Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Линёва Е. Указ. соч. Ч. I. С. XXIV
вославного богослужения: обедню, утреню, вечерню и др. Оно сопровождало различные обряды и требы: крещение, венчание, погребение, поминовение усопших — панихиды. Православное богослужение в Древней Руси исполнялось по византийскому образцу и первое время целиком использовало византийскую церковную музыку. Инструментальная музыка в церкви не допускалась. Византийская империя была многонациональным государством, и в музыке ее церковных песнопений за многие века соединились элементы песенности самых разнообразных национальных музыкальных культур, в частности славянских (русских, болгарских, сербских, хорватских). В церковной музыке пение непосредственно связано с молитвенным текстом, который произносится на старославянском языке. Таким образом, старославянский язык сделался церковным языком Русской православной церкви. Греческие вставки в текст занимали небольшое место. Вместе со славянскими и греческими певцами из Византии пришла на Русь и нотная система фиксации напевов посредством определенных условных знаков — невмов. Она была безлинейной. Хотя церковные напевы в значительной мере передавались хористам по слуху, так как в практике церковного пения долгое время бытовала устная традиция, подобная нотопись фиксировала основные молитвенные богослужения. Первые известные памятники древнерусской музыкальной письменности восходят к концу XI — началу XII века. Невмы, сходные с ними по принципу написания древнерусские знаки-крюки и знамена ставились над текстом песнопения и показывали повышение или понижение звуков и их длительность. Однако безлинейная запись не указывала абсолютной высоты звуков. В процессе исторического развития мелодии, записанные невменной нотацией, видоизменялись. Византийская основа русских церковных напевов заменялась музыкальным языком народных песен. Так, привнесенные извне формы обретали самобытный тип древнерусского певческого искусства — знаменный распев. И уже в ранний период становления русского государства былинно-песенные и церковные традиции развивались в постоянном соприкосновении. Они не были интонационно резко отграничены друг от друга, несмотря на то что выполняли различную эстетическую функцию и имели различное назначение в жизни общества, Прибывшие из Византии священнослужители и певцы организовали первые певческие школы, имевшие целью изучение церковных богослужений, приобретение навыков чтения невменной записи мелодий и развитие умения распоряжаться своим голосом в соответствии с традициями церковного пения. О прибытии таких певцов во времена Ярослава Мудрого и Мстислава Всеволодовича (XI и XII в.) сказано в «Степенной книге» такими словами: «Веры ради христолюбивого Ярослава... прийдоша от Царя-града богоподвизаемы трие певцы гречес-тни... От них начат быти в рустей земли ангелоподобное пение, изрядное осмогласие (восьмигласие. — А.Я.), наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное (красивое. — А.Я.) демественное пение»1. Таким образом, в приведенном высказывании говорится о том, что певцы привезли с собой и распространяли на Руси и красивые образцы церковного пения, и осмогласие, систему церковных гласов, служивших для музыкального оформления христианского богослужения. Церковная музыка византийского образца, исполнявшаяся но время богослужения, была весьма разнообразна по сложившимся во времена раннего христианства формам, что требовало от ее исполнителей — певцов - и достаточно развитой музыкальности, и вокальной тех-ники. Одно перечисление жанров русской церковной музыки позволяет понять сложность и разнообразие требований, которые они предъявляли к исполнителям. Среди жанров различались: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, киноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Они входили в песнопения всего богослужебного годового круга и строго регламентировались церковным Уставом. Большинство церковных песнопений исполнялось знаменным распевом, имевшим несколько вариантов (большой, малый, столповый) и представлявшим собой сочетание многочисленных попевок, которые соединялись между собой в непрерывную мелодию в соответствии со смыслом текста и его структурой. В основном это было широкое распевание слогов, но многие попевки содержали и мелизмы, и в целом песнопение могло иметь вид богатой и развитой мелодии. С течением веков возникали новые распевы, которые содержали различные бытовавшие в народной музыкальной культуре интонации — демественный, путевой распевы. Церковная музыка постепенно эволюционировала. Талантливые распевщики создавали I \л один и тот же текст все новые и новые распевы. Широко распространен ная по всей земле русской церковная музыка переживает особый расцвет после падения татарского ига и объединения русских земель под эгидой Москвы. Возникают крупные музыкальные центры в таких Date: 2015-04-23; view: 828; Нарушение авторских прав |