Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Ф. Энгельса





«Диалектика природы»

Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием
наук о природе. Философская обработка открытий естествознания
принадлежит Энгельсу.

Совместная работа с Марксом начинается с весны 1845 года,
когда Энгельс приехал в Брюссель. До этого, в феврале 1845 года,
вышла в свет большая работа «Святое семейство», в которой Эн-
гельсу принадлежат два небольших раздела, а большая часть
написана Марксом. В 1845 —1847 годах их теоретическая деятель-
ность совершается в тесном контакте, и наиболее важные и прин-
ципиальные работы — «Немецкая идеология» и «Манифест Ком-
мунистической партии» — написаны совместно, за одним пись-
менным столом. В 50—60-е годы Маркс живет в Лондоне, а Энгельс
в Манчестере и только некоторые работы пишут они вместе, во вре-
мя приездов Маркса. Работу над «Капиталом», занявшую много
лет, Маркс осуществляет самостоятельно, без активного участия
Энгельса. После переезда в Лондон Энгельс занимается самостоя-
тельными исследованиями, в том числе в философии. Они нашли
выражение в рукописи, изданной в 20-х годах нашего столетия под
названием «Диалектика природы». Огромное теоретическое зна-
чение имеет также труд Энгельса «Анти-Дюринг», где изложены
в относительно завершенной систематической форме философские,
политико-экономические и социально-политические идеи марк-
сизма. Если экономическая теория полностью принадлежит Марк-
су, то в области философии Энгельс — полноправный его соавтор
и сотрудник, а в определенной части философии марксизма его
вклад является вполне самостоятельным. Это относится прежде
всего к философии природы.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 318.


Главная задача, которую ставил перед собой Энгельс при ра-
боте над «Диалектикой природы», состояла в том, чтобы «убе-
диться в той истине... что в природе сквозь хаос бесчисленных из-
менений прокладывают себе путь те же диалектические законы
движения, которые и в истории господствуют над кажущейся слу-
чайностью событий...» '. Иными словами, Энгельс стремился, ана-
лизируя достижения и проблемы современных ему наук о при-
роде, показать, что диалектические закономерности столь же ти-
пичны для природы, как и для общества. Эта теоретическая зада-
ча была новаторской, поскольку в гегелевской философии приро-
да понималась как не развивающаяся во времени, а проходящая
бесчисленные круговороты одних и тех же изменений. Сами
ученые-естественники в основном отрицательно относились не
только к диалектике, но и ко всякой философии вообще. Общая
естественнонаучная установка на то, что науки о природе изу-
чают природу такой, какова она есть на самом деле, фактически не
давала ученым заметить, что на уровне общетеоретических обоб-
щений они весьма свободно интерпретируют любые факты и
используют при этом давно изученные в философии теоретические
схемы и категории. Например, те же самые процессы в живой или
неживой природе могут быть истолкованы либо как необходимость,
закономерность, либо, наоборот, как случайность. Переход от опи-
сания фактов к анализу и обобщению весьма незаметен, и уче-
ный-естествоиспытатель легко вступает в область абстрактного
теоретизирования, где зачастую приходит к односторонним и пря-
молинейным выводам, не замечая, что руководствуется уже не фак-
тами, а предвзятыми философскими представлениями о необхо-
димости, случайности и т. д.

В «Диалектике природы» Энгельс обосновывает мысль о том,
что развитие естественных наук, начиная с эпохи Возрождения,
шло таким путем, что к середине XIX века наука сама собой, не
осознавая этого, подходит к диалектическому пониманию при-
роды. Свидетельством и доказательством этого Энгельс считал три
великих открытия в естественных науках XIX века — открытие
органической клетки, закон сохранения и превращения энергии
и эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этих открытиях, как и в
других достижениях современного естествознания, Энгельс видит
научное доказательство диалектики самой природы (объективной
диалектики), состоящей во взаимной связи всех уровней матери-
ального мира, в изменчивости и противоречивости природы.

Большое значение для развития марксистской философии име-
ла также предпринятая Энгельсом попытка классификации форм
движения материи (и, соответственно, наук, изучающих опреде-
ленные формы движения). Слово «классификация» не должно
вводить в заблуждение. По сути, Энгельс высказал гипотезу общей

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 11.


связи и развития материального мира и попытался нарисовать
схематичный эскиз общей картины природы. Здесь Энгельс ис-
пользовал испытанный диалектический метод построения по-
добных гипотез — движение от низшего к высшему, где всякая
низшая форма посредством «скачка» преобразуется в высшую.
В результате получается иерархическая система, в которой всякое
«высшее» содержит в себе, как подчиненный и частный момент,
свое «низшее», но к нему уже не сводится. (Этот же диалектиче-
ский ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для вос-
произведения исторического движения общественных формаций.)
Высшая форма движения материи, по Энгельсу,— мышление.
Низшая — простое пространственное перемещение. Основные
формы, каждая из которых исследуется определенной естественной
наукой,— механическая, физическая, химическая и биологиче-
ская. Переход от биологической формы движения материи к со-
циальной, то есть от живой природы к человеческому обществу,
Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека.
Развитие естествознания уже в XIX и в особенности в XX веке
внесло столько нового, что представления Энгельса о конкретных
формах движения материи, конечно, устарели. Но общий диа-
лектический подход к пониманию результатов развития науки, к
истолкованию природы сохраняет свое значение и в наше время.








Date: 2015-05-05; view: 784; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию