Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование
Диалектического
Метода
После революции 1905 года в творчестве В. И. Ленина заметен постоянно растущий интерес к диалектике. В. И. Ленин изучает сочинения Гегеля, Фейербаха, составляет конспекты и набрасы- вает тезисы собственных представлений о диалектике. Большое значение имеет фрагмент «К вопросу о диалектике» (1915) — развернутый план большой, специальной работы по этой теме. Среди оставшихся в наследии Ленина такого рода материалов осо- бо стоит,отметить конспект гегелевских «Науки логики» и «Лек- ций по истории философии» (1914 — 1915), в котором В. И. Ленин сделал глубокие разносторонние выводы из описанных Гегелем диалектических приемов и способов мышления.
' См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 275, 276.
Одна из основных областей применения диалектики в твор- честве В. И. Ленина — это сфера политики, политического дей- ствия. Применительно к политике диалектика, по Ленину,— это искусство «гибкой тактики», умение видеть и анализировать по- стоянно возникающие социальные изменения, ориентация в воз- можностях практики. Мысли о диалектике в политической дея- тельности, столь многочисленные у В. И. Ленина, хорошо выра- жены в одном из фрагментов работы «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). В. И. Ленин анализирует ошибки К. Каут- ского, О. Бауэра — «высоко ученых марксистов», «преданных со- циализму вождей II Интернационала», которые «учились и дру- гих учили марксовской диалектике... но они в применении этой диалектики... оказались людьми... не сумевшими учесть быстрой перемены форм и быстрого наполнения старых форм новым содер- жанием... они «загляделись» на одну определенную форму роста рабочего движения и социализма, забыли про е,е односторонность, побоялись увидеть ту крутую ломку, которая в силу объектив- ных условий стала неизбежной, и продолжали твердить простые, заученные, на первый взгляд бесспорные истины...» '.
Особое значение диалектика, учащая политической гибкости, тонкому и многостороннему анализу действительности, по Лени- ну, приобретает в исторические периоды крупных социальных из- менений, революций. Далее, именно диалектика учит антидогма- тизму, умению быть самокритичным, признавать и исправлять свои и чужие политические ошибки и просчеты — а без этого, по Ленину, невозможно честное представительство какой-либо партией своего класса 2. Одной из наиболее частых ошибок, при- сущих революционным партиям и теоретикам революционного направления, В. И. Ленин считал неразличение конкретно- исторического и всемирно-исторического подходов в анализе текущей социальной жизни, в определении политической линии. «...В вопросе практической политики ссылаться на всемирно- исторический масштаб есть теоретическая неверность самая во- пиющая» 3.
На какие же стороны диалектического метода особое внимание обращал В. И. Ленин? Наиболее высоко в диалектической тради- ции он оценивает концепцию единства и борьбы противоположно- стей. Понимание жизни, движения, развития как исходящего из единства и борьбы противоположных начал в самом развивающем- ся и существующем — главный тезис диалектического метода. Не- что единое, раздваиваясь в себе самом, выделяет свои противопо- ложные начала, они вступают в борьбу, и начинается развитие, изменение, активная жизнь этого «единого».
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 87—88.
2 См. там же. С. 40—41.
3 Там же. С. 40.
В. И. Ленин видит в этом простом положении объяснение «источника движения» — и именно пониманием источника дви- жения, по Ленину, различаются между собой принятые в науке, культуре и философии концепции развития. Либо единство и борь- ба противоположностей, либо «плоская идея эволюции».
В. И. Ленин имеет в виду прежде всего развитие общества. В этом случае абстрактный философский тезис расшифровывает- ся вполне конкретно, становится точным нормативом для анализа общественных процессов. Однако, конечно, вовсе не единствен- ным нормативом. В. И. Ленин, изучая Гегеля, обращает внимание на необходимость максимальной гибкости понятий, на то, что вся- кое понятие несколько «огрубляет» действительность (оно только приблизительный, частичный образ бесконечно сложной реально- сти). Обнаружение главных противоположностей, их борьбы и развития этой борьбы (это называется разворачиваыием проти- воречий) дает исследователю вовсе не всю картину исторической реальности, а только ее скелет, главное направление, основные моменты. Или, иными словами, это только нечто абстрактное, а всесторонний, конкретный анализ, учет всех сторон и сложных отношений, связей развивающегося «нечто» дает его конкретную, то есть относительно полную, законченную картину.
Date: 2015-05-05; view: 549; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|