Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К читателю
В настоящей книге предусмотрено объединение разных материалов по проблемам истории, теории и методики вокального искусства, которые были представлены в лекционных курсах автора, читаемых в консерватории на протяжении 30 лет, на вокальных конференциях как отечественного, так и международного ранга, а также статьях, изданных в России и за ее пределами. Отдельные разделы данного труда составляют исследования, впервые выходящие в свет, но также апробированные на публичных выступлениях и широко вошедшие в научный обиход. Основной целью монографии являлось желание систематизировать разрозненные ценнейшие сведения, дабы придать им по возможности целостный обзор состояния вокального искусства не только в отечественной музыкальной культуре. Представленные вместе, они складываются в панорамную картину. Воссоздавая исторический путь вокальной школы Московской консерватории, мы намеренно ограничивали исследовательские очерки 125-летним периодом ее деятельности. Ибо последнее 15-летие принадлежит к событиям текущей современности и в установлении объективной оценки требует дистанцированности времени. Проанализировать историческое движение московской вокальной школы было целесообразно и сквозь призму сложения общих принципов становления ее стратегии и тактики. В силу этого возникла необходимость предложить читателю некую портретную галерею мастеров практической педагогики. Первое 50-летие художественного творчества вокальной школы (1866—1916) выдвинуло на авансцену фигуры, деятельность которых определила основополагающие тенденции как в становлении музыкального образования в России, так и первых шагов ее вокальной науки. Именно А.Д. Александрова-Кочетова, Дж. Гальвани, В.М. Зарудная-Иванова, Е.А. Лавровская и У.А. Мазетти олицетворяли в своих методических взглядах национальную самобытность подготовки отечественных певцов. В последующее 75-летие (1916—1991) субъектами крупных портретных зарисовок избраны личности профессоров ММ. Мирзоевой, Н.Л. Дорлиак и Г.И. Тица. Обращение к данной персоналии не случайно. Именно эти крупные музыканты были не только генераторами, но и преемниками устойчивых педагогических традиций. Исторически им выпала высокая миссия развить и передать следующему поколению вокальных педагогов сложившиеся российские принципы преподавания. Изложение позиций творческих кредо М.М. Мирзоевой (ученицы В.М. Зарудной-Ивановой), Н.Л. Дорлиак (воспитанницы К.Н. Дорлиак), Г.И. Тица (продолжателя методов Э. Гандольфи и Н.Г. Райского) неодинаково по объему и характеру преподнесения материала. Подобная тенденция объясняется разными причинами, в том числе и различием сохранившихся сведений, которые нередко фрагментарны. В перспективе здесь открывается возможность создания развернутых монографий. Кроме того, объем заявленной проблематики очерков, ее многосоставность предполагали вариативную степень подробности в освещении творчества представителей московской школы. Многообразие проблем дает автору возможность достаточно свободного подхода. Некоторые вопросы, будучи широко раскрыты в литературе, либо опущены, либо упомянуты вскользь. Те же положения, которые связаны с иным, более современным, взглядом на педагогическое искусство, с открытием новых материалов, представлены более развернуто. Это, кстати, коснулось и портретной галереи, которая также избирательна. Подчеркнем в связи с этим, что данная персонификация далека от завершения и предполагает дальнейшее продолжение. Как известно, важной составляющей воспитания певца-артиста является вхождение в театральный образ музыкальной драмы. В контексте этого показалось необходимым сообщить читателю, что рамки настоящего издания не позволили обратиться к исследованию деятельности такого неотъемлемого звена в обучении вокалистов, каким является кафедра оперной подготовки. Она прошла интереснейший исторический путь, исток которого начинался с оперных сцен под художественным руководством выдающихся музыкантов М.М. Иппо-литова-Иванова и В.М. Зарудной-Ивановой. В Приложении, завершающем книгу, представлены материалы Л.Б. Дмитриева — виднейшего отечественного педагога и музыканта. Ученый вошел в мировую историю о певческом голосе как глубокий исследователь ее фундаментальных научных основ. Во фрагменты этого раздела введены оригинальные сведения, расшифрованные автором очерков, а также статьи, собранные из отдельных, ныне ставших библиографической редкостью публикаций. Представлялось ценным и практически значимым доведение этих интереснейших материалов до широкого круга специалистов и любителей вокального искусства. В заключение считаю своей приятной обязанностью выразить слова признательности кафедре истории и теории исполнительского искусства, без участия которой не мог бы состояться сей труд. Не могу не поблагодарить «основных героев» главы «Вокальная школа Московской консерватории», а именно мастеров певческого искусства, представленных кафедрой сольного пения. От души благодарю моих уважаемых рецензентов Галину Павловну Вишневскую и Елену Борисовну Долинскую за ценные советы, данные в процессе подготовки настоящих исследовательских очерков к изданию.
I. Певческий голос в истории развития вокальной музыки. К проблеме эволюции типов
Певческий голос по праву можно считать уникальным и самым древнейшим музыкальным инструментом. Характеризуя высокое мастерство музыканта-исполнителя, лучшими качествами певческого голоса и поныне наделяют звучание скрипки, виолончели, рояля, кларнета, трубы и других инструментов, тем самым как бы одушевляя их. Известны выражения «скрипка поет», «рояль поет», «у инструмента теплый живой звук» и т.п. Великий итальянский дирижер Артуро Тос-канини понимал чудодейственную силу воздействия певческого голоса. «Пой, когда играешь!» — с этой фразой маэстро всегда обращался к оркестрантам, чтобы побудить их вложить как можно больше души и красок в звучание инструмента. Маэстро и сам часто пел, когда дирижировал. В грамзаписях Тосканини, если прислушаться, можно уловить его приглушенное пение'. «Когда я играл с ним, — вспоминал один из музыкантов, — он всегда говорил мне: «Пой, когда играешь!» — и я слепо повиновался ему, вкладывая всю свою душу в инструмент, заставляя его трепетать так же, как трепетало от глубокого чувства все мое существо... И мне казалось тогда, что это играл уже не я, а сам Тосканини. Это было для меня совершенно невероятным чудом2. Являясь одной из функций человеческого организма, пение, а следовательно, и певческий голос, подчиняются особенностям и основ- ' ВальденгоД. «Я пел с Тосканини». Л.: Музыка, 1989. С. 7. Там же. С. 7. ным закономерностям развития, что наделяет этот живой музыкальный инструмент и его «носителя» целым рядом специфических отличий и выдвигает на особое место в исполнительском искусстве. В начале обучения будущий певец еще не обладает инструментом, построенным мастером по определенным законам, с заранее известными акустическими качествами. И если задача инструменталиста состоит в использовании уже заложенных акустических возможностей инструмента, то есть в овладении игрой на нем, то певец должен вначале создать подобный инструмент. Иными словами, выработать в голосе определенные профессиональные свойства («поставить голос») и одновременно заставить его служить выражению музыкально-художественного замысла авторов интерпретируемого сочинения. Все люди с нормальным голосовым аппаратом (инструментом) и здоровым слухом говорят и могут петь бытовым голосом. Однако лишь избранные обладают профессионально звучащим певческим голосом, либо имеют все предпосылки, чтобы в процессе обучения восполнить недостающие качества. Это связано не только с анатомическими особенностями строения голосового инструмента, но также определяется особой нейроэндокринной конституцией. Своеобразное сочетание названных свойств в каждом конкретном организме сугубо индивидуально. При умении «разгадать» и правильно диагностировать специфику голоса, определить его тип (то есть классифицировать), при наличии соответствующего комплекса психологических качеств его обладателя певческий инструмент развивается, крепнет, расширяется в диапазоне, улучшается в тембре, становится гибким, послушным воле исполнителя, обретая черты, необходимые для профессионального пения. При неправильном, нерациональном обращении с голосом он деградирует. Тогда как, например, прекрасные скрипки, творения великих мастеров, переходя от исполнителя к исполнителю, не меняют заданных качеств силы, тембра. Они могут служить многие десятилетия, сохраняя свои характеристики в руках различных музыкантов. Очевидно, что положение с рождением и развитием певческого голоса совершенно иное. В некоторых случаях певческий голос бывает дан человеку от природы в таком совершенстве, что удовлетворяет всем профессиональным требованиям и позволяет певцу выступать в оперных партиях первого положения, минуя специальное обучение (либо ограничиваясь минимальным его сроком). Такие певцы, занимая иногда ведущее положение на сцене, остаются зачастую недостаточно грамотными музы-
кантами и несведущими в области вокальной педагогики. Подобная ситуация характерна в основном для певцов и нехарактерна для иных видов исполнительства. Организация и развитие певческого инструмента осложняются еще и тем, что его «носитель» — певец получает неверное представление о тембре, силе своего голоса, так как слышит себя не только через воздушную среду, как все другие музыканты, но и через внутреннюю проводимость. Это требует, помимо слуха, тонкого развития других контролирующих систем обратных связей: вибрационного и мышечного чувств, ощущения «опоры» и т.д. Певцу для уверенного и успешного пути в создании своего инструмента необходим хорошо развитый «вокальный слух», включающий в себя не только слуховые, но и правильные представления мышечной работы голосового аппарата, позволяющие судить о том, какие механизмы и какая координация обеспечивают звук того или иного качества. Развитие «вокального слуха», в начале обучения еще несовершенного, требует длительной тренировки как слуховых, так и других анализаторов. Пение - единственный вид музыкального искусства, связанный с овладением выразительным и дикционно-четким словом в органичном сочетании с вокальностью голоса. Певец одновременно обязан быть актером на сцене, способным создавать полнокровные и убедительные художественные образы. Все это ставит певческий инструмент в зависимость и от проблем драматического искусства и сценического мастерства. И наконец, для «создания» своего инструмента и обучения «игры на нем» будущий певец имеет вдвое меньше времени, нежели представители прочих музыкальных специальностей, постигающие искусство игры уже на готовом инструменте с 5—6 лет. Вышеизложенное лишь отчасти раскрывает специфику и сложности воспитания певческого голоса, призванного отвечать мировым эталонным требованиям, которые определяются наличием не менее двухоктавного диапазона, выровненного во всех регистрах; округлостью и благородством его звучания; звонкостью, «металличностью» и полетностью тембра. То есть иметь акустические свойства качественного музыкального инструмента. Добавим сюда совершенную технику владения голосом, способную соответствовать требованиям и запросам музыки. На протяжении столетий существования профессионального пения вокальная музыка, развиваясь и усложняясь, формировала и певческий инструмент.
Голос певца находится в теснейшей зависимости от музыкальной драматургии произведения. От того, что исполняется, зависит то, как строится весь процесс голосообразования, какая манера звуковедения необходима. И в этих что и как подчас заключены жизнеспособность и долголетие вокального инструмента певца. Невозможно исполнять одним характером звука партии Снегурочки и Аиды, Альмавивы и Отелло, Ленского и Германа — каждая партия требует своего характера голоса. Разделение голосов на определенные типы, то есть их классификация, продиктованная необходимостью исполнения музыки разных стилей и направлений, исторически менялась. Если в современной вокальной практике профессиональные голоса ясно и четко дифференцированы, то, например, искусство Древнего мира демонстрировало иную картину. Древнегреческая трагедия — синтез лучших художественных достижений, являла собой гармоничное сочетание речи, музыки (включая пение) и танца. В греческой драме пелись не только все хоры, но также и значительная часть сцен и монологов солистов. Уже тогда наметилась тенденция к подразделению (классификации) мужских голосов сообразно их месту и значению в музыкальном представлении. Так, в истории значатся: 1) netoide — высокий голос. Был характерен для исполнителей 2) mesoide — средний голос, типичный для пения песен и хоров; 3) iratoide — низкий голос, свойственный исполнителям траге- Виртуозы-певцы Древнего Рима пользовались в обществе признанием и любовью. Музицирование было широко принято в вельможных домах, а учителя пения удостаивались особого уважения и почитания, в их честь даже воздвигались памятники. По бытовавшему в Древнем Риме разделению преподавателей постановки голоса на категории (по их квалификации) можно судить не только об особенностях музы- ' Данные сведения почерпнуты из монографии Багадурова В.А. Очерки по истории вокальной методологии. М., 1929. Ч. 1. С. 28. кально-поэтического материала, но и представить своеобразную классификацию голосов исполнителей. Мы имеем сведения о следующих педагогических специализациях: \)vociferarril — педагоги, имевшие своей целью укрепление и расширение границы голоса, усовершенствование его диапазона и силы; 2) phonasci — в их обязанность входило улучшение качества голоса, его полноты, звучности и приятности. Они представляли собою учителей резонанса и имели целью придать звуку хороший тембр; 3) vocales — учили интонации, то есть слоговым акцентам, оттенкам лирической декламации. Их областью являлась вокальная эстетика'. В эпоху Средневековья, вплоть до появления первых образцов оперного жанра, авторами которых являлись участники Флорентийской камераты, профессиональное певческое искусство развивалось в рамках церковной музыки. Многоголосие продиктовало разделение голосов, которые классифицировались по звуковысотным характеристикам, бытующим и по сей день в хорах. Это — женские голоса: высокий и низкий, или сопрано и альт; и мужские — высокий и низкий, соответственно тенор и бас. Окончательное формирование вокального инструмента, норм истинной школы пения началось лишь с возникновения оперы. Ее эволюция определила тот путь, по которому пошла классификация оперных певческих голосов. На рубеже XVI—XVII веков вокальный стиль итальянских dramma per musica «Дафна» и «Эвридика» был далек от традиционной для певческого искусства Италии кантилены. В них еще отсутствовало ариозное начало, впоследствии составившее славу итальянской оперы. В самых крайних суждениях представителей камераты бытовало понятие «La nobile strezzatura del canto» («Благородное пренебрежение к пению»). Свой стиль Дж. Каччини, один из авторов «Эвридики», определял так: «Вид пения, где можно было бы словно говорить»2. Я. Пери искал «пения более приподнятого, чем обычный говор, но менее точно очерченного, чем чистая мелодия, на полпути между тем и другим»3. В первых итальянских операх музыка носит сугубо подчиненный характер. В них интонации поэтической речи диктуют особенности ме- ' Указ. соч. С. 30. Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии. М, 1931. С. 17. Там же. С. 18. нодичсской структуры. Стиль, господствовавший в музыкальном материале, являл собой речитативную декламацию. Соответственно мы наблюдаем и весьма скромное подразделение певческих голосов. Итальянская вокальная школа и ее представитель Людовико Цаккони в своем методическом труде так определяет характеристики голосов: «1) открытый головной голос (voce di testa) — это тот, что льется без нсякого напряжения со стороны поющего, с яркой и пронзительной остротой. Благодаря этой остроте голоса эти как будто превосходят все остальные, хотя бы те были и больше и светлее; 2) открытые грудные голоса (voci di petto) — это те, у которых даже горловые звуки кажутся льющимися из груди, и никогда не надоедают... н то время как другие нагоняют скуку и вызывают тошноту и отвращение; 3) глухие голоса (voci obtuse) — не выдаются и сливаются с другими голосами как нельзя лучше; 4) промежуточные голоса (mezzane) — между этими тремя видами — частью головные, частью грудные, частью глухие. Они доставляют ТОМ более удовольствия, чем более в них грудного звука, и даже более, чем чисто грудные и глухие голоса». Естественным голосом Цаккони считает грудной «не только потому, что он звучит в груди, содержащей специальные органы звучания (легкие), но и потому, что в смысле музыкальности и звучности он всегда наиболее точен. В нем никогда не встречается фальшивости, как в головных и глухих голосах»2. Если в образцах dramma per musica, родившихся благодаря флорентийской реформе, господствовал речитативный стиль (stilo rappre-sentativo) то в творчестве К. Монтеверди, А. Скарлатти, А. Кальдара и других итальянских композиторов красивое мелодичное пение (bel canto), основанное на широкой кантилене, достигает высокохудожественного уровня. Музыка вокальных произведений этих композиторов возвышенна и благородна, требует ровного инструментального звучания. Она отличается диапазоном, часто не превышающим полутора октав, удобной невысокой тесситурой и может быть исполнена любым голосом. Требования музыки этого периода к подразделению голосов не выходят за пределы классификации 4-х типов: двух мужских (тенор, вас) и двух женских (сопрано, альт). С концаXVII столетия итальянское вокальное искусство переживает кризис оперного жанра. Колоратурный стиль, увлечение внешней виртуозностью в ущерб драматическому действию и содержанию текста свели на нет все завоевания флорентийской реформы. Опера из синтетического жанра (включающего несколько видов искусств) становится по существу концертом в костюмах, состязанием певцов, демонстрировавших вокально-технический блеск. Главенствующее место на оперной сцене занимает певец виртуоз-импровизатор, чье мастерство определялось легкостью, изяществом рулад, трелей, пассажей и каденций, бесконечно варьируемых от спектакля к спектаклю. Содержание музыкальной драматургии подобных представлений стимулировало развитие силы голоса, мощного звучания верхнего отрезка его диапазона. Небольшой состав оркестра, камерные помещения, скромный диапазон оперных партий, отсутствие насыщенного драматизма вполне согласовывались с перечисленными качествами голоса. Мужские типы голосов используют пределы натурального грудного регистра, а выше переходных звуков, как правило, употребляют фальцет. Следует заметить, что эволюция вокальной музыки не только расширяла классификацию голосов, но и в значительной степени влияла на формирование самого физиологического механизма звучания. По большей части это коснулось мужских голосов, проблема регистрового приспособления вокального инструмента которых в разные эпохи решались по-разному. Еще до зарождения оперного жанра, в эпоху процветания полифонического стиля, в многоголосных сочинениях верхние партии исполняли специально обученные певцы-фальцетисты. Однако фальцет-ный регистр беден по тембру и обладает недостаточной силой. При запрете использования женских голосов, способных обеспечить полноценное звучание, многоголосие теряло стройность и гармоничность. Вплоть до середины XVIII века женщинам в церкви петь не разрешалось. Тогда на смену фальцетистам появляется особая категория певцов, получивших классификацию певцов-кастратов. В целях сохранения высокого по диапазону звучания (аналогичного детскому и женскому голосам), но приобретающему в зрелом возрасте силу мужского голоса, в практику вошла кастрация, производимая в раннем детстве. Певцы-кастраты именовались также сопранистами. Их искусство широко использовалось в XVI веке в католическом богослужении, а в XVII— XVIII веках они получили большую популярность на оперной сцене как выдающиеся представители итальянского bel canto. (Особенность голосов кастратов, обретающих во взрослом возрасте женскую тесситуру при мужской силе дыхания плюс обучение технике пения с раннего детства без перерыва на мутацию, позволили им исполнять репертуар необычайной технической трудности. Фиоритур-ное владение колоратурой в творчестве кастратов достигло величайшего совершенства. Поразительным было исполнение двухоктавной хроматической гаммы несколько раз на одном дыхании или хроматической гаммы в быстрейшем темпе, присоединяя, кроме того, трель на каждой ноте и многие другие, изумлявшие слушателей, технические трюки. Искусство кастратов было во многом импровизационным. Их колоратура являлась способом демонстрации вокальной техники, а не средством усиления драматической экспрессии. Кастратам поручались высокие партии, успех исполнения которых затмевал не только пение певцов-мужчин, но иногда и женщин. Был период, когда певцы-мужчины перестали привлекаться для исполнения высоких партий в операх-сериа. Однако и среди этой категории певцов мы встречаемся с подразделениями на типы — сопранистов, меццо-сопранистов и контральтистов. В начале XIX века во взглядах на место мужских голосов в опере и их классификацию произошла своего рода революция. Сопранисты постепенно стали вытесняться настоящими тенорами. Это явилось следствием требований оперной музыки, в которой данным голосам поручались ответственные сложные партии, наполненные героическим содержанием. Правда, X. Глюк создал своего «Орфея» еще в расчете на меццо-сопрановый голос. Но уже Дж. Россини, реформатор итальянской оперы, вдохнувший в нее новую жизнь и восстановивший статус композитора, сочинил «Вильгельма Телля», «Моисея», «Отелло», «Се-вильского цирюльника», имея в виду другой голос. Поначалу певцы исполняли теноровые партии в основном в естественном грудном регистре, лишь иногда на верхних звуках переходя к фальцету. Настоящая ре-ВОЛ юция была доведена до логического завершения в «Вильгельме Тел-ле», когда в партии Арнольда выступил обладатель мужественного тенора, имеющего на протяжении двух октав, включая фальцетный регистр, звонкий мощный голос. То был знаменитый французский певец Жильбер Дюпре. Он значительно расширил диапазон, усилил мощь и выразительность голоса за счет применения voix sombree (грудных «прикрытых» звуков) на среднем и верхнем (фальцетном) участках. Лю-
бопытна была реакция композитора, когда он впервые услышал непривычное для итальянской вокальной эстетики того времени звучание, ставшее впоследствии нормой для профессиональных мужских голосов как высоких, так и низких. «Тенор Дюпре был первым, поразившим слух парижан тем грудным до, о котором я никогда не имел представления. Нурри довольствовался головным (фальцетным. — А.Я.) до, и это было то, что я хотел. Когда в 1837 г. я был проездом в Париже, а это произошло сразу после шумного дебюта Дюпре в "Вильгельме Телле", пылкий певец пригласил меня послушать его выступление в театре Оперы. "Приходите лучше ко мне домой, — сказал я ему, — дайте мне одному послушать ваше до и тем доставьте мне большое наслаждение". Я жил тогда в доме моего друга Трупенаса. Дюпре поспешил прийти и в присутствии Трупенаса великолепно, должен это признать, пропел многие отрывки из моей оперы. Но по мере приближения к "Следуйте за мной" я стал испытывать то неприятное ощущение нетерпеливого ожидания, которое переживают некоторые люди перед условленным пушечным выстрелом. Наконец взорвалось знаменитое до. Черт побери! Что за грохот! Я встал из-за рояля и бросился к горке, полной бокалов тончайшего венецианского стекла, которая украшала залу Трупенаса. "Ничего не разбилось! — вскричал я. — Просто невероятно!" Тенор, казалось, был удовлетворен моим восклицанием, которое он воспринял как комплимент в моем духе. — "Значит, маэстро, мое до вам нравится? Скажите откровенно". — "Откровенно? В вашем до мне больше всего нравится то, что оно уже в прошлом и я не подвергаюсь опасности услышать его снова. Я не люблю противоестественных эффектов, а это до с его резким тембром раздражает мое итальянское ухо как крик каплуна, которого режут. Вы — величайший артист, истинный новый создатель партии Арнольда; зачем же вы опускаетесь до такого приема?" — "Дело в том, — ответил Дюпре, — что абонементы Оперы теперь уже к нему привыкли, в этом до заключен мой большой успех..." "А Темберлик? Этот весельчак в своем усердии превзойти до Дюпре изобрел грудное (смешанное. — А.Я.) до-диез и мне его навязал, ибо по-настоящему в финале моего "Отелло" написано ля. Пропетое во всю силу легких, это ля казалось мне достаточно свирепым, чтобы с избытком удовлетворить самолюбие теноров всех времен. Но вот Темберлик передал мне его в до-диез, и все снобы пришли от этого в бурный восторг! Спустя неделю он попросил разрешения повидать меня. Я принял его, но, боясь второго и ухудшенного издания случая с Дюпре, предупредил, чтобы он перед тем как войти в гостиную оставил свое до на вешалке. Сохранность его гарантируется, и перед уходом он сможет его снова взять"»'. Таким образом, появление нового характера звука обусловлено рядом причин, в первую очередь связанных с иным содержанием музыки, расширением состава оркестра, повышением плотности сопровождения, увеличением размеров помещений и многими другими особенностями новых выразительных средств. Оперная драматургия сочинений Россини, а позднее — Беллини, Доницетти, Верди, Вагнера, представителей композиторской школы Большой французской оперы закрепили за мужскими голосами необходимость использования вверху не чистого фальцетного, а смешанного с грудным мощного звучания. В связи с выходом на авансцену певцов I ювого типа официальная певческая классификация подразделила мужские и женские голоса соответственно на высокие, средние и низкие, что мы наблюдаем уже в коллективном «Методе Парижской консерватории», созданном в 1803 году. А в труде Ж. Дюпре «Искусство пения» в теноровой группе выделяются «высокие» тенора и «собственно» тенора. То же разделение дается и басам. Открытием новых широких возможностей певческого голоса Ж. Дюпре совершил переворот в исполнительском вокальном искусстве. Свои достижения он переносит и на педагогическую практику. Реформа Дюпре дала мощный толчок дальнейшему движению в дифференцировании голосов. Известный итальянский певец и педагог Дж. Лау-ри-Вольни так оценивает роль Ж. Дюпре: «После триумфа мужественного искусства Дюпре и стиля вокального речитатива публика стала все более ценить монолитность мужских голосов и приняла то разделение голосов на различные категории, которое признается сегодня. Согласно ему стали распределяться роли на оперной сцене, стал определяться характер персонажей и характер музыки, подобно тому как партия скрипки отличается от партии виолончели, а партия виолончели — от партии контрабаса. С появлением опер Верди и Вагнера эта специализация получила широкое признание; в новом репертуаре певцы могли целиком раскрыть свой талант, придавая должную четкость певучим речитативам и теплоту, и колорит модуляциям и переходам в соответствии с характером и требованиями новой музыкальной драмы»2. ' Россини Джоаккино. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания. Л.: Музыка, 1968. С. 187, 188. '' Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л.: Музыка, 1972. С. 90.
2 - 7550
В настоящее время самый высокий мужской голос — тенор — имеет следующие основные разновидности, зависящие от его индивидуальных свойств и сообразные характеру исполняемого оперного репертуара. Тенор-альтино с диапазоном от до малой до ми второй октавы. Он обладает светлым тембром, звонкими верхними нотами. Партии: Звездочет («Золотой Петушок» Н.А. Римского-Корсакова), Квартальный надзиратель («Нос» Д.Д. Шостаковича) и др. Лирический тенор — голос мягкого серебристого тембра отличается подвижностью, а также большой певучестью. Партии: Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Ленский («Евгений Онегин» П.И. Чайковского) и др. Лирико-драматический тенор выступает в партии лирического и драматического репертуара. Однако по силе звука, по драматизму выражения лирико-драматический тенор уступает драматическому. Партии: Герман («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини) и др. Драматический тенор — голос большой силы и яркого тембра. Иногда по густоте и насыщенности звучания драматический тенор можно сравнить с лирическим баритоном. Партии: Отелло («Отелло» Дж. Верди), Садко («Садко» Н.А. Римского-Корсакова). Различают также характерный тенор, свойственный исполнителям партий бытового, комедийного плана, с ярко выраженным характерным тембром. По силе звучания он подобен лирическому тенору. Партии: Трике («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Вашек («Проданная невеста» Б. Сметаны), Юродивый («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Бомелий («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова). Подобно тенорам, баритоны и басы, в процессе развития вокальной музыки, были оценены как полноценные певческие голоса, способные исполнять сольные оперные партии, лишь в XIX веке. До этой поры они входили в состав хоровых ансамблей, и само их название раскрывает особенности тембра, тех красок, которые они вносили в общий гармонический комплекс. Если яркие мужские голоса, представляющие собой основу, на которой держалась хоровая ткань, были названы тенорами (tenere — держать), более низкие — баритоны — словно обволакивали их темными звуковым ореолом. Баритон — значит «темный» звук). Баритон занимает промежуточное положение между тенором и басом. Диапазон баритона ля большой октавы — ля первой. По характеру тембра голоса различают: баритон лирический, лирико-драматический, драматический. Звучание лирического баритона светлое, мягкое, по тембру и высоте приближается к драматическому тенору. Партии: Дон-Жуан («Дон-Жуан» В.А. Моцарта), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Елецкий («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Валентин («Фауст» Ш. Гуно) и др. Лирико-драматический баритон — сильный голос яркого и светлого тембра. Может выступать в амплуа как лирического, так и драматического баритона. Партии: Демон («Демон» А.Г. Рубинштейна), Мазепа («Мазепа» П.И. Чайковского), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди). Драматический баритон — голос большой силы, ярко и мощно звучащий на протяжении всего диапазона. По насыщенности тембра приближается к басу. Партии: Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Грязной («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова) и др. Встречаются баритоны, способные исполнять и партии высокого баса. К примеру — Игоря («Князь Игорь» А.П. Бородина). Бас — самый низкий и мощный мужской голос с диапазоном фа большой октавы — фа первой октавы. Различают следующие подтипы. Высокий бас, или бас певучий (кантанте). Обладает светлым ярким звучанием, напоминающим баритоновый тембр. Голоса с таким характером окраски получили название баритоновых басов. К исполняемым ими партиям относятся: Игорь («Князь Игорь» А.П. Бородина), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта), Сусанин («Иван Сусанин» М.И. Глинки) и др. Центральный бас обладает более широкими тесситурными возможностями и отличается мощным звучанием на протяжении всего диапазона. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и требующие насыщенного звучания нижнего регистра до фа большой октавы. Партии: Гремин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Зороастро («Волшебная флейта» В.А. Моцарта) и др. Самые низкие басы, обладающие особенно густым басовым колоритом, но с более коротким верхним участком диапазона, — басы-профундо и басы-октависты. Они характеризуются глубокими мощными низкими нотами. Басы-октависты, как правило, поют в хорах. Славятся тем, что могут брать ряд звуков контроктавы, достигая порой фа контроктавы. В современной певческой практике женские голоса также подразделяются на сопрано, меццо-сопрано и контральто. Подобно мужским
голосам они последовательно дифференцировались согласно требованиям и запросам вокальной музыки. Сопрано — самый высокий женский голос (от sopra — с лат. над). Как упоминалось выше, в итальянской оперной эстетике термин «сопрано» употреблялся приминительно и к мужским голосам (вспомним певцов-кастратов, именуемых сопранистами). Ведь, как известно, в прошлом обладатель такого голоса мог быть как мужчиной, так и женщиной. В течение XVII—XVIII веков борьба между сопрано-женщинами и сопрано-мужчинами шла с переменным успехом, пока, наконец, женские голоса не утвердились на сцене прочно и навсегда. Самое легкое, прозрачное по звучанию, способное к большой подвижности — колоратурное сопрано. Оно имеет, в дополнение к сопрановому диапазону (до первой — до третьей октавы), еще кварту, квинту или более в верхнем участке диапазона. Этот голос, как правило, не достигает большой мощности, но необычайно полетен. Типичные партии: Лючия и Линда («Лючия де Ламмермур» и «Линда да Шамуни» Г. Доницетти), Лакме («Лак-ме» Л. Делиб), Шамаханская царица («Золотой петушок» НА. Римского-Корсакова) и др. В пору расцвета классического блестящего и виртуозного bel canto данный тип голоса ценился за совершенство колоратуры мастерство филировки, филигранность исполнения труднейших каденций и пассажей. С появлением опер Дж. Верди связан конец классического бельканто, в котором важнейшим выразительным средством являлось искусство блестящей виртуозности голоса. Из музыкальных драм исчезает заси-лие колоратуры, уже совсем не встречающейся в поздних операх Верди и в произведениях Г. Леонковалло, Дж. Пуччини, П. Масканьи. Та же тенденция прослеживается в немецкой и французской оперной классике. Во многих зарубежных и всех русских операх колоратура становится неотъемлемой частью характеристики персонажей: Людмила («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Шамаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова), Виолетта («Травиата» Дж. Верди и др.). По сути здесь колоратура является важным выразительным средством и исполняется соответствующим личности героя характером звука, не выступая в роли техники ради техники. В музыке названного периода получает большое развитие кантиленный стиль, который активно драматизируется и обогащается психологическими нюансами. Повышаются требования к насыщенному звучанию голоса, включая и верхний его участок диапазона. Лирическое, лирико-драматическое и драматическое сопрано — это более позднее приобретение певческой классификации. Появление исрдиевской и вагнеровской музыкальной драмы, опер композиторов мсристской школы способствовало определенному прогрессу актерского дарования в создании на оперной сцене художественно-реалистических музыкальных образов. Эта тенденция в некотором роде приблизила шрубежную оперу к истинно национальным особенностям русской певческой школы. Итак, колоратурное и лирико-колоратурное сопрано призваны исполнять технически сложные партии, хотя последнее — голос более плотного, широкого звучания, — захватывает и партии лирического плана. Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью владения колоратурой. Крайние рабочие ноты в верхнем участке диапазона не превышают до третьей октавы, а само звучание голоса, светлое и серебристое, отличается широтой и наполненностью тембра. Партии пирического сопрано: Микаэла («Кармен» Ж. Визе), Иоланта («Ио-ланта» П.И. Чайковского), Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» П.И. Чайковского) и др. Лирико-драматическое сопрано характеризуется широким насыщенным грудными обертонами тембром. Исполнительский диапазон включает как лирические, так и драматические партии. Это — Мария («Мазепа» П.И. Чайковского), Кума («Чародейка» П.И. Чайковского), Горислава («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Тоска («Тоска» Дж. Пуччини) и др. Большой мощью и плотным драматическим тембром на низких мотах, напоминающих меццо-сопрановое звучание, обладают драматические сопрано. Для этих голосов написаны Ярославна («Князь Игорь» А.П. Бородина), Брунгильда («Зигфрид» Р. Вагнера). К низким женским голосам относятся меццо-сопрано и контральто. Меццо-сопрано характеризуется грудным темным, теплым тембром. Диапазон данного голоса простирается от малой ля октавы доля—си второй октавы. Меццо-сопрано подразделяется на два вида: высокое, обладающее более легким и высоким звучанием, и низкое, с насыщенными средними и грудными звуками, приближающимися к контральто. В оперной практике существует и такая категория этого голоса, как «россиневское» меццо-сопрано. Известно, что именно его звучание выбрал композитор в создании своих замечательных персонажей — Золушки и Розины в операх «Золушка» и «Севильский цирюльник». Для исполнения
этих партий певица должна владеть безукоризненной техникой беглости, искусной колоратурой. Здесь главное — подвижность голоса, музыкальность, умение органично включаться в поистине филигранные ансамбли. Примером партий для меццо-сопрано могут служить: Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Любаша («Царская невеста» НА. Римского-Корсакова), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Марфа («Хованщина» М.П. Мусоргского). Следует упомянуть, что композиторы использовали меццо-сопрано и контральто для исполнения мужских ролей. Это - Ваня («Иван Сусанин» М.И. Глинки), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Царевич Федор («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Ратмир («Руслан и Людмила» М.И. Глинки) и др. Амплуа певиц, исполняющих в опере роли юношей, получили название травести. Контральто — самый низкий женский голос с диапазоном фа (соль) малой октавы — фа (соль) второй октавы. Тембр такого голоса густой, плотный, с низким грудным звучанием на протяжении всего диапазона. Контральто в чистом виде встречается чрезвычайно редко. Как правило, перечисленные для меццо-сопрано партии захватывают и роли контральтового репертуара (Кончаковна, Ваня, Зибель, Ратмир и др.). Говоря о существующей в настоящее время классификации, нельзя не отметить особых типов голосов, которые занимают промежуточное положение, то есть по характеру звучания могут относиться либо к одному, либо к другому типу. Например: драматическое сопрано или меццо-сопрано, лирический баритон или драматический тенор. Порой даже в процессе воспитания голоса не всегда успешно удается преодолеть эту природную двойственность. История принадлежности голоса певца к тому или иному типу знает и случаи перехода в другой характер голоса, а следовательно, к смене оперного репертуара. Обычно это относится к исполнителям, обладающим высокой степенью профессионального мастерства. И совсем уникальная способность музыкального инструмента позволяет отдельным выдающимся артистам выступать во всех ролях, написанных, к примеру, для сопрано, включая партии от сугубо колоратурных до драматических. Такие типы универсальных голосов итальянцы называют «vociassoluti», то есть «абсолютные голоса»1. Подобным широким диапазоном в изменении характера голоса обладала выдающаяся Мария Каллас. Приспособительные возможности голосового аппарата весьма велики, и поэтому истинная природа голоса в силу различных причин Подробнее о voci assoluti в книге: Лаури-Вольпи Дж.. Вокальные параллели. Л.: Музыка, 1972.
часто бывает скрыта. Для певца же крайне важно исполнять репертуар, свойственный его типу голоса. Следование партиям, написанным применительно к другому характеру певческого инструмента, обязательно приведет к деградации вокальных данных и сократит певческое долголетие. Поэтому верная диагностика типа голоса является одним из основных условий правильного его формирования и результативного развития. Наука о голосе пока еще не располагает каким-либо единым методом, позволяющим сразу и безошибочно определить тип голоса, свойственный данному человеку. Однако в практике типового диагностирования применяется комплекс характерных признаков, позволяющих наиболее достоверно высветить истинную картину принадлежности голоса к тому или иному типу. К их числу относятся такие качества голоса, как его тембр, диапазон, способность выдерживать тесситуру, место расположения переходных нот и примарных туков, а также конституциональная структура, в частности анато-мо-физиологические особенности строения голосового аппарата. Вокальная музыка продолжает развиваться, вовлекая в этот процесс и функционирование певческого инструмента с его богатейшими выразительными средствами. Расширяется и обогащается современная классификация голосов, обретая и новое содержание. Убедительной иллюстрацией тому может служить трактовка певческих голосов в опере Р. Щедрина «Мертвые души»: насколько ярко очерчены характеристики персонажей посредством точно подобранных качеств и возможностей певческого голоса. Помимо общепринятых типов, мы встречаем В этой опере виртуозного баритона, высокого тенора в русской манере мужского пения, меццо-сопрано и контральто в русской народной манере нения, колоратурное меццо-сопрано, низкого баса (профундо). Подобных примеров можно привести достаточно как в отечественной, так и в зарубежной вокальной литературе. Современная музыка требованиями оперной драматургии ставит все более сложные задачи перед певческим инструментом, который, подчиняясь ее запросам, раскрывает свои новые, удивительные свойства и возможности.
II. Первоистоки русской вокальной школы в ее основных эстетических константах. Народно-песенное творчество. Искусство церковного пения
Русская вокальная школа — важнейшая часть всей русской культуры — является величайшим достижением мирового музыкального искусства. Традиции этой школы, пройдя сквозь XIX век через творчество плеяды композиторов и исполнителей, претворились в мастер стве Ф. Шаляпина в поистине мировое явление. Складываясь и развиваясь как самобытное национальное направление, она на протяжении столетий постоянно взаимодействовала с музыкальными культурами других стран. Естественно, что в формировании русской школы пения сказывались влияния со стороны зарубежного вокального искусства. Однако они претерпевали изменения, преломляясь сообразно национальному своеобразию, насыщались самобытными чертами, выливаясь в явления новой художественной ценности. Так, сохранив исконно русские традиции, отечественная певческая школа не только впитывала ценнейшие достижения различных культур, но и оказывала на них ответное воздействие. Оформление русской школы пения связано с творчеством великого основоположника русской музыкальной классики М.И. Глинки, благодаря которому сформировались и ясно выкристаллизовались ее типичные национальные черты. Но прежде чем заявить о себе как о художественно-стилевом направлении, русская певческая школа имела свою глубоко национальную предысторию, длительный период накопления певческого опыта. Важнейшими первоистоками, подготовившими истинно национальную основу для возникновения светского профессионального певческого искусства, являлись русская народная песня, народное исполнительство, высокая вокальная культура церковного пения. Русская народная песня вместе с ее порой безымянными талантливыми творцами была тем основополагающим вкладом, который во многом определил пути развития и становления отечественного профессионального музыкального и вокального искусства. Известно справедливое высказывание Л.И. Глинки о том, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Высоко оценивая художественные достоинства народной песни и ее значимость в истории национального музыкального искусства, В. Стасов писал: «Нигде народная песнь не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она уже не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас. Это дало особый склад и физиономию русской музыке и призвало ее к своим особенным задачам»'. История воочию показала, каким неиссякаемым источником вдохновения творчества являлась и остается поныне русская народная песня. Истоки песенного фольклора уходят в глубокую древность и связаны с творчеством восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси еще до образования в IX веке первого русского государства. Как свидетельствует история, широкое распространение в тот период получил обрядовый фольклор, связанный с языческими религиозными верованиями и ритуальными действиями. Языческие обряды славян включали в себя заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах. Следы древних языческих верований сохранились в народных песнях календарно-обрядового и семейно-обрядового содержания. А боевые песни славянских дружин явились основой героического эпоса, развившегося позднее в былинах. Рубеж XIV—XV веков - вплоть до середины XVII века являет качественно новые интонационные'особенности музыкального мышления, связанные в первую очередь с развитием народного творчества. В этот период складывается новый тип русского мелоса на основе двух видов протяжной народной песни — лирической и исторической, от- Date: 2015-04-23; view: 1201; Нарушение авторских прав |