Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I [олное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XXI. Ч. 1. С. 17
городах, как Москва, Новгород, Псков, Киев и др. Каждый монастырь имеет свой церковный хор, воспитывает певцов. Указом царя Ивана III в Москве в 1479 году был организован первый профессиональный церковный хор из 35 человек, состоявший на содержании государства. Это был хор государевых певчих дьяков, послуживший в последующее время основанием Придворной певческой капеллы — крупнейшего центра музыкальной культуры XVIII века. Начало выступлениям хора было положено во время участия в торжествах по поводу освящения Успенского собора Московского Кремля. Хор предназначался для богослужений в этом соборе и «мирских забав» царского двора. Стоглавый Собор 1551 года, в котором принимал деятельное участие Иван Грозный, вменил в обязанность всем священникам и дьяконам организовывать на дому певческие школы, где бы дети обучались чтению, письму и церковному пению. Введение повсеместного обучения грамоте и церковному пению под руководством регентов сыграло значительную роль в воспитании большого количества отличных певцов, многие из которых стали создателями новых распевов. Известность «мастеров» —- учителей церковного пения стала определяться количеством распевов, которые они знали. История сохранила многие имена. Это — Иван Шайдур, Савва и Василий Роговы, Степан Голыш, Иван Нос, Федор Крестьянин, Маркел Безбородый. Основные изменения, которые XVII век внес в церковное пение, — это большое количество новых распевов, многоголосие, сближение со светской музыкой, распространение церковных напевов в домашнем быту, появление руководств по пению, открытие первых высших учебных заведений. Вначале после принятия христианства церковное пение оставалось одноголосным. Это было унисонное мужское пение (или пение в октаву), отличавшееся строгостью и возвышенностью. Но уже во второй половине XVI века певчие государевы дьяки стали присоединять к основному церковному песнопению подголоски. Сначала это был второй голос, а затем и третий. Таким образом, музыка усложнилась и стала носить контрапунктический характер. Однако этот самобытный контрапункт и старинные распевы в XVII веке были вытеснены распространившимся с юга России - и в значительной мере через влияние польской музыкальной культуры партесным пением, то есть пением многоголосным, осуществлявшимся по нотным партиям. С этого времени церковное пение приобретает гармонический аккордовый склад. В хоровые песнопения вводятся сольные вставки. Все это предъявляет к певцам Польше требования в отношении развития слуха, умения чувствовать свой голос в ансамбле и, наконец, если необходимо, солировать. С куль-Гурой партесного пения приходят и европейские названия голосов в чоре: дискантисты, альтисты, тенористы и басисты вместо старинных — Вершников (верхний голос), нижников (нижний голос), путников (сред ний голос), демественников (знавших все четыре голоса). Распростране ние получают партесные концерты a cappella и позднее — духовные концерты. В домашней обстановке бытуют духовные канты, псалмы. В му- 1ыку все сильнее проникают интонации народных песен. Появляются композиторы церковной музыки, проявляющие себя в жанре духовных концертов и создающие сложные фундаментальные сочинения. Обновляются средства выразительности, развивается гармонический язык, совершенствуется структура сочинений, используются эффекты контрастов и т.п. Среди крупных композиторов того времени следует выделить Василия Титова, Николая Калашникова, Федора Редрикова, создавших множество различных служб и духовных концертов. Во второй половине XVII века появляются и первые руководства но церковному пению, в которых излагаются задачи и правила пения, а также требования к певцам. Это труд Александра Мезенца «Извещение о согласнейших пометах во кратце изложенных (со изящным намере нием) требующим учитися пения», позднее известный под названием •■Азбука знаменного пения» — руководство по чтению знаменного рас пева. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого с предпосланным ей впоследствии полемическим трактатом Иоанникия Коренева «О пении божественном по чину мусикийских согласий» посвящены юоретическим основам композиции партесного пения. Трактат Дилец кого был наиболее авторитетным словом музыкально-теоретической науки на Руси, первым опытом возможно полного систематического руководства к изучению музыкально-певческой теории и творчества. В нем определяется роль пения как средства передачи эмоциональных состояний: «...пение, еже сердца человеческие возбуждает или до увесе- исния или до жалости»1, определяются обозначения нот, дается классификация хоровых голосов, показывается роль каждого голоса в много-тлосном пении, описываются стили вокальной музыки (например: концерт — это «гласа с гласом борение, когда борются с собою не в про-
Date: 2015-04-23; view: 822; Нарушение авторских прав |