Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В 40-е годы
Размышления о диалектике содержатся уже в ранних работах Маркса, подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Маркс, с одной стороны, вполне профессионально, мастерски ов- ладевает сложной технологией диалектического философствова- ния, а с другой — критически анализирует, осмысляет сильные и слабые стороны этой технологии. Критическое отношение к геге- левской диалектике в 40-е годы Маркс разделяет с Фейербахом. Фейербах первым из учеников великого мыслителя разочаровал- ся в методе Гегеля и подверг его основательной критике. Отход от гегелевской диалектики был одним из важнейших моментов перехода Фейербаха от идеализма к материализму. Однако Фейер- бах критиковал идеалистическое основание, фундамент гегелев- ской диалектики, но сам метод не исследовал.
Дело в том, что Гегелем было описано, каталогизировано, све- дено в иерархические ряды и порядки большинство приемов, схем, законов диалектического мышления. Этому была посвящена его книга «Наука логики», представлявшая собой наполненный плодотворнейшими наблюдениями и указаниями учебник, трактат по технологии диалектического мышления. Какова исследова- тельская эффективность диалектической методологии, открытой Гегелем? Это было главным вопросом критического исследования Маркса.
Вместе с обретением коммунистического мировоззрения Маркс все более и более обращается к изучению реальных явлений и про- цессов прошлой и настоящей истории. Для понимания практи- ческих проблем — производства, политических событий и т. п.—
гегелевская методология оказалась негодной. И дело было не толь- ко в исходном идеализме, как полагал Фейербах, но и в абстрактно- философском истолковании действительности, противоречащем требованиям научного, основывающегося на фактах анализа. Кри- тикуя в «Немецкой идеологии» методологию младогегельянцев, Маркс и Энгельс отмечали, что к любому общественному явле- нию они подходят с «простейшими приемами» гегелевской диалек- тики. Всякий социальный конфликт, всякое различие в направле- ниях реальной жизни они легко подводили под гегелевское пони- мание «противоречия», которое затем «разрешали» в «высшем синтезе» противоположных начал. Например, изучать борьбу про- текционистов и сторонников свободы торговли в экономической науке и практике философ-гегельянец 40-х годов не считал обя- зательным. Ему было достаточно обладать самым общим, обыден- ным представлением о сути полемики, чтобы легко разрешить ее по гегелевскому рецепту «снятия противоположностей в высшем синтезе». Но многого ли стоит такое решение проблемы, если борьба протекционистов и фритредеров охватывает в истории экономических отношений не одно столетие?
Немало других недостатков гегелевской диалектической тех- нологии обнаружил, объяснил и сатирически высмеял Маркс, но все же главным пороком для него оставалась именно ее неэффек- тивность в научном изучении социальной действительности и в деле решения практических проблем реальной жизни.
Date: 2015-05-05; view: 492; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|