Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творчество Ф. Энгельса
«Диалектика природы»
Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием наук о природе. Философская обработка открытий естествознания принадлежит Энгельсу.
Совместная работа с Марксом начинается с весны 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель. До этого, в феврале 1845 года, вышла в свет большая работа «Святое семейство», в которой Эн- гельсу принадлежат два небольших раздела, а большая часть написана Марксом. В 1845 —1847 годах их теоретическая деятель- ность совершается в тесном контакте, и наиболее важные и прин- ципиальные работы — «Немецкая идеология» и «Манифест Ком- мунистической партии» — написаны совместно, за одним пись- менным столом. В 50—60-е годы Маркс живет в Лондоне, а Энгельс в Манчестере и только некоторые работы пишут они вместе, во вре- мя приездов Маркса. Работу над «Капиталом», занявшую много лет, Маркс осуществляет самостоятельно, без активного участия Энгельса. После переезда в Лондон Энгельс занимается самостоя- тельными исследованиями, в том числе в философии. Они нашли выражение в рукописи, изданной в 20-х годах нашего столетия под названием «Диалектика природы». Огромное теоретическое зна- чение имеет также труд Энгельса «Анти-Дюринг», где изложены в относительно завершенной систематической форме философские, политико-экономические и социально-политические идеи марк- сизма. Если экономическая теория полностью принадлежит Марк- су, то в области философии Энгельс — полноправный его соавтор и сотрудник, а в определенной части философии марксизма его вклад является вполне самостоятельным. Это относится прежде всего к философии природы.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 318.
Главная задача, которую ставил перед собой Энгельс при ра- боте над «Диалектикой природы», состояла в том, чтобы «убе- диться в той истине... что в природе сквозь хаос бесчисленных из- менений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся слу- чайностью событий...» '. Иными словами, Энгельс стремился, ана- лизируя достижения и проблемы современных ему наук о при- роде, показать, что диалектические закономерности столь же ти- пичны для природы, как и для общества. Эта теоретическая зада- ча была новаторской, поскольку в гегелевской философии приро- да понималась как не развивающаяся во времени, а проходящая бесчисленные круговороты одних и тех же изменений. Сами ученые-естественники в основном отрицательно относились не только к диалектике, но и ко всякой философии вообще. Общая естественнонаучная установка на то, что науки о природе изу- чают природу такой, какова она есть на самом деле, фактически не давала ученым заметить, что на уровне общетеоретических обоб- щений они весьма свободно интерпретируют любые факты и используют при этом давно изученные в философии теоретические схемы и категории. Например, те же самые процессы в живой или неживой природе могут быть истолкованы либо как необходимость, закономерность, либо, наоборот, как случайность. Переход от опи- сания фактов к анализу и обобщению весьма незаметен, и уче- ный-естествоиспытатель легко вступает в область абстрактного теоретизирования, где зачастую приходит к односторонним и пря- молинейным выводам, не замечая, что руководствуется уже не фак- тами, а предвзятыми философскими представлениями о необхо- димости, случайности и т. д.
В «Диалектике природы» Энгельс обосновывает мысль о том, что развитие естественных наук, начиная с эпохи Возрождения, шло таким путем, что к середине XIX века наука сама собой, не осознавая этого, подходит к диалектическому пониманию при- роды. Свидетельством и доказательством этого Энгельс считал три великих открытия в естественных науках XIX века — открытие органической клетки, закон сохранения и превращения энергии и эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этих открытиях, как и в других достижениях современного естествознания, Энгельс видит научное доказательство диалектики самой природы (объективной диалектики), состоящей во взаимной связи всех уровней матери- ального мира, в изменчивости и противоречивости природы.
Большое значение для развития марксистской философии име- ла также предпринятая Энгельсом попытка классификации форм движения материи (и, соответственно, наук, изучающих опреде- ленные формы движения). Слово «классификация» не должно вводить в заблуждение. По сути, Энгельс высказал гипотезу общей
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 11.
связи и развития материального мира и попытался нарисовать схематичный эскиз общей картины природы. Здесь Энгельс ис- пользовал испытанный диалектический метод построения по- добных гипотез — движение от низшего к высшему, где всякая низшая форма посредством «скачка» преобразуется в высшую. В результате получается иерархическая система, в которой всякое «высшее» содержит в себе, как подчиненный и частный момент, свое «низшее», но к нему уже не сводится. (Этот же диалектиче- ский ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для вос- произведения исторического движения общественных формаций.) Высшая форма движения материи, по Энгельсу,— мышление. Низшая — простое пространственное перемещение. Основные формы, каждая из которых исследуется определенной естественной наукой,— механическая, физическая, химическая и биологиче- ская. Переход от биологической формы движения материи к со- циальной, то есть от живой природы к человеческому обществу, Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека. Развитие естествознания уже в XIX и в особенности в XX веке внесло столько нового, что представления Энгельса о конкретных формах движения материи, конечно, устарели. Но общий диа- лектический подход к пониманию результатов развития науки, к истолкованию природы сохраняет свое значение и в наше время.
Date: 2015-05-05; view: 784; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|