Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование





Диалектического

Метода

После революции 1905 года в творчестве В. И. Ленина заметен
постоянно растущий интерес к диалектике. В. И. Ленин изучает
сочинения Гегеля, Фейербаха, составляет конспекты и набрасы-
вает тезисы собственных представлений о диалектике. Большое
значение имеет фрагмент «К вопросу о диалектике» (1915) —
развернутый план большой, специальной работы по этой теме.
Среди оставшихся в наследии Ленина такого рода материалов осо-
бо стоит,отметить конспект гегелевских «Науки логики» и «Лек-
ций по истории философии» (1914 — 1915), в котором В. И. Ленин
сделал глубокие разносторонние выводы из описанных Гегелем
диалектических приемов и способов мышления.

' См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 275, 276.


Одна из основных областей применения диалектики в твор-
честве В. И. Ленина — это сфера политики, политического дей-
ствия. Применительно к политике диалектика, по Ленину,— это
искусство «гибкой тактики», умение видеть и анализировать по-
стоянно возникающие социальные изменения, ориентация в воз-
можностях практики. Мысли о диалектике в политической дея-
тельности, столь многочисленные у В. И. Ленина, хорошо выра-
жены в одном из фрагментов работы «Детская болезнь «левизны»
в коммунизме» (1920). В. И. Ленин анализирует ошибки К. Каут-
ского, О. Бауэра — «высоко ученых марксистов», «преданных со-
циализму вождей II Интернационала», которые «учились и дру-
гих учили марксовской диалектике... но они в применении этой
диалектики... оказались людьми... не сумевшими учесть быстрой
перемены форм и быстрого наполнения старых форм новым содер-
жанием... они «загляделись» на одну определенную форму роста
рабочего движения и социализма, забыли про е,е односторонность,
побоялись увидеть ту крутую ломку, которая в силу объектив-
ных условий стала неизбежной, и продолжали твердить простые,
заученные, на первый взгляд бесспорные истины...» '.

Особое значение диалектика, учащая политической гибкости,
тонкому и многостороннему анализу действительности, по Лени-
ну, приобретает в исторические периоды крупных социальных из-
менений, революций. Далее, именно диалектика учит антидогма-
тизму, умению быть самокритичным, признавать и исправлять
свои и чужие политические ошибки и просчеты — а без этого,
по Ленину, невозможно честное представительство какой-либо
партией своего класса 2. Одной из наиболее частых ошибок, при-
сущих революционным партиям и теоретикам революционного
направления, В. И. Ленин считал неразличение конкретно-
исторического и всемирно-исторического подходов в анализе
текущей социальной жизни, в определении политической линии.
«...В вопросе практической политики ссылаться на всемирно-
исторический масштаб есть теоретическая неверность самая во-
пиющая» 3.

На какие же стороны диалектического метода особое внимание
обращал В. И. Ленин? Наиболее высоко в диалектической тради-
ции он оценивает концепцию единства и борьбы противоположно-
стей. Понимание жизни, движения, развития как исходящего из
единства и борьбы противоположных начал в самом развивающем-
ся и существующем — главный тезис диалектического метода. Не-
что единое, раздваиваясь в себе самом, выделяет свои противопо-
ложные начала, они вступают в борьбу, и начинается развитие,
изменение, активная жизнь этого «единого».

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 87—88.

2 См. там же. С. 40—41.

3 Там же. С. 40.


В. И. Ленин видит в этом простом положении объяснение
«источника движения» — и именно пониманием источника дви-
жения, по Ленину, различаются между собой принятые в науке,
культуре и философии концепции развития. Либо единство и борь-
ба противоположностей, либо «плоская идея эволюции».

В. И. Ленин имеет в виду прежде всего развитие общества.
В этом случае абстрактный философский тезис расшифровывает-
ся вполне конкретно, становится точным нормативом для анализа
общественных процессов. Однако, конечно, вовсе не единствен-
ным нормативом. В. И. Ленин, изучая Гегеля, обращает внимание
на необходимость максимальной гибкости понятий, на то, что вся-
кое понятие несколько «огрубляет» действительность (оно только
приблизительный, частичный образ бесконечно сложной реально-
сти). Обнаружение главных противоположностей, их борьбы и
развития этой борьбы (это называется разворачиваыием проти-
воречий) дает исследователю вовсе не всю картину исторической
реальности, а только ее скелет, главное направление, основные
моменты. Или, иными словами, это только нечто абстрактное, а
всесторонний, конкретный анализ, учет всех сторон и сложных
отношений, связей развивающегося «нечто» дает его конкретную,
то есть относительно полную, законченную картину.







Date: 2015-05-05; view: 549; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию