Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смоленский С. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. СПб., 1910. С. 60
I 7550
тиворечии, токмо в нотах, речах», или: пение на органном пункте, «когда бас во своем си времени стоит или основании, протчии же гласы концертируются» и т.п.). В нем же излагается ряд правил сочинения церковных многоголосных песнопений. Например, правило естественное, — чтобы музыка соответствовала смыслу текста, его грамматической структуре, позволяла бы правильно произносить ударные слоги, то есть хорошо доносить содержание, делать его понятным для слушателей. Музыкальное содержание призвано передавать эмоции, вызываемые текстом (веселое или печальное пение). В трактате Н. Дилецкого содержатся и определенные требования к певцу, который должен уметь читать ноты, в том числе и старинного написания, а если он этого не умеет, то «он есть невежда — певец несовершенный». Он должен знать лучшие сочинения партесного пения, быть не только исполнителем, но и «творцом пения», то есть, очевидно, уметь присочинять украшения, подголоски к написанному в нотах. Пение духовных кантов и церковных песнопений входило в состав музыкально-драматических представлений, получивших развитие в середине XVII века в виде церковных действ и так называемых школьных драм. Церковные церемонии, изображающие некоторые эпизоды из Священного Писания, например: вход Господень в Иерусалим (Шествие на осляти), три отрока в пещи вавилонской (Пещное действо) и т.п., сопровождались церковными хоровыми песнопениями, включали ансамбли, чередование диалогов и музыкальных номеров. Позднее в драмы включаются аллегорические фигуры, а затем сюжеты стали носить исторический характер. В них также часто входили вокальные номера — сольные и хоровые. Братские школы, в которых исполнялись драмы, являлись передовыми для своего времени учебными заведениями, созданными в юго-западных областях России (находившихся под властью Польско-Литовского государства) как центры православной культуры, и имели целью сопротивление распространению католичества и сохранение национального самосознания. В этих школах, количество которых достигало 20 и охватывало почти все крупные города Украины и Белоруссии, в числе других предметов преподавались музыка и пение. Они сыграли значительную роль в распространении вокальной культуры.
В 1632 году из слияния школ Киева и Киево-Печерской Лавры било образовано первое на Украине высшее учебное заведение — Кие- I» > Могилевская коллегия. По ее образцу в 1687 году в Москве была от-IВрыта Славяне-греко-латинская академия. В них также преподавались церковное пение и музыка. Участвовали певчие и хоры и в театральных действах при царском ВДОре. Во время царствования Алексея Михайловича впервые были организованы театральные представления, использовавшие библейские сюжеты, причем в некоторых из них участвовали не только хоры, но и исполнялись сольные номера — песни и арии. Хотя к рубежу XVIII века, к эпохе Петра I, пение вошло и в школьные драмы, и в представления при царском дворе, и распространилось в быту в форме кантов, оно сохранило в основном свой церковный характер. Хранителями традиций профессионального церковного пения являлись хор государевых певчих дьяков, патриарший хор и хоры монастырей. Они же стали главными центрами воспитания квалифицированных певчих, регентов, музыкально грамотных священнослужителей, центрами, куда отбирались лучшие певцы из различных церковных хоров. Основой же массовой музыкальной культуры являлись хоры, существовавшие в каждой церкви, где священники, дьяконы или специалисты — руководители хоров, так называемые уставщики (регенты), учили певчих читать ноты, правильно петь многоголосие, разни пали слух и голос. Для поднятия художественного уровня церковного пения из хоров крупных монастырей ихора патриарших певчих дьяков н различные провинциальные города и села посылались мастера хорового пения. Таким образом, к эпохе Петра I Россия подошла как страна с многовековой высокоразвитой, самобытной церковной хоровой куль-Гурой. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении последующих двух исков, вплоть до Октябрьской революции, она являлась наиболее массовой и повсеместно распростаненной, не считая, конечно, народной песни, входившей в повседневный быт. К Петровскому времени относится организация в 1710 году Сино-цального хора, возникшего на базе Патриаршего хора певчих дьяков, с целью участвовать в богослужении. Он состоял из 44 мужчин -обладатели отличного голоса, отобранных из различных монастырских и цер-копных хоров, и что не менее важно — признанных серьезными знатоками церковного пения. Синодальный хор был хранителем лучших тради-
ций церковного пения, характеризовался всеобъемлющим знанием распевов и исполнял церковные службы с точным соблюдением церковного устава. Хор был одновременно и воспитателем певческих голосов. В нем были сосредоточены уставщики, знавшие голос, его свойства и принципы обращения с ним. Правда, хоровое воспитание велось только в рамках работы со взрослыми голосами. Детские голоса были включены в состав Синодального хора позднее, в 1767 году. Хотя в обучении певцов петровского времени некоторую роль играли иностранцы, но их влияние на русское певческое искусство было не существенно, так как оно, в основном, сохраняло свою хоровую церковную основу. Воспитание профессиональных певцов на Руси было уделом церковных, монастырских и придворных хоров. Высшими образцами этого искусства и центрами вокальной культуры являлись Синодальный и Придворный хоры. Реформы Петра I лишь способствовали выявлению тех направлений, по которым в дальнейшем пошло развитие инструментального и вокального искусства (оркестровая музыка, опера, домашнее музицирование, придворные увеселения и т.п.). Для крупнейшей профессиональной музыкальной организации России того времени, каким являлся Придворный хор, это был период его организационного, творческого становления и высоких художественных достижений. В связи с тем, что в последующее десятилетие после смерти Петра I в Россию начинает активно проникать иностранное вокальное искусство, преимущественно итальянское и французское, и распространяться методика его преподавания, остановимся на тех основах церковного пения, на которых издревле воспитывались отечественные певцы. Эти принципы показали свою непреходящую практическую ценность и устойчивость, продолжая служить отечественному вокальному искусству и в последующие столетия. Ими в достаточной мере владели регенты храмовых хоров, священнослужители, и потому они, как правило, являлись той основой, на которой осуществлялось приобщение к музыкальному искусству, осваивались азы вокально-хоровой культуры и музыкальной грамотности. Вкус русских людей к характеру звучания певческого голоса, его использования в динамическом и тембральном отношениях, также как и в отношении вокальности слова, в значительной мере определялся церковным пением, которое постоянно сопровождало повседневную жизнь. Благотворно влияя на формирование голосов, церковное пение в сильнейшей степени способствовало выявлению вокальных данных и их естественному развитию. Потому церковные хоры на протяжении последующих двух с половиной веков являлись неизменными воспитателями голосов для оперы. Не случайно, многие из выдающихся оперных певцов рубежа и начала XX века с юности были причастны к церковному пению (Шаляпин, Нежданова, Собинов, Касторский и многие другие). Принципы церковного пения в виде четких положений для певцов сформулированы в Церковном Уставе, или Типиконе. В 1867 году вышла работа Д. Разумовского «Церковное пение в России»', где суммирован накопленный многими поколениями опыт исполнения церковных песнопений, изложены требования к церковному певцу, его голосу и личным качествам. Д. Разумовский справедливо отмечает, что ничто так сильно не влияет на душу человека, как пение, и что не случайно именно пение используется христианской церковью при богослужениях. Он приводит по этому поводу мнение Цицерона: «Я согласен с Платоном,— сказал Цицерон, — что ничто так легко не производит впечатление на нежные и мягкие души, как различные звуки в пении, трудно почти изобразить, какую силу имеют они на ту и другую сторону души!»2. Самое глубокое воздействие оказывает соединение слова и певческой мелодии. Исходя из этого, церковное пение предписывает прежде всего понимание того, что певец поет, и затем чистоту, то есть красоту самого пения. Церковный певец должен отдаваться пению и сердцем, и умом. Тем самым народно-песенные традиции «сказывать песню» перешли и укрепились в профессиональном вокальном искусстве. Церковный устав говорит: «Юноши, поющие в церкви, должны петь Богу не голосом, а сердцем, — сердцем же поет тог, кто не только движет языком, но и ум напрягает к уразумению шов пения. Пусть поет язык, но в то же время пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом»3. Ра-|умность и естественность — основные принципы церковного пения. (' древнейших времен певцам запрещалось переходить границы естес-I ценной силы и диапазона своего голоса, кричать в церкви. Известно, что еще VI Вселенский Собор постановил, чтобы поющие в церкви по смели употреблять бесчинных воплей и не вынуждали из себя ке-Ктественного крика. Date: 2015-04-23; view: 1479; Нарушение авторских прав |