Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Устранение отчуждения. Универсальный человек
Процесс, обратный отчуждению,— присвоение человеком соб- ственной подлинной человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными преобразованиями, с «общечело- веческой эмансипацией», с тем освобождением, которое в своей
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 117. 2 Там же. С. 120.
основе имеет уничтожение отчужденного труда. «Предположим, что мы производили бы как люди» ',— начинает Маркс одно из рас- суждений о таком общественном устройстве. Что будет, если чело- век начнет «производить как человек», то есть не подневольно, не ради куска хлеба, денег, рынка, государства и т. п.? Это означает, по Марксу, что самое существенное в человеке — его «родовая сущность» — получит свободное развитие. Или, другими словами, труд превратится в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших личностных сторон; в такую свободную деятельность, о которой в мире отчуждения отдаленно намекают только детские игры или творческие профессии.
Характеристика «присвоения» человеком собственной сущно- сти, или превращения труда из принудительного в «человеческий», рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по присвоению предмета труда и его результа- та; б) по присвоению или освобождению самой деятельности;
в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»;
г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самой деятельности.
Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свобод- ную самореализацию человека означает и полное «переворачи- вание» и человека, и его отношения к природе и другим людям. Маркс создает грандиозную по гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с ее, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а «по зако- нам красоты». Внутренняя природа самого человека также пре- образуется — вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляет- ся человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо», художественно развитый «глаз» и т. д.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков идеальный фило- софский образ, рисующийся Марксу в качестве «ядра» комму- нистического идеала. Маркс называет его «законченным натура- лизмом», или «законченным гуманизмом». Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и не- избежна, но еще недостаточна для присвоения людьми человече- ской сущности.
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 35.
Date: 2015-05-05; view: 523; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|