Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вып. I—п. Ч. 1. . С. XVIj. ' там ЖЕ. С. XV. 1 там ЖЕ. С. XVIII. '' там ЖЕ. С. XVh
\ ■------------------------------
долгая»'. И напротив: «Как душа (дыхание) коротка, досельной (старинной) песни не спеть»2. Веселые гротесковые, с искрометным юмором, отличающиеся яркой скороговоркой песни требуют умения в подвижном темпе четко доносить до слушателя каждое слово, способствуют выработке хорошей дикции. Про таких певцов говорят, что они умеют «петь круто». А бессмысленного исполнителя не спасут ни красота голоса, ни техника владения им: «Голос у него хорош, высоко подымает, а что насчет слов, не понимает, как их выговаривать, только зявает. Выговаривать не может». Сказы, былины, плачи, причитания и другие бытовые песни предполагают владение декламационным и напевно-декламационным стилем. Таким образом, народная песня была одним из древнейших источников развития кантилены, техники подвижности голоса, выработки навыка речитативно-декламационного исполнения в русской вокальной музыке. Творчество народных певцов своей искренностью, стремлением выразить в песне все думы и чаяния всегда впечатляло, было необычайно правдиво. «Песня каждая — правда» — так говорят в народе. Существует немало свидетельств о неповторимом и самобытном искусстве народных певцов, которые были одновременно и создателями, и исполнителями их. Знаменитый былинник Иван Рябинин мастерски владел искусством перевоплощения в «сказывании», умением наполнять один и тот же мотив новыми чувствами и новым содержанием, отчего «благодаря игре ритма и разнообразию множества неподражаемых тонких оттенков интонации, то величавых, то лукавых, то иронических, он увлекал своих слушателей в мир своей жизни». Характеризуя основные достоинства певцов, Е. Линёва невольно подчеркивает самобытный характер исполнительского стиля представителей русской школы пения. «В пении есть только одна хорошая школа для всех национальностей. Ее главные требования: глубина чувства, простота исполнения, изящество фразировки и при всем этом чувство меры. Те же требования ставятся и хорошему певцу»'. Итак, если сопоставить вокально-эстетические основы народно-исполнительского искусства с художественными воззрениями родоначальника национальной композиторской и вокальной классических школ М. И. Глинки, то его высказывание о народе как создателе музыки находит свое воплощение в одинаковом подходе к решению главнейших проблем вокального искусства. Это проявляется в реалистическом восприятии исполняемой музыки («песня — правда»), во внимательном отношении к поэтическому тексту («Песня хороша, да лад нехорош»), в приоритете содержания над формой, распевна широком, льющемся дыхании и народной манере «сказывать» песню, в использовании средств вокальной выразительности в зависимости от содержания («во все рыло» или «свистулой, полегче») и т.д. Заложенное народно-песенным исполнительством осмысленное интонирование музыкальной фразы, идущее от ее психологического содержания, обретут в творчестве М.И. Глинки и выдающихся его последователей законченные высокохудожественные формы, потребовав от певцов выполнения более сложных задач — хорошо технически воспитанный голос (то есть при наличии «бельканто»): «уметь трансформировать согласно образному содержанию». Поэтому русские певцы были всегда в состоянии профессионально исполнять не только русский репертуар, но и произведения иностранных классиков. В истории как западноевропейского, так и русского музыкального искусства церковной музыке принадлежит важнейшая роль, так как вплоть до XVII века церковь оставалась оплотом музыкального профессионализма. В рамках церковной музыки создавались произведения высочайшей художественной ценности, развивались различные музыкальные жанры. Церкви и монастыри являлись центрами, где преподавалась музыка, формировались теоретические взгляды на музыкальное искусство, разрабатывалась нотопись, оформлялись вокально-педагогические и исполнительские принципы церковного пения. Профессиональная музыка в форме хоровых церковных песнопений распространилась на Руси вместе с принятием христианства в X веке. Великий князь Владимир привез с собой из Византии одновременно со священнослужителями и певцов — учителей пения, или регентов. Церковное пение входило как непременная часть во все виды пра- Date: 2015-04-23; view: 842; Нарушение авторских прав |