Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалистическая идея практики





В чем же состояла принципиальная новизна философских
идей Маркса? Как неоднократно поясняли основоположники марк-
сизма, домарксовский философский материализм (в том числе и
фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости чело-
века, его практической и познавательной деятельности от природы.
Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не
является нейтральным носителем «чистого самосознания», или
«духа». В «Экономическо-философских рукописях 1844 года»
Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной
(социальной) сущности человека. Развитие этой мысли определило
направление, в котором Маркс преобразовывает материализм.


Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь
людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность,
носит преимущественно практический характер. Человек не про-
сто «находится» в природе, а практически преобразовывает, из-
меняет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил, что
трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно
человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута,
искажена. Отчужденный труд является проклятием, утратой чело-
веческой сущности. Поэтому философам — и материалистам, и
идеалистам — подлинно человеческим в человеке всегда казалось
только духовное начало, относящееся к высшим формам творчества
и культуры. Практическая же жизнь людей третируется как что-то
грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и выс-
шим философским ценностям.

В действительности именно труд как преобразование природы
и активное одновременное преобразование людьми своих собст-
венных общественных отношений и составляет бытие человека в
обществе. Таким образом, практика является наиболее глубинной
основой и характеристикой человеческого мира.

Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в
том, что практика исходна и первична по отношению ко всему
духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики
проявлениях. Практика носит общественный характер, ее нет вне
общения и связей между людьми. Практика — исторична, она сос-
тоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств
и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку
люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в «чистом
мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то,
что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть
различные предметы. Соответственно все виды сознания людей
включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом раз-
вития практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отража-
ют только то, что так или иначе уже вошло в разряд практиче-
ских проблем. И именно в исторической практике в конечном счете
и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся
мыслителям исключительно делом просвещенного философского
разума. Соответственно теоретик только в практическом воплоще-
нии, в содействии или противодействии историческому развитию
практической сферы, действительной жизни людей может обосно-
вать правильность, истинность, плодотворность своих взглядов.
Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия
главного положения материализма. Материализм был распростра-
нен на область общественных явлений, общественной жизни.
Практическая деятельность людей — преобразование природного
мира (производство) и преобразование людьми самих себя —
является основой изменений в духовном творчестве, культуре,
искусстве, философии и т. д. Это глобальное философское


обобщение. Оно утверждается в масштабе всей всемирной истории,
для всех времен и народов. Бытие людей, практика рассматри-
ваются здесь как явление всемирно-историческое. Соответственно
духовная культура, творчество, сознание общества берутся в объе-
ме общечеловеческом.







Date: 2015-05-05; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию