Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие марксистской философии В. И. Лениным
ф «Материализм и эмпириокритицизм» φ Исследование диалектического ме- тода φ Законы исторического развития и реальная история φ Учение о госу- дарстве φ Моральное учение. «Культурничество» и простые начала нравст- венности φ
Ко времени начала творческой биографии В. И. Ленина в раз- витии мирового марксизма признанными авторитетами были ли- деры II Интернационала — А. Бебель, К. Каутский, П. Лафарг,
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 395, 396.
Э. Бернштейн, Г. В. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации, пропаганды марксизма в целом.
Однако философские основы взглядов Маркса в этот период чаще всего понимались и изображались упрощенно. С одной стороны, это было вызвано целями популяризации, но, с дру- гой — снижением в этот период высокого уровня философской культуры классического марксизма. Некоторые из теоретических лидеров II Интернационала вообще считали марксизм экономи- ческой теорией и отрицали наличие у Маркса какой-либо фило- софии. Распространенным сделалось также негативное отноше- ние к диалектическому методу Маркса, который считали пережит- ком устарелой «гегельянщины». Правда, русская ветвь европей- ской социал-демократии, в основном усилиями Г. В. Плеханова, сохранила в значительной мере понимание ценности философии марксизма, однако упрощения и вульгаризация не миновали и ее. Поэтому В. И. Ленин впоследствии имел полное право считать, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особен- но его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса '/2 века спустя!!»1.
Преодоление вульгарных упрощений и развитие философских основ марксизма в радикально изменившихся исторических ус- ловиях начала XX века было осуществлено В. И. Лениным (1870 — 1924).
Уже в ранних работах В. И. Ленина, в полемике с народниками, легальными марксистами и т. д. разрабатываются некоторые об- щие философские вопросы. Однако специальные и углубленные исследования в области философии В. И. Ленин начинает вести несколько позднее. Первым значительным вкладом в философскую теорию марксизма стали идеи знаменитого труда «Материализм и эмпириокритицизм».
«Материализм и эмпириокритицизм»
После поражения революции 1905 —1907 годов, во время на- чавшейся в России реакции, В. И. Ленин жил в эмиграции. В это время среди социал-демократов произошло «размежевание» по от- ношению к философии: одни считали достаточными философские основы марксизма, другие полагали их устаревшими и даже вовсе отсутствующими и стремились заменить их новыми философски- ми идеями, почерпнутыми преимущественно из наиболее извест- ных в те годы в немецкой философии учений Э. Маха, Р. Аве- нариуса, неокантианцев и др.
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 162.
Борьба по поводу философских оснований марксизма прошла не по уже сложившимся тогда делениям на «фракции» (больше- виков и меньшевиков). В лагере сторонников философских ново- введений оказались как известные деятели большевистского кры- ла, так и меньшевики. В свою очередь, еще до В. И. Ленина в защи- ту философских основ марксизма выступил Г. В. Плеханов. Нужно также отметить, что по пути «исправлений» и «дополнений» марк- сизма в области философии еще раньше пошли Э. Бернштейн и немецкие социал-демократы. В русской же социал-демократии большое влияние имел философский авторитет Г. В. Плеханова, который активно выступал и против бернштейновских попыток ревизии марксизма.
Наибольшее место в «Материализме и эмпириокритицизме» отведено полемике с идеалистической философией. В. И. Ленин отстаивает позиции материализма по ряду существенных проблем теории познания — по проблеме ощущений, истины, практики как критерия истины. Противниками его взглядов являются преиму- щественно субъективные идеалисты, то есть последователи и поздние эпигоны великих философов XVII—XVIII веков. Поэтому В. И. Ленин постоянно возвращается от новых философских течений — махизма, эмпириокритицизма, «имманентной фило- софии» — к классическим положениям и идеям Беркли, Юма, Канта. Получается убедительный, разоблачительный и наглядный результат: «новейшие» философские установки и идеи при соот- ветствующем сличении с уже давно известными и опровергнуты- ми взглядами оказываются всего лишь утонченными вариациями старинных концепций.
Так В. И. Ленин анализирует принцип «экономии мышления», понимание единства субъекта и объекта, авенариусовское «без субъекта нет объекта» и многое другое. Исторические оценки В. И. Ленина были очень точными — философские течения нача- ла века, против которых он боролся, оказались нежизнеспособ- ными в европейской философии и были заменены новыми.
Но В. И. Ленин не только опровергал, но и анализировал источ- ники неожиданного расцвета субъективно-идеалистических взгля- дов в конце XIX — начале XX века. Источники имелись достаточ- но серьезные. Достижения естествознания того времени вызвали трудности в философском их осмыслении. Это приводило к общим сомнениям, состоянию неуверенности, что всегда сопутствует субъективно-идеалистическим истолкованиям познания. («Новая физика, найдя новые виды материи и новые формы ее движения, поставила по случаю ломки старых физических понятий старые философские вопросы» '.) Так, например, делимость атома, от- крытая в физике, вызывала представления о том, что «материя исчезла». Мысль об атомарном строении материи в XIX веке
' Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 295.
упрочилась до степени догмы в сознании ученых-естественников. Ставшая очевидной необходимость уточнения этого положения привела к резкому росту скептицизма, неверию в возможности научного познания вообще. В. И. Ленин обосновывал позицию, согласно которой степень познания реальности всегда есть величи- на относительная — углубление исследований приводит к перс- смотру даже самых устоявшихся представлений. Однако это вовсе не причина сомневаться ни в объективности существования мира, ни в объективности научных представлений о мире, которые ни- когда не становятся полными истинами, однако всегда в определен- ной степени отражают именно этот мир. Отказ от догматического понимания атома — вовсе не отказ от самой материи, то есть от «объективной реальности», существующей независимо от челове- ческого сознания '.
В. И. Ленин связал анализ философских заблуждений с ис- следованием их естественнонаучных источников; показал, что выводы из результатов развития пауки при правильном к ним от- ношении совсем не обязательно должны приводить к философско- идеалистическим взглядам. Это означает, что философский анализ результатов развития наук есть необходимое и постоянное дело для философов, что В. И. Ленин впоследствии называл союзом фи- лософов и естествоиспытателей. По Ленину, это союз, необходи- мый обеим сторонам, так как естественные науки без помощи философии неспособны глубоко понять и сделать правильные ми- ровоззренческие выводы из собственных познавательных резуль- татов, а философы без опоры на естествознание не могут разви- вать свою науку, создавать подлинные философские обобщения о мире и человеке.
Date: 2015-05-05; view: 845; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|