Об опасности вульгаризации марксистской философии
После смерти Маркса научная деятельность Энгельса была во многом сконцентрирована на подготовке и издании незакончен- ных томов «Капитала», а также на теоретическом анализе про- блем и достижений массового рабочего движения и деятельности социал-демократических партий. В огромной переписке Энгельса с лидерами социал-демократов различных стран, с рядовыми марк- систами, учеными и начинающими изучать теорию Маркса был выделен цикл писем — так называемые «Письма об историческом материализме». Они имеют особую ценность; к ним активно обра- щаются и приверженцы, и враги марксизма в XX столетии.
Значение цикла писем Энгельса о материалистическом пони- мании истории (конец 80 — начало 90-х годов) определено тем, что в них Энгельс выступил с критикой начинавшегося в то время процесса вульгаризации и упрощения учения Маркса, и особенно его философских оснований.
Вульгарные искажения марксизма в начале 90-х годов только еще набирали силу. Тем не менее Энгельс точно определил даль- нейшую тенденцию этого процесса и показал опасность вульга- ризации. Главное искажение состояло в преувеличении значения
экономической основы в структуре и развитии общества («эко- номический детерминизм»). Экономическое развитие общества понималось как однозначно определенный процесс. Историче- ский прогноз о коммунистическом преобразовании истолковывал- ся как точное предсказание, неизбежное осуществление которого не зависит от тех, кто борется «за» или «против» него. Равным об- разом к экономическим интересам и классовым пристрастиям сводили всякое проявление духовной жизни и культуры.
Как показал Энгельс, материализм в философии никоим об- разом не сводится к «экономическому детерминизму», поскольку Маркс исходной силой и субъектом истории признавал людей, в практической деятельности которых созидаются все историче- ские возможности, экономические отношения и социальные нравы. Поэтому все области деятельности людей тесно связаны между со- бой, всякое историческое явление само является активным фак- тором, воздействующим на все остальное. «Мы делаем нашу историю сами,— пишет Энгельс в письме к И. Блоху (сентябрь 1890 года),— но, во-первых, мы делаем ее при весьма определен- ных предпосылках и условиях... Во-вторых, история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столк- новений множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств... Каждая воля участвует в равнодей- ствующей и постольку включена в нее» '.
Энгельсу пришлось доказывать, что марксистская теория не отрицает влияния государства, права, идеологии на исторический процесс; что марксистская философия истории не должна исполь- зоваться как отмычка для понимания отдельных событий, а, как всякая философия, интерпретирует общие тенденции развития человечества.
Между тем развитие марксизма вступило в новую фазу — ши- рокого распространения, усиления влияния в разных странах и на различные области культуры.
4.
Date: 2015-05-05; view: 979; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|