![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Стасов В. Избранные сочинения. СПб., 1894. Т. III. С. 717—718
крывших большой простор постижения душевного мира человека и тем самым позволивших проявиться психологическому началу с особой силой. Академик Б. Асафьев не без оснований считает русскую протяжную песню «одним из высших этапов мировой мелодической культуры, ибо в ней человеческое дыхание управляет интонацией глубоких душевных помыслов, на несколько веков вперед сохраняя силу воздействия. Ведь почти каждый отдельный звук протяжной песни облюбовывается, осязается. Вы не можете не чувствовать, что на звуке сосредоточивается душа... Как бы ни анализировать и не удивляться в ней звуко-зодчеству, самое жизненное в ней — правдивость чувства»'. Помимо этого протяжная песня, уже в своей мелодической фактуре заключающая элементы вокализации, является высоким достижением национального искусства. Она дала отличный материал для формирования своеобразного русского бельканто, характеризующегося мелодией широкого дыхания, ведущего к напевности. В ней заключен источник кантилены — основы основ вокального искусства. Отличительной особенностью русской народной песни является глубокий психологизм и особая причинно-следственная связь слова с музыкой. Слово и его содержание в песне играют ведущую роль, определяя характер музыки. Не случайно о творчестве ее создателей говорили: «Песня сказывается, а напев приходит сам». Какие бы замысловатые мелодические обороты ни выводил голосом певец, он всегда вместе с тем «рассказывает» песню. В народе живут и такие выражения об искусстве исполнителей: «Песня каждая — правда», «В песне-то слово слово родит», «Затепливай песню!»2. Эти народно-песенные традиции перешли в профессиональное вокальное искусство, составив художественно-эстетические основы русской музыки и русского исполнительского стиля. Они прочно укрепились как самобытная черта русской вокальной школы. Особо следует коснуться удивительного своеобразия украшений и подголосков русской народной песни. Это не итальянские фиоритуры, не средство демонстрации технических возможностей голоса, а всегда составляющая часть мелодики, ее существо. Украшения в песне отражают истинно русский характер. В них распеваются не просто отдельные гласные, а показываются смысл слов, эмоция, содержание, чтобы еще рельефнее оттенить их психологическую весомость. Певцу, желающему поверхностно щегольнуть техникой, в народе говорили: «Вертикулы-то (излишние украшения) свои брось», «Ну этот плох, больно голосом виляет». Собирательница и исследователь русских народных песен Е. Линёва так характеризует их подголоски: «Они не служат аккомпанементом к основному мотиву, как второстепенные голоса в современной музыке, но представляют как бы развитие основной идеи... по каждому подголоску, если он хорошо спет, можно узнать песню»2. Колоратура в русских классических операх также непосредственно связана с художественно-психологической характеристикой того или иного персонажа. К примеру, колоратура в партии Антониды («Иван Сусанин» М. Глинки) присуща только этому образу, а колоратура, которую композитор предпосылает Людмиле («Руслан и Людмила»), раскрывает и дополняет нам портрет веселой и жизнерадостной русской девушки. Характерны украшения у Н. Римского-Корсакова в партиях Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Снегурочки («Снегурочка»), Волхо-вы («Садко»), создающие яркие музыкальные образы этих замечательных и столь разноплановых персонажей. Русская колоратура, идущая от украшений народных песен, требует от исполнителя владения не только формально совершенной техникой вокала, но и решения задач более сложных и глубоких — посредством колоратуры дополнить сущность художественного образа. Психологически насыщать виртуозность голоса в глубокой связи с музыкально-художественным образом — глубоко национальная черта русского исполнительства. Богатство жанров русской народной песни, разнохарактерность и широта запечатленных в ней образов требуют и различного их воплощения. Использование вокально-технических средств диктуется смыслом и содержанием песни. Одна песня для правдивой передачи предполагает исполнение «во все рыло»3, другая — легким звуком: «Ты грудью-то не бери, а свистулой — полегче, значит»4. Протяжные, раздольные песни, глубокие и проникновенные, должны исполняться соответственно характеру наполненным, ровным и кантиленным тембром, сопровождаться пространностью и протяженностью певческого дых ания. Это ка чество певца высоко ценилось в народе: «У него душа 1 Линеёва Е. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб., 1904-1909. Date: 2015-04-23; view: 1042; Нарушение авторских прав |