Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Освобождение индивида. Решение проблемы свободы
Согласно материалистическому пониманию истории, процесс освобождения индивидов от давящих на них обстоятельств и условий жизни, а также от собственной ограниченности и несво- боды осуществляется по объективным историческим законам. Эти законы результируются из единичных попыток людей «устроить свою судьбу», добиться чего-то лучшего. За счет индивидуальных обретений и потерь накапливается сила и могущество человечества: развиваются промышленность, экономика, торговля, культура. Складывается мировой рынок. А это означает, что социальное разделение труда капиталистического типа (наемный рабочий — капиталист) становится всемирным, пролетариат делается обще- мировым классом, а пролетарий, как таковой,— социальным ти- пом мирового значения. Могущество промышленности и рынка устраняет замкнутость и ограниченность национальных произ- водств, культур, цивилизаций. Люди, живущие в самых разных концах света, становятся социально однотипными, такими же про- летариями или буржуа, как и везде. И в рамках этой фунда- ментальной для капитализма ограниченности — основные классы, основные типы индивидов — происходит накопление результатов труда, предметов жизни и потребления, объективных возмож- ностей для саморазвития личности. Это и есть то, что подразуме- вает смысл слова «свобода». В данном типе устройства общества накопление «возможностей свободы» или благоприятных условий для саморазвития индивидов не касается всех членов общества одинаково. Это накопление осуществляется преимущественно на одном полюсе, в классе собственников. Они обладают привиле- гиями свободного саморазвития, что лишь иначе выражено на дру- гом полюсе — в виде отсутствия свободного саморазвития у про- летария. В той степени, в какой накопления условий свободы становятся большими, то есть чем более результативным ста- новится производство человечества (и материальное, и духовное), тем эффективнее может быть борьба пролетариата за обретение свободы, за уничтожение основ данного типа общественного уст- ройства — частной собственности и социального разделения труда. Однако борьба людей против физического, интеллектуального и социального уродования и порабощения, «на которое обречен ин- дивид существующими отношениями...» ', только на высоком уров- не развития общества обретает перспективу завершиться победой.
Таким образом, Маркс преобразует проблему освобождения человека в проблему исторического развития индивидов и обще- ства по пути к созданию коммунизма — «единственного общества,
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 434.
где самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой», где свобода саморазвития «обусловливается именно связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в эконо- мических предпосылках, отчасти в необходимой солидарности свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производитель- ных сил» '.
Но на что могут надеяться, к чему могут стремиться люди, жи- вущие в настоящее время — в условиях разделения труда, отчуж- дения, «частичные», «абстрактные», «случайные» индивиды (все эти термины употребляет Маркс для характеристики унижения и извращения «человеческого» начала в людях)? Достаточной ли программой жизни и деятельности является перспектива «универ- сального индивида» в будущем коммунистическом обществе? Этот вопрос не праздный. Философия, как и всякое мировоззрение, должна осветить смыслом, оправдать и направить практическую и духовную жизнь. Фактически речь идет о том, есть ли в фи- лософских идеях материалистического понимания истории, обос- новывающих движение общества к коммунизму, смысложизненное, моральное ядро?
Отдельному человеческому индивиду материалистическое по- нимание истории предлагает не только идеал универсального, все- сторонне развитого человека в будущем коммунистическом обще- стве. Люди — существа действующие, практические. Соответ- ственно коммунизм есть «действительное движение, которое унич- тожает теперешнее состояние» 2.
Это значит, что само пролетарское движение по мере его разви- тия и расширения есть непосредственный путь для преобразо- вания пролетариями не только внешних условий своего существо- вания, но и самих себя. Вторая сторона, естественно, менее замет- на сравнительно с первой, однако она столь же необходима. Пре- образование себя пролетариями есть уничтожение абстрактности, частичности, случайности по мере активного осознания и практи- ческого участия в изменении внешних обстоятельств, условий уг- нетения и порабощения людей. Чем глубже, универсальнее осу- ществляет пролетарское движение свою историческую миссию (уничтожение «теперешнего состояния»), тем, следовательно, значительнее возможности уничтожения индивидами, осуществ- ляющими это на практике, тех черт «случайности» и «абстракт- ности», которые наличествуют в их внутреннем мире, в личностном Я. Индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделения труда и частной собственности и основанного на ней ми- ропорядка и тем самым становится человеком, «выдавливающим из себя раба», человеком развивающимся.
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т. Т 2. С. 33.
Таким образом, общее решение философской проблемы смыс- ла жизни состоит в признании необходимости участия отдельно- го человека в коммунистическом движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и преобразования собственной человеческой природы. Но это именно общее, прин- ципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утеше- ния» задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию весьма и весьма далеко.
В работах 1845 —1847 годов это общефилософское решение конкретизируется. Наиболее подробно оно рассматривается в «Немецкой идеологии». Выделим самое существенное. Преодоле- ние социального разделения труда, отчуждения, господства част- ной собственности возможно для коммунистически ориентирован- ного индивида как результат, во-первых, сознательного стрем- ления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер деятельности, к сколь можно более разностороннему общению, смене социальных видов деятельности и т. д.; во-вторых, радикаль- ного «выхода» из сферы частнособственнических стимулов и ме- ханизмов жизнеустройства, неприятия всей «старой мерзости».
Такая перспектива индивидуального развития не имеет, есте- ственно, ничего общего с философской моралистикой, ограничи- вающейся моральными призывами и утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей в убожестве окружающего» '. Марксистская философия не следу- ет образцам ни философской, ни религиозной моралистики. Ее этическая позиция состоит в признании единства практического социального преобразования бесчеловечного мира и самопреоб- разования действующих, активных индивидов в универсально раз- витые, свободные личности. Одно подразумевает другое. Конечно, для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются ограниченными. В философии Маркса нет иллю- зий примирения с такой действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания ограниченности всякой налич- ной исторической ситуации, заключенных в ней потенций свобо- ды и универсального развития индивидов.
В политико-экономических трудах (первые варианты «Капи- тала») Маркс указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда и, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе про- летариата, рост «свободного времени». Это. четкий философско- научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.
Преодолевая собственную природу со свойственными ей ус- реднениями и ограничениями, достигая понимания собственной
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.
всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий пре- вращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой со- циальной ограниченности.
3.
Date: 2015-05-05; view: 507; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|