Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы диалектики
Как отмечал Маркс, Гегель одновременно и открыл, и мисти- фицировал диалектику, представив ее независимой от реально- сти сферой, чистыми законами абсолютного разума. Свое исправ- ление основ гегелевской диалектики Маркс назвал «переворачи- ванием» на ноги, тогда как у Гегеля она стоит на голове. Это образ- ное выражение действительного переистолкования и существен- ного преобразования диалектического метода. Маркс, а затем и Эн- гельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения (указанные и логиче- ски проанализированные Гегелем) присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практиче- ской действительности. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизни ученые, практические деятели, никогда не бывшие гегельянцами, не владеющие технологической стороной диалекти- ки и не умеющие устанавливать диалектические зависимости между абстрактными понятиями. Изучая математику, химию, ис- торию экономической и политической жизни, историю культуры и технологии, Маркс и Энгельс постоянно обнаруживали в этих различных областях знания о действительности отчетливое про- явление диалектических закономерностей. Вывод был сделан в обычной для Маркса четкой теоретической форме: «Мой диа- лектический метод по своей основе не только отличен от гегелев- ского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, переса- женное в человеческую голову и преобразованное в ней» '. В по- литической экономии, «как и в естествознании, подтверждается
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.
правильность того закона, открытого Гегелем в его «Логике», что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия» '.
В книге «Анти-Дюринг» (1876—1878) Ф. Энгельс развернуто, систематически и популярно объяснил, как проявляются закопы и категории диалектики в неживой и живой природе, общест- венном развитии, духовном творчестве, и показал, какое огромное значение имеют они для марксистского миропонимания. В част- ности, он указывал на огромное значение диалектического пони- мания мира как антидогматизма, принципиального неприятия ка- ких бы то ни было результатов познания и практики как абсолют- ных, завершающих историю.
Date: 2015-05-05; view: 517; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|