозной и едкой сатире и карикатуре музыка еще сроду не пред­ставляла. Это было что-то новое и непробованное. Успех был громад­ный, особливо в чудно-талантливом исполнении самого Мусоргского, а потом и его верной ученицы А.Н. Пургольд <...> Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела эта оригинальная новинка»'.

Кантилену композитор полностью подчиняет раскрытию психо­логически жизненных интонаций, обрамляя в мелодию, «творимую че­ловеческим говором», и называет ее «осмысленною (оправданною) мелодией».

Всоздании художественного образа Мусоргский пользуется все-ми богатейшими ресурсами музыки. Гармония, ритм, темп, динамичес­кие градации, паузы, цезуры, тембровая палитра сопровождения — все







Date: 2015-04-23; view: 757; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию