Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие марксистской философии В. И. Лениным





ф «Материализм и эмпириокритицизм» φ Исследование диалектического ме-
тода φ Законы исторического развития и реальная история φ Учение о госу-
дарстве φ Моральное учение. «Культурничество» и простые начала нравст-
венности φ

Ко времени начала творческой биографии В. И. Ленина в раз-
витии мирового марксизма признанными авторитетами были ли-
деры II Интернационала — А. Бебель, К. Каутский, П. Лафарг,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 395, 396.


Э. Бернштейн, Г. В. Плеханов и др. Они очень много сделали для
распространения, популяризации, пропаганды марксизма в целом.

Однако философские основы взглядов Маркса в этот период
чаще всего понимались и изображались упрощенно. С одной
стороны, это было вызвано целями популяризации, но, с дру-
гой — снижением в этот период высокого уровня философской
культуры классического марксизма. Некоторые из теоретических
лидеров II Интернационала вообще считали марксизм экономи-
ческой теорией и отрицали наличие у Маркса какой-либо фило-
софии. Распространенным сделалось также негативное отноше-
ние к диалектическому методу Маркса, который считали пережит-
ком устарелой «гегельянщины». Правда, русская ветвь европей-
ской социал-демократии, в основном усилиями Г. В. Плеханова,
сохранила в значительной мере понимание ценности философии
марксизма, однако упрощения и вульгаризация не миновали
и ее. Поэтому В. И. Ленин впоследствии имел полное право
считать, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особен-
но его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля.
Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса '/2 века
спустя!!»1.

Преодоление вульгарных упрощений и развитие философских
основ марксизма в радикально изменившихся исторических ус-
ловиях начала XX века было осуществлено В. И. Лениным (1870 —
1924).

Уже в ранних работах В. И. Ленина, в полемике с народниками,
легальными марксистами и т. д. разрабатываются некоторые об-
щие философские вопросы. Однако специальные и углубленные
исследования в области философии В. И. Ленин начинает вести
несколько позднее. Первым значительным вкладом в философскую
теорию марксизма стали идеи знаменитого труда «Материализм
и эмпириокритицизм».

«Материализм
и эмпириокритицизм»

После поражения революции 1905 —1907 годов, во время на-
чавшейся в России реакции, В. И. Ленин жил в эмиграции. В это
время среди социал-демократов произошло «размежевание» по от-
ношению к философии: одни считали достаточными философские
основы марксизма, другие полагали их устаревшими и даже вовсе
отсутствующими и стремились заменить их новыми философски-
ми идеями, почерпнутыми преимущественно из наиболее извест-
ных в те годы в немецкой философии учений Э. Маха, Р. Аве-
нариуса, неокантианцев и др.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 162.


Борьба по поводу философских оснований марксизма прошла
не по уже сложившимся тогда делениям на «фракции» (больше-
виков и меньшевиков). В лагере сторонников философских ново-
введений оказались как известные деятели большевистского кры-
ла, так и меньшевики. В свою очередь, еще до В. И. Ленина в защи-
ту философских основ марксизма выступил Г. В. Плеханов. Нужно
также отметить, что по пути «исправлений» и «дополнений» марк-
сизма в области философии еще раньше пошли Э. Бернштейн и
немецкие социал-демократы. В русской же социал-демократии
большое влияние имел философский авторитет Г. В. Плеханова,
который активно выступал и против бернштейновских попыток
ревизии марксизма.

Наибольшее место в «Материализме и эмпириокритицизме»
отведено полемике с идеалистической философией. В. И. Ленин
отстаивает позиции материализма по ряду существенных проблем
теории познания — по проблеме ощущений, истины, практики как
критерия истины. Противниками его взглядов являются преиму-
щественно субъективные идеалисты, то есть последователи и
поздние эпигоны великих философов XVII—XVIII веков. Поэтому
В. И. Ленин постоянно возвращается от новых философских
течений — махизма, эмпириокритицизма, «имманентной фило-
софии» — к классическим положениям и идеям Беркли, Юма,
Канта. Получается убедительный, разоблачительный и наглядный
результат: «новейшие» философские установки и идеи при соот-
ветствующем сличении с уже давно известными и опровергнуты-
ми взглядами оказываются всего лишь утонченными вариациями
старинных концепций.

Так В. И. Ленин анализирует принцип «экономии мышления»,
понимание единства субъекта и объекта, авенариусовское «без
субъекта нет объекта» и многое другое. Исторические оценки
В. И. Ленина были очень точными — философские течения нача-
ла века, против которых он боролся, оказались нежизнеспособ-
ными в европейской философии и были заменены новыми.


Но В. И. Ленин не только опровергал, но и анализировал источ-
ники неожиданного расцвета субъективно-идеалистических взгля-
дов в конце XIX — начале XX века. Источники имелись достаточ-
но серьезные. Достижения естествознания того времени вызвали
трудности в философском их осмыслении. Это приводило к общим
сомнениям, состоянию неуверенности, что всегда сопутствует
субъективно-идеалистическим истолкованиям познания. («Новая
физика, найдя новые виды материи и новые формы ее движения,
поставила по случаю ломки старых физических понятий старые
философские вопросы» '.) Так, например, делимость атома, от-
крытая в физике, вызывала представления о том, что «материя
исчезла». Мысль об атомарном строении материи в XIX веке

' Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 295.


упрочилась до степени догмы в сознании ученых-естественников.
Ставшая очевидной необходимость уточнения этого положения
привела к резкому росту скептицизма, неверию в возможности
научного познания вообще. В. И. Ленин обосновывал позицию,
согласно которой степень познания реальности всегда есть величи-
на относительная — углубление исследований приводит к перс-
смотру даже самых устоявшихся представлений. Однако это вовсе
не причина сомневаться ни в объективности существования мира,
ни в объективности научных представлений о мире, которые ни-
когда не становятся полными истинами, однако всегда в определен-
ной степени отражают именно этот мир. Отказ от догматического
понимания атома — вовсе не отказ от самой материи, то есть от
«объективной реальности», существующей независимо от челове-
ческого сознания '.

В. И. Ленин связал анализ философских заблуждений с ис-
следованием их естественнонаучных источников; показал, что
выводы из результатов развития пауки при правильном к ним от-
ношении совсем не обязательно должны приводить к философско-
идеалистическим взглядам. Это означает, что философский анализ
результатов развития наук есть необходимое и постоянное дело
для философов, что В. И. Ленин впоследствии называл союзом фи-
лософов и естествоиспытателей. По Ленину, это союз, необходи-
мый обеим сторонам, так как естественные науки без помощи
философии неспособны глубоко понять и сделать правильные ми-
ровоззренческие выводы из собственных познавательных резуль-
татов, а философы без опоры на естествознание не могут разви-
вать свою науку, создавать подлинные философские обобщения о
мире и человеке.







Date: 2015-05-05; view: 845; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию