Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освобождение индивида. Решение проблемы свободы





Согласно материалистическому пониманию истории, процесс
освобождения индивидов от давящих на них обстоятельств и
условий жизни, а также от собственной ограниченности и несво-
боды осуществляется по объективным историческим законам. Эти
законы результируются из единичных попыток людей «устроить
свою судьбу», добиться чего-то лучшего. За счет индивидуальных
обретений и потерь накапливается сила и могущество человечества:
развиваются промышленность, экономика, торговля, культура.
Складывается мировой рынок. А это означает, что социальное
разделение труда капиталистического типа (наемный рабочий —
капиталист) становится всемирным, пролетариат делается обще-
мировым классом, а пролетарий, как таковой,— социальным ти-
пом мирового значения. Могущество промышленности и рынка
устраняет замкнутость и ограниченность национальных произ-
водств, культур, цивилизаций. Люди, живущие в самых разных
концах света, становятся социально однотипными, такими же про-
летариями или буржуа, как и везде. И в рамках этой фунда-
ментальной для капитализма ограниченности — основные классы,
основные типы индивидов — происходит накопление результатов
труда, предметов жизни и потребления, объективных возмож-
ностей для саморазвития личности. Это и есть то, что подразуме-
вает смысл слова «свобода». В данном типе устройства общества
накопление «возможностей свободы» или благоприятных условий
для саморазвития индивидов не касается всех членов общества
одинаково. Это накопление осуществляется преимущественно на
одном полюсе, в классе собственников. Они обладают привиле-
гиями свободного саморазвития, что лишь иначе выражено на дру-
гом полюсе — в виде отсутствия свободного саморазвития у про-
летария. В той степени, в какой накопления условий свободы
становятся большими, то есть чем более результативным ста-
новится производство человечества (и материальное, и духовное),
тем эффективнее может быть борьба пролетариата за обретение
свободы, за уничтожение основ данного типа общественного уст-
ройства — частной собственности и социального разделения труда.
Однако борьба людей против физического, интеллектуального и
социального уродования и порабощения, «на которое обречен ин-
дивид существующими отношениями...» ', только на высоком уров-
не развития общества обретает перспективу завершиться победой.

Таким образом, Маркс преобразует проблему освобождения
человека в проблему исторического развития индивидов и обще-
ства по пути к созданию коммунизма — «единственного общества,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 434.


где самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть
фразой», где свобода саморазвития «обусловливается именно
связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в эконо-
мических предпосылках, отчасти в необходимой солидарности
свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере
деятельности индивидов на основе имеющихся производитель-
ных сил» '.

Но на что могут надеяться, к чему могут стремиться люди, жи-
вущие в настоящее время — в условиях разделения труда, отчуж-
дения, «частичные», «абстрактные», «случайные» индивиды (все
эти термины употребляет Маркс для характеристики унижения
и извращения «человеческого» начала в людях)? Достаточной ли
программой жизни и деятельности является перспектива «универ-
сального индивида» в будущем коммунистическом обществе? Этот
вопрос не праздный. Философия, как и всякое мировоззрение,
должна осветить смыслом, оправдать и направить практическую
и духовную жизнь. Фактически речь идет о том, есть ли в фи-
лософских идеях материалистического понимания истории, обос-
новывающих движение общества к коммунизму, смысложизненное,
моральное ядро?

Отдельному человеческому индивиду материалистическое по-
нимание истории предлагает не только идеал универсального, все-
сторонне развитого человека в будущем коммунистическом обще-
стве. Люди — существа действующие, практические. Соответ-
ственно коммунизм есть «действительное движение, которое унич-
тожает теперешнее состояние» 2.

Это значит, что само пролетарское движение по мере его разви-
тия и расширения есть непосредственный путь для преобразо-
вания пролетариями не только внешних условий своего существо-
вания, но и самих себя. Вторая сторона, естественно, менее замет-
на сравнительно с первой, однако она столь же необходима. Пре-
образование себя пролетариями есть уничтожение абстрактности,
частичности, случайности по мере активного осознания и практи-
ческого участия в изменении внешних обстоятельств, условий уг-
нетения и порабощения людей. Чем глубже, универсальнее осу-
ществляет пролетарское движение свою историческую миссию
(уничтожение «теперешнего состояния»), тем, следовательно,
значительнее возможности уничтожения индивидами, осуществ-
ляющими это на практике, тех черт «случайности» и «абстракт-
ности», которые наличествуют в их внутреннем мире, в личностном
Я. Индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения,
разделения труда и частной собственности и основанного на ней ми-
ропорядка и тем самым становится человеком, «выдавливающим из
себя раба», человеком развивающимся.

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т. Т 2. С. 33.


Таким образом, общее решение философской проблемы смыс-
ла жизни состоит в признании необходимости участия отдельно-
го человека в коммунистическом движении как предпосылки
уничтожения существующих условий жизни и преобразования
собственной человеческой природы. Но это именно общее, прин-
ципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утеше-
ния» задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию
весьма и весьма далеко.

В работах 1845 —1847 годов это общефилософское решение
конкретизируется. Наиболее подробно оно рассматривается в
«Немецкой идеологии». Выделим самое существенное. Преодоле-
ние социального разделения труда, отчуждения, господства част-
ной собственности возможно для коммунистически ориентирован-
ного индивида как результат, во-первых, сознательного стрем-
ления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер
деятельности, к сколь можно более разностороннему общению,
смене социальных видов деятельности и т. д.; во-вторых, радикаль-
ного «выхода» из сферы частнособственнических стимулов и ме-
ханизмов жизнеустройства, неприятия всей «старой мерзости».

Такая перспектива индивидуального развития не имеет, есте-
ственно, ничего общего с философской моралистикой, ограничи-
вающейся моральными призывами и утешениями, капелькой
«целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей
в убожестве окружающего» '. Марксистская философия не следу-
ет образцам ни философской, ни религиозной моралистики. Ее
этическая позиция состоит в признании единства практического
социального преобразования бесчеловечного мира и самопреоб-
разования действующих, активных индивидов в универсально раз-
витые, свободные личности. Одно подразумевает другое. Конечно,
для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной
исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и
мира являются ограниченными. В философии Маркса нет иллю-
зий примирения с такой действительностью, приятия ее. Напротив,
она исходит из ясного понимания ограниченности всякой налич-
ной исторической ситуации, заключенных в ней потенций свобо-
ды и универсального развития индивидов.

В политико-экономических трудах (первые варианты «Капи-
тала») Маркс указывает на реальную базу повышения степени
свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда
и, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе про-
летариата, рост «свободного времени». Это. четкий философско-
научный прогноз, основанный на объективных экономических
и исторических исследованиях.

Преодолевая собственную природу со свойственными ей ус-
реднениями и ограничениями, достигая понимания собственной

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.


всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий пре-
вращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех
сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист,
должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой со-
циальной ограниченности.

3.

Date: 2015-05-05; view: 468; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию