Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как субъект истории





Принципиально новаторским было философское объяснение
действующих причин общественного развития. Ими являются
сами люди, «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить
свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни.
Индивидуальные стремления, волеизъявления людей преобразовы-
ваются в действия, поступки. Практические усилия вовсе не
являются направленными на высшие цели человечества. Напро-
тив, они носят характер частный, личный, конечный (часто в
пределах собственной жизни, узкого круга потребностей индиви-
да). Однако поскольку люди — существа общественные, связанные
с другими множеством объективных «форм общения» (отноше-
ний), то их индивидуальное развитие и деятельность осуществля-
ются в некоторых общих условиях и направлениях.

Объединяясь друг с другом, контактируя и обмениваясь де-
ятельностью и ее результатами, люди постоянно создают и изме-
няют свои общественные связи и отношения. В тех случаях, когда
эти отношения становятся недостаточными и мешающими главным
целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменение


же основных условий жизни, и прежде всего производствен-
ной деятельности, соответственно приводит к изменению самих
людей. Самоизменение людей в ходе истории становится основой
теоретического решения Марксом проблемы человека и его осво-
бождения.

Реально жившие и живущие люди бесконечно многообразны.
Многообразие это, однако, не исключает возможности усмотреть
определенные типы сходства людей, их общности в соответствии
с выделяемыми Марксом социальными параметрами. Это, во-
первых, принадлежность «эмпирического индивида» определенной
сфере деятельности с фиксированными традициями, порядками,
нормами общения и т. д.— то есть к социальному типу разделения
труда. Наиболее глубинной общеисторической формой разделения
труда является деление на труд умственный и физический. Су-
ществуют также глобально-историческое различие между про-
мышленным и сельскохозяйственным трудом и множество разли-
чий уже более профессионального характера. Разделение труда
означает наличие обмена результатами деятельности и историче-
ски возникает вместе с возникновением частной собственности.
Поэтому, во-вторых, люди занимают также фиксированное со-
циальное место в группах — классах, разделениях по наличию
или отсутствию собственности. Принадлежность к определенному
классу — также вид объективного объединения, общности людей.
Классовые характеристики индивидов пронизывают и их личност-
ные черты (образ жизни). Они усредняют, типизируют индиви-
дов и их отношения между собой. Люди, отмечает Маркс, под-
чинены своим классам, но это подчинение носит не индивидуаль-
но-единичный, а усредненный характер. Классовый индивид —
средний индивид, поскольку условия жизни класса фиксированы
и вырабатывают определенные личностные свойства. Наконец,
в-третьих, люди подчинены национально-культурным условиям.
Место их жизни с преобладанием определенных занятий, обмена,
национальные традиции, среди которых наиболее важен язык,
нравы, культурные ценности,— все это определяет, ограничивает
индивидов.

Таким образом, вместо прежней абстрактной и одновремен-
но образной конструкции «Человека» и его «сущностных
сил» (в «Экономическо-философских рукописях 1844 года») у
Маркса складывается конкретное, основывающееся на изучении
реальности знание о существующих и живших ранее людях.
Проблема философского плана оказывается переистолкованной,
поставленной иначе, а именно: чем же в реальности может и долж-
на быть свобода для таких индивидов? Каким образом и какими
путями возможно и должно добиваться им освобождения от сущест-
вующих пут и тягот? Или, наоборот, какими они должны стремить-
ся стать сами? Ответы на эти вопросы должен был дать научно-
философский анализ реальной истории.








Date: 2015-05-05; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию