Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек как субъект истории
Принципиально новаторским было философское объяснение действующих причин общественного развития. Ими являются сами люди, «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Индивидуальные стремления, волеизъявления людей преобразовы- ваются в действия, поступки. Практические усилия вовсе не являются направленными на высшие цели человечества. Напро- тив, они носят характер частный, личный, конечный (часто в пределах собственной жизни, узкого круга потребностей индиви- да). Однако поскольку люди — существа общественные, связанные с другими множеством объективных «форм общения» (отноше- ний), то их индивидуальное развитие и деятельность осуществля- ются в некоторых общих условиях и направлениях.
Объединяясь друг с другом, контактируя и обмениваясь де- ятельностью и ее результатами, люди постоянно создают и изме- няют свои общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения становятся недостаточными и мешающими главным целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменение
же основных условий жизни, и прежде всего производствен- ной деятельности, соответственно приводит к изменению самих людей. Самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека и его осво- бождения.
Реально жившие и живущие люди бесконечно многообразны. Многообразие это, однако, не исключает возможности усмотреть определенные типы сходства людей, их общности в соответствии с выделяемыми Марксом социальными параметрами. Это, во- первых, принадлежность «эмпирического индивида» определенной сфере деятельности с фиксированными традициями, порядками, нормами общения и т. д.— то есть к социальному типу разделения труда. Наиболее глубинной общеисторической формой разделения труда является деление на труд умственный и физический. Су- ществуют также глобально-историческое различие между про- мышленным и сельскохозяйственным трудом и множество разли- чий уже более профессионального характера. Разделение труда означает наличие обмена результатами деятельности и историче- ски возникает вместе с возникновением частной собственности. Поэтому, во-вторых, люди занимают также фиксированное со- циальное место в группах — классах, разделениях по наличию или отсутствию собственности. Принадлежность к определенному классу — также вид объективного объединения, общности людей. Классовые характеристики индивидов пронизывают и их личност- ные черты (образ жизни). Они усредняют, типизируют индиви- дов и их отношения между собой. Люди, отмечает Маркс, под- чинены своим классам, но это подчинение носит не индивидуаль- но-единичный, а усредненный характер. Классовый индивид — средний индивид, поскольку условия жизни класса фиксированы и вырабатывают определенные личностные свойства. Наконец, в-третьих, люди подчинены национально-культурным условиям. Место их жизни с преобладанием определенных занятий, обмена, национальные традиции, среди которых наиболее важен язык, нравы, культурные ценности,— все это определяет, ограничивает индивидов.
Таким образом, вместо прежней абстрактной и одновремен- но образной конструкции «Человека» и его «сущностных сил» (в «Экономическо-философских рукописях 1844 года») у Маркса складывается конкретное, основывающееся на изучении реальности знание о существующих и живших ранее людях. Проблема философского плана оказывается переистолкованной, поставленной иначе, а именно: чем же в реальности может и долж- на быть свобода для таких индивидов? Каким образом и какими путями возможно и должно добиваться им освобождения от сущест- вующих пут и тягот? Или, наоборот, какими они должны стремить- ся стать сами? Ответы на эти вопросы должен был дать научно- философский анализ реальной истории.
Date: 2015-05-05; view: 658; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|