Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линёва Е. Указ. соч. Ч. I. С. XXIV





 

вославного богослужения: обедню, утреню, вечерню и др. Оно сопро­вождало различные обряды и требы: крещение, венчание, погребение, поминовение усопших — панихиды. Православное богослужение в Древней Руси исполнялось по византийскому образцу и первое время це­ликом использовало византийскую церковную музыку. Инструменталь­ная музыка в церкви не допускалась. Византийская империя была много­национальным государством, и в музыке ее церковных песнопений за многие века соединились элементы песенности самых разнообразных национальных музыкальных культур, в частности славянских (русских, болгарских, сербских, хорватских).

В церковной музыке пение непосредственно связано с молитвен­ным текстом, который произносится на старославянском языке. Таким образом, старославянский язык сделался церковным языком Русской православной церкви. Греческие вставки в текст занимали небольшое место. Вместе со славянскими и греческими певцами из Византии при­шла на Русь и нотная система фиксации напевов посредством опреде­ленных условных знаков — невмов. Она была безлинейной. Хотя цер­ковные напевы в значительной мере передавались хористам по слуху, так как в практике церковного пения долгое время бытовала устная тра­диция, подобная нотопись фиксировала основные молитвенные бого­служения. Первые известные памятники древнерусской музыкальной письменности восходят к концу XI — началу XII века. Невмы, сходные с ними по принципу написания древнерусские знаки-крюки и знамена ставились над текстом песнопения и показывали повышение или пони­жение звуков и их длительность. Однако безлинейная запись не указы­вала абсолютной высоты звуков. В процессе исторического развития мелодии, записанные невменной нотацией, видоизменялись. Визан­тийская основа русских церковных напевов заменялась музыкальным языком народных песен. Так, привнесенные извне формы обретали са­мобытный тип древнерусского певческого искусства — знаменный рас­пев. И уже в ранний период становления русского государства былин­но-песенные и церковные традиции развивались в постоянном сопри­косновении. Они не были интонационно резко отграничены друг от друга, несмотря на то что выполняли различную эстетическую функ­цию и имели различное назначение в жизни общества,

Прибывшие из Византии священнослужители и певцы организо­вали первые певческие школы, имевшие целью изучение церковных богослужений, приобретение навыков чтения невменной записи мело­дий и развитие умения распоряжаться своим голосом в соответствии с традициями церковного пения. О прибытии таких певцов во времена Ярослава Мудрого и Мстислава Всеволодовича (XI и XII в.) сказано в «Степенной книге» такими словами: «Веры ради христолюбивого Ярос­лава... прийдоша от Царя-града богоподвизаемы трие певцы гречес-тни... От них начат быти в рустей земли ангелоподобное пение, изряд­ное осмогласие (восьмигласие. — А.Я.), наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное (красивое. — А.Я.) демественное пе­ние»1. Таким образом, в приведенном высказывании говорится о том, что певцы привезли с собой и распространяли на Руси и красивые об­разцы церковного пения, и осмогласие, систему церковных гласов, слу­живших для музыкального оформления христианского богослужения.

Церковная музыка византийского образца, исполнявшаяся но время богослужения, была весьма разнообразна по сложившимся во времена раннего христианства формам, что требовало от ее исполните­лей — певцов - и достаточно развитой музыкальности, и вокальной тех-ники. Одно перечисление жанров русской церковной музыки позволя­ет понять сложность и разнообразие требований, которые они предъяв­ляли к исполнителям. Среди жанров различались: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, киноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Они входи­ли в песнопения всего богослужебного годового круга и строго регла­ментировались церковным Уставом. Большинство церковных песно­пений исполнялось знаменным распевом, имевшим несколько вариан­тов (большой, малый, столповый) и представлявшим собой сочетание многочисленных попевок, которые соединялись между собой в непре­рывную мелодию в соответствии со смыслом текста и его структурой. В основном это было широкое распевание слогов, но многие попевки содержали и мелизмы, и в целом песнопение могло иметь вид богатой и развитой мелодии. С течением веков возникали новые распевы, кото­рые содержали различные бытовавшие в народной музыкальной куль­туре интонации — демественный, путевой распевы. Церковная музыка постепенно эволюционировала. Талантливые распевщики создавали I один и тот же текст все новые и новые распевы. Широко распростра­нен ная по всей земле русской церковная музыка переживает особый расцвет после падения татарского ига и объединения русских земель под эгидой Москвы. Возникают крупные музыкальные центры в таких







Date: 2015-04-23; view: 828; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию