Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Яковлева А. С, 2007
Книга А.С. Яковлевой принадлежит к поколению новых исследований, обращенных к изучению исполнительских задач в сфере вокальной музыки. Автор предлагает читателю панорамный взгляд на сам ход развития искусства пения, сочетая принципы историзма с монографическим подходом, а постановку конкретных теоретических задач с рассмотрением пути эволюции русской певческой школы. Уже ее истоки исследователь рассматривает как явление многокомпонентное: профессиональное и народно-песенное искусство показано во взаимосвязях с таким фундаментальным для отечественной культуры звеном, как церковное пение. В систему взаимосвязей А.С. Яковлева ставит исполнительское мастерство певцов и новации музыкального языка. Причем справедливо выбирает для демонстрации данного явления М.П. Мусоргского — одного из наиболее показательных и универсальных представителей русской музыки. И тут же прописана крупным планом самая знаковая фигура отечественной вокальной культуры — Ф.И. Шаляпин. Уникальность художественного дарования певца позволяет исследователю сконцентрировать внимание на аспектах креативности его личности, выписанных в контексте индивидуально-психологических свойств поющего актера. Обращение же к творчеству П.И. Чайковского дает возможность заострить внимание читателя на иных проблемах, в частности сценического воплощения вокального образа. И здесь объектом рассмотрения становятся лирические сцены «Евгения Онегина». Мимо этой партитуры, как известно, не проходит ни один оперный театр, но написана она была специально для Московской консерватории. Характерно, что вокальная школа последней как раз и становится для ученого той призмой, сквозь которую рассматривается путь ее исторического развития. В поступательном движении самой вокальной ветви (как и в формировании всех инструментальных исполнительских специальностей) принимали участие и видные зарубежные специалисты (Дж. Гальвани, У.А. Мазетти), и крупнейшие деятели отечественной вокальной культуры (А.Д. Александрова-Кочетова, Е.А. Лавровская, В.М. Зарудная-Иванова). Здесь исследователь учитывает многие взаимосвязанные факторы, такие, например, как установление основных направлений их художественного творчества, где особое значение в деятельности наставников имело сочетание исполнительского, педагогического и методологического аспектов музыкальной практики. Показано, что выдающиеся актеры русского театра (драматического и музыкального) составляли и главный отряд преподавателей, некоторые из них были склонны еще и обобщить свой опыт в теоретических заключениях. Так обеспечивалась столь важная для русской культуры система преемственности в педагогике. Но не только бережное формирование корней русской певческой школы, их практическое внедрение и научное обобщение всегда было ведущим фактором в деятельности вокальных педагогов московской школы. Не менее сущностным становилось и иное — открытость мировым новациям, и прежде всего итальянской певческой традиции, творческие контакты с которой были освещены еще самим М.И. Глинкой. Ценно, что благодаря привлеченным материалам Л.Б. Дмитриева читатель получает возможность познакомиться с основой педагогики Миланской и Венецианской консерваторий, получить представление о деятельности Центра по усовершенствованию оперных певцов при театре Ла Скала. Характеризуя специфику преподавания певческого искусства в Московской консерватории уже XX столетия, А.С. Яковлева проясняет индивидуальность ее преподнесения путем создания штрихов к портретам таких выдающихся мастеров, какими были М.М. Мирзоева, Г.Н. Тиц и Н.Л. Дорлиак. Естественно, в книге ведущего профессора кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории свое место нашли наблюдения, обращенные к практике современности. Ученый рассматривает вокальную музыку второй половины XX столетия как текст, демонстрирующий не только новые аспекты музыкальной выразительности, но и новации в сфере их воплощения. Исследование А.С. Яковлевой адресовано широкому кругу читателей: тем, кто занимается вокальным искусством как профессией, и тем, кто интересуется историей и современностью отечественной вокальной школы. Date: 2015-04-23; view: 1355; Нарушение авторских прав |